Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функция VST Expression. Применение сообщений об артикуляции⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
С момента появления синтезаторов и MIDI не умолкают голоса критиков, утверждающих, что музыка, созданная или исполненная с помощью электронных устройств и компьютерных программ, звучит слишком правильно, а потому неестественно. В этом есть доля истины. Действительно, электронный музыкальный инструмент не может идеально точно смоделировать голос его реального собрата. С другой стороны, а нужно ли это делать? Пусть по-прежнему звучит скрипка, гитара, рояль, труба. И пусть вместе с ними, но своим, особым голосом (точнее, голосами) звучит синтезатор. Но поскольку имеются недовольные потребители музыкального "софта", то есть над чем работать и его создателям. Чего только не выдумали за короткую историю электронной музыки для того, чтобы преодолеть пресловутую механистичность звучания MIDI-композиций! Сколько изобретено разнообразных алгоритмов "гуманизации", основанных на случайном изменении временных, высотных и громкостных параметров синтезируемых нот! Еще десяток лет назад единственной возможностью "оживления" компьютерных аранжировок можно было считать детальное программирование множества MIDI-контроллеров, воздействующих на параметры синтеза. С интересными MIDI-редакторами Ntonyx Style Enhancer и MusicLab Rhythm'n'Chords Pro, в которых реализован подобный подход, вы можете познакомиться в книгах [6, 7, 17, 19]. В наши дни объем и стоимость запоминающих устройств таковы, что необходимость экономить память отпала. А значит, появилась возможность решать задачу обеспечения реалистичности звучания синтезируемой музыки "в лоб". Созданы гигантские по размерам библиотеки сэмплов, в которых представлены не только все существующие типы реальных инструментов, но также содержатся звуки, полученные самыми разнообразными приемами игры. Все типичные штрихи, все оттенки экспрессии доступны современным компьютерным музыкантам. Вопрос только в том, что пока еще не выкристаллизовалась общепринятая, универсальная система управления артикуляцией. В виртуальной студии Steinberg Cubase 5 внедрена функция, которая со временем вполне может стать стандартом управления экспрессией синтезируемой музыки. Перед тем как начать знакомиться с ней, давайте вкратце уясним смысл понятий "артикуляция" и "экспрессия". Музыкальная артикуляция или экспрессия определяет, как звучат некоторые ноты, как они должны быть спеты или сыграны на данном инструменте. Соответствующие указания записываются словами или условными обозначениями в нотной партитуре произведения. Артикуляция позволяет музыкантам определить, например, что одну партию следует исполнять на струнном инструменте, который является смычковым, а не щипковым, что другая партия написана для трубы приглушенной, а не открытой. Артикуляция также задает относительную громкость нот (некоторые ноты играются громче или мягче, чем другие) или звуковысотные изменения (например, вибрато). Известно и такое определение артикуляции: способ исполнения голосом или на инструменте последовательности звуков, который определяется их слитностью или разделенностью. Существует множество различных градаций звуковедёния, от легатиссимо (предельной слитности звуков) до стаккатис-симо (максимальной краткости звуков). Применение тех или иных приемов артикуляции зависит от существа музыкального произведения, его языка, характера. На духовых инструментах артикуляция осуществляется регулированием дыхания, на клавишных— снятием пальца с клавиши, связным перенесением пальцев с клавиши на клавишу, на смычковых — ведением смычка, в пении — разными приемами использования голоса. В нотной записи артикуляция обозначается графическими знаками — лигами," горизонтальными черточками, точками, вертикальными черточками или словами ("тенуто", "портато", "маркато", "спиккато", "пиццикато"). Артикуляция — одно из важнейших средств фразировки. В нотной записи знаки артикуляции определяют особенности исполнения звуков, причем один и тот же знак артикуляции может означать несколько разных приемов для разных музыкальных инструментов. Приведем несколько примеров (табл. 6.5). Таблица 6.5. Некоторые знаки артикуляции
Традиционные музыканты, использующие в своем творчестве компьютерные программы, как правило, хотят, чтобы на звучание произведения влияли все символы артикуляции, представленные в нотной записи. В Cubase 5 это желание отчасти исполнимо за счет того, что в программе предусмотрена функция VST Expression. Разработчики программы различают артикуляции двух типов: Direction (директива. указание) и Attribute (атрибут, признак). Указание действительно для всех нот от позиции вставки данного указания до следующего. Оно применяется не к отдельным нотам, а к группам нот или даже ко всему музыкальному произведению. Пример указания — пиццикато (означает, что на смычковом инструменте следует играть как на щипковом). Признак (атрибут) относится к единственной тюте. Пример: стаккато— нота играется отрывисто. При работе с MIDI, когда ноты вводятся посредством MIDI-клавиатуры, редактируются в MIDI-редакторах, а для их воспроизведения используются VST-инструменты, артикуляции должны соответствовать различному звучанию синтезированных инструментов. Этого можно достичь за счет использования ряда характерных для MIDI методов. Сообщением о смене тембров (Program Change) можно передать VST-синтезатору инструкцию о переключении с одного MIDI-инструмента на другой. В зависимости от инструмента это можно использовать для исполнения музыки с различной артикуляцией. Мультитембральными инструментами можно управлять по нескольким MIDI-каналам (MIDI Channel), с каждым из которых могут быть ассоциированы сэмплы, полученые в процессе исполнения различных штрихов. В ряде VST-инструментов предусмотрено управление посредством переключающих клавиш. (Key Switches), когда некоторые клавиши MIDI-клавиатуры вместо своей традиционной функции извлечения нот выполняют функцию переключателя. Переключатель может воздействовать на самые различные параметры синтеза. В том числе, он может вызывать воспроизведение различных заранее сэмплированных звуков, характерных для определенных приемов игры. Управлять переключателем может сам музыкант посредством MIDI-клавиатуры. Можно и заранее записать в секвенсор виртуальной студии сообщения о нажатии нужных управляющих клавиш в определенные моменты времени. Примерами VST-инструментов, в которых реализована подобная концепция управления артикуляцией, могут служить MusicLab RealStrat VSTi [27] и MusicLab RealLPC VSTi. Наконец, артикуляции можно создать, редактируя параметры MIDI-сообщений, например, изменяя длительность или значение Velocity нот. Для реализации функции VST Expression в Cubase 5 используются таблицы экспрессии (Expression Maps). По сути, таблица экспрессии — это небольшой файл, в котором записана матрица соответствия управляющих клавиш определенной библиотеке сэмплов и определенной совокупности настроек пара-метров синтеза. Кроме того, в Cubase 5 есть перекодировщик знаков артикуляции на виртуальном нотном стане в номера управляющих MIDI-клавиш. Каждая такая таблица уникальна. Она создана программистами специально для конкретного сэмплера (либа проигрывателя сэмплов — ромплера) и для конкретного банка загруженных в него звуков. Существующие таблицы экспрессии можно скачать на сайте Steinberg по адресу http://www.steiiiberg.net/ index.php?id=1944&L=l. На момент написания книги доступны таблицы экспрессии для виртуальных оркестров Vienna Symphonic Library. Chris Hein Instruments (библиотеки Chris Hein Bass, Chris Hein Guitars, Chris Hein Horns), Steinberg HALion Symphonic Orchestra (27-гигабайтная библиотека инструментов, характерных для классической музыки, а также для современной музыки в стилях Pop, Rock, HipHop, R'n'B, созданная на базе сэмплера Steinberg HALion) и ромплера Steinberg HALion ONE из состава Cubase 5. Разрабатыва-. ются таблицы экспрессии еще для двух "монстров" — EASTWEST и Garritan. Правда, сказанное вовсе не означает, что таблицы экспрессии имеются для всех без исключения инструментов, входящих в ту или иную библиотеку. На той же странице сайта Steinberg можно скачать текстовые файлы, в которых приведены списки "отабличенных" инструментов и их групп. С другими инструментами, тем более из других библиотек, функция VST Expression работать не будет. Например, скачаем и разархивируем файл HALIONONE_EXPRESS!ON_ MAPS.ZIP. Заглянем в папку HALIONONE EXPRESSION SET. В ней в файлах с расширением EXPRESSIONMAP собраны таблицы экспрессии для следующих 14 инструментов: Acustic Bass, Brass Section. Clean Guitar 2. Distortion Guitar, Electric Bass, Fretless Bass. Large Strings (simplified). Large Strings, Nylon Guitar, Pick Bass, Solid Guitar, Solo Trumpet, Steel Guitar, Tenor Sax. Это означает, что при желании на практике использовать артикуляции в своей композиции нужно начать со следующих действий: 1. К каждому из MIDI-треков подключить по экземпляру VST-инструмента HALion ONE. 2. В каждом из экземпляров HALion ONE выбрать один MIDI-инструмент (патч) из перечисленных. 3. Записать партии. 4. Приступить к редактированию экспрессии. Редактирование экспрессии начинается с подключения таблицы экспрессии к каждому из нужных треков (MIDI- или инструментальных). Пусть для определенности мы работаем с MIDI-треком. На панели инспектора разверните секцию VST Expression и щелкните на ней левой кнопкой мыши. Откроется меню, в котором пока только два пункта: No Map и VST Expression Setup (в дальнейшем там появятся пункты с именами подключенных к проекту таблиц экспрессии). Выбрав VST Expression Setup, вы откроете одноименное диалоговое окно (рис. 6.44).
Нажмите кнопку Load, чтобы открыть стандартное окно поиска и загрузки файлов. Найдите папку HALionOne Expression Set и откройте ее. Вот он, перечень таблиц экспрессии для инструментов ромплера HALion ONE (рис. 6.45)! Выберем Nylon Guitar.expressionmap и нажмем кнопку Open. Вид диалогового окна VST Expression Setup изменится (рис. 6.46). В этом окне можно редактировать таблицы экспрессии. Давайте вглядимся в него. В секции Expression Maps отображается список таблиц экспрессии, подключенных к проекту. Кнопка, помеченная знаком «минус», удаляет выделенную таблицу из списка. Кнопка + служит для создания новой таблицы. Отредактированную таблицу можно сохранить в файле, выделив ее в списке и нажав кнопку Save. Элементы группы Remote Key Settings служат для назначения управляющих клавиш. В поле Root Note можно назначить новую базовую ноту, с которой будет начинаться группа из 12 управляющих клавиш. По умолчанию это нота СО (клавиша № 24). Остальные 11 управляющих клавиш всегда расположены выше нее. Кнопка Set Remote Keys открывает диалоговое окно, в котором также можно сменить базовую ноту и выбрать один из трех вариантов задействования управляющих клавиш: □ белые и черные; □ только белые; D только черные. В секции Sound Slots представлена собственно таблица экспрессии. В столбцах отображаются: □ Remote — управляющая клавиша; □ Name — название артикуляции; □ Art. 1—Art. 4 — условные буквенные или графические обозначения групп артикуляций (с каждой управляющей клавишей можно ассоциировать не одну артикуляцию, а комбинацию от двух до четырех артикуляций); □ Col — цвета, которыми в Key Editor могут выделяться отпечатки клавиш, подверженные действию соответствующей артикуляции. Бегло познакомимся с элементами секции Output Mapping, где можно назначить клавиши, при нажатии которых подключенному синтезатору будут посылаться определенные сообщения. П 1st Key Switch и 2nd Key Switch — если в самом инструменте реализовано переключение режимов с помощью управляющих клавиш, то здесь можно назначить для кажой из них свою "входную" ноту. Например, двумя управляющими клавишами можно переключать скрипку из режима извлечения звука смычком в режим пиццикато. □ Program — нажатием выбранной клавиши посылается сообщение о смене номера программы (тембра, MIDI-инструмента). □ Channel — нажатием выбранной клавиши посылается сообщение о смене номера канала. □ Length — нажатием выбранной клавиши изменяется длительность извлекаемой ноты. □ Velocity — нажатием выбранной клавиши изменяется громкость звучания ноты. □ Min. Velocity — нажатием выбранной клавиши громкость звучания "слишком тихой" ноты изменяется до минимальной допустимой величины. □ Transpose — нажатием выбранной клавиши осуществляется транспонирование ноты, например на октаву. В некоторых библиотеках сэмплов ноты разных октав исполнены с разными артикуляциями. □ Controller 1, Controller 2, Ctrl 1 Value и Ctrl 1 Value — нажатием соответствующих клавиш посылаются сообщения о смене контроллеров двух типов и значений их параметров. Настало время познакомиться с элементами секции Articulations (см. рис. 6.46). В столбце Art. можно выбрать либо буквенное обозначение артикуляции (Text) и ввести его в текстовой строке, либо символьное (Symbol). Во втором случае автоматически откроется окно Select Symbol (рис. 6.47). Что сказать о палитре символов? Во-первых, нужно понимать их значение. Советуем поискать информацию в учебниках по теории музыки, в разделах "Динамические оттенки", "Мелизмы", "Знаки сокращения нотного письма". А во-вторых, нужно убедиться, что конкретная артикуляция реализована в имеющемся у вас синтезаторе, и знать, как именно можно получить к ней доступ. Вернемся к элементам секции Articulations (см. рис. 6.46). В столбце Туре выбирают тип артикуляции: Direction или Attribute. В столбце Description записаны (и доступны для редактирования) примечания, поясняющие характер артикуляции..Посредством столбца Group артикуляцию можно включить в одну из четырех групп. Группы служат для одновременного применения артикуляций типа Direction и типа Attribute и для формирования комбинации артикуляций. Меньший номер группы означает более высокий приоритет реализации входящих в нее атрикуляций, что может иметь значение при наличии ограничений на объем управляющих сигналов. В общем, будем считать, что теперь вы познакомились с элементами окна VST Expression Setup в объеме, необходимом для осознанного поиска и загрузки таблиц экспрессии, и освоили элементарные действия по переназначению управляющих клавиш. Если все нужные таблицы экспрессии подключены к проекту, закройте это окно. Если теперь на панели инспектора MIDI-трека щелкнуть на секции VST Expression, то откроется меню, в котором содержится весь список подключенных к проекту таблиц экспрессии. Выберите таблицу, соответствующую инструменту, партия которого записана (или записывается) на данном треке. Поочередно проделайте это для всех интересующих вас треков. Теперь таблицы экспрессии подключены к конкретным трекам. Вы заметите, что секция VST Expression на панели инспектора трека преобразилась (рис. 6.48): в ней отображено соответствие артикуляций управляющим клавишам. Чтобы без лишнего труда получить следующий рисунок, мы загрузили в Cubase файл VST EXPRESSION DEMO.CPR, который находится на диске с дистрибутивом программы Steinberg Cubase 5 в папке ADDITIONAL CONTENT/DEMO PROJECTS/VST EXPRESSION DEMO. В этом проекте уже загружены и подключены к трекам и нужные таблицы экспрессии, и должное число экземпляров ромнлера HALion ONE. Причем в каждом из них выбран тот инструмент, который правильно "понимает" таблицу экспрессии. Огкроем окно Key Editor и в раскрывающемся списке секции графического редактирования параметров MIDI-сообщений выберем строку Articulations. Вместо графиков изменения значений привычных контроллеров вы видите здесь прямоугольники, которыми обозначены сообщения об артикуляции (рис. 6.49). В данном случае таблица экспрессии содержит 7 артикуляций. Шесть из них включаются соответствующими клавишами. А седьмая — это та, которая предусмотрена по умолчанию (Default, см. рис. 6.48) и может действовать, когда ни одна управляющая клавиша не нажата. Поэтому нижняя секция по вертикали разделена на 7 дорожек. Каждая дорожка соответствует своей артикуляции, название которой указано в начале дорожки (слева). Обычными инструментами окна Key Editor можно рисовать "отпечатки артикуляций" в нужной временной позици, перемещать их по вертикали (выбирая тем самым другую артикуляцию). Также можно перемещать их по горизонтали, изменять длину и удалять. Легче ориентироваться в артикуляциях помогают их знаки. Если включена информационная строка, то для выделенной ноты в поле Articulations отображается тип сообщения об артикуляции. Если в раскрывающемся списке Color Scheme Selector выбран вариант Sound Slot, то окраска отпечатка клавиши будет соответствовать цвету, уста-новленому для сообщения об артикуляции, действие которого распространяется на этот отпечаток клавиши. Что можно сказать в заключение раздела, посвященного сообщениям об артикуляции? Бессмысленно описывать словами слуховые ощущения, испытываемые при использовании таблиц экспрессии. Они зависят от многих факторов. Если вас заинтересовали рассмотренные возможности, то советуем углубить ваши знания экспериментальным путем. Начните с того, что загрузите демопроект и на практике займитесь редактированием сообщений об экспрессии, оценивая на слух изменения, вызванные вашими действиями. А уже потом попобуйте применить приобретенные навыки к отдельным трекам своих оригинальных композиций. У нас сложилось впечатление, что функцию VST Expression есть смысл использовать в первую очередь для обработки музыки традиционной (академической, джазовой, народной, популярной), причем только в тех случаях, когда ставится задача точной имитации специфических приемов игры на реальных инструментах. А что касается современной электронной музыки и синтезаторов, то в этом случае имитация "чужого" звучания теряет смысл. Поскольку число синтезированных голосов не ограничено и среди них не найдется даже двух одинаково звучащих, то никто и не знает, какой звук для данного синтезатора естественен, а какой нет. Кроме того, любой, даже простейший виртуальный синтезатор располагает таким количеством регуляторов. существенно влияющих на тембр, что добавление к ним еще десятка параметров нового качества звуку не придаст. Да и нет пока таблиц экспрессии, разработанных для синтезаторов с "электронным" звучанием. На этом завершается глава, в которой мы довольно подробно познакомили вас с инструментарием редактирования композиций на уровне MIDI-сообщений. |
Date: 2015-08-06; view: 1646; Нарушение авторских прав