Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение. Методика Тумановой Т.В. «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи» ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Методика Тумановой Т.В. «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи» I РАЗДЕЛ. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ Основной задачей этого раздела работы было выявление наиболее общих правил словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности детей. В содержании раздела можно выделить два направления. Первое — формируется предварительная ориентировка детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как: длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов. Для формирования ориентировки детей в морфемной структуре слов использовался метод их бинарного (парного) противопоставления, сопровождавшийся сравнением содержательного аспекта. Отдельно остановимся на специфике подбора лексического материала для специальных упражнений. В современной лингвистике в зависимости от степени членимости слов выделяются два класса: исходные, или производящие основы, типа "лист, цвет" и производные слова типа "лиственный, цветной". Именно такой принцип деления слов обусловил целесообразность указанных выше критериев для ориентировки. Объединяя исходные и производные слова в пары для ориентировки, необходимо соблюдать следующие условия: • наличие между словами существенной семантической разницы, например, "камень — каменщик". Уменьшительно-ласкательные суффиксы не изменяют полностью значение слова, а лишь меняют качественную характеристику обозначаемого, а поэтому представляется нецелесообразным начинать с них парное противопоставление значений слов; Конец формы • наличие значительной кинестетически ощутимой разницы между исходным и производным словами. В ряде случаев, когда словообразовательный аффикс выражен одним звуком, ребенок игнорирует произносительную разницу между вариантами слов ("конфета — конфетка"); • использование продуктивных словообразовательных принципов: суффиксального — для имен существительных и прилагательных, префиксального — для глаголов; • подбор слов, имеющих четкие границы членимости, например, "ключ — ключник"; • при контекстном предъявлении парных однокоренных слов располагать их в непосредственной близости друг от друга — по принципу минимальной удаленности производного слова от производящего в рамках одного предложения. Содержание первого направления работы реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Подобные занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю, их протяженность по времени варьируется от 10 до 15 мин. Приведем примерные фрагменты занятий. Фрагмент 1 На столе у логопеда набор предметов: мыло, мыльница, сахар, сахарница, хлеб, хлебница, салат, салатница. Логопед. Посмотри на предметы. Какой предмет куда можно положить? Куда положим хлеб? Ребенок выполняет действие — кладет хлеб в хлебницу. Аналогичным образом раскладываются остальные предметы. Логопед. Послушай, как похоже называются предметы: хлеб — хлебница; Вместе с логопедом ребенок называет и показывает пары предметов. Затем логопед предлагает поиграть в лото. Ребенок получает 1 большую карточку с изображениями нескольких предметов, названных ранее. Логопед достает и называет предметные картинки. Ребенок накрывает ими соответствующие изображения на большой карточке, проговаривая названия вслух. Логопед собирает предметные картинки и просит ребенка разложить их парами по принципу: что куда можно положить. Ребенок, выкладывая пары, проговаривает: "мыло лежит в мыльнице", "хлеб лежит в хлебнице" и т.д. Фрагмент 2 Ребенку предъявляется набор предметов: конфета, салат, конфетница, хлеб, хлебница, сахарница — вперемешку. Логопед. Какой предмет в какую посуду можно положить? Ребенок раскладывает предметы и обнаруживает, что два предмета — лишние: салат и сахарница Логопед. Почему эти предметы лишние? Ребенок. Салат нельзя положить в сахарницу. Логопед убирает эти предметы и просит назвать оставшиеся. Ребенок называет парные предметы: конфета — конфетница, хлеб — хлебница. Логопед предлагает усложненный вариант лото: к большим карточкам с изображением нескольких предметов предлагаются контурные/силуэтные картинки. Ими ребенок накрывает основные изображения и называет их. Фрагмент 3 Логопед предлагает ребенку предметные картинки вперемешку: салфетка, суп, салфетница, супница, конфета, конфетница. Просит разложить картинки по парам и назвать их. Логопед, закрывая листом все пары, кроме первой, говорит: "Первую картинку я назову коротко: "сахар", а вторую — длинно: "сахарница". Назови короткое слово". Ребенок. Сахар. Логопед кладет под картинку короткую полоску и говорит: "Короткое слово обозначим короткой полоской". Аналогичным образом длинное слово маркируется длинной полоской. Затем ребенок совместно с логопедом проговаривают оставшиеся пары: слов, определяют их длину и маркируют разными полосками.
Логопед предлагает ребенку контурные силуэтные изображения: селедка, селедочница, иголка, игольница, салфетка, салфетница. Называет слова вслух, просит ребенка выкладывать соответствующие картинки. Затем ребенок закрывает глаза, а логопед нарушает порядок в парных картинках. Логопед просит ребенка исправить ошибку, восстановив пары изображений. Затем ребенок выкладывает под картинками полоски, маркируя короткие и длинные слова, и объясняет свои действия. Приблизительный ответ ребенка: "Селедка лежит в се-ле-доч-ни-це. Первое слово — короткое, а последнее — длинное". После того как ребенок обозначил все слова полосками, логопед просит его закрыть глаза и говорит: "Налетел ветер, спутал картинки и полоски. Разложи все по местам". Ребенок не просто раскладывает картинки и полоски в парном порядке, но и сопровождает свои действия речью: "К картинке "хлеб" положу картинку "хлебница". "Хлеб" — говорю коротко, значит, кладу короткую полоску. "Хлебница" — говорю длинно, значит, кладу длинную полоску". Фрагмент 5 Логопед предлагает вперемешку предметные картинки и схемы-паровозики" (изображение паровозика и вагончика) с прорезями для картинок. Просит разложить картинки по парам и вставить в данные схемы. Логопед. Назови первую пару картинок. Ребенок, Иголка и игольница. Логопед. Эти слова совсем разные или похожи? Ребенок. Похожи. Логопед. Слова похожи потому, что в них есть одинаковый (по звучанию) кусочек. Послушай: иголка, игольница (интонационно выделяется корневая часть слова). Затем логопед вместе с ребенком произносят эти слова сопряженно. Логопед. Какой кусочек слова звучит похоже — в начале или конце слова? Ребенок. В начале слова. Логопед вместе с ребенком заштриховывают полоски: короткую полоску — целиком, длинную — только начало полоски. Проговаривают: "Закрашиваем кусочек слова, который звучит похоже". Аналогичным образом проговариваются остальные пары слов, выделяются интонационно и графически их корневые части. Фрагмент 6 Логопед предлагает ребенку поднять флажок, когда в тексте встретятся похожие слова: Паша пол в стобловой мел, Накрывала я на стол. Вот для хлеба хлебница, Вот супница, салфетница. Приходите, угощайтесь, Всех обедом накормлю. Или: "Учила Аня куклу: кушай аккуратно. Возьми салфетку из салфетницы и после еды вытри рот". После каждого текста логопед уточняет, какие слова звучали похоже. Просит ребенка назвать их и подобрать соответствующие предметы (контурные силуэтные картинки). Ребенок поясняет, почему названные слова звучат похоже, какой именно кусочек в словах похож (первый или последний), подбирает соответствующие полоски со штриховкой. В качестве усложнения логопед, помимо необходимых полосок-маркеров, может ввести и ложные, например, неправильно заштрихованные. Задания подобного плана могут использоваться при формировании предварительной ориентировки детей в морфемной структуре не только имен существительных, но и других частей речи. Лексический материал при этом подбирается в соответствии с указанными выше принципами. Таким образом, первое направление логопедической работы фактически направлено на формирование начальных уровней антиципации как особого качества восприятия, обеспечивающего опережающее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты. Второе направление в рамках первого раздела работы ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации (т.е. обобщения, гипотезы об объекте, явлении), а как следствие — обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковой знак. Для этого необходимо: • закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте; • закрепить умение выделять в них корневые морфемы; • научить детей выделять в словах словообразовательные аффиксы; • отметить изменение, которое произошло с реальными предметами, явлениями; • сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове; • показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Приведем фрагменты логопедических занятий по выделенному направлению работы. Фрагмент 1 Логопед предлагает ребенку две картинки: "пожар" и "пожарник". Спрашивает; что нарисовано на картинках? Ребенок. На первой картинке нарисован пожар, а на второй — пожарник. Это человек, который тушит пожар. Логопед. Пожар — пожарник. Какое слово короткое? Длинное? Ребенок. Пожар — короткое слово, кладу короткую полоску. Пожарник — длинное слово, кладу длинную полоску. Логопед. Какая часть этих слов звучит одинаково? Ребенок. Одинаково говорю первую часть слов. Ребенок подбирает полоски-маркеры со штрихом. Логопед. Давай найдем ту часть слова, которая звучит непохоже. Положи короткую полоску на длинную. Отрежь лишний кусочек полоски. Смотри: длинная полоска состоит из двух кусочков. Так же и длинное слово состоит из двух кусочков. Первый кусочек — "пожар" (выкладывается соответствующая картинка), второй кусочек — "ник" (выкладывается не заштрихованная часть полоски). Пожар...ник, пожарник (выкладывается изображение). Перед; ребенком оказывается выложенным следующее словообразовательное "уравнение": картинка "пожар" + карточка-символ = картинка "пожарник". Логопед. Назови первый кусочек слова, (Показ рукой части схемы.) Ребенок. Пожар. Логопед. Назови все длинные слова. (Показ итоговой картинки.) Ребенок. Пожарник. Логопед. Пожар — пожарник (выделяя интонацию). Как звучит новый кусочек слова? Ребенок вместе с логопедом проговаривают слова и выделяет кусочек "ник". Показывают на схеме место этой части (после картинки "пожар") и еще раз называют: "ник". Логопед. Давай сложим короткие кусочки в длинное слово. Ребенок сопряженно с логопедом показывает и называет части "уравнения". Логопед. Смотри — было короткое слово "пожар", мы добавили к нему кусочек "ник" и получилось название человека, который тушит пожар. Какой кусочек слова помог правильно назвать профессию? Ребенок. Кусочек "ник". (Показ на схеме.) Фрагмент 2 Логопед предлагает ребенку специальное панно для "записи" словообразовательных уравнений с помощью предметных картинок и карточек-символов. Там уже выложена модель образования слова "пожарник". Логопед. Вспомни, как получается длинное слово. Ребенок. К короткому слову добавляется новый кусочек. Логопед. Какое длинное слово мы складывали в прошлый раз? (Показ на схему,) Ребенок. Пожарник. Логопед. От какого короткого слова оно получилось? Ребенок. От слова "пожар": Логопед. Какой кусочек к нему добавляли? Ребенок вместе с логопедом выделяют часть "ник". Затем логопед предлагает по аналогии (по заданному образцу) выстроить другое уравнение: картинка "лес" + карточка-символ = картина "лесник". Логопед задает опорные вопросы: какую картинку назовем коротким словом? Какую — длинным? Как сложить длинное слово? Где на панно должна стоять картинка "лес"? Картинка "лесник"? Карточка-символ? Какой кусочек добавим к слову "лес"? Назови все части схемы. Какое слово было вначале? Какое получилось? Какой кусочек слова помог назвать профессию? Фрагмент 3 Логопед предлагает ребенку панно с уже выложенными словообразовательными управлениями. Просит назвать их части: картинка "лес" + карточка-символ = —, картинка "лесник"; картинка " печь"+карточка-символ = = картинка"печник"; картинка "пожар" + карточка-символ = картинка "пожарник". Ребенок не только проговаривает сами схемы, но и делает вывод о том, какой кусочек слова помог назвать разные профессии. Затем логопед нарушает порядок частей в словообразовательных "уравнениях" и просит исправить ошибку. Ребенок восстанавливает последовательность частей в схемах, комментируя свои действия: лесник — человек, который охраняет лес, а не печь, значит, первую картинку кладу "лес". Логопед. Какие длинные слова у тебя получились? Ребенок. Лесник, печник, пожарник. Логопед. Назови и покажи на схеме, какой кусочек слова всегда повторялся? Ребенок. Кусочек "ник". Фрагмент 4 Логопед предлагает прослушать названия профессий, поднимая флажок тогда, когда услышит слово с частичкой "ник". Сначала добиваемся грубых дифференцировок, а затем предлагаем ряд слов с похожими по звучанию/значению аффиксами. Логопед. Огород, мойщик, огородник, дача, дачник, строитель, пианист, мясник и пр. Логопед. Вспомни и назови все слова с кусочком "ник". Ребенок. Огородник, дачник, мясник. Логопед. Подбери к этим словам картинки. Расскажи, что делают люди на картинках. Ребенок. Огородник — сажает огород. Дачник — живет на даче. Мясник — продает мясо. Логопед. От какого короткого слова получим слово "огородник"? Ребенок. От слова "огород". Логопед. Подбери недостающие карточки и выложи на панно; расскажи, как получилось слово "огородник". Аналогичным образом выкладываются схемы к другим вышеназванным словам. Логопед задает опорные вопросы и в конце уточняет, какая часть слова помогла из коротких слов сделать длинные. Фрагмент 5 Логопед предлагает панно с выложенными неполными словообразовательными "уравнениями". Картинка "ключ" 4- карточка-символ =? Картинка "двор" + карточка-символ =? К схемам предлагаются изображения людей различных профессий. Логопед. Я задумала длинные слова с частичкой "ник". Какие это слова? Подбери и вставь в схему недостающую картинку. Назови все части схемы. Что обозначают новые слова? Затем логопед предлагает другой вариант деформированных "уравнений". ? + карточка-символ == картинка "пожарник". ? + карточка-символ = картинка "лесник". ? + карточка-символ = картинка "печник". К "уравнениям" предлагается набор предметных картинок (как соответствующих схемам, так и не подходящих к ним). Логопед. Какие картинки пропущены? Вставь их и назови. Почему нужны именно эти картинки? Назови все части схемы. Следующий вариант нарушенных "уравнений" предполагает поиск кар-точек-символов: картинка "мясо" 4-? = картинка "мясник"; картинка "огород" +? = картинка "огородник"; картинка "дача" +? = картинка "дачник". Логопед. Какую карточку я пропустила? Какая частичка слова помогла правильно назвать людей? Назови все части слова. Представленные фрагменты занятий иллюстрируют процесс ознакомление ребенка лишь с одной словообразовательной моделью — моделью образования существительного с суффиксом "ник". Аналогичным путем можно знакомить детей со способами образования не только имен существительных, но и прилагательных и глаголов. В последнем случае карточки-символы (префиксы) будут находиться в схеме на первом месте. Опираясь на данные о генерализации как центральном процессе овладения речью детьми, следует соблюдать поэтапность в порядке введения новых словообразовательных моделей: 1. Знакомство с моделью существительного с суффиксом "ник"; 2. Знакомство с моделью существительного с суффиксом "ниц" (а); 3. Дифференциация двух пройденных моделей. II РАЗДЕЛ Формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил Целью данного раздела работы является обучение дошкольников с общим недоразвитием речи навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируется обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т.е. по мере усвоения правил словообразования. Демонстрация этих закономерностей в максимально наглядном виде (т.е. в виде словообразовательных "уравнений") была начата в предыдущем разделе. Теперь перед логопедом стоят следующие задачи: • закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям; • продолжать формировать у ребенка обобщающее значение словообразовательных морфем; • научить его сравнивать между собой словообразовательные модели; • выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически); • сформировать понимание общности производящей основы для нескольких производных наименований; • закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил. Ниже приведем фрагменты занятий, проводимых в рамках второго раздела логопедической работы. Фрагмент 1 Логопед предлагает ребенку готовые словообразовательные уравнения: картинка "школа" + карточка-символ = картинка "школьник"; картинка "школа" + карточка-символ = картинка "школьница". Логопед. Какие картинки в схемах отличаются? Назови их. Ребенок. Школьник, школьница. Логопед. Раз последние картинки неодинаковы, значит, различаются какие-то картинки в начале схемы. Какие картинки одинаковы? Ребенок. Картинка "школа". (Показ в схеме.) Логопед. Послушай, как я назову части первой и второй схем: школь...ник (выделение голосом), школь...ница (выделение голосом). Первая часть слов одинакова? Ребенок. Одинакова. Логопед. А какая часть слов различна? Ребенок вместе с логопедом еще раз называют оба слова, выделяя интонационно суффиксальную часть. Логопед. Какая часть слов различна? Покажи место каждой части слов на схеме. Заштрихуй по-разному эти части. Назови все части первой схемы. Назови все части второй схемы. Логопед. Посмотри: от одного короткого слова можно образовать два длинных. Для этого к короткому слову добавляются разные частички. Фрагмент 2 Логопед предлагает ребенку отдифференцировать слова и картинки двух видов: с суффиксом "ник" и "ниц"(а): дачник — дачница, огородник — огородница, школьник — школьница. Логопед. Назови все картинки в первом ряду. Ребенок. Дачник, огородник, школьник. Логопед. Какая маленькая часть слова повторяется? Ребенок. "Ник". Логопед. Назови все картинки во втором ряду. Ребенок. Дачница, огородница, школьница. Логопед. Какая часть слова повторяется? Ребенок. Часть "ниц"(а). Логопед. Части слов, "ник" и "ниц" (а) — разные, поэтому в первом ряду у нас — изображения мальчиков, а во втором — девочек. Аналогичным образом проводится работа на новом лексическом материале: ключик — ключница, лучник — лучница и т.д. Затем логопед предлагает придумать несуществующие слова с опорой на наглядно-графические схемы: как назвать мальчика, который ходит по лужам? А девочку? Картинка "лужа" + карточка-символ = картинка "мальчик ходит по лужам". Картинка "лужа" + карточка-символ = картинка "девочка ходит по лужам". Логопед добивается производства ребенком слов-универбов "лужник", "лужница" и объяснения их значения. Ребенок обобщает: разные части слов помогли назвать по-разному девочку и мальчика. Фрагмент 3 Логопед предлагает знакомые пары картинок: ключник — ключница, дачник — дачница, огородник — огородница и к ним — набор предметных изображений: школа, сад, огород, дача, ключ. Логопед. Подбери к парам картинок соответствующее изображение. Ребенок. Вот картинки "дачник" и "дачница". К ним подходит картинка "дача. Затем логопед предлагает ребенку новое панно. На нем изображено дерево с прорезями для картинок. Логопед. Из короткого слова "дача" (картинка вставляется в панно в основание дерева) может "вырасти" два длинных слова — "дачник" и "дачница" (картинки вставляются в крону слово образовательного дерева). Назови короткое слово. Ребенок. Дача. Логопед. Какие слова из него "выросли"? Ребенок. Дачник, дачница. Логопед. Это одинаковые слова? Ребенок. Нет. Логопед. Почему? Ребенок. Дачник — это мальчик, дачница — это девочка. Аналогично выстраиваются словообразовательные "деревья" для остальных слов. Логопед вместе с ребенком уточняют, от каких слов были образованы длинные слова и одинаковы ли они. В качестве усложненного варианта задания можно предложить выстраивание подобных схем на материале не существующих в русском языке слов-квазиформ (лужник — лужница, букетник — букетница, дверник — дверница и пр.). В результате проведения подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей. Экспериментальное исследование показало, что низкая готовность к проведению словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи объясняется несформированностью когнитивных и речевых предпосылок. Исходя из этого предлагается использовать специальные упражнения, наглядно моделирующие словообразовательные отношения на основе материализованных опор.
Date: 2015-08-07; view: 8713; Нарушение авторских прав |