Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследования в области коммуникативного поведения в отечественной лингвистике последних десятилетий
Существует множество работ, в которых содержатся интересные наблюдения над особенностями общения того или иного народа. Мы остановимся в нашем кратком обзоре лишь на отечественных работах поледних десятилетий, посвященных непосредственно системному описанию коммуникативного поведения народа в целом или отдельных социальных групп носителей языка. Термин коммуникативное поведение был введен нами в 1989 г. (И.А. Стернин. О понятии коммуникативного поведения//Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, S. 279 - 282). Однако еще в 70-80-ых г.г. сектором психолингвистики Института языкознания АН СССР были выпущены три сборника: Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977; Национально-культурная специфика общения народов СССР. М., 1982; Этнопсихолингвистика. М..1988. В этих сборниках впервые предпринималась попытка описать национальные особенности общения разных народов. К сожалению, эта серия дальнейшего развития не получила. В 1991 г. в Галле (ГДР) публикуется брошюра И.А. Стернина «Очерк русского коммуникативного поведения», в которой впервые предпринята попытка системного описания коммуникативного поведения одного народа. В 1998 г. в Москве выходит на английском языке исследование Л. Броснаха*на «Русская и английская невербальная коммуникация», где в системном виде представлены невербальные компоненты русского и английского коммуникативного поведения. В 2000 г. в Воронеже в рамках проекта кафедры общего языкознания и стилистики ВГУ«Коммуникативное поведение» начинает выходить одноименная серия изданий, посвященная исследованию разных аспектов коммуникативного поведения. Выходит брошюра И.А. Стернина «Модели описания коммуникативного поведения», монография Н.А. Лемяскиной и И.А. Стернина «Коммуникативное поведение младшего школьника», посвященная разработке проблем возрастного коммуникативного поведения. Появляются первые тематические сборники, описывающие коммуникативное поведение: Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1./ Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2000. Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 2. / Под ред. И.П. Лысаковой. СПб., 2001. Наконец, в 2001 г. в Воронеже выходит коллективная монография «Очерк американского коммуникативного поведения» под ред. И.А.Стернина, М.А.Стерниной, в которой впервые системно описано американское коммуникативное поведение. В кратком обзоре мы не приводим статей, посвященных проблемам коммуникативного поведения, которые стали появляться в последнее десятилетие, а также не рассматриваем исследования, касающиеся собственно языкового аспекта коммуникативного поведения -к примеру, работ Н.И. Формановской по речевому этикету, работ А.А. и Т.Е. Акишиных по русским жестам и мимике и мн. др. Эти работы во многом способствовали появлению науки о коммуникативном поведении, однако сами они посвящены не собственно описанию коммуникативного поведения народа как совокупности норм и традиций общения, а описанию языковых средств такого общения. Появляются первые библиографии работ по коммуникативному поведению: Высочина О,В. Исследования по проблемам коммуникативного поведения, опубликованные членами воронежской проблемной группы «Коммуникативное поведение» в 80~9Оых г.г.// русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1, Воронеж, 2000, с.88-98 (описаны 180 публикаций); Публикации кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им.Герцена. Проблемы коммуникативного поведения, этнического менталитета и национально ориентированной методики обучения РКИ // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 2, СПб., 2001, с.159-161 (описаны 27 публикаций); Исследования, опубликованные членами проблемной группы «Коммуникативное поведение» по проблемам американского коммуникативного поведения // Очерк американского коммуникативного поведения. Воронеж, 2001, с. 196-198 (описаны 25 публикаций). Количество исследований в области коммуникативного поведения разных народов быстро растет, что свидетельствует об актуальности и перспективности данного научного направления. Создание в конце 90-ых г.г. РОПРЯЛ заметно стимулировало исследования в области коммуникативного поведения. Российское общество преподавателей русского языка и литературы определило исследование коммуникативного поведения как одно из приоритетных научных направлений в своей деятельности. В рамках данного научного направления, которое получило название «Коммуникативное поведение (народ, группа, личность)» (руководители И.А. Стернин, Ю.Е. Прохоров), ставится цель -исследованиекоммуникативного поведения как интегрального компонента национальной, групповой и личностной культур. Задачами исследования являются: • теоретическая разработка понятия коммуникативного поведения; • разработка принципов и методик изучения и описания коммуника • разработка моделей описания коммуникативного поведения; • практическое описание коммуникативного поведения личности, ком • разработка методики обучения национальному коммуникативному тивного поведения представителей различных социальных групп и отдельных личностей; • исследование проблемы толерантного коммуникативного поведения В рамках направления созданы несколько секций. Секция № 1 "Национальное коммуникативное поведение" ставит перед собой следующие задачи: • разработка моделей описания национального коммуникативного по • изучение и описание основных особенностей русского коммуника • описание типичных особенностей коммуникативного поведения рус • контрастивное описание русского коммуникативного поведения в • разработка методик формирования у изучающих иностранный язык Секция №2 «Групповое и личностное коммуникативное поведение» ставит следующие задачи: • разработка моделей описания группового коммуникативного пове • описание коммуникативного поведения отдельных социальных, про
• проблема оптимизации коммуникативного поведения отдельных • разработка моделей описания коммуникативного поведения отдель • описание коммуникативного поведения известных личностей про • проблема формирования адекватного коммуникативного поведения Координируют работу по данному направлению кафедра общего языкознания и стилистики Воронежского ГУ и ИРЯ им. Пушкина (Москва). Таким образом, в настоящее время можно говорить об изучении трех видов коммуникативного поведения - национальное, групповое и личностное. Предлагаемая работа посвящена исследованию национального коммуникативного поведения. Date: 2015-08-07; view: 321; Нарушение авторских прав |