Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники страха





Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, испытывают страх
перед неизвестной ситуацией, они еще не способны отличить не име-
ющих значение обстоятельств от более серьезных. Здесь действует опре-

Иногда тенденцию к развитию страха у детей создают родители, за-
частую бессознательно и неумышленно. Они повторно предостерегают
ребенка, чтобы он чего-либо опасался, никуда не ходил, предостерегают
его от опасных сверстников и старших людей. Ряд таких преувеличен-
ных опасений касается здоровья: чтобы ребенок не поранился, не полу-
чил заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул
в реке. Такое отношение связано с так называемым гиперпротективным
воспитанием,

Иногда родители рассказывают страшные истории и сказки, вызы-
вающие у более впечатлительных детей тревогу и страх, особенно если
они слушают их перед сном; следовательно, такие рассказы могут спо-
собствовать развитию никтофобии - навязчивой боязни темноты. Неза-
метно можно усилить готовность к развитию страха, если в присутствии
детей вспоминать о болезнях, болях, операции. Эти разговоры обычно
относятся к взрослым знакомым и гостям, но более чувствительные дети
запоминают их, хотя и не показывают этого.

Сознательно родители пугают своих детей в тех случаях, если они
имеют небольшой авторитет и пытаются укрепить его устрашением:
грозят детям больницей, инфекциями и врачом, если дети не будут слу-
шаться. Врач в качестве источника боли и страха здесь должен заменить
ирреальные и фантастические «авторитеты страха» из старых времен:
драксгнов, волшебников и чертей. Иногда как исключение, не видя друго-
го выхода, врач или сестра усиливают свой авторитет у больных и труд-
но воспитуемых детей, пугая их. Это является доказательством слабого
психологического и психотерапевтического уровня медицинских работ-
ников.

К наиболее существенным источникам страха перед лечением и пе-
ред врачами у детей и у взрослых относится собственный опыт общения
с медицинскими работниками, неприятные переживания, связанные с об-
следованием и лечебными манипуляциями. Некоторые примеры из этой
области приведены в главе об ятрогении.

Что касается связи между информированностью больных и стра-
хом, то здесь имеются различные варианты:

а) информированность (медицинская сознательность) очень низкая.
Больной боится почти всего, что с ним делают. Это страх от незнания
и от неизвестной опасности. В наших условиях он встречается скорее
у отдельных лиц и групп из менее развитых областей и слоев населения, например, у некоторых лиц цыганского происхождения. С выравнивани- ем уровня культуры и цивилизации это явление уменьшается. Такой вид страха можно уменьшить тем, что больной после доступного и понятно- го разговора с врачом поговорит о том, что его ждет, с другим больным, уже перенесшим подобную манипуляцию; используют энергичное и авторитетное внушение; в общем с таким больным обращаются так, как с устрашенным ребенком;

б) больной имеет, некоторые, неполные сведения и частичные знания
о своей болезни, но объясняет их искаженнр. Например, при диагнозе
«артериосклероз» больному известно из учебника, что при этом заболе-
вании наступает деменция, и поэтому он испытывает мучительный
страх, чо он «тотально поглупеет». У другого больного при одном об-
следовании обнаружили повышенный основной обмен, что он объяснил
себе как доказательство явного тиреотоксикоза; временное колебание
кровяного давления в смысле повышения понимает как симптом гипер-
тонической болезни. В данных случаях речь идет о страхе от полу-
знаний;

в) страх от одностороннего, хотя и правильно оцениваемого опыта.
Примером может служить страх патологоанатома перед инфарктом
миокарда, обусловленный тем, что патологоанатому лучше других на
основании собственного опыта известно о смертельном конце этого за-
болевания. Этот пример и другие наблюдения, приведенные в главе
о больном враче, показывают, что даже специальные знания не защища-
ют от индивидуально искаженного переживания болезни;

г) страх имеет серьезное объективное основание, например, при зло-
качественном новообразовании. С психологической точки зрения такие
ситуации являются самыми тяжелыми для медицинского персонала. Не-
обходимо уяснить себе, что больной потребует тем больше психической
поддержки и человеческого участия, чем больше ограничены возможно-
сти медицинской помощи. В другом месте мы коснемся вопроса об озна-
комлении больного с диагнозом и о характере медицинских заключений,
что тесно связано с вышесказанным;

д) если больной психически уравновешен, не страдает ни депрессив-
ными, ни гипохондрическими наклонностями («нормальное отношение
к болезни» по Вондрачеку), то реальные сведения о болезнях, их лечении
и профилактике сообщают такому больному спокойствие и уверенность,
подготовливают его психически к различным возможностям угрозы для ^
здоровья, а в крайних случаях, когда он узнает или почувствует безвы-
ходность ситуации, ведут его к мужественному примирению с тяжестью
состояния. Такой человек нередко бывает способен сам себе разумно

и без промедления оказать первую помощь, например, при кровотече-
нии, и сразу же после этого помочь и другим больным. Он способен
успокоить людей, которых постигло несчастье или находящихся под
угрозой, например, при массовом происшествии, дорожной катастрофе, при пожаре, тревоге, и поможет предоставить панику.

 

Физические признаки страха и тревоги

У детей признаки страха бывают выражены уже в мимике, но старшие
дети и особенно взрослые способны справляться со страхом, отрицают
его в ответ на вопрос, не испытывают ли они страха. Психологические
исследования показали (218), что у детей, которые утверждали, что они
не испытывают страха, увидев шприц для инъекций, было отмечено по- вышение артериального давления (примерно на 10 мм рт. ст.), ускоренный пульс и дыхание. Другими физическими признаками страха являются пониженная моторика, при интенсивном страхе и ужасе психомоторное беспокойство, передвижения и перебежки, повышенный мышечный тонус, дрожание и тик, холодный пот, расширенные зрачки, подавление слюноотделения, бледность в результате спазма сосудов, гипергликемия, тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечника.

 

Date: 2015-08-07; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию