Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переживание болезни во времени
Врач никогда не имеет перед собой абстрактную болезнь, или даже диаг- ноз, а всегда больного человека („Homo patiens“ Франка). Это ьыражен- но проявляется и в том, как больной переживает свою болезнь на раз- личных этапах ее течения. Различия в этом переживании у одного боль- ного иногда бывают настолько значительны, что у врача и медицинской сестры создается впечатление, что будто бы перед ними в течение опре- деленного времени был совершенно другой человек, причем это касается не только его темперамента, но также и проявлений его характера. В пе-реживании больным своей болезни во времени можно наблюдать следу-ющие этапы:
1. Премедицинская фаза. Появляются первые, часто только едва за- метные жалобы и признаки. Возникают вопросы: «Что делать?» «Чего мне нехватает?», «Я болен?», «Должен ли я пойти к врачу?». С этими вопросами связываются различные неопределенные, хаотические воспо- минания, переживания и фантазии. Если больной поделится с кем-ни- будь своими опасениями, то часто он получит противоположные советы от родственников, соседей и сотрудников. Иногда у больных отмечается кажущаяся беззаботность (репудиация). Об этой фазе в своей работе со- общает Гарди.
2. Резкая перемена жизненного стиля, как правило, наступает при установлении нетрудоспособности или при госпитализации. Иногда речь идет о внезапном переходе от здоровья к болезни, в других случаях
- переходе в такую стадию болезни, когда больной бывает изолирован от работы, от семьи, не имеет уверенности в прогнозе и характере своего заболевания и его последствий для дальнейшей жизни, независимо от того, касается ли это трудоустройства или ситуации в супружеской жиз- ни и в семье. Часто больной пытается приобрести расположение врача и медицинского персонала тем, что проявляет к ним симпатию и завязы- вает с ними контакт. Медицинские работники часто такое поведение больного расценивают как назойливость и продуманную навязчивость, хотя в действительности речь идет о проявлении потребности найти уве- ренность и чувство безопасности и обеспечивать себе опору в тех людях, от которых зависит здоровье и даже жизнь больного. Особенно у людей бывших до этого времени вполне здоровыми, встречаемся с повышен- ной неуверенностью, опасениями, страхом и тревогой, так как Ліішезнь для них явилась неожиданным психическим потрясением. На поведение врача по отношению к больному здесь распространяется то, что в дру- гих главах было сказано о значении объяснения сущности болезни, уста- новлении терапевтических отношений, о психике больного и о симпто- матической терапии. Все это поможет больному справиться с этим пе- риодом заболевания.
3. Активная адаптация. Острые и мучительные симптомы болезни постепенно уменьшаются, а если они с начала заболевания имели более умеренный характер, то уже не беспокоят больного в такой степени. Он привык к ним, потому что приспособился к факту болезни. Он адаптиро- вался также к больничной среде. Он поддерживает в себе надежду на вы- здоровление и создает при благоприятных условиях положительное от- ношение к медицинскому персоналу. По данным Стрнада и сотр., изу- чивших 276 больных, примерно 75 % госпитализированных адаптирует- ся до 5 дней. Быстрее всего адаптируются рабочие, а затем больные, госпитализируемые повторно. Из последних большинство привыкало к больничной среде уже в течение первого дня госпитализации. 75 % больных рабочих сообщили, что им не мешает размещение в многомест- ной палате, то же самое отметили и 54 % больных, занимающихся умственным трудом.
С психологической точки зрения адаптировавшийся больной явля- ется для медицинских работников дальнейшей проблемой, если его за- болевание улучшается соответственно ожиданиям больного. Но если со- стояние его не улучшается и даже наступает ухудшение, то больной мо- жет переживать психическую декомпенсацию
4. Психическая декомпенсация. У больного возникает чувство обма- нутых надежд, в нем усиливаются отрицательные ощущения, которые он испытывал в начале болезни, также, как неуверенность и страх, он утрачивает веру в лечение, во врача и в медицинской персонал, стано- вится импульсивным, нетерпеливым и несправедливым, приобретает склонность провоцировать медицинский персонал, повторно обращает- ся к нему по ничтожным поводам, подгоняет родственников и знакомых, чтобы они «налегали» на медицинский персонал, требует перемены вра- ча, лечения или больницы, сам углубляется в изучение своей болезни и пытается поучать врача. Главная опасность этой фазы заключается в конфликте между медицинским работником и больным. Конфликт раз- вивается, как правило, с таким врачом или медицинской сестрой, кото- рые кажутся больному невнимательными, ироничными, не щадящими или не слишком квалифицированными. Об этих качествах больной су- дит иногда несоответственно на основании некоторых незначительных или случайных внешних проявлений. В таком случае бывает хорошо, ес- ли персонал оказывается способным понимать, предвидеть и овладеть позицией больного и не дает ему излишних поводов для усиливания его реактивности, что не всегда бывает легко сделать и требует психологи- ческих знаний, опыта и большой наблюдательности.
Больные, страдающие хроническим заболеванием, например, тубер- кулезом легких, могут переживать психическую декомпенсацию в специ- фических условиях санаторного лечения. Здесь имеется опасность опре- деленной степени морального расслабления в сексуальной области, в злоупотреблении алкоголем. Причиной этого является недостаток по- ложительной занятости для достижения ближайшей жизненной цели и избыток свободного времени. Медицинские работники, которые отно- сятся к больному в зависимости от того, что показывает очередной рент- геновский снимок, конечно, этим проявляют односторонность. Строгий постельный режим без положительного наполнения психической обла- сти (культура, развлечения, трудотерапия, расширение самоуправления больных) ведет к эмоциональным и моральным эксцессам, за которые они иногда несут и дисциплинарную ответственность, хотя определен- ная часть их вины может падать на организаторов лечебного режима. Психическое равновесие больного укрепит интерес врача и сестер к его судьбе после окончания длительного лечения, советы, направленные на включение больного в трудовую жизнь и конкретные мероприятия, осу- ществляемые социальной сестрой в тех областях, где в дальнейшем больной предполагает жить и работать.
5. Пассивная адаптация и капитуляция. Больной примиряется с тя- желой судьбой, перестает внутренне бороться за свое здоровье и способ- ствовать лечению. Он становится равнодушным или негативно угрюмым. Опасность такой позиции заключается в том, что персонал может принять ее и не будет пытаться изменить, даже если и имеется возмож- ность путем терпеливых и настойчивых усилий добиться улучшения со- стояния, например, путем реабилитации после травмы, соответству- ющей фармакотерапией и режимом при туберкулезе, эпилепсии, гипер-тонической болезни и других хронических заболеваниях.
11. Неизлечимые болезни
Например, больной злокачественным новообразованием может по- раз- ному переживать свою болезнь:
а) он не знает о своем заболевании и не предполагает, что оно так серьезно. Не следует вызывать у больного необоснованный оптимизм, а необходимо считаться с тем, что под влиянием развивающейся болез- ни относительно беззаботное отношение больного к ней может изме- ниться. Больного необходимо подготовить к необходимости длительно- го лечения. По данным Кадлецовой (устное сообщение) большинство больных в онкологических отделениях открыто не допускает возможно- сти наличия у них злокачественного новообразования; несмотря на то, что они вполне отдают себе отчет, в какое отделение они госпитализи- рованы, внутренне они убеждены, что здесь находятся только для обсле- дования и что злокачественным заболеванием страдает большинство других больных, но не они сами. Это находится в согласии с наблюдени- ем Шипковенского, отметившего, что мысль о диагнозе злокачественно#? го процесса гораздо хуже действует на больного, который не имеет опу- холи и страдает карцинофобией, чем на больного со злокачественной опухолью. Этот парадокс можно объяснить тем, что в большинстве слу- чаев непосредственная опасность вызывает у человека больше мужества и сопротивляемости, чем неопределенная, отдаленная и предчувству- емая опасность;
б) больной не информирован о своей болезни, но предчувствует ее серьезность и опасность и требует точного объяснения. Это требование врач не может оставить без внимания, не может избежать разговора, от- кладывая объяснение или умалчивая. Он стоит перед вопросом: сказать больному всю правду или нет? Ответ на этот вопрос, конечно, очень труден.
В настоящее время большинство врачей соглашаются, что более гу- манным и щадящим будет не говорить больному чистую правду. Опыт говорит, что такое сообщение означает для больного тяжелое психиче- ское потрясение, лишает его надежды, делает его пассивным в отноше- нии содействия при дальнейшем лечении. Иногда наблюдаются суицид- ные настроения и попытки, иногда оканчивающиеся трагически. Приво- дится ряд примеров с такими неблагоприятными последствиями. Шип- ковенский сообщает о том, как врач сообщил писателю Теодору Штор- му, что тот болен раком легких. Больной впал в депрессию, перестал писать. После этого собрался консилиум врачей, который нарочно перед больным отверг предполагаемый диагноз. После этого Т..Шторм докон- чил свою самую лучшую новеллу „Schimmelreiter“ («Всадник на белом коне»). Штепановы описывают, как врач правдиво сообщил неблагопри- ятный диагноз больному научному работнику, который должен был в ближайшее время докончить работу, имеющую большое значение, и поэтому «хотел слышать правду». После этого больной с полным хладнокровием покончил жизнь самоубийством.
Больному не следует верить, если он твердит: «Мне вы можете спо- койно сказать об этом» или «Я вынесу любую правду». В большинстве случаев, когда он домогается правды, он ожидает надежды. Такое отно- шение не ограничивается только областью болезней и мучений.
Но скрывание правды имеет и свои отрицательные стороны, с кото- рыми необходимо считаться: больной действует неадекватно и несоот- ветственно своему состоянию: может вступить в брак, провести какие- либо финансовые мероприятия, поскольку он рассчитывает на выздоро- вление и вредит сам себе, пренебрегает лечением, но он все равно узнает правду или вследствие неосторожности, небрежности персонала, или из неосторожности поведения врачей и сестер, а затем проявится тот факт,' что обман всегда является проблематичным маневром.
Поэтому существует и такая точка, зрения, что врач должен сооб- щить больному правду о неблагоприятном прогнозе. Это в большей сте- пени оправдано в тех специальностях, где профилактическая помощь развита до такой меры, что современным выявлением, например, рако- вого процесса можно дать больному определенную надежду на выздоро- вление, как это бывает, к примеру, в гинекологии. Далее тенденция «го- ворить правду» поддерживается работниками некоторых больших онко- логических учреждений (Пасков), где больные все равно догадаются, в каком отделении они находятся, поймут по ходу лечения(облучение), о каком заболевании идет речь. Тем, что лечение бывает успешным, можно ослабить психотравматизирующий характер сообщения о злока- чественном поцессе. Гарди (80) приводит возможные формулировки, приближающие сообщение к правде., или в сущности не скрывающие ее: «Это опухоль, но если своевременно начнем лечение, то возможно вы- здоровление». «Это преканцерозное состояние, но если своевременно начнем лечение, то рак не разовьется». Гарди здесь говорит о «малых дозах правды» или «о правде по чайной ложке»
Если врач не решается сообщить настоящий диагноз, то он имеет возможность говорить о болезни с аналогичными симптомами и с хро- ническим течением;
в) больной узнал о тяжести заболевания, хотя врач и не хотел этого, как об этом уже упоминалось выше. В этом случае мы объясним ему воз- можность положительного результата лечения при любой болезни и в любой1 ее стадии, приведем ему конкретные примеры таких успехов, которые знаем из своего опыта или из опыта своих коллег, подчеркива- ем значение его психического состояния и влияния нервной системы на течение болезни. Держимся спокойно и уверенно, в разговоре пытаемся отвлечь внимание, больного к таким темам, которые не касались бы бо- лезни и могли бы лично заинтересовать больного. Мы понимаем, что этим делаем для больного самое больш*ее из всех возможностей и не проявляем по отношению к нему неуверенность или «неспокойную со- весть», которые больной мог бы расценить как знак разлада между тем, что врач говорит, и тем, что он думает. При таком методе важно, чтобы весь персонал в основном говорил одно и то же, так как иначе все уси- лия, направленные на психические успокоение больного могли бы ока- заться безрезультатными;
г) наиболее сложная ситуация возникает при решении вопроса, го- ворить ли неизлечимо больному коллеге врачу о его состоянии. В этом случае лучше всего облегчит взаимоотношения как бы невысказанный договор: больной,’хотя и догадывающийся о неблагоприятной возмож- ности,- не приводит лечащего врача слишком настойчивыми расспроса- ми в замешательство, а лечащий врач должен продумать свое поведение так, чтобы оно облегчило больному коллеге понимание его объяснения. Имеются примеры того, как такая само собой разумеющаяся последова- тельность позволила терпимо завершить жизнь целому ряду знамени- тых врачей.
Освальд Бумке «не занимался» демонстративно своим злокачест- венным заболеванием, читал лекции и принимал больных вплоть до по- следних трех дней перед своей смертью. Известный акушер-гинеколог из Брно до самой смерти живо интересовался всем, что происходило ново- го в его специальности и лечащих врачей не расспрашивал о подробно- стях своей болезни, хотя правда о ней была ему, очевидно, известна. Л. Шейнин описывает болезнь профессора рентгенологии, страдающего злокачественной опухолью и наблюдающего за тем, как ему его ученики объясняют эту болезнь, о которой он догадывался. Благодаря своему бо- гатому опыту он быстро разглядел попытку своих врачей, но делал вид, что верит им, чтобы не приводить их в замешательство. И только тогда, когда один из его учеников преувеличил объяснение одного частного^ симптома, профессор не сдержался и обратил на это внимание своего ученика.,
Гарди описывает одного больного врача с опухолью легких, кото- рый предчувствовал плохой конец, но вел себя так, будто бы он ни о чем не знает и был по отношению к своим лечащим коллегам очень делика- тен. Один из его снов, однако, выдал его. Ему приснилось, что ищет со своей рукописью редакцию или театрального драматурга, чтобы пред- ложить ему свою вещь. Но работа не была признана совершенной и воз- вращена автору для переработки. Сон символически выражает желание: если бы можно было начать еще раз снова.
12. Умирание и смерть
Смерть вызывает у человека беспокойство своей неизбежностью, неот- вратимостью, с одной стороны, и неопределенностью наступления, с другой стороны. Здоровый или временно больной человек подавляет и вытесняет мысль о смерти. Танатофобия - неотвязный страх смерти, которым страдает человек, которому смерть непосредственно не угро- жает - это признак невроза. С проблемой умирания и смерти медицинс- кий работник встречается особенно при контакте с очень тяжело и дли- тельно страдающими больными. В прошлом «душевное утешение» та- ким больным предоставляли священники и религиозные организации. Измененные общественные условия с уменьшением религиозности ста- вят на место священника врача, сестру, психолога. Они должны были быобеспечить больному право на достойное умирание (Пацовский 1976).
Для этого необходимо рассмотреть в особенности биологические, кли- нические, психологические и философские взгляды на смерть и подгото- вить психотерапевтические методы, с помощью которых можно было бы справиться с критическим психическим состоянием больного. Эта ра- ’
бочья направленность, объединенная под названием танатология - на- ука о смерти - скорее находится в начале своего развития.
Вкладом в эту проблему являются так наз. психологические,
вскрытия (Вайсман, Кастенбаум), проводимые в институте гериатрии в Массачузетсе. На конференции лечащих врачей, медицинских и соци- альных сестер, психологов и психиатров и священников оценивается - жизнь умершего, главным образом, перед началом смертельного заболе- вания и его поведение в течение болезни. Исследования показали, что наступлению смерти может в большой степени способствовать сильный эмоциональный и социальный кризис, ее может ускорить капитуляция и особенно потеря возможности очень старых и слабых больных понять окружающий мир. Эти больные также испытывают наибольший страх смерти. «Психическая аутопсия принесет не только пользу. Мы больше узнаем о том, как обращаться с больными, узнаем их потребности и бу- дем иметь возможность сделать то, в чем умирающий действительно ну- ждается. Кроме того, психологические вскрытия могли бы способство- вать пониманию нужд старых людей и старости.»
В прошлом человек с детства встречался со смертью родственников и близких. Эта личная конфронтация все больше уменьшается. В связи с более частым умиранием в больницах смерть институционализируется (Пацовский 1976-а). До своих 6 лет ребенок имеет представление об об- ратимости смерти. Полное понимание ее неотвратимости наступает около пубертатного периода. Религиозные представления о загробной жизни у детей сейчас являются чрезвычайно редкими (Кубат и кол. 1976).
Средний возраст, связанный с полной трудовой активностью и какправило с богатой и сложной личной жизнью, отодвигает мысль о смер-ти на край сознания. Угроза жизни в результате болезней кровообраще-ния, злокачественных процессов и тяжелых травм застает многих по- страдавших и их родственников психически неподготовленными.
В старости человек понимает близость смерти, но с трудом прими- ряется с ней. Часто не справляется с повышенными требованиями к адаптации - при уходе на пенсию, смерти партнера, переезде - это подламывает его жизнестойкость а может ускорить его смерть. Естест- венная смерть - «от возрастного одряхления» - является скорее исклю- чением. Сама старость - это не болезнь, но она сопровождается много- численными болезнями. Не только «от возраста нет лекарства», но так- же и от ряда болезней старости нет пока эффективных средств.
При подготовке человека к смерти можно опереться на некоторые философские определения и примеры (Гофбауерова, 1976). Неизбежность смерти заставляет человека решать, действовать, жить полной жизнью и не откладывать свои действия до бесконечности. Примером философс- кого попирания смерти было мировоззрение Эпикура, который говорил, что смерть нас не касается, так как когда мы здесь - то смерти еще нет, а когда есть смерть, то нас уже нет. По мнению Спинозы мудрость чело- века заключается не в мысли о смерти, а в мыслях о жизни. Сдвиг от мысли о смерти к мысли о жизни и к воспоминаниям о ее течении может также помочь умирающему примириться со смертью, а тем самым и об- легчить умирание. Это смещение тем легче, чем большую эмоциональ- ную опору имеет умирающий в своем окружении, следовательно, во враче и в сестре.
Профилактически необходимо нарушить табу о смерти и готовить- ся к ней еще в состоянии полной силы и здоровья (Добиаш 1976). Полез- ной может быть также и апелляция к альтруизму каждого из нас: сде- лать собственное умирание переносимым и приемлемым, как можно ме- нее тяжелым для окружающих, оставить о себе самые лучшие воспоми- нания, проявить сопротивляемость и мужество. Речь идет о мужестве без риска - в отличие от мужества и отваги в обычной жизни. Но мужество по отношению к смерти проявится в том случае, если оно было прочной чертой личности больного. С трудом его может вдохнуть в умирающего извне здоровый человек. ^
Уже было упомянуто о том, что мера страха смерти не соответству- ет фактической опасности. Является парадоксом, что в цивилизованном обществе, где физическое состояние людей отчетливо улучшается, уве- личивается патическое опасение болезни и смерти, в первую очередь опасения болезней, переживаемых как «коварные» (инфаркты, рак). Об- ратим внимание на некоторые более широкие аспекты проблемы.
Современное промышленное общество, особенно капиталистиче- ское, создает в людях стихийно-потребительское отношение к жизнен- ным ценностям. Некоторые элементы этого отношения проникают и в образ жизни в социалистическом обществе. Возникают определенные правила, в соответствии с которыми гражданин должен обеспечить себе какой-то «обязательный стандарт». Перед его глазами стоят потреби- тельские идеалы (автомобиль, дача, вилла, тип отпуска, одежды, обору- дование квартиры), а также и личные идеалы (внешний вид, сексуальная реализация, спортивная форма). Так в людях возникает ощущение пра- ва, а также обязанности «пользоваться жизнью», потребление перестает быть средством и становится целью, не взирая на цену, которую необхо- димо платить, будь то в финансовом, медицинском отношении, или в виде создания угріозы для человеческих отношений. Мысль о смерти, о неотвратимом конце отступает, в тень социально-психологического процесса. Тяжелая болезнь или' неожиданная смерть близких потом действует как ошеломляющий удар’на психически не подготовленных потребителей жизни. Излишняя популяризация прогресса медицинской науки иногда поддерживает в людях утверждение в ее почти неограни- ченных возможностях, что еще больше увеличивает риск разочарования. Особенно те люди, которые не очень заняты на работе и не выполняют полезной общественной работы и остаются в тяжелые моменты одино- кими, все чаще возвращаются к мыслям о том, что угрожает их жизни и здоровью.
Религиозные мыслительные системы, которые в прошлом составля- ли определенную часть образа жизни, воспитывали в людях определен- ные «психические антитела» против страха перед болезнью и смертью.* Культ страдания в обрядах и молитвах («Помни о смерти!») делал из мысли о смерти, болезни и страданий составную часть психической, оснащенности человека, страдание становилось заслугой, которіая якобы будет в загробной жизни справедливо оценена. Религиозные институты действовали так с исторической точки зрения в соответствии с интереса- ми правящих властей, но индивидуально или групповым способом они могли предоставить посредством фиктивных ценностей облегчение от жизненных тягот. Атеистическое мировоззрение в сущности содержит гораздо меньше иллюзий, уводящих от жизни фантазий и ритуалов.
Когда мы на отделении неврозов в брненской психиатрической кли- нике начали беседовать о неизбежности смерти, мы опасались, что эта тема будет психически травмировать больных. Но оказалось, что 60 % из них приняло ее реально, без эмоциональных отклонений и последствий, и только 20 % -больных испытывали временно депрессию и страх, 20 % больных отнеслись к этому вопросу амбивалентно. Атмосфера дискус- сий была свободной, спокойной и порой содержала какой-то философс- кий юмор.
Реакции на опасность или близость смерти:
а) смирение и спокойное принятие неизбежного,
б) пассивная капитуляция, проявляющая в апатии и безразличии,
в) уход в обычные разговоры и воспоминания,
г) уход в фантазию о бессмертии,
д) при относительно сохранившихся психических и физических спо- собностях компенсаторная деятельность или полезная (завершение ра- боты, решение семейных проблем, путешествие), или проблематичная и даже вредная (злоупотребление токсическими веществами, переедание, эксцессы в эротике и в сексе).
Реакции на угрожающую смерть часто проявляются невербально, и они не обязательно проявляются в общем поведении или в словесном выражении, а могут быть и отрицательными.
Кеблер-Росс (по Войцеховскому, 1976) описывает следующие фазы хронического опасного заболевания:
а) сознание наличия тяжелой болезни;
б) внутреннее отрицание опасности;
в) ожесточение и даже гнев (по схеме «почему именно я...?»);
г) депрессия с суицидными умыслами и попытками, чаще спонтан- ными, чем итоговыми;
д) договоренность - срок в представлении откладывается («когда сын окончит школу»);
е) активное примирение со смертью, хотя надежда на определенное продление жизни сохраняется («каждый день дорог»).
Если надежда исчезает, то происходит
ж) пассивная капитуляция, отказ от связи с жизнью и потеря интере- са к окружающему.
. Фазы могут быть более или менее выражены и могут повторяться в соответствии с развитием болезни, ходом лечения и в связи с влиянием окружающей среды.
Собственное умирание. Задержанная смерть (Пацовский 1976-а)
- это понятие, вытекающее из новых условий лечения и ухода. Респира- торы, искусственное или вспомогательное кровообращение, искусствен-
ная ’ почка,’ электрические стимуляторы функций удерживают деятель- ность’организма в течение месяцев и лет, часто при отсутствии созна- ния. При нарушении этих искусственных методов жизнь, как правило, быстро прекращается. Упомянутая новая лечебная техника делае'г необ- ходимым дать новое определение смерти: смерть организма отожде- ствляется со смертью мозга, главным проявлением деятельности кото- рого, кроме рефлексологических данных, является постоянная изоэле- ктрическая запись на электроэнцефалограмме, по более новым данным - артериографическая блокада при непроходимости капилляров (П?тра- шек, Драбкова 1976). На практике, разумеется, это выявление провидит- ся в тех случаях, где установление момента смерти имеет большбе зна- чение, например, при установлении смерти донора органа, при решении вопроса о дальнейшей реанимации и т. под. Граница между живым и мертвым в такой связи становится менее острой: до сих пор «живой» орган из мертвого тела становится условием для дальнейшей жизни че- ловека, которому угрожает смерть.
То обстоятельство, что труп является единственным источником «запасных частей» для тела больного, совершенно изменяет взгляд на мертвое тело и вызывает серьезные этическо-правовуе и медицинские вопросы (Малек, Пиша 1976). Было необходимо преодолеть барьеры, которые человек испытывает при мысли, что после его смерти будут ма- нипулировать с его телом. В ЧССР медицинско-правовая сторона этого вопроса в принципе является уже решенной. Но психологическая про- блематика гораздо сложнее и труднее.
Психология клинической смерти основывается на спорных и нена- дежных сведениях. Некоторые люди, выведенные из состояния.клиниче- ской смерти, говорят, что они видели свет, становившийся все 6ojjee и более ярким, которого они боялись, но который притягивал их. Это не
поддающееся описанию облучение они испытывали, не думая о собственной персоне и не осознавая этого. Возвращение к жизни они переносили как болезненное явление.
В новой связи проявляется проблема эвтаназии (Пацовский 1976-
б), которую дифференцируют на активную и пассивную. Активная эвтаназия - это умышленное умертвление из сострадания по требованию жертвы или без него. Правовой порядок запрещает ее, активная эвтаназия расценивается как уголовное деяние - убийство. Особенно проблема- тичной и общественно опасной она становится там, где врач или какой- нибудь другой институт решали бы вопрос о «напрасности и ненужно- сти» человеческой жизни. Историй приводит трагические примеры это- го. Нацистские врачи уничтожили в Германии во время второй мировой войны 40 ООО психически больных, количество которых в результате этого понизилось до 260 ООО. Активная эвтаназия - это «метод наполненного шприца».
Пассивная эвтаназия - это ограничение или исключение особенно сложных лечебных методов, которые хотя и удлинили бы жизнь ценой дальнейших страданий, но не спасли бы ее. Речь идет о сокращении ди- станазии, т. е. «плохого умирания». Это - «метод отложенного шпри- ца». Несмотря на то, что и пассивная эвтаназия может быть проблема- тичной, решающей здесь является «мораль данной ситуации», по кото- рой врач оценит с точки зрения интересов и состояния больного и реаль- ных лечебных возможностей все «за» и «против».
Психологическая помощь. Мы стремимся облегчить положение больного путем симптоматического лечения, назначаем паллиативные и небольшие манипуляции, которые могут оказывать благоприятное действие как плацебо. Мы придерживаемся принципа хорошего ухода и стараемся уменьшить физический дискомфорт. Избегаем вмеша- тельств, которые сами по себе более неприятны, чем само заболевание.
Мы проявляем понимание опасений и страха больного, стремимся так- тично отвлечь от них внимание больного и переключить его на более приятные или интересные впечатления и воспоминания из его прошло-
го. Обеспечим более частый контакт с родственниками, особенно с роди- телями больного ребенка. Родственников предупреждаем о том, чтобы напрасно не тревожили пациента. Соглашаемся с помощью родственни- ков при уходе за больным. Делаем все для того, чтобы у больного не воз- никло ощущения, что он «списан со счета». В заключение беседы и обхо- да надо подбодрить его словами «до свидания завтра». На вопросы больного о дальнейшем течении и длительности болезни отвечаем в со- ответствии с психической сопротивляемостью больного. Положение врача может облегчить то обстоятельство, что и при важных жизненных моментах действуют определенные общественные нормы, которые по- могут преодолеть неприятные и сложные элементы контакта («молча ние - это тоже ответ», «общественная ложь»). Большинство больных это понимает и не сердится на врачей за тцкое поведение. Для трудного разговора с больным желательно неавторитативное, «партнерское» по- ведение, связанное «с умением слушать». По некоторым сообщения
(Добиаш 1976)» с этой проблемой хуже справляются те врачи, которые сами боятся смерти, и поэтому встреча со смертью их больше всего вол- нует. Врачи якобы боятся смерти больше, чем работники других профес- сий высшей школы.
При умирании больного необходимо считаться с окружающими больными, которые очень чувствительны к проявлениям профессио- нальной деформации со стороны персонала.
Мать нашего студента была свидетельницей предсмертной диспноэ и страха больной, которая лежала рядом с ней в палате. Вместе с други- ми больными она просила сестру как - нибудь облегчить страдания уми- рающей. Сестра ответила: «В том нет необходимости, она все рано умрет».
Аналогичная сцена была описана в литературе (Кунце 1966): «Не- давно я был свидетелем того, как в больнице умирающую больную вы- везли в коридор - за ширму. Вечерело. Сестры, громко переговариваясь, пробегали мимо, смеялись. Звенела посуда. Стукнула крышка мусорно- го ведра. Умирающая позвала сестру. Сестра сказала: «Но ведь я уже от- крыла окна настежь! Больше уже невозможно!» Потом - шум в коридо- ре уже несколько утих - хрипение прекратилось. Сестра отодвинула ширму в сторону и подошла к телефону. «Уже все кончено, доктор, вы можете прийти.» Двери были открыты, слова разносились по коридо- ру». Просьба обеспечить возможность достойного и человеческого уми- рания справедлива и неотложна, она касается всех, без исключения.
|