Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выводы по второй главе
Эксперимент в данной главе был проведен с помощью методики «Исследование способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И. и программы занятий с использованием специальных упражнений. В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что исходный уровень развития словообразовательных умений в контрольной группе заметно выше, чем экспериментальной группе. В результате работы проведенной в ходе формирующего эксперимента было выявлено, что уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом, посредством формирующего эксперимента, была успешно проведана работа по формированию словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («лихняя шапка», «глинный кувшин», «стекловая вода»). В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного падежей множественного существительного. В ответах на вопросы, требующие употребление существительных в этих падежах, ошибка не наблюдается. У детей с общим недоразвитием речи отличаются нарушения в построении словосочетания из наречия много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа. Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха - «пушоная»; варенье из груш - «грушиное»; лапа волка - «волкина»). В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико. Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Развитие восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Анализ научно – методической литературы позволил определить особенности словообразования у дошкольников с ОНР: дети с ОНР наибольшие трудности испытывают при усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Эти затруднения проявляются при выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их комбинировании, выделении морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом. Изучение методик формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР Т.В.Тумановой «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Исследование способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И., программы занятий с использованием специальных упражнений, дало возможность выявить основные направления и формы словообразовательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Проведенный эксперимент показал, что:
Таким образом, цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана. Начало формы Быстрый поиск по Банку Рефератов: Конец формы Начало формы | Описание работы | Похожие работы Конец формы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998. С. 45 2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, - М., 1998. С. 17 3. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования //Филологические науки, 1960, №2. С. 35 4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 1999. С. 73 5. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи. //Рубрика: 2004, №2. С. 74 6. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. С. 25 7. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. М., 1959. С. 48 8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. С. 52 9. Возрастная психология. Хрестоматия. //Ред. В.С, Мухина, А.А. Хвостов - М., 2000. С. 119 10. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. С. 32 11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Спб., 1997. С. 48 12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. С. 27 13. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. // Логопед в детском саду. М., 2005- 1(4). – 9 -15с. 14. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. - М., 2002. С. 72 15. Дошкольная педагогика. //Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. - М., 1983. С. 82 16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.,1984. С. 104. 17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. С. 85 18. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., 1994. С. 57 19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., 1990. С. 172 Начало формы Быстрый поиск по Банку Рефератов: Конец формы Начало формы | Описание работы | Похожие работы Конец формы 20. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973. С. 103 21. Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста. М., 2000. С. 157 22. Игры в логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов - М., 1987. С. 73 23. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. -Спб., 2002. С. 42 24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 1983. С. 98 25. Коменский Я. Избранные педагогические труды. - М., 1975. С. 68 26. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965. С. 87 27. Кулеша. Освоение предметных действий детьми // Дефектология, №3. М., 1989. С. 28 28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Спб., 2001. С. 92 29. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968. С. 118 30. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. - М., 1983. С. 62 31. Логопедия // Ред. Л.С. Волковой. - М., 2004. – 704 с. 32. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., 1995. С. 54 33. Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. М., 1993. – 355 с. 34. Ляско Е. Развитие речи малыша. - М., 2003. С. 56 35. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о детской игре. - М., 1982. С. 82 36. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. С. 43 37. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. С. 93 38. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1978. С. 128 39. Немов Р.С. Психология в трех книгах. Кн. 2. Психология образования. - М., 1995. С. 160-161 Начало формы Быстрый поиск по Банку Рефератов: Конец формы Начало формы | Описание работы | Похожие работы Конец формы 40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. С. 63 41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб., 1997. С. 75 42. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М., 1985. С. 41 43. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. С. 82 44. Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. СПб., 2006. С. 34 45. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982. С. 17 46. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М., 1978. – С. 35-52. 47. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1985. С. 40 48. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. – 24 с. 49. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). - М., 1981. С. 31 50. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1972. С. 75 51. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6. М., 2003. С. 58 52. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология № 4. М., 2001. С. 69 53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1999. С. 143 54. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. – С. 114-129. 55. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. – 125 с. 56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. С. 99 57. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993. С. 78 58. Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978. – С. 61-67. 59. Цейтлин С. Н. Ранние стадии усвоения морфологии // Проблемы детской речи. М., 1996. С. 61 Начало формы Быстрый поиск по Банку Рефератов: Конец формы Начало формы | Описание работы | Похожие работы Конец формы 60. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. С. 134 61. Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1976. – С. 92-104. 62. Чуковский К.И. От двух до пяти… - Л., 1987. С. 79 63. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические аспекты деривации. – Пермь, 1982. – С. 34-58. 64. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. М., 1990. С. 144 65. Шахнарович А.Н. Словообразовательная деривация в свете экспериментальных исследований. // Вопросы филологии М., 2001.-№ 1. – С. 68-73 66. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. // Вопросы теории и истории языка. - М., 1952. С. 93 67. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М., 1995. С. 231 68. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999г. С. 83 69. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. -М., 1989. С. 38 70. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М., 2001. С. 126 71. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя-логопеда. - М., 1984. С. 152 Date: 2015-08-07; view: 1913; Нарушение авторских прав |