Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
CОДЕРЖАНИЕ 10 page
В соответствии со вторым направлением интеграция национальной статистики с международной может быть осуществлена на основе приспособления уже существующего национального статистического стандарта к международному. Интеграция отечественной статистики с международной предполагает последовательную гармонизацию основных понятий, определений, классификаций, методологии расчетов статистических показателей, методов сбора и обработки информации. Прошедшее десятилетие отличалось интенсивным процессом перехода государственной статистики России на международные стандарты с использованием различных принципов гармонизации отечественных и международных статистических инструментариев. Успешно внедряется система национальных счетов, призванная описать модель воспроизводства в условиях рыночного развития экономики. Работа по внедрению системы национальных счетов в статистическую практику Российской Федерации началась в 1991 г. Внедрение методологии СНС в России осуществляется по принципу последовательной детализации работ, начиная с расчетов основных, наиболее общих показателей счетов. Ежегодно разрабатываются основные счета СНС: счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования располагаемого дохода, счет использования скорректированного располагаемого дохода и счет операций с капиталом. Из счетов, рекомендованных в СНС-93, Госкомстат Российской Федерации не составляет финансовый счет, счет других изменений в активах и пассивах, счет переоценки, баланс активов и пассивов. Вместе с тем ведутся расчеты отдельных элементов финансового счета в части изменения финансовых активов и обязательств по отдельным секторам экономики. Другим направлением внедрения СНС-93 является разработка счетов по секторам экономики. С 1995 г. ежегодно строятся счета для секторов «домашние хозяйства», «государственные учреждения», «остальной мир». Начиная с расчетов за 1998 г., строятся счета секторов «нефинансовые предприятия», «финансовые учреждения», «некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства». Развиваются расчеты макроэкономических показателей национальных счетов, в первую очередь, показателя валового внутреннего продукта. Он рассчитывается на ежегодной основе тремя методами: производственным методом, методом использования и методом образования доходов. В соответствии с рекомендациями СНС-93 исчисляются также оперативные показатели национальных счетов. Госкомстат России ежеквартально рассчитывает показатели реального и номинального объема производства и конечного использования ВВП, формирования ВВП по доходам. Накопленный в России потенциал СНС позволяет ей активно участвовать в международных сравнениях, проводимых различными международными организациями. Тем самым реализуется идея интеграции статистики России с международной статистикой, позволяющей определить место и роль российской экономики в мировом экономическом сообществе. Дальнейшее развитие СНС в России определяется Программой развития Системы национальных счетов России за период до 2005 г., в соответствии с которой предусматривается осуществить совершенствование и повышение надежности счетов, которые уже внедрены в регулярную статистическую практику и данные которых систематически публикуются. Для этого предполагается проводить разработку и внедрение классификаторов, обеспечивающих построение национальных счетов в соответствии с международными стандартами; совершенствование методологии оценки экономических явлений, нерегистрируемых прямыми статистическими методами; совершенствование методологии расчета показателей с учетом условий российской экономики: влияния инфляции, изменения нормативно-законодательной базы на расчеты общеэкономических показателей и т.д. Внедрение СНС в статистическую практику России оказывает существенное влияние на реализацию второго принципа интеграции отечественной статистики с международной, поскольку процесс гармонизации отечественных стандартов с международными предполагает одновременную адаптацию их к потребностям СНС. С учетом этого основными направлениями работ по переходу на международные статистические стандарты являются: - совершенствование системы статистических показателей по отраслям статистики и их адаптация к потребностям СНС; - реорганизация методов статистического наблюдения в соответствии с требованиями международных статистических стандартов. Изменения в методах сбора, обработки, хранения и обмена информацией будут направлены на расширение применения методов выборочных статистических наблюдений при оптимальном их сочетании со сплошными обследованиями, переписями и т.п. для улучшения охвата, надежности и своевременности официальной статистической информации, а также создание и внедрение в статистическую практику стандартных экономико-статистических классификаций, отвечающих мировым стандартам и необходимых для проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровне. Построение системы стандартных экономико-статистических классификаций предусматривает: отмену устаревших, в первую очередь, общесоюзных классификаторов; пересмотр и модернизацию действующих общероссийских классификаторов; разработку ряда новых общероссийских классификаторов, необходимых для адекватного описания российской экономики и социальной сферы и перехода на методологию СНС. Процесс создания современной системы стандартных экономико-статистических классификаций идет по нескольким направлениям. Во-первых, внедряются новые основополагающие для экономики и социальной сферы классификации, построенные на основе статистических классификаций видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности Европейского союза. С 1 января 2003 г. взамен действующего ОКОНХ в практику статистической работы России вводится Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированный со статистической классификацией видов экономической деятельности Европейского союза (КДЕС/ПАСЕ). Ведутся работы по созданию Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), гармонизированного со Статистической классификацией продукции Европейского союза (СРА/KПЕС) и перечнем продукции Европейского союза (ПРОДКОМ/РRODKOM). Это обеспечит сравнимость данных о производстве, продаже, экспорте, импорте и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции методом товарных потоков для проведения анализа их движения и позволит проводить однозначное представление статистических данных в международные организации. Во-вторых, разрабатываются классификаторы для СНС. К ним относятся Общероссийский классификатор институциональных единиц по секторам экономики (ОКИСЭ) и Общероссийский классификатор функций государственных органов (ОКФГО). В-третьих, в целях обеспечения сопоставимости с международными классификациями и более полного отражения объектов статистического наблюдения, вносятся изменения и в остальные классификаторы: совершенствуется Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ); разрабатывается Классификатор нефинансовых экономических активов; создаются новые редакции Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОКОГУ) и других. Гармонизация методов организации статистических наблюдений и расчетов статистических показателей с международными статистическими стандартами и требованиями СНС осуществляется практически во всех отраслях статистики. В статистике промышленности, в связи с расширением границ производства в соответствии с требованием СНС, создана, по существу, новая методика учета общего объема продукции, работ и услуг, которая, помимо производства в традиционных видах деятельности, включает также производство продукции, работ и услуг в скрытой и неформальной видах деятельности. С учетом этого фактора ныне проводится работа по пересмотру методов расчета индекса физического объема. Особое внимание уделяется определению реальных параметров в сфере производства малых предприятий и индивидуального предпринимательства: дважды проведено сплошное обследование малых предприятий, организовано наблюдение за производством важнейших видов промышленной продукции наиболее крупными индивидуальными предпринимателями. Разработаны программа и инструментарий для проведения Всероссийской переписи индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации по итогам за 2002 г. Статистика цен одной из первых среди отраслевых статистик полностью перестроила свою методологию. Это связано с изменением содержания объекта статистического наблюдения: от планового ценообразования Россия со 2 января 1992 г. перешла к политике всеобщей либерализации цен. Основы современной методологии наблюдения за ценами, соответствующей новым условиям экономического развития России и международным стандартам, были заложены к концу 1991 г. С тех пор происходит систематическое совершенствование этой методологии с учетом международного опыта отслеживания ценовых процессов и особенностей экономической ситуации в России. Ключевым направлением построения системы цен в условиях бурного развития инфляционных процессов является единство методологических подходов при расчете уровня цен и индекса цен как в потребительском, так и в производственном секторах экономики. МВФ и другие международные организации отмечают большие достижения в разработке и внедрении методологии расчета индекса потребительских цен в России, которая, вместе с методологией расчета индекса цен Великобритании, стала наиболее прогрессивной в мире, а сама по себе является самой масштабной и всеобъемлющей среди остальных стран. В области статистики финансов в последние годы разработана оперативная система показателей, характеризующая финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Однако созданная система показателей статистики финансов требует проведения анализа на полноту охвата всех направлений статистики финансов и ее соответствие международным стандартам, таким как СНС-93, Руководство по Платежному балансу и др. Программой развития статистики финансов до 2005 г. предусматривается на основе совершенствования наблюдения за организациями сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, создать своевременную, регулярную и наиболее полную статистику финансов по этому сектору; разработать методологические рекомендации по организации статистического наблюдения о составе чистой прибыли и добавленной стоимости как основы для разработки программы выборочного обследования предприятий по данному вопросу. Статистика труда практически полностью перешла на международные стандарты. Внедрены понятия, разработаны показатели, сформированы источники информации о занятости и безработице. Разработан и используется в соответствии с международными технологиями главный источник информации о рабочей силе – обследование населения по проблемам занятости. Систематическое совершенствование программы опросного листа позволило получать основу для исчисления показателей о занятости в неформальном секторе экономики и неполной занятости в соответствии с нормами и требованиями МОТ. Разработаны и утверждены методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики на основе обследования населения по проблемам занятости, которые могут быть применимы как на федеральном, так и региональном уровнях. В соответствии с международными стандартами проводится обследование затрат на рабочую силу по предприятиям и организациям. Важным этапом в развитии статистики сельского хозяйства станет подготовка и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Эту перепись предполагается провести в соответствии с программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН и с учетом национальных особенностей организации сельского хозяйства в России. Проводится работа по совершенствованию статистики услуг, транспорта исвязи в соответствии с требованиями международных стандартов. За годы реформ в России создана и функционирует принципиально новая отрасль – статистика платных услуг. В ней основное внимание уделяется повышению качества статистического наблюдения за действующими видами рыночных услуг и разработке инструментария для изучения новых видов услуг. Проводятся работы по созданию статистики туризма. Комплексное статистическое наблюдение за состоянием отрасли «Туризм» предполагает разработку классификаций в сфере туризма и организацию на регулярной основе статистического наблюдения за численностью занятых в туризме, за деятельностью туристических фирм, занятых перевозками туристов на автомобильном транспорте, за деятельностью гостиниц, коллективных средств размещения, за развитием сети и оборота предприятий общественного питания, занятых обслуживанием туристов, за инвестициями в туризме и др. С учетом опыта ряда стран по построению сателлитных счетов туризма предполагается провести экспериментальные расчеты выпуска продукции отраслями экономики, составляющими туристский комплекс страны. В статистике транспорта перспективным направлением работы является разработка и внедрение с учетом международных стандартов обследований деловой активности. В первую очередь это касается отраслей грузового, автомобильного и воздушного транспорта, в которых существует ярко выраженная конкурентная среда. Среди отраслей транспорта наиболее эффективно происходит гармонизация отечественной статистики с международной в отрасли «Воздушный транспорт». Это обусловлено серьезными организационными изменениями объектов статистического наблюдения отрасли, проведенными в соответствии с требованиями ИКАО. В статистике связи особое внимание уделяется совершенствованию форм отчетности на основе внедрения показателей, отражающих новые явления в организации отрасли: развитие телекоммуникационных служб, сети Интернет, обеспечение населения мобильными телефонами и т.д. В статистике торговли основное внимание уделяется отражению в полном объеме деятельности субъектов малого предпринимательства, неформальной деятельности. В этих целях систематически совершенствуются обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле. Проводятся работы по реализации новых подходов к исчислению индекса – дефлятора оборота розничной торговли и индекса физического объема оборота оптовой торговли. Это позволит актуализировать действующую методику расчета выпуска, промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости по отраслям «Торговля». В статистике строительства особое внимание уделяется проведению конъюнктурных обследований, таких как обследование инвестиционной активности промышленных предприятий; обследование строительства на садовых и дачных участках, по результатам которого предполагается усовершенствовать методику затрат населения по частному строительству. Значительное развитие получила статистика доходов домашних хозяйств. С учетом рекомендаций Евростата осуществлено внедрение новой программы обследования бюджетов домашних хозяйств, совершенствуется процедура обработки итогов этого обследования на основе новых программных средств, позволяющих уточнять и развивать методы редактирования, взвешивания, импутации данных. Гармонизация российской статистической методологии со стандартами и методиками международных организаций с целью создания новой статистической системы, адаптированной к требованиям рыночной экономики, будет продолжена и станет важной предпосылкой информационной поддержки органов государственной власти при принятии взвешенных управленческих решений по развитию социально-экономической сферы России, а также интеграции страны в мировую экономику. ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И назначение системы 3.1. Система государственной статистики Система государственной статистики представляет собой сеть иерархически и функционально взаимосвязанных организаций, занимающихся сбором, разработкой и распространением статистических данных, характеризующих темпы и пропорции социально-экономического и демографического развития страны и ее положение в современном мире. Система сформирована в соответствии с административно-территориальным делением страны в целях обеспечения органов государственной власти и управления всех уровней, средств массовой информации, научной общественности, коммерческих структур, населения и международных организаций полной и объективной статистической информацией по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики. Система включает два уровня организации: федеральный уровень, который представляют федеральные органы государственной статистики, и региональный уровень, представленный органами государственной статистики субъектов Российской Федерации и статистическими отделами на районном, межрайонном, городском уровнях Федеральный уровень государственной статистики представляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), его центральный аппарат и подведомственные ему организации: Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации (ГМЦ Госкомстата России), Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики (НИИ статистики Госкомстата России), Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информации (НИПИстатинформ Госкомстата России), Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики (МИПК учета и статистики Госкомстата России), Информационно-издательский центр «Статистика России» (ИИЦ «Статистика России»), Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской академии наук и Госкомстата России. Поскольку федеральные государственные статистические наблюдения проводят также статистические подразделения других федеральных органов власти, Госкомстат России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики и обеспечивает потребителей официальной статистической информацией. На долю нецентрализованных в органах Госкомстата России статистических наблюдений приходится около половины проводимых в стране наблюдений. Региональный уровень государственной статистики представляют территориальные органы Госкомстата России (ТОГР) в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, г. Москве и г. Санкт-Петербурге, автономной области, автономных округах, т.е. во всех субъектах Российской Федерации) и входящие в них районные, межрайонные и городские отделы статистики. ТОГР в субъектах Российской Федерации обеспечивают сбор, предварительную обработку статистической информации на подведомственной территории, представление информации для республиканских, краевых и областных администраций и других потребителей, ведение регистров и классификаторов по соответствующему региону в пределах своей компетенции. В отделах государственной статистики районного (городского) уровня осуществляется сбор, первичный контроль и обработка данных, передача их по принадлежности в вышестоящие звенья, а также информационная поддержка местных органов управления по обеспечению статистической информацией. В некоторых субъектах Российской Федерации созданы межрайонные отделы статистики, которые занимаются сводом и предварительной обработкой информации, а также и подготовкой отчетов по заказам потребителей. В связи с созданием в структуре государственной власти института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Госкомстатом России установлен порядок обеспечения их статистической информацией. В соответствии с «Регламентом предоставления информационно-статистических материалов органами Госкомстата России полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратам» (утвержденным председателем Госкомстата России), сбор необходимой статистической информации и подготовку запрашиваемых аналитических отчетов в федеральных округах организуют территориальные органы Госкомстата России, расположенные в центрах федеральных округов, и соответствующие подразделения Госкомстата России. При этом Госкомстат России ежегодно направляет полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах проект Федеральной программы статистических работ для замечаний и предложений, обеспечивает подготовку и предоставление информации о ходе выполнения федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, а также статистической информации (в том числе оперативной), разрабатываемой по федеральным округам в целом и субъектам Российской Федерации в пределах соответствующих федеральных округов в объеме и сроки, установленные Федеральной программой статистических работ. Кроме того, Госкомстат России обеспечивает выполнение запросов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и доступ к информационным ресурсам Госкомстата России, в том числе и размещенным на сайте Госкомстата России в сети Интернет. Территориальные органы Госкомстата России, расположенные в центрах соответствующих федеральных округов (Мосгоркомстат, Петербургкомстат, Ростовский, Нижегородский, Свердловский, Новосибирский облкомстаты и Хабаровский крайкомстат) организуют работу по сбору и разработке статистической информации по запросам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов в соответствующих федеральных округах и обеспечивают ее представление в рамках Федеральной программы статистических работ. ТОГР, входящие в соответствующие федеральные округа, обеспечивают подготовку и представление в адрес главных федеральных инспекторов (федеральных инспекторов) в субъектах Российской Федерации информации, разрабатываемой в рамках Федеральной программы статистических работ, и представляют в адрес территориального органа Госкомстата России, расположенного в центре соответствующего федерального округа, статистическую информацию по его запросу для обобщения и представления полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе и его Аппарату. Обеспечение органами государственной статистики информационно-статистическими материалами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах можно проиллюстрировать схемой 2. Кроме того, Госкомстат России осуществляет сбор, обработку и анализ данных по экономическим районам России. На базе этих работ на регулярной основе Госкомстатом России издаются наиболее объемные статистические сборники – это «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации» и др. Для органов местного самоуправления разработку статистической информации осуществляют соответствующие подразделения территориальных органов Госкомстата России. К концу 2003 г. в системе органов государственной статистики насчитывалось 31,9 тыс. сотрудников. Качественно улучшилась техническая база Госкомстата России. Количество современных компьютеров типа PENTIUM, имеющих обязательные гигиенические сертификаты Министерства здравоохранения России, в системе Госкомстата России на конец 2003 года достигло 16700 единиц, что составляет свыше 80% от общего количества вычислительной техники. Выводятся из технологического процесса и списываются компьютеры, не отвечающие современным требования, IBM PC – 286, 386, 486. По имеющимся приблизительным оценкам в структурных подразделениях органов негосударственной статистики (учебных заведениях, общественных и научных организациях, средствах массовой информации) в настоящее время в России занято более 70 тыс. человек. Date: 2015-07-27; view: 452; Нарушение авторских прав |