Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники страха
Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, испытывают страх перед неизвестной ситуацией, они еще не способны отличить не име- ющих значение обстоятельств от более серьезных. Здесь действует опре-
Иногда тенденцию к развитию страха у детей создают родители, за- частую бессознательно и неумышленно. Они повторно предостерегают ребенка, чтобы он чего-либо опасался, никуда не ходил, предостерегают его от опасных сверстников и старших людей. Ряд таких преувеличен- ных опасений касается здоровья: чтобы ребенок не поранился, не полу- чил заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул в реке. Такое отношение связано с так называемым гиперпротективным воспитанием,
Иногда родители рассказывают страшные истории и сказки, вызы- вающие у более впечатлительных детей тревогу и страх, особенно если они слушают их перед сном; следовательно, такие рассказы могут спо- собствовать развитию никтофобии - навязчивой боязни темноты. Неза- метно можно усилить готовность к развитию страха, если в присутствии детей вспоминать о болезнях, болях, операции. Эти разговоры обычно относятся к взрослым знакомым и гостям, но более чувствительные дети запоминают их, хотя и не показывают этого.
Сознательно родители пугают своих детей в тех случаях, если они имеют небольшой авторитет и пытаются укрепить его устрашением: грозят детям больницей, инфекциями и врачом, если дети не будут слу- шаться. Врач в качестве источника боли и страха здесь должен заменить ирреальные и фантастические «авторитеты страха» из старых времен: драксгнов, волшебников и чертей. Иногда как исключение, не видя друго- го выхода, врач или сестра усиливают свой авторитет у больных и труд- но воспитуемых детей, пугая их. Это является доказательством слабого психологического и психотерапевтического уровня медицинских работ- ников.
К наиболее существенным источникам страха перед лечением и пе- ред врачами у детей и у взрослых относится собственный опыт общения с медицинскими работниками, неприятные переживания, связанные с об- следованием и лечебными манипуляциями. Некоторые примеры из этой области приведены в главе об ятрогении.
Что касается связи между информированностью больных и стра- хом, то здесь имеются различные варианты:
а) информированность (медицинская сознательность) очень низкая. Больной боится почти всего, что с ним делают. Это страх от незнания и от неизвестной опасности. В наших условиях он встречается скорее у отдельных лиц и групп из менее развитых областей и слоев населения, например, у некоторых лиц цыганского происхождения. С выравнивани- ем уровня культуры и цивилизации это явление уменьшается. Такой вид страха можно уменьшить тем, что больной после доступного и понятно- го разговора с врачом поговорит о том, что его ждет, с другим больным, уже перенесшим подобную манипуляцию; используют энергичное и авторитетное внушение; в общем с таким больным обращаются так, как с устрашенным ребенком;
б) больной имеет, некоторые, неполные сведения и частичные знания о своей болезни, но объясняет их искаженнр. Например, при диагнозе «артериосклероз» больному известно из учебника, что при этом заболе- вании наступает деменция, и поэтому он испытывает мучительный страх, чо он «тотально поглупеет». У другого больного при одном об- следовании обнаружили повышенный основной обмен, что он объяснил себе как доказательство явного тиреотоксикоза; временное колебание кровяного давления в смысле повышения понимает как симптом гипер- тонической болезни. В данных случаях речь идет о страхе от полу- знаний;
в) страх от одностороннего, хотя и правильно оцениваемого опыта. Примером может служить страх патологоанатома перед инфарктом миокарда, обусловленный тем, что патологоанатому лучше других на основании собственного опыта известно о смертельном конце этого за- болевания. Этот пример и другие наблюдения, приведенные в главе о больном враче, показывают, что даже специальные знания не защища- ют от индивидуально искаженного переживания болезни;
г) страх имеет серьезное объективное основание, например, при зло- качественном новообразовании. С психологической точки зрения такие ситуации являются самыми тяжелыми для медицинского персонала. Не- обходимо уяснить себе, что больной потребует тем больше психической поддержки и человеческого участия, чем больше ограничены возможно- сти медицинской помощи. В другом месте мы коснемся вопроса об озна- комлении больного с диагнозом и о характере медицинских заключений, что тесно связано с вышесказанным;
д) если больной психически уравновешен, не страдает ни депрессив- ными, ни гипохондрическими наклонностями («нормальное отношение к болезни» по Вондрачеку), то реальные сведения о болезнях, их лечении и профилактике сообщают такому больному спокойствие и уверенность, подготовливают его психически к различным возможностям угрозы для ^ здоровья, а в крайних случаях, когда он узнает или почувствует безвы- ходность ситуации, ведут его к мужественному примирению с тяжестью состояния. Такой человек нередко бывает способен сам себе разумно
и без промедления оказать первую помощь, например, при кровотече- нии, и сразу же после этого помочь и другим больным. Он способен успокоить людей, которых постигло несчастье или находящихся под угрозой, например, при массовом происшествии, дорожной катастрофе, при пожаре, тревоге, и поможет предоставить панику.
Физические признаки страха и тревоги
У детей признаки страха бывают выражены уже в мимике, но старшие дети и особенно взрослые способны справляться со страхом, отрицают его в ответ на вопрос, не испытывают ли они страха. Психологические исследования показали (218), что у детей, которые утверждали, что они не испытывают страха, увидев шприц для инъекций, было отмечено по- вышение артериального давления (примерно на 10 мм рт. ст.), ускоренный пульс и дыхание. Другими физическими признаками страха являются пониженная моторика, при интенсивном страхе и ужасе психомоторное беспокойство, передвижения и перебежки, повышенный мышечный тонус, дрожание и тик, холодный пот, расширенные зрачки, подавление слюноотделения, бледность в результате спазма сосудов, гипергликемия, тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечника.
Date: 2015-08-07; view: 493; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|