Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Три теории ФрейдаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Микаэл Балинт
Тот факт, что в течение многих лет Фрейд придерживался трех взаимоисключающих точек зрения относительно наиболее примитивных отношений индивида и окружающей среды, кажется весьма курьезным, однако его легко проверить. Самая ранняя теория была сформулирована в работе Три очерка по теории сексуальности, впервые опубликованной в 1905 году, и оставалась неизменной во всех поздних изданиях книги, хотя именно эту работу и еще Толкование сновидений, Фрейд оставил открытыми для последующей корректировки - он перерабатывал их и вносил поправки с каждым новым переизданием, фиксируя находки, пополнявшие его багаж за те годы, что проходили с предыдущего издания. Довольно странно, что этот пассаж появился в последнем параграфе третьего и заключительного эссе, подзаголовок которого на немецком языке выглядит так: Die Objektfindung 1), - замечательная выразительная фраза, перевод которой на английский выглядит довольно неуклюже: 'The Finding of an object'(Обнаружение объекта) (Standard Edition, VII, p. 222) Фрейд писал: "Когда самое первое удовлетворение было связано с принятием пищи, сексуальное влечение имело сексуальный объект вне собственного тела ребенка, в материнской груди. Позже оно лишилось его, может быть как раз тогда, когда у ребенка появилась возможность получить общее представление о лице, которому принадлежит доставляющий ему удовлетворение орган. Обыкновенно половое влечение становится тогда аутоэротичным, и только по преодолении латентного периода снова восстанавливается первоначальное отношение. Не без веского основания сосание ребенком груди матери стало прообразом всяких любовных отношений. Обретение объекта представляет собой в сущности вторичную встречу."2) (Курсив мой) Я бы добавил два замечания по поводу английского перевода, в других отношениях превосходного. Последняя фраза на немецком языке выглядит по-настоящему прекрасно: 'Die Objektfindung ist eigentlich eine Wiederfindung'. Английский вариант является бледной калькой убедительного и категоричного оригинала на немецком. Следующий вариант перевода, несколько вольный, хотя и не представляется вполне корректным, по-моему, находится ближе к истине: "Всякое открытие объекта представляет собой, в сущности, повторное открытие". Другое мое замечание касается упоминания о точке отсчета. В тексте Фрейда это передано посредством выражения anfanglichste Sexualbefriedigung, которое несравненно более выразительно, чем корректный, в других отношениях, перевод на английский: "первое начало сексуального удовлетворения"; возможно, более верным переводом был бы такой вариант: "самое первое удовлетворение"3). Как уже было упомянуто, этот отрывок остался без изменений, однако в 1915 году Фрейд добавил примечание, для того чтобы привлечь внимание к своему открытию дополнительного, а именно нарциссического способа нахождения объекта. То, что Фрейд в течение многих лет, последовавших после появления психоаналитической теории нарциссизма, не намеревался отказываться от идеи первичных объектных отношений в пользу первичного нарциссизма, представляется очевидным. В качестве доказательства этого утверждения я приведу два отрывка из его работ этого периода. Один отрывок взят из Двадцать первой лекции Лекций по введению в психоанализ, которые, как мы знаем, в последний раз были прочитаны в 1916-17 годах и опубликованы впервые в 1916 и 1917. Во-первых, Фрейд указывал на то, что у некоторых компонентов сексуального инстинкта, таких, например, как садизм, скопофилия и любопытство, с самого начала есть объект. "Другие, - продолжает он, - более явно связанные с определенными эрогенными зонами, имеют объект лишь в начале, пока они выполняют несексуальные функции, и отказываются от него, когда освобождаются от этих функций."4) Он упоминает здесь исключительно оральный компонент влечения; затем он утверждает: "Оральное влечение становится аутоэротическим, каковыми анальный и другие эрогенные влечения являются с самого начала. Дальнейшее развитие имеет, коротко говоря, две цели: во-первых, отказаться от аутоэротизма, снова заменить объект собственного тела на посторонний, и, во-вторых, объединить различные объекты отдельных влечений, заменив их одним объектом" (Standard Edition, XVI, pp. 328-329)5). Другой отрывок взят из статьи Фрейда о психоанализе в Handworterbuch der Sexualwissenschaft М. Маркузе (M. Marcuse), - стоит обратить внимание на то, что это отрывок из параграфа, который называется "Процесс нахождения объекта". "В первую очередь оральный компонент влечения находит удовлетворение, прикрепившись к чувству насыщения пищей, а его объектом является материнская грудь. Затем он открепляется, становится независимым и в то же время аутоэротическим, то есть обретает объект в собственном теле ребенка" (Standard Edition, XVII, p. 234. Курсив оригинала). Нам известно, что эта статья была написана в 1922 году, как раз перед самым Берлинским конгрессом, последним, в котором Фрейд принимал участие, представив свои новые идеи о структуре психики, легшие в основу направления, которое теперь называют Эго-психологией. Тем не менее, как подтверждает упомянутый выше отрывок, он не отказался от идеи первичного объектного отношения. Две другие теории, касающиеся наиболее примитивных отношений индивида со средой, впервые были опубликованы в его работе " Введение в нарциссизм" в 1914 году, хотя в публикациях предшествующих лет появились отдельные фрагменты наиболее ранней концепции6). Положения этой, более ранней теории, были заявлены довольно категорично, без каких-либо разъяснений, в работе, опубликованной в 1914 году. В первом разделе этой работы Фрейд так сформулировал вопрос: "как относится [нарциссизм]7), о котором здесь идет речь, к аутоэротизму, описанному нами как [ некая ]8) ранняя стадия либидо?" Он предложил следующий ответ: "я намечу следующее совершенно неизбежное предположение, что единство личности Я не имеется с самого начала у индивида: ведь Я должно развиться, тогда как аутоэротические влечения первичны; следовательно, к аутоэротизму должно присоединится еще кое-что, еще какие-то новые переживания для того, что бы мог образоваться [нарциссизм]"9) (Standard Edition, XIV, pp. 76-77. Курсив мой). Кроме того, от Эрнеста Джонса мы узнаем (Jones, Sigmund Freud, II, p. 304), что 10 ноября 1909 года на собрании Венского психоаналитического объединения, впервые, когда упоминание Фрейда о "нарциссизме" было запротоколировано, он вкладывал в этот термин именно то значение, которое было упомянуто выше. Фрейд заявил: "Нарциссизм был необходимой промежуточной фазой на отрезке развития от аутоэротизма к аллоэротизму". Это вполне согласуется с отрывком из анализа Шребера (Standard Edition, XII, pp. 60-61. Курсив мой). "Недавние исследования направили наше внимание на стадию в развитии либидо, которую оно проходит, проделывая путь от аутоэротизма к объектной любви. Этой стадии было присвоено имя нарциссизм… Эта промежуточная фаза между аутоэротизмом и объектной любовью, возможно, является в норме неизбежной; но, видимо, многие люди задерживаются необычно долго на этой стадии, а многие ее черты переносятся ими в поздние стадии развития". Этот отрывок, опубликованный в 1911 году, кстати, представляет собой третий случай использования Фрейдом термина "нарциссизм" в печати. Второй был в работе о Леонардо, к первому случаю использования этого термина мы вернемся позже. Я намерен обсудить здесь два момента. Во-первых, в этих отрывках описание Фрейда недвусмысленно. Наиболее примитивной формой взаимодействия индивида с окружающей средой является аутоэротизм. Он сменяется стадией нарциссизма, из которой впоследствии развиваются объектные отношения. Очевидно, этот путь развития ведет к тому типу выбора объекта, который позже в работе "О нарциссизме" назван нарциссическим. Такой вариант развития должен рассматриваться как альтернативный или параллельный тому, что был описан ранее - в Трех очерках и в других его работах, цитируемых выше - тому, который начинается с первичного объектного отношения и ведет к выбору объекта, который Фрейд назвал анаклитичным10). Во-вторых, в только что упомянутых отрывках Фрейд утверждает, что нарциссизм по существу и происхождению является вторичным феноменом - "промежуточной фазой". Еще раз процитирую: " к аутоэротизму должно присоединится еще кое-что, еще какие-то новые переживания для того, что бы мог образоваться [нарциссизм]" Заметьте, что в этом утверждении отсутствует какое бы то ни было определение. Это вызывает еще большее удивление, если учесть, что данный отрывок взят из двух абзацев, следующих сразу же за пассажем, в котором Фрейд впервые11) привел свою знаменитую метафору амебы: " Таким образом у нас создается представление о том, что первично либидо концентрируется на собственном Я, а впоследствии часть его переносится на объекты; но по существу это переход либидо на объекты не окончательный процесс, и оно все же продолжает относится к охваченным им объектам как тело маленького протоплазматического существа связано с псевдоподиями""12) (Standard Edition, XIV, p. 76). Я должен буду вернуться к обсуждению этого противоречия несколько позже, после изложения третьей теории Фрейда. Примечательно, что в работе "О нарциссизме", в которой представлена эта теория, не содержится четкого описания первичного нарциссизма. Однако общеизвестно, что первичный нарциссизм стал нормативной теорией для объяснения наиболее примитивных отношений индивида с внешним миром, и что Фрейд неоднократно ссылался на нее в своих более поздних работах. Более того, эта теория совсем не претерпела изменений за последующие двадцать пять лет активной работы Фрейда. Для доказательства этого позвольте мне привести две цитаты. Одна взята из предисловия к его Трем очеркам, к третьему изданию этой работы, вышедшему в 1915 году: "Нарциссичное или Эго-либидо, видимо, является огромным резервуаром, из которого объектные катексисы посылаются вовне, и в который они затем отводятся обратно; нарциссический либидинозный катексис Эго суть исходное состояние вещей, реализующееся в самом раннем детстве, он просто скрыт за более поздним вытеснением либидо, но в самых основах, продолжает существовать за ними". (Standard Edition, VII, p. 218) Другой отрывок взят из последней незаконченной работы Фрейда Очерк психоанализа, написанной в 1938 и 1939 годах, из второй главы, с подзаголовком "Теория инстинктов": "Трудно что-либо сказать о том, как ведет себя либидо в Ид и в Супер-Эго. Все, что мы знаем, относится к Эго, в котором помещается целостная часть либидо, открытая доступу. Мы называем это состояние абсолютным, первичным нарциссизмом. Так продолжается до тех пор, пока Эго не начинает катектировать либидо в идеи объектов; трансформировать нарциссическое либидо в объектное либидо. В течение всей жизни Эго остается величайшим резервуаром, из которого либидинозный катексис посылается объектам и в который он однажды возвращается, - так амеба обращается со своими псевдоподиями. Только когда субъект полностью поглощен чувством любви, основная часть либидо перенесена на объект и объект, до некоторой степени, занимает место Эго". (Standard Edition, XXIII, pp. 150-151. Курсив мой.), Приведенная здесь собственная формулировка Фрейда стала официальной версией этого определения, которая преподается во всех психоаналитических институтах по всему свету. Date: 2015-08-07; view: 348; Нарушение авторских прав |