Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
CОДЕРЖАНИЕ 3 page
Глава 2. Принципы организации 2.1. задачи организации
В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике основными его задачами являются: - межотраслевая координация и функциональное регулирование в сфере государственной статистики; - реализация государственной политики в области государственной статистики; - представление в установленном порядке официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, научным и учебным организациям, средствам массовой информации, международным организациям, другим организациям и гражданам; - разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы; - разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам; - координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики; - развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации; - обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации; - реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики. В целях завершения системного реформирования государственной статистики, приведения ее в соответствие с международными статистическими стандартами с учетом результатов, достигнутых за истекшие 10 лет, дальнейшего развития статистики в рамках экономической политики государства и ускоренных темпов информатизации общества, Госкомстатом России разработана новая Программа развития государственной статистической системы до 2005 г., одобренная на заседании коллегии Госкомстата России 8 августа 2001 г. (протокол № 17). Стратегические цели и пути развития российской государственной статистики, отраженные в этом документе, соответствуют Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № ПР-1895, а также проекту «Развитие системы государственной статистики» STASYS, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2000 г. № 392. В качестве стратегической цели на долгосрочную перспективу рассматривается задача завершения комплексного реформирования системы государственной статистики в целях обеспечения получения объективной, качественной, оперативной и общедоступной статистической информации о состоянии экономической и социальной сферы страны и поддержания доверия общества к официальной статистике. Для реализации этой задачи в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) предусмотрено, в частности, дальнейшее внедрение системы национальных счетов на основе создания интегрированных информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, адаптированных к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, завершение перехода к формированию и предоставлению официальной статистической информации на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, гармонизированного с международными классификациями, формирование системы показателей и получение статистической информации, характеризующей развитие в Российской Федерации отраслей экономики, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях, внедрение технологий дистанционного образования, развитие системы общественного доступа к сети Интернет и т.д. Статистическое наблюдение за состоянием экономики страны и отдельных ее секторов будет базироваться на проведении раз в 5-10 лет сплошных обследований – экономических переписей, в промежутках между которыми будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем. В этой связи предстоит осуществить необходимые организационно-методологические мероприятия для проведения Всероссийской экономической переписи всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации и Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В Программе развития государственной статистической системы до 2005 г. определены приоритетные направления развития системы государственной статистики, реализующие достижения современной науки и техники для совершенствования работы структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов государственной статистики, научно-исследовательских организаций и других организаций, ведущих научно-исследовательскую и методологическую деятельность в области статистики. Проект Программы сформирован с учетом рассмотренных в 2000-2001 гг. на заседаниях коллегии Госкомстата России долгосрочных программ развития отдельных направлений российской государственной статистики. Практическую реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить на основе ежегодно разрабатываемых в установленном порядке: Федеральной программы статистических работ, Плана научно-методологической работы, Плана международного сотрудничества, Плана закупок по проекту STASYS и других годовых программ. 2.2. Нормативно-правовая база Принципы организации государственной статистики в Российской Федерации сформулированы в Конституции Российской Федерации, федеральных законах о статистике и информации и других нормативно-правовых документах, регламентирующих осуществление учетно-статистической деятельности. Из числа федеральных законов следует отметить Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», который предусматривает, в частности, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности федеральных и территориальных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Особое место занимает постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике» от 2 февраля 2001 г. № 85. В соответствии с ним Государственный комитет Российской Федерации по статистике является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики. Согласно Положению Госкомстат России имеет право: - утверждать формы государственных статистических наблюдений (государственной статистической отчетности), порядок их заполнения и представления; согласовывать формы ведомственных статистических наблюдений, проводимых федеральными органами исполнительной власти; - запрашивать в установленном порядке информацию по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности у всех юридических лиц, их филиалов и представительств и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Указанная информация предоставляется на безвозмездной основе; - запрашивать у физических лиц информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений; - запрашивать у органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, иных органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов копии учредительных документов и другие сведения о юридических лицах и указанных гражданах, необходимые для ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций; - принимать нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при их учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций; - давать разъяснения по вопросам, связанным с методологией и организацией государственных статистических наблюдений, а также с официальной статистической информацией; - осуществлять контроль за выполнением всеми юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики; - применять в соответствии с законодательством Российской Федерации меры административного взыскания за нарушение порядка предоставления статистической информации; - создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, территориальные органы Комитета в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников и размера бюджетных ассигнований на их содержание; - подготавливать и вносить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Комитета; - заключать в установленном порядке со статистическими ведомствами других государств и международными статистическими и иными организациями соглашения о сотрудничестве по вопросам статистической деятельности; - выступать в качестве государственного заказчика и осуществлять с участием федеральных органов исполнительной власти, научных и других организаций разработку федеральных целевых программ в области государственной статистики; - определять приоритетные направления научных исследований в области статистики, привлекать в установленном порядке для этих целей научные учреждения Российской академии наук, другие российские и иностранные организации, а также ученых и специалистов; - созывать совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с участием представителей органов государственной власти Российской Федерации, российских, иностранных и международных организаций. Статистическая деятельность министерств и ведомств Российской Федерации регламентируется их положениями, утверждаемыми соответствующими указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Так например, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1038 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 18 сентября 2001 г.) установлено, что Министерство «осуществляет проведение государственных статистических наблюдений в транспортном комплексе в соответствии с официальной статистической методологией, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике; разрабатывает предложения по совершенствованию системы государственного статистического наблюдения в транспортном комплексе». Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 258 (с изменениями от 12 октября 2000 г., 30 января, 28 мая 2002 г.) предусмотрено, например, что Минобразования России «осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в области образования и научной деятельности в системе образования, а также получает в установленном порядке ежегодную статистическую отчетность у организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, где функционируют советы по защите диссертаций и ученые (научно-технические) советы, и, в случае необходимости, информацию у федеральных органов исполнительной власти для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров; предоставляет в установленные сроки статистическую и бухгалтерскую отчетность Министерства, а также находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации». Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г., 1 декабря 1999 г., 13 января 2001 г.), устанавливает, что МВД России «формирует, ведет и использует данные федерального учета, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов, организует государственную статистику и статистику в системе Министерства, осуществляет развитие и совершенствование систем связи и автоматизированного управления Министерства». 25 января 2002 г. был принят Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения», обеспечивающий укрепление правовой основы переписи населения, создающий необходимые условия для сбора, обработки и получения достоверных данных о населении в целях информационного обеспечения пользователей и принятия управленческих решений. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено Законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (статья 19.7.) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 реализуются меры, направленные на применение министерствами и ведомствами в статистических информационных ресурсах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. 2.3. Научно-методологические принципы 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент Основным звеном планирования и координации в сфере государственной статистики является ежегодно формируемая Федеральная программа статистических работ (далее именуемая Программой), определяющая основные направления статистических наблюдений за социально-экономическими и демографическими процессами, происходящими в российской экономике. Программа формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других пользователей статистической информации и утверждается Госкомстатом России после рассмотрения её в Правительстве Российской Федерации. Целью Программы является обеспечение своевременного представления органам государственной власти и управления всех уровней объективной и полной официальной статистической информации по вопросам социального, экономического, демографического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики, удовлетворение спроса на статистические данные со стороны хозяйствующих субъектов, средств массовой информации, научных учреждений, населения, международных организаций. Программа предусматривает информационное обеспечение хода выполнения ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), Программы развития государственной статистической системы до 2005 г., важнейших программных документов Правительства Российской Федерации. Сроки выполнения статистических работ, установленные в Программе, позволяют комплексно сформировать оперативную информацию по основным показателям социально-экономического положения страны ежемесячно на 12-14-й рабочий день, своевременно обеспечить информационную базу для разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов. При составлении Программы учитываются международные информационные обязательства Российской Федерации. С учетом возложенных на Госкомстат России Правительством Российской Федерации задач по межотраслевой координации и функциональному регулированию в сфере государственной статистики Программа составляется как межведомственный документ, содержащий задания Госкомстату России и другим федеральным органам государственной власти в части статистических работ, относящихся законодательно к предмету их ведения, и сроков представления информации пользователям. При этом обеспечивается повышение надежности информации за счет создания единого взаимоувязанного информационного статистического ресурса на федеральном уровне, исключения параллелизма в работе ведомств и дублирования информации при одновременном снижении нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет. Информация, представляемая федеральными органами государственной власти, используется Госкомстатом России при подготовке макроэкономических расчетов и публикаций сводно-информационных материалов. Реализация Программы осуществляется на основе разработанной Госкомстатом России научно-обоснованной официальной статистической методологии, обеспечивающей адекватное отражение экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, и ее соответствия международным статистическим стандартам. При этом предусматривается обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере государственной статистики на всех этапах сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных. В этих целях разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение полноты и достоверности статистической информации, внедрение организационно-распорядительных и проектно-технологических решений для обеспечения технической защищенности государственных статистических информационных ресурсов Госкомстата России, неукоснительное соблюдение установленного законодательством порядка их коммерческого использования. Приоритетной задачей органов государственной статистики при выполнении Программы является повышение качества и достоверности представляемой пользователям статистической информации. Кроме приоритетных общенациональных статистических работ, выполняемых органами государственной статистики совместно с органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, таких как проведение сплошных обследований (переписей), Программой предусматривается выполнение органами государственной статистики крупных базовых статистических работ: составление национальных счетов, расчет валового регионального продукта; разработка сводного финансового баланса; обследование населения по проблемам занятости, охватывающее 250 тыс. человек; формирование показателей уровня жизни населения на основе обследования бюджетов 49 тыс. домашних хозяйств; статистическое наблюдение за уровнем и изменением цен и тарифов во всех секторах экономики и ряд других. В состав мероприятий Программы включается проведение ежемесячных мониторингов по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития страны: показателей, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития России; факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности Российской Федерации; производства, потребления и уровня потребительских цен важнейших потребительских товаров и лекарственных средств, а также нефтепродуктов (еженедельно). Периодичность проведения соответствующих мониторингов устанавливается, как правило, Правительством Российской Федерации. Госкомстат России ежегодно выполняет ряд новых статистических разработок, программа осуществления которых согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Важное место в организации и функционировании государственной статистики в России имеет организация научно-методологической деятельности Госкомстата России. Госкомстат России в пределах своих полномочий определяет соответствующие приоритетные направления научно-методологической деятельности, осуществляет ее межотраслевую координацию, разрабатывает и реализует научные и научно-технические программы и проекты, развивает формы интеграции науки и практической статистической деятельности, реализует в статистике достижения науки и техники. Научно-методологическая деятельность в Госкомстате России проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-Ф3 «О науке и государственной научно-технической политике», Положением о Госкомстате России, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85, Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-Ф3 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», другими правовыми актами по вопросам науки, федеральными целевыми комплексными программами, Федеральной программой статистических работ, приказами Госкомстата России, Положением об организации научно-методологической деятельности и организуется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы до 2005 г. и Плана научно-методологической работы Госкомстата России (на соответствующий год). Под научно-методологической деятельностью Госкомстата России понимается разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам. Основными целями и задачами научно-методологической деятельности Госкомстата России являются: - переход к применению научно обоснованной системы статистических показателей, характеризующих состояние рыночной экономики и социальной сферы страны и отвечающих требованиям эффективного ее функционирования в интересах общества; - формирование единой методологической основы разработки статистической информации как в целом, так и по отдельным отраслям экономики и социальной сферы; - обеспечение соответствия официальной статистической методологии в Российской Федерации международным статистическим стандартам; - совершенствование методов сбора, обработки, хранения и представления статистических данных, в том числе на основе современных информационных технологий; - обеспечение максимальной оперативности, объективности и качества разрабатываемой статистической информации. Научно-методологическая деятельность Госкомстата России осуществляется по следующим направлениям: - разработка и совершенствование научно обоснованной методологии проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей; - разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы страны; - совершенствование методов анализа и обработки информации, получаемой в ходе статистических наблюдений; - развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами по формированию государственных информационных ресурсов об экономическом, демографическом и социальном положении страны в едином информационном пространстве Российской Федерации; - обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации. Общее руководство организацией научно-методологической деятельности в системе государственной статистики осуществляют председатель Госкомстата России, коллегия Комитета с привлечением Научно-методологического совета Госкомстата России. Организацией и координацией научно-методологической деятельности в центральном аппарате Госкомстата России занимается Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения. Структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России согласно функциональным обязанностям, определенным организационно-штатной структурой центрального аппарата Госкомстата России и положениями о структурных подразделениях, осуществляют разработки научно-методологических и методических материалов по следующим взаимоувязанным направлениям: - построение системы национальных счетов и международные макроэкономические сопоставления; - перепись населения и демографическая статистика; - распространение статистических данных; - статистическое изучение состояния отдельных отраслей экономики и социальной сферы; - предпринимательство и промышленность; - национальное богатство, основные фонды, инвестиции в нефинансовые активы и строительство; - сельское хозяйство, природные ресурсы и охрана окружающей среды; - внутренняя и внешняя торговля; - услуги, транспорт, связь, наука и инновации, социальная сфера (здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, правонарушения); - финансы и цены; - труд; - уровень жизни населения; - социально-экономическое положение России и регионов. Планирование научно-методологической работы Госкомстата России на год осуществляется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы до 2005 г. и программ развития отраслей статистики в пределах выделяемых средств бюджетных ассигнований на «фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», а также средств из других предусмотренных законодательством источников. Разработку Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год осуществляет Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Госкомстата России с привлечением научно-исследовательских организаций Госкомстата России, территориальных органов Госкомстата России и других организаций, ведущих научно-исследовательскую и методологическую деятельность в области статистики. План научно-методологической работы Госкомстата России на год включает научно-методологические работы, выполняемые по заказу Госкомстата России за счет средств федерального бюджета, методологические работы, выполняемые структурными подразделениями центрального аппарата Госкомстата России (собственными силами работников управлений), и научно-методологические работы, выполняемые по заказу Госкомстата России в соответствии с международными проектами. Структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России на базе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы и программ развития отраслей статистики разрабатывают Перечень научно-методологических работ, предлагаемых управлениями в проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год. По каждой научно-методологической работе, выполняемой по заказу Госкомстата России за счет средств федерального бюджета, включенной в Перечень научно-методологических работ, предлагаемых управлениями в проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год, оформляются документы, необходимые для формирования Плана научно-методологической работы на год и организации проведения конкурсов на размещение заказов на выполнение работ для государственных нужд: - техническое задание на выполнение научно-методологической работы; - квалификационные требования к исполнителям научно-методологических работ; - список потенциальных исполнителей научно-методологической работы для направления персональных приглашений к участию в конкурсе; - в исключительном случае – обоснование выполнения конкретной работы единственным исполнителем. После согласования с курирующим руководителем Госкомстата России Перечня научно-методологических работ, предлагаемых управлением в проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год, и утверждения технических заданий на выполнение научно-методологических работ, списков потенциальных исполнителей научно-методологических работ для направления персональных приглашений к участию в конкурсе или обоснований выполнения конкретных работ единственным исполнителем, документы до 1 октября года, предшествующего планируемому, представляются в Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения. На основании представленных структурными подразделениями центрального аппарата Госкомстата России документов и Программы долгосрочного развития государственной статистической системы Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения разрабатывает проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год. Date: 2015-07-27; view: 391; Нарушение авторских прав |