Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имманенты, как соратники Маха и Авенариуса





Говоря об эмпириокритицизме, мы не могли избежать неоднократных ссылок на фи­лософов так называемой имманентной школы, главными представителями которой яв­ляются Шуппе, Леклер, Ремке и Шуберт-Зольдерн. Необходимо рассмотреть теперь от­ношение эмпириокритицизма к имманентам и сущность философии, проповедуемой последними.

Мах писал в 1902 году: «... В настоящее время я вижу, как целый ряд философов, по­зитивистов, эмпириокритиков, сторонников имманентной философии, как и очень не­многих естествоиспытателей, не зная ничего друг о друге, начал пробивать новые пути, которые при всех индивидуальных различиях сходятся почти в одном пункте» («Ана­лиз ощущений», стр. 9). Здесь, во-первых, надо отметить на редкость правдивое при­знание Маха, что очень немногие естествоиспытатели принадлежат к сторонникам яко­бы «новой», на деле очень старой, юмистско-берклианской философии. Во-2-х, чрезвы­чайно важен взгляд Маха на эту «новую» философию, как на широкое течение, в кото­ром имманенты стоят наравне с эмпириокритиками и позитивистами. «Таким образом раскрывается, — повторяет Мах в предисловии к русскому переводу «Анализа ощуще­ний» (1906 г.), — одно общее движение» (стр. 4)... «Очень близок я, — говорит в дру­гом месте Мах, — к последователям имманентной философии... Я не нашел в этой кни­ге («Очерк теории познания и логики» Шуппе) ничего, с чем я охотно не согласился бы, сделав — самое большее — незначительные поправки» (46). Шуберта-Зольдерна


ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ__________________________ 219

Мах тоже считает идущим «очень близкими путями» (стр. 4), а Вильгельму Шуппе да­же посвящает свой последний и сводный, так сказать, философский труд: «Познание и заблуждение».

Другой основоположник эмпириокритицизма, Авенариус, писал в 1894 году, что его «радует» и «ободряет» сочувствие Шуппе эмпириокритицизму и что «различие» (Differenz) между ним и Шуппе «может быть, существует только временно» (vielleicht nur einstweilen noch bestehend). Наконец, И. Петцольдт, учение которого В. Лесевич считает последним словом эмпириокритицизма, прямо провозглашает вождями «ново­го» направления именно трощу: Шуппе, Маха и Авенариуса («Einführung in die Philosophie der reinen Erfahrung», Bd. II, 1904, S. 295", и «D. Weltproblem», 1906, S. V и 146). При этом Петцольдт решительно восстает против Р. Вилли («Einf», II, 321) — едва ли не единственного видного махиста, который устыдился такой родни, как Шуп­пе, и старался принципиально отгородиться от него, за что ученик Авенариуса получил от дорогого учителя замечание. Авенариус написал вышеприведенные слова о Шуппе в своем примечании к статье Вилли против Шуппе, причем добавил, что критика Вилли «вышла, пожалуй, интенсивнее, чем было нужно» («Viertljsehr. f. w. Ph.», 18. Jahrg., 1894, S. 29; здесь же статья Вилли против Шуппе).

Познакомившись с оценкой имманентов эмпириокритиками, перейдем к оценке эм-пириокритиков имманентами. Отзыв Леклера в 1879 г. мы уже отметили. Шуберт-Зольдерн в 1882 году прямо отмечает свое «согласие» «частью с Фихте старшим» (т. е. с знаменитым представителем субъективного идеализма, Иоганном Готлибом Фихте, у которого был такой же неудачный

* «Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie», 1894, 18. Jahrg., Heft I, S. 29 («Трехмесячник Научной Философии», 1894, 18-ый год изд., тетрадь 1, стр. 29. Ред.).

— «Введение в философию чистого опыта», т. II, 1904, стр. 295. Ред.

*** — «Das Weltproblem von positivistischem Standpunkte aus», 1906, S. V и 146 («Проблема мира с по­зитивистской точки зрения», 1906, стр. V и 146). Ред.


220__________________________ В. И. ЛЕНИН

философский сынок, как и у Иосифа Дицгена), затем «с Шуппе, Леклером, Авенариу­сом и частью Ремке», причем с особенным удовольствием цитируется Max («Erh. d. Arb.») против «естественноисторической метафизики» — так называют все реакци­онные доценты и профессора в Германии естественноисторический материализм. В. Шуппе в 1893 году, после выхода «Человеческого понятия о мире» Авенариуса, при­ветствовал это сочинение в «Открытом письме к Р. Авенариусу», как «подтверждение наивного реализма», защищаемого, дескать, и самим Шуппе. «Мое понимание мышле­ния, — писал Шуппе, — прекрасно сходится с вашим (авенариусовским) «чистым опы­том»». Затем, в 1896 г. Шуберт-Зольдерн, подводя итоги тому «методологическому направлению в философии», на которое он «опирается», ведет свою родословную от Беркли и Юма через Ф. А. Ланге («с Ланге датирует собственно начало нашего направ­ления в Германии») и далее Лааса, Шуппе и К0, Авенариуса и Маха, из неокантианцев Риля, из французов Ш. Ренувье и т. д.. Наконец, в программном «Введении», напе­чатанном в первом номере специального философского органа имманентов, наряду с объявлением войны материализму и выражением сочувствия Шарлю Ренувье, читаем: «Даже в лагере самих естествоиспытателей поднимаются уже голоса единичных есте­ствоиспытателей, чтобы проповедовать против растущего самомнения их товарищей по специальности, против нефилософского духа, овладевшего естественными науками. Таков, например, физик Мах... Повсюду приходят в движение свежие силы и работают над тем, чтобы

* — «Die Geschichte und die Wurzel des Satzes von der Erhaltung der Arbeit» («Принцип сохранения ра­боты, история и корень его»). Ред.

Dr. Richard von Schubert-Soldern. «Über Transcendenz des Objects und Subjects», 1882, S. 37 и § 5. Ср. его же: «Grundlagen einer Erkenntnistheorie», 1884, S. 3 (Д-р Рихард фон Шуберт-Зольдерн. «О трансцен­дентности объекта и субъекта», 1882, стр. 37 и § 5. Ср. его же: «Основы теории познания», 1884, стр. 3. Ред.).







Date: 2015-08-07; view: 366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию