Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






CОДЕРЖАНИЕ 1 page





Предисловие........................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

1.1. Место статистики в обществе............................................................................. 11

1.2. История организации российской статистики............................................... 15

1.3. Основные цели и функции современной российской государственной
статистики.............................................................................................................. 19

1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики 25

1.5. Источники статистических данных................................................................... 28

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Задачи организации государственной статистики........................................ 32

2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики........................... 34

2.3. Научно-методологические принципы организации государственной
статистики.............................................................................................................. 38

2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной
статистики.............................................................................................................. 38

2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи
статистических данных........................................................................................ 48

2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической
информации.......................................................................................................... 63

2.3.4. Качество официальной статистической информации................................. 72

2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов 91

2.3.6. Административный и статистический регистры............................................ 96

2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России
с международными стандартами. Внедрение международных стандартов
в статистическую практику России................................................................. 118


ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

3.1. Система государственной статистики............................................................ 127

3.1.1. Государственный комитет Российской Федерации по статистике.......... 133

3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России........................................... 168

3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России............................ 176

3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики............................................................................................................ 192

3.3. Общие принципы распространения статистической информации....... 195

3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями 202

ГЛАВА 4. УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике 209

4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике 211

4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций......... 216

4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей......... 226

4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике 232

4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации................................................................................................................................ 238

4.7. Основные направления использования международных стандартов.... 245

ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.1. Организация периодических статистических наблюдений...................... 248

5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений................. 248

5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической
информации........................................................................................................ 249

5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности 251

5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных
статистических наблюдений............................................................................ 255

5.2.1. Общие понятия о переписях........................................................................... 255

5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего
наблюдения демографических процессов.................................................... 256

5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России...................... 256

5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России.......................... 258

5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года............................................ 261

5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий.......................... 265

5.2.5. Статистическое наблюдение миграции......................................................... 267

5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей...................... 268

5.2.7. Организация других единовременных сплошных
статистических наблюдений............................................................................ 272

5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике 273

5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости.......... 288

5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств................................ 290

5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства................... 293

5.4. Организация изучения общественного мнения........................................... 307

ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА, ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ПУБЛИКАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно-вычислительной сети Госкомстата России.................. 311

6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной
статистики............................................................................................................ 331

6.3. Организация публикации официальной статистической информации 338

6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации 338

6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях............................................................................................................... 343

ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по
формированию государственных информационных ресурсов
в области статистики......................................................................................... 350

7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной
власти субъектов Российской Федерации................................................... 353

7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного
самоуправления................................................................................................. 363

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной
статистики............................................................................................................ 374

8.2. Становление и развитие статистического образования в России........... 377

8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения
квалификации работников государственной статистики......................... 381

ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
статистики........................................................ 389

Приложение 1............................................................................................................... 394

Приложение 2............................................................................................................... 404

Приложение 3.............................................................................................................. 412

Приложение 4............................................................................................................... 422

Список сокращений.................................................................................................... 425

Список использованной литературы..................................................................... 428

 

 



ГЛАВА 1. СОЗДАНИе И РАЗВИТИе РОССИЙСКОЙ
государственной СТАТИСТИКИ

1.1. МЕСТО СТАТИСТИКИ в обществе

Рациональное социально-экономическое обустройство и развитие любого государства, органов управления и власти неразрывно связано с состоянием статистики, наличием и востребованностью объективных данных и, прежде всего, данных государственной статистики. В свою очередь, перспективное развитие статистики зависит от достигнутого уровня социально-экономического развития страны, характера, масштабов и эффективных форм организации современного общественно-политического устройства, его целей и задач. При этом общий успех в обоих случаях определяется состоянием экономико-статистических работ и научных исследований, нацеленных на их непрерывное совершенствование, оперативностью и предприимчивостью использования получаемых новых результатов в интересах повышения эффективности принимаемых государственных экономических, политических и социальных решений.

Отсюда закономерный интерес к организации статистических работ и исследований, совершенствованию их форм и методов, внедрению в собственную практику лучших мировых статистических стандартов, к оптимизации путей эффективного их использования.

Слово «статистика» происходит от латинского «status» (состояние, положение) и итальянских «stato» (государство) и «statista» (знаток государства). В научной литературе слово «статистика» вошло в употребление в XVIII в. и первоначально в буквальном смысле понималось как «государствоведение», т.е. систематизированный сбор и представление данных о государственном устройстве, территории, населении, природных ресурсах и экономике страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государ­ствами.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

Во-первых, статистика понимается как отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных об общественных явлениях. Большая часть статистической деятельности осуществляется специализированными государственными структурами, в Российской Федерации – органами государственной статистики (общегосударственная статистика). Кроме того, собственной статистической информацией обладают некоторые другие государственные структуры (административная статистика), сбором и обработкой определенной статистической информации занимаются также некоторые негосударственные структуры (например, статистика профсоюзов) и организации (статистика социологических и конъюнктурных обследований и т.д.).

Во-вторых, статистика рассматривается как отрасль знания, т.е. специальная научная дисциплина и соответственно этому как учебная дисциплина в учебных заведениях. Предметом статистики как науки является количественная сторона массовых явлений (прежде всего, общественных), рассматриваемых в неразрывной связи с их содержанием, т.е. с качественной стороной изучаемых явлений. Для этого, опираясь на знания сущности изучаемых объектов, выявленной другими науками (экономической теорией, философией, социологией и др.), статистика разрабатывает методы количественного анализа, как правило, больших совокупностей и выявления тенденций и закономерностей, в том числе так называемой статистической закономерности – одной из форм проявления всеобщей связи явлений в природе и обществе.

В этом смысле статистика (особенно в кооперации с математикой) является инструментом познания как общественных, так и природно-естественных процессов (так, статистика как метод применяется в астрономии, физике, химии, биологии, медицине и т.д.). С XIX века интенсивно развивается применение статистики в естественных науках в ходе организации и проведения крупных экспериментов – в геологических изысканиях, погодно-климатических расчетах, квантовой физике, кибернетике и эконометрике. С другой стороны, становление и развитие отдельных разделов статистики, например, вероятностных методов и актуальных исчислений, обязано рисковым операциям, в частности, страхованию.

В-третьих, под статистикой понимается совокупность сводных, итоговых цифровых показателей, собранных для характеристики какой-либо области общественных явлений или природно-естественных процессов (обычно по конкретному вопросу), например, статистика рынка труда в Москве периода 1990-х годов, статистика инфляции начального этапа рыночных преобразований в современной России, статистика выступлений российских спортсменов на трех последних олимпийских играх, статистика погодных условий северного Подмосковья в августе на протяжении ХХ столетия и т.п.

Сбор и обработка данных являются одним из важнейших направлений практической статистики, но развитие практической статистики в целом и государственной
статистики, в частности, невозможно без научной статистической деятельности. Сегодня труднее найти сферу естественнонаучной, социальной, политической и тем более экономической деятельности, где бы не применялась статистика, чем перечислить
те многочисленные сферы, где она широко и с пользой применяется. Без статистики ныне немыслима характеристика деятельности экономических единиц, секторальных, отраслевых, организационно-правовых и иных структурных формирований, итогов развития целых стран и мировой экономики.

История развития человеческого общества при всех формах организации экономики свидетельствует об объективной необходимости статистики как инструмента познания окружающего мира и его преобразования, а в последние два-три столетия государственной статистики - как важнейшей составляющей информационной деятельности в масштабе всей страны. Вместе с тем история дает много примеров того, как статистика в политических целях из средства отражения реальной жизни может деформироваться в инструмент манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, сокрытия правды.

Отсюда вытекают требования к организации государственной статистики как исключительно важного звена в системе управления, состоящие в создании оптимальной технологии взаимодействия с объектами, от которых поступает первичная информация, и со структурами – потребителями обработанных официальной статистикой данных, а также в создании механизмов их реализации, которые позволят устранять возникающие время от времени подобные информационные деформации. Это возможно благодаря общегосударственному статусу, ресурсам и авторитету официальной статистики, обеспечиваемой взаимоприемлемой методологией, и координации статистической работы в целом по стране.

Научно обоснованный подход к организации государственной статистики предполагает оптимизацию построения систем сбора, обработки, хранения и передачи обобщающих данных, необходимых и достаточных для количественно-качественной характеристики, и установления закономерностей развития наблюдаемых социально-экономических явлений (в стране в целом и по её территориям, по административным, ведомственным, корпоративным, общественным и другим институциональным образованиям).

В организацию государственной статистики, кроме выбора ее исходных принципов, приоритетов и обоснования функциональных систем сбора, обработки, хранения и передачи данных, входит также решение комплекса вопросов, связанных с разработкой и реализацией целевых статистических программ и программ управления ими (так называемых программ статистического менеджмента), определение структуры и форм управления статистическими организациями, их функций и задач, формирование штатных расписаний, подбор и расстановка кадров, их подготовка и переподготовка, определение, разработка и развитие информационного, программного, технического, финансового и других форм обеспечения статистических работ.

Сюда же в равной степени относятся: не менее важный комплекс вопросов, связанных с определением множества и состава потребителей статистической информации, оптимизацией ее объемов и потоков, раздельным формированием и обеспечением статистической информацией органов государственного управления, нужд общественных и корпоративных организаций, в том числе малых предприятий, вопросы разработки статистических классификаторов, стандартов и технологий сбора, обработки, хранения, передачи и анализа статистической информации, баз данных и баз статистических знаний и, наконец, – вопросы непрерывного совершенствования методов работы статистических организаций, их реорганизации и моделирования на этой основе будущей, по определению более эффективной и перспективной организации государственной статистики.

Принципиальное место, своеобразный мозговой центр в организации статистики, иными словами, суть ее организации на любых основаниях, в любых форматах и конфигурациях занимает правильное определение ее целей, которыми всегда выступают не только и не столько декларируемые задачи обеспечения органов управления всесторонней и надежной информацией (что всегда значимо и важно как функция познания наблюдаемых объектов управления), сколько задачи установления и изучения закономерностей наблюдаемых явлений на основе этой информации.

Поэтому для того, чтобы правильно выстраивать приоритеты организации статистики и статистического менеджмента, необходимо каждый раз, и в первую очередь, решать теоретические вопросы, то есть конкретно и четко определять, как должна выстраиваться организация статистических работ, на каких принципах, при каком наборе решаемых задач она будет наиболее полно отвечать предъявляемым требованиям адекватности, полноты и самодостаточности.

Ответ на эти вопросы требует обращения к установлению однородности и взаимосвязи изучаемых явлений, определению закономерностей в их изменении, представления их в виде комплекса целевых задач, конструирующих базис функционального обеспечения создаваемых систем.

Этот ответ важен при создании любых статистических систем и особенно при организации и реорганизации систем государственной статистики как наиболее масштабных и многомерных.

Отсюда основополагающее значение приобретает обоснованный выбор методов сбора, обработки и анализа статистических данных, обеспечивающих возможность получения максимума производных данных при минимуме первичных. Речь при этом идет о приемлемых данных, то есть таких данных, которые, не являясь абсолютно точными (абсолютно точных данных в природе не существует), тем не менее (в пределах стандартных допусков и погрешностей) являются всегда практически пригодными. Решение этой задачи должно идти впереди и рассматриваться одновременно как отправная точка и конечная цель эффективной организации любой статистической деятельности.

1.2. История организации РОССИЙСКОЙ статистики

Российская статистика имеет многовековую историю. Так, еще в X-XII вв. проводился сбор различных сведений, связанных с налогообложением. В XIV-XV вв. многое для развития статистики сделали образованные при царском дворе приказы. В начале XVIII в. на смену царским приказам приходят коллегии, а в начале XIX в. – министерства России, в недрах которых появляются первые организационные образцы российской государственной статистики. Во времена Петра I (1683-1725 гг.) были введены учет цен на хлеб, регистрация новых фабрик и заводов, проводились подворные переписи (ревизии) населения, во времена Александра I была организована государственная статистическая отчетность, во времена Николая I были созданы губернские статистические комитеты (1853 г.), а затем и Центральный статистический комитет.

В первой половине XIX в. формируется математическое направление в развитии статистики. Его основателем считается бельгийский статистик, антрополог и физик по своей первоначальной специальности, член Бельгийской академии наук и член-корреспондент Петербургской академии наук, организатор первых международных статистических конгрессов А.Кеттле (1796-1874 гг.), называвший статистику «социальной физикой», т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью методов естествознания.

В России становление статистической науки начиналось с развития описательного направления, которое было господствующим здесь до 30-х годов XVIII в. В самом начале XIX в. в России формируется первое государственное статистическое управление – статистический департамент Министерства внутренних дел России. До этого в России существовали отдельно взятые статистические организации, в том числе княжеские, монастырские, научные, посольские, первые образцы которых упоминаются еще в XIV в., о чем имеется обширная литература.

Вслед за реформой 1861 г. в стране создаются органы местного самоуправления – земства, в 70-х годах – губернские статистические бюро (в 27 губерниях России), а в 1897 г. проводится первая всеобщая перепись населения.

Большое развитие статистика как наука и как отрасль практической деятельности получила в СССР. Статистическая наука и практика в СССР строилась на единых принципах централизованной организации учета и отчетности, по единому народнохозяйственному плану сбора, обработки и публикации статистических данных, строго подчиненному государственным целям построения социалистического общества в нашей стране. Несмотря на известные идеологические догмы и ограничения, в целом, в ее организации и развитии были достигнуты определенные положительные результаты – в стране впервые в мире была построена система единого народнохозяйственного учета, аналогов которой не знала вся предшествующая история человеческой цивилизации. Широкое развитие получил первичный учет, на основе которого выстраивались сплошные наблюдения и оценки социально-экономического развития страны. Однако многие события и факты по идеологическим соображениям выпадали из поля зрения статистики, игнорировались или оказывались недоступными не только для науки, но и для практики. Отсутствие и недостоверность многих сведений понуждали ученых-экономистов, особенно зарубежных, использовать определенную изобретательность в получении необходимых сведений, применяя всякого рода методы приближенных оценок.

Значительные объемы необходимой информации привлекались из зарубежных публикаций, содержащих статистические сведения по СССР. В целях оперативного и аргументированного решения текущих задач, начиная от рядовых работников статистических инспектур и кончая высшими должностными лицами ЦСУ СССР, тщательно изучались и использовались данные Лиги Наций, Статистической комиссии ООН, Международной ассоциации по исследованию национального дохода и национального богатства, Национального бюро экономических исследований США, Международного статистического института и др. Эти данные дополнялись отдельными отечественными статистическими публикациями тех времен и собственными приближенными исчислениями и доисчислениями1).

Организация государственной статистики в нашей стране, несмотря на меняющиеся формы общественно-политического устройства, на протяжении целых столетий всегда оставалась доминирующей в системе статистических работ и исследований.

Одновременно с развитием статистики как науки о методах сбора и обработки массовых данных формируются соответствующие статистические службы, концентрирующие эти работы в одном месте и выполняющие их на регулярной основе1).

Выполняя важные функции управления и государственного регулирования, выступая мощным орудием не только познания, но и преобразования окружающего мира, государственная статистика становится действенным инструментом принятия социально-экономических решений путем трансформации форм и методов своей работы, общей концепции и структуры собственной организации, адекватной изменившимся условиям социально-экономического развития страны.

Такое положение дел инициировалось и поддерживалось практически всегда в прошлом (статистика приказного дела, начиная с царя Ивана IV, первые подушные переписи населения России в XVII в., организация коллегий (начало XVIII в.) и централизованной государственной статистической отчетности первых российских министерств (начало XIX в.), земская статистика второй половины XIX в. и начала ХХ в.). Еще в большей мере оно укрепилось в период существования СССР, когда государственная статистика по многим направлениям, несмотря на известные догматические ограничения и идеологическую апологетику, создала образцы организации и ведения сплошной статистической отчетности, баланса народного хозяйства на единых организационных и методологических принципах, формы статистических работ, отдельные из которых (например, методы нормативной статистики) и ныне не имеют аналогов в
мире.

Статистика Российской Федерации, опираясь на глубокие и богатые корни отечественной статистики, с одной стороны, и творчески воспринимая стандарты и достижения современной зарубежной и международной статистической практики - с другой, сделала существенный шаг вперед в своем развитии, заметно повысив свою роль в социально-экономической деятельности и жизни российского общества.

Что же сделано современной российской государственной статистикой после 1991 г. и как соотносится сделанное с требованиями интенсивно и по нарастающей совершаемых в стране социально-экономических преобразований, в каких перспективных направлениях и в каких эффективных формах должно быть организовано дальнейшее совершенствование государственной статистики нашей страны? Что сделано реорганизованным в ноябре 1991 г. Госкомстатом России и его территориальными органами, осуществляющими в соответствии с предметом их ведения статистическую деятельность, в условиях переходной экономики на новых, рыночных началах? В каких направлениях за истекшее десятилетие эволюционировала как общая концепция, так и структура отечественной государственной статистики, в каком отношении она находится к требованиям действующих международных статистических стандартов?

Ответы на перечисленные вопросы, которые в совокупности представляют концепцию организации современной российской статистики в обобщенном виде, излагаются ниже.

В целом за период с 1992 г. по 2003 г. было организовано и проведено более десятка тысяч различных работ, среди которых ряд крупномасштабных, включая проведенное в 2001 г. сплошное обследование (перепись) 631,4 тыс. малых предприятий и впервые проведенную в новейшей Российской истории Всероссийскую перепись населения (2002 г.). Сформирован Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и Генеральная совокупность (ГС) объектов (единиц) статистического наблюдения, подготовлено свыше двух тысяч методологических положений, разработано более 30 необходимых и обязательных к применению общероссийских классификаторов и номенклатур, по единым статистическим стандартам налажена система скоординированного общегосударственного статистического учета и отчетности, организован переход на СНС и на национальные экономические классификации, гармони­зированные с международными стандартами.

Произошли значительные изменения в методах сбора и обработки данных, расширены области применения статистики, сделан определенный шаг вперед в повышении уровня организации и качества статистических работ, продвинуты работы в области статистического менеджмента, анализа и мониторинга рыночных ситуаций, отмечен определенный прогресс в развитии корпоративной статистики и статистики общественных организаций, расширен круг и тематика статистических изданий.

За указанные годы в России было издано свыше тысячи различных статистических публикаций, характеризующих осуществленные в стране социально-экономические преобразования, в том числе 366 официальных публикаций, изданных Госкомстатом России (за предыдущие 10 лет – с 1981 по 1991 гг. – 140 аналогичных публикаций). Кроме того, в различных республиках, краях, областях и автономных округах страны за указанный период было подготовлено и издано более трех тысяч аналогичных региональных статистических публикаций.

Наконец, активно участвуя в деятельности Статистической комиссии ООН, Евростата, Международного статистического института и других организаций, последовательно внедряя современные методологические стандарты и информационные технологии в практику собственной работы, российская статистика укрепила свои позиции на международной арене.

По праву можно утверждать, что российская статистика за истекшие десять лет в своем поступательном развитии совершила прорыв, создала надежную информационную базу для интеграции всей страны в современное международное сообщество.

Date: 2015-07-27; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию