Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные табу





В американской культуре приветствуется бесконфликтное общение, в связи с чем табуируются темы, которые теоретически могут нару­шить бесконфликтное течение коммуникации.

Важной чертой американского общения является фактическая та-буированность обсуждения политических и религиозных проблем в личном общении (кпримеру, на вечеринке, за столом ит. д.), посколь­ку это «противоречивые» темы, могущие привести к спору.

Не обсуждают за столом вопросы, связанные с деньгами и сексом (правда, последняя тема сейчас стала сравнительно менее табуиро-ванной, чем раньше). Нельзя говорить о своих сексуальных проблемах, упоминать сексуальные темы в присутствии детей. Закрытыми в меж­личностном общении являются темы психических заболеваний, гомо­сексуализма, лесбиянства. К табу относится и тема запаха человека.

В профессиональных сообществах табуирована критика професси­ональных навыков конкурентов (зубной врач не может сказать пациен­ту, что предшествующий врач что-то сделал пациенту плохо или не­профессионально).

Табуирован вопрос о личном доходе, о размере заработной платы, о нынешнем финансовом состоянии человека - такие вопросы счита­ются бестактными, вторгающимися в личную жизнь собеседника. Ча­сто даже члены американской семьи не знают точно, кто сколько полу­чает (например, жена знает, сколько получает муж, а его мать - нет). С незнакомыми обычно не обсуждаются доходы человека и конкрет­ная стоимость совершенных им покупок. Считается неприличным об­суждать в разговоре доходы третьих лиц, хотя это табу в реальном об­щении американцев сплошь и рядом нарушается.

Аналогично табуирован вопрос о доходах фирмы, адресованный кому-либо из работников - такой вопрос имеет право задать только налоговый инспектор.

В общении с незнакомым или малознакомым собеседником не при­нято спрашивать о деталях личной жизни (о семейном положении, к примеру, размере семьи, количестве детей, о болезнях, которыми че­ловек болел или болеет).


Нельзя делать замечания незнакомым людям, касающиеся их по­ведения. Непринято комментировать внешний вид друг друга, амери­канцы не делают друг другу замечаний по этому поводу. Не принято говорить незнакомому человеку (особенно мужчине), что у него тот или иной непорядок в одежде.

Не принято возражать гостям, и тем более спорить с ними. Если воз­никает атмосфера несогласия, то обычно вежливо констатируется рас­хождение во взглядах и разговор переводится на другую тему.

Неприлично отказаться от еды в чьем-либо доме, необходимо хотя бы немного попробовать. Табуировано обсуждение стоимости пред­ложенной еды и стоимости принесенных подарков.

При разговоре с детьми не принято интересоваться их успеваемо­стью, вопрос об оценках вообще не принято обсуждать и тем более задавать вопросы об оценках. Не принято спрашивать, с какими оцен­ками собеседник закончил школу или университет.

Коррекция поведения ребенка в общественных местах может осу­ществляться только родителями. Посторонние люди не делают заме­чаний, даже если поведение детей им сильно мешает.

Не существует особых тем, табуированных в общении с иностран­цами {если они не табуированы внутри американского общества).

Женщины не могут ругаться в присутствии мужчин, хотя мужчинам это позволяется.

Если стоит очередь, нельзя без очереди обращаться за справкой или с вопросом к продавцу; не принято просить незнакомых помочь вам стяжелым багажом.

Непринято просить о личном одолжении коллег, если они не ваши лучшие друзья, допустимо просить о профессиональной помощи - на­пример, прочитать и критически оценить вашу статью.

С попутчиками достаточно часто разговаривают, но нельзя просить их присмотреть за вашими вещами, принести кофе и т.д.

Нельзя перебивать разговаривающих людей вопросом, если вы ни­кого из них не знаете. Не принято вообще прерывать вопросом или просьбой беседулюдей.

Табуировано устное извещение о разводе или смерти, это принято делать письменно.

Большинство взрослых американцев не любят обсуждать свой воз­раст и вес.

Не принято у американцев подробно отвечать на вопросы.


Не принято рассказывать обидные анекдоты с национальной тема­тикой. Не принято обсуждать расовые и национальные проблемы, про­исхождение собеседника, пока вы не установили с ним дружеских от­ношений.

После того, как люди узнали друг друга ближе, религия и секс могут статьлюбимымитемами и разговор можетбытьоченьоткровенным. Если во время такого разговора с американцем вы почувствуете себя нелов­ко, лучше не выражать неодобрение явно - некоторым это покажется ханжеством. Лучше придумать повод, чтобы уклониться от ответа.


Не приняты вопросы - почему у вас нет детей, собираетесь ли вы заводить детей, почему вы не замужем или неженаты.

Не принято спрашивать, естественный у вас цвет волос или нет.

Проведенный опрос группы американцев по вопросам, связанным с коммуникативными табу, дал следующие результаты (в % от числа опрошенных).

Темы, не обсуждаемые с незнакомыми людьми: секс (40%), личная жизнь (40%), семейное положение (20%). Кроме этого были упомяну­ты религия, здоровье, состояние банковского счета, возраст, привле­кался л и собеседник к уголовной ответственности. Один человек ска­зал, что вообще не вступает в беседы с незнакомыми людьми.

Вопрос о личных доходах собеседника оценили как табуированный 60%, 30% сочли вопрос в принципе возможным, но не типичным.

На вопрос, можно л и обсуждать доходы общих знакомых в их отсут­ствие, утвердительно ответили 80% опрошенных, отрицательно-20%. Таким образом, для большинства такое обсуждение в настоящее вре­мя не табуировано.

Вопрос о том, можно ли делать замечания незнакомому человеку: 30% ответили - можно, 10% - нельзя, 60% респондентов заметили, что они обычно этого не делают. Таким образом, замечание незнако­мому выступает как мягкое табу.

Не является жестким табу сообщение незнакомому человеку, что у него что-либо не в порядке (например, развязался шнурок, что-то вы­пало или выпадет из сумки). Это всегда сделают 50%, иногда- 10%, но 30% не будут этого делать. Респонденты отвечают, что обычно пре­дупреждают незнакомого человека, если тот что-нибудь урон ил, либо предупреждают его в случае опасности (если, к примеру, на этого че­ловека движется машина).


Табуированы прямые замечания. Лишь 30% допускают прямые за­мечания собственным детям, 20% - своим подчиненным, по 10% - офи­цианту, коллеге, члену семьи. 10% отвечавших указали, что прямые за­мечания чаще используются в общении с обслуживающим персона­лом и с очень близкими людьми (например, официант или ваши дети). Косвенные замечания используются в общении сколлегами. Один рес-пондентуказал, что американцы не вмешиваются в те ситуации, кото­рые не касаются их лично.

Мягким табу является спор о чем-либо на вечеринке. На вопрос, уме­стно ли на вечеринке устраивать обсуждение чего-либо или спор, 60% ответили, что обсуждение допустимо, а спор- нет. При этом 40% отве­чавших считают, что уместны и обсуждение, и спор.

Темы, табуированные в телефонном общении: противозаконные действия (торговля наркотиками, например), а также сообщение о смерти родственника.

На вопрос о темах, не обсуждаемых в личных и деловых письмах, большинство респондентов ответило, что в деловых письмах не при­нято затрагивать личные темы.

На вопрос о возможности обсуждения тех или иных тем (политика, деньги, культурные различия и др.) с иностранцами большинство от­ветило, что запретных тем не существует. Один из отвечавших заме­тил, что американцы не видят больших различий между иностранцами и гражданами США.

Табу являются негативные отзывы о чернокожих людях в обществен­ных местах, в семье. Так считают 80% опрошенных, 20% так не счита­ют, отмечая, что юридически такое право есть у каждого (свобода сло­ва), но пользоваться им - не самая хорошая идея.


Большинство респондентов (90%) считает, что в американском об­ществе нетабуированы ругательства мужчин в присутствии женщин, и что ругательства широко распространены. В присутствии женщин для мужчин табуированы следующие темы: сексуальные подвиги, возраст женщин (50%), 20% заметили, чтоу мужчин и женщин нетбольшой раз­ницы в тематике общения в присутствии друг друга.

Табуирована громкая речь и громкий смех в поезде или автобусе (70%), остальные указали, что это зависит от возраста и воспитания.

В театре или кино табуированы громкие разговоры (60%), обсуж­дение деловых вопросов (50%), громкий смех, шум (30%), курение (50%), нельзя снимать кинофильм на видеокамеру, пить спиртные на­питки, драться, играть в карты.


 


Во время посещения ресторана могут быть табуированы такие темы, как смерть и секс (20%), однако 60% отметили, чтотабуированныхтем в ресторанном общении нет.

На вопрос, в каких ситуациях неуместна улыбка, были получены сле­дующие ответы: похороны (40% чел), некоторые деловые совещания (по ситуации).чрезвычайные происшествия, несчастье.

На вопрос, можно ли критиковать свою страну в присутствии инос­транцев, все опрошенные ответили положительно. Этатема не табуи­рована.

Не табуирована также критика своего места работы (так считают все

испытуемые).

Мягким табу является обсуждение гостем с хозяевами проблем пи­щеварения: да-50%, зависит от ситуации - 10%, нет -40% чел. При этом вполне допускается в качестве причины отказа от того или иного блюда назвать проблемы с желудком (80%).

Табуируется обсуждение в гостяхсвоих сексуальных проблем (70%). Жесткое табу - разговоры о сексе в присутствии детей (100%). Не табуировано открытое сообщение гостя, что ему надо в туалет (все 100% опрошенных это свободно допускают). Аналогично, все оп­рошенные считают, что спрашивать, где находится туалет, у лиц проти­воположного пола вполне допустимо.

Разговоры в туалете являются мягким табу - 40% это допускают, остальные респонденты были удивлены этим вопросом.

Не является табу напоминание о долге - 60%, это зависит от ситуа­ции - 20%. Только 20% считают это недопустимым. Несколько рес­пондентов пояснили свой ответ: можно напомнить о долге, если он про­срочен, или если должник - ваш близкий друг.

Если зарплата оказалась меньше ожидаемой, считают необходимым поинтересоваться у работодателя о причине 90% опрошенных; таким образом, эта тема не табуирована.

Не табуирована проверка счета в ресторане, так считают все опро­шенные. Человек, проверяющий счет, оценивается окружающими как бережливый, ответственный и прагматичный. По мнению одного из оп­рошенных, человек, проверяющий счет в ресторане, не вызовет ника­ких отрицательных мыслей у окружающих.


Мягким табу выступает отрицательный отзыв гостя о еде, которой его угощают (50%), 20% не считают это табуированным.


Мягким табу является просьба о небольшой услуге, адресованная незнакомым: 30% респондентов считают это возможным, 30% - не­возможным, 40% - «в зависимости от ситуации и самой услуги». Один из отвечавших заметил: «Обычно мы адресуем просьбы только тем, кого хорошо знаем».

Является ли табу обсуждение вопросов религии или политики с го­стями? Ответы на это вопрос распределились следующим образом: 60% ответили, что это обсуждать можно, 10% ответили отрицательно. Таким образом, данная тема, по мнению респондентов, не является табу. Эти данные противоречат многочисленным другим данным, со­гласно которым религия и политика относятся ктабуированным темам в светском общении в американском обществе. По-видимому, сказа­лась высокая образованность и интеллигентность респондентов, для которых эти темы представляют интеллектуальный интерес.

Не табуировано, по мнению опрошенных, обращение к незнакомо­му с просьбой присмотреть за вашим багажом: по мнению 70% рес­пондентов, это вполне допустимо, но 40% уточнили, что такую просьбу нельзя расценивать как безопасную или благоразумную. 30% инфор­мантов сочли такую просьбу табуированной.

Можно ли попросить незнакомого человека помочь донести багаж, разместить его? Эта просьба практически не табуирована (можно -50% человек, когда как - 20%, нет - 30%).

Темы, табуированные в общении с незнакомыми: просьба одолжить денег (80%), секс (30%), еда, доходы, нельзя спрашивать о детях, о жене, о машине, домашний адрес, любую личную информацию.

Табуированные просьбы в адрес коллег: большие суммы взаймы; сделать что-либо, что не относится к работе, в нерабочее время; ра­ботать сверхурочно без оплаты; просьбы личного характера; 40% ин­формантов не ответили на этот вопрос.

О чем нельзя разговаривать с попутчиком: просить у него деньги (30%), задавать вопросы личного характера.

Само общение с попутчиком, по мнению большинства опрошенных, не табуировано - так полагают 70%.

Табуировано вмешательство в разговор других людей - 80%, «ког­да как» ответили 20%. Вообще американцы обычно считают, что бесе­да незнакомых людей их не касается.

Мягким табу является сообщение гостям, что приготовленная еда недорого стоила: 50% человек это допускают, но говорят, что это зву­чит безвкусно, обычно об этом не говорят.


Жестко табуировано обсуждение цены сделанного подарка (все оп­рошенные исключают это).

На вопрос, делают ли замечания странно ведущим себя людям в поезде или в супермаркете, «нет» ответили 90%. Таким образом, та­кие замечания в американской коммуникативной культуре можно счи­тать табуированными.

Исследование О. Г Прохвачевой (с.223) показывает, что американ­цы некомфортно себя чувствуют или считают вообще невозможным общение на следующие темы (процент указывает долю опрошенных, посчитавших данную тему мягким ил и жестким табу):

 

ТЕМА БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЫЕ
Деньги 25% 47% 69%
Здоровье 14% 38% 65%
Личные отношения 15% 59% 84%
Секс 25% 73% 84%
Семья 13% 25% 66%
Политика 18% 23% 35%
Свободное время 12% 12% 37%
Покупки 11% 12% 23%
Еда 11% 12% 21%
Дурные привычки 22% 50% 71%
Успеваемость в школе 19% 44% 68%
За кого голосовал 23% 33% 48%

Таким образом, обобщая приведенные данные, можно отметить, что наиболее табуированными в американском обществе темами обще­ния являются деньги, секс, дурные привычки, кто за кого голосовал, политика, успеваемость в школе.

Коммуникативные допущения - т.е. допустимые в американском коммуникативном поведении темы, недопустимые в русском общении:

- допустимо отказаться от предложения выпить - это не будет выгля­
деть невежливым;

- допускается спросить о местонахождении туалета у лица противо­
положного пола;

- в школе - обсуждение ранней сексуальной активности подростков,
гомосексуализма, СПИДа;

- можно обсуждать проблемы секса среди лиц своего возраста.

К коммуникативным допущениям в американском коммуникативном поведении относятся и некоторые вопросы, которые могут задать аме-


риканцы, например, при знакомстве. А. Лейниер отмечает, что вопро­сы, задаваемые американцами во время первого разговора, могут по­казаться многим иностранцам слишком личными или слишком много­численными, особенно при первом посещении собеседником страны: «Где вы работаете?», «Женаты (замужем) ли вы?», «Сколько у вас де­тей?», «Играете ли вы в гольф?» - но подобные вопросы в соответствии с американскими стандартами не считаются личными. Они лишь по­вод для завязывания более тесных отношений или начала разговора. Такого рода вопросы считаются очень дружественными и демонстри­руют заинтересованность в вас вашего собеседника, но ни в коем слу­чае не предполагают вмешательства в вашу частную жизнь. Это про­сто способ познакомиться друг с другом. Поскольку американцы часто путешествуют по стране и встречаются с большим количеством людей, через подобные «стремительные» разговоры они решают, стоит ли за­вязывать какие-либо отношения с этим человеком или нет (Lanier, с. 10).







Date: 2015-08-07; view: 734; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию