Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программы дошкольного образования





Приказ Департамента образования г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005

Департамент образования направляет для практического использования в работе разъяснения по организации работы учителя-логопеда в государственных обра­зовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Должность учителя-логопеда вводится в штатные расписания государственных образовательных учреж­дений, реализующих программы дошкольного обра­зования, с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста; на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г. № 6/2.

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Должность учителя-логопеда рекомендуется вводить в штатные расписания при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования, не менее 25 детей с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонемати-


Часть 1. Нормативно-правовые документы 33

ческими нарушениями речи в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 15 человек.

Основными задачами учителя логопеда являются:

— формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

— коррекция нарушений звуковосприятия и звуко-произношения;

— своевременное предупреждение и преодоление труд­ностей речевого развития;

— привитие детям навыков коммуникативного общения;

— решение задач социального и речевого развития;

— организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего про­граммы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших трехлетнего возраста. По результатам обследования формирует­ся списочный состав детей для коррекционной работы, утверждаемый психолого-медико-педагогической комис­сией, которая создается на основании приказа окруж­ного управления образования Департамента образования города


34 Часть 1. Нормативно-правовые документы

Москвы. Если ребенок имеет более сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о его переводе в учреждение, в котором функционируют группы компен­сирующего вида, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуаль­ные и подгрупповые занятия. Учителю-логопеду поз­воляется проводить их с отрывом детей от занятий в группе. Продолжительность занятия не должна пре­вышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпиде­миологическими правилами и нормами» 2.4.1.1249-03. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характе­ра нарушения речевого развития.

Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 6 месяцев — с детьми, имеющими фонетические и фонематические наруше­ния речи, и 12 месяцев — с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

Ответственность за обязательное посещение вос­питанниками занятий несут учитель-логопед, воспи­татель, руководитель образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования.

Учитель-логопед взаимодействует с педагогами госу­дарственных дошкольных образовательных учрежде­ний компенсирующего вида для детей с нарушениями речи,


Часть 1. Нормативно-правовые документы _____________ 35

врачами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

Для организации работы учителя-логопеда выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеничес­ким нормам, в котором должны быть соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зер­кала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки конструкторы, учебно-методические пособия.

Примерная документация учителя-логопеда:

— протоколы заседаний психолого-медико-педагоги­ческих комиссий по приему и выпуску детей;


— индивидуальная речевая карта;

— календарный план работы на каждый день;

— график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем учреждения;

— журнал учета посещаемости;

— план мероприятий, направленных на профилак­тику речевых нарушений у детей (консультации и семинары для педагогов образовательного учрежде­ния и родителей (законных представителей);

— тетрадь взаимодействия с педагогами образовательно­го учреждения (рекомендации по проведению группо­вых и индивидуальных занятий в детьми в группе);

— индивидуальные тетради для коррекционной рабо­ты с детьми.


36 Часть 1. Нормативно-правовые документы

Настоящие разъяснения не распространяются на государственные дошкольные образовательные учреж­дения (группы) компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Примечание автора. В данном документе обозначены воз­растные границы детей, с которыми учитель-логопед прово­дит работу на логопункте — 4,5—7 лет. Однако в предыдущих документах указывалось, что работу логопед проводит только с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

В документе также указывается, что в течение года учитель-логопед также должен провести и обследование детей 3 лет. Таким образом, речь детей младшего дошколь­ного возраста (3—4 лет) обследуют два специалиста-лого­педа: логопед детской поликлиники и логопед логопункта. Согласно рассматриваемому документу периодичность и продолжительность индивидуальных логопедических занятий определяет логопед — в зависимости от харак­тера речевого нарушения ребенка. Это позволяет лого­педу проводить не столько занятий, сколько «положено», а столько, сколько необходимо для данного ребенка.

В данном приказе также приведен список документов, которые должны заполняться специалистами логопункта. Одним из документов является тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями групп, с детьми которых про­водится логопедическая работа. Однако педагоги массо­вых групп детских садов не проводят такой работы. Это делается только в речевых детских садах или логопеди­ческих группах, за что воспитатели получают надбавку к зарплате. Так как воспитатели массовых групп такой надбавки не получают, специалисту логопункта рекомен­дуется использовать не тетрадь, а листок взаимодействия с воспитателями, образец которого приведен на с. 98.


Часть 1. Нормативно-правовые документы ______________ 37







Date: 2015-08-06; view: 430; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию