Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение функции транспонирования





В предыдущих разделах мы уже касались вопросов, связанных с транспонированием MIDI-hot. Однако в современной версии виртуальной студии Cubase функция транспонирования настолько развита и многообразна, что на различных аспектах ее применения целесообразно остановиться более подробно.

В Cubase 5 функция транспонирования реализована применительно к частям на аудиотреках, MIDI-треках и инструментальных треках, а также к отдельным MIDI- и аудиосообщениям.

Транспонирование можно применить на трех уровнях:

□ на уровне проекта в целом — путем изменения Root Key (базовой ноты, основной ноты тональности, тоники) инструментом окна Cubase 5 Project);

□ на уровне отдельных областей проекта — путем создания сообщений о транспонировании на треке Transpose;

□ на уровне отдельных частей или сообщений — путем изменения значения параметра Transpose в информационной строке.

Кроме названных средств функция транспонирования реализована в диалоговом окне Transpose (открывается командой MIDI > Transpose, см. разд. 6.7.1).

Для транспонирования в реальном времени можно применять опцию Transpose секции MIDI Modifiers панели инспектора (см. разд. 4.2.2) и идентичную опцию MIDI-эффекта MIDI Modifiers (см. гл. 8).

Уровни транспонирования, могут пересекаться, а средства транспонирования — применяться комплексно. Разработчики программы советуют начинать с назначения Root Key для проекта в целом, затем делать это для части, после чего записывать и редактировать сообщения о транспонировании на треке Transpose.

Среди инструментов окна Cubase 5 Project есть раскрывающийся список щ (Project Root Key). В нем назначают тональность для проекта в целом.

В информационной строке окна Cubase 5 Project есть три элемента, представляющие для нас интерес в данном контексте:

□ раскрывающийся список Rootkey. в котором назначают тональность для выделенной части (выделенных частей);

□ поле ввода Transpose, в котором в количестве полутонов указывают интервал транспонирования (положительным числам соответствует транспонирование вверх, отрицательным — вниз);

□ переключатель Global Transpose с двумя состояниями: Follow и Independent.

Если немного поэкспериментировать и вдуматься в полученные результаты, то становится ясно, что хотя с помощью перечисленных элементов можно транспонировать и отдельные ноты (либо группы нот), на самом деле в первую очередь они нужны для транспонирования частей. Для изменения высоты тона отдельных нот в программе предусмотрены десятки других, более естественных инструментов.

На первый взгляд, раскрывающийся список Щ£] (Project Root Key) кажется лишним. Если не трогать пока остальные три элемента, то какую бы ноту в нем вы ни выбрали, ни на звучании выделенной MIDI-части, ни на нотной записи, ни на положении отпечатков клавиш это не сказывается. Для чего же нужен список Project Root Key? Базовая нота, выбранная в нем, служит своеобразной точкой отсчета, относительно которой с помощью остальных трех элементов транспонируются части. При работе с MIDI-частями эта информация не имеет существенного значения. Но дело в том, что применение рассматриваемых инструментов наиболее актуально для транспонирования аудиочастей при создании музыкальных композиций на основе заранее заготовленных сэмплов, лупов, грувов. Обычно библиотеки сэмплов содержат аудиофайлы, соответствующие одной определенной ноте (базовой ноте сэмпла) или одному определенному аккорду. Причем название ноты, тональности, аккорда часто указывается в имени аудиофайла. Для создания композиции нужна не одна, а несколько нот, поэтому исходный аудиофайл приходится транспонировать. Конструкция, созданная из транспонированных лупов, может служить составной частью проекта. Чтобы не запутаться во вновь созданных, условно говоря, нотах, правильно соотносить их с мелоди ей и г армонией проекта, и есть смысл указать в раскрывающемся списке |]Щ (Project Root Key) тональность проекта. Правда, легче от этого станет ненамного. Очень вероятно, что на первых порах "голова пойдет кругом" от упражнений с инструментами транспонирования. Мы имеем дело как раз с тем случаем, когда излишняя гибкость программы и наличие многих способов решения одной и той же задачи приводит к усложнению работы. Что ж. давайте разбираться, как взаимодействуют 4 основных элемента окна Cubase 5 Project, имеющих отношение к транспонированию.

Начнем с самого простого — с поля ввода Transpose. Если переключатель Global Transpose находится в состоянии Independent, то остальные элементы не влияют на содержимое этого поля. Какое число вы в нем введете, на столько полутонов и будет транспонировано содержимое части.


С помощью поля ввода Transpose транспонирование выполняется не относительно предыдущей тональности, а именно относительно тональности исходной. Пусть в части была записана единственная нота до четвертой MIDI-октавы. Если вначале ввести в поле Transpose число 2. то получим ре четвертой MIDI-октавы. Если затем ввести -2, то получим не до четвертой MIDI-октавы, как можно было бы предполагать, а си-бемоль третьей MIDI-октавы.

Если переключатель Global Transpose находится в состоянии Follow, то в поле ввода Transpose отображается число, равное алгебраической сумме двух чисел: числа, введенного вами в этом поле, и числ а, полу ченного в результате изменения состояния раскрывающегося списка ЦэдЦ (Project Root Key) окна Cubase 5 Project и раскрывающегося списка Rootkey информационной строки окна Cubase 5 Project.

Теперь нужно уяснить, как именно взаимодействуют два данных элемента. Для упрощения анализа предположим, что в поле Transpose информационной строки мы ввели число О.

Пусть выделена MIDI-часть, и в раскрывающемся списке (Project

Root Key) выбрано значение С. Если эта же нота выбрана и в раскрывающемся списке Rootkey, то транспонирования части не произойдет. В поле ввода Transpose будет отображаться 0. Например, если в части исходно была записана единственная нота до четвертой MIDI-октавы, то она сохранится неизменной. Если задать Rootkey = С#, то, как ни странно, получим не до-диез четвертой MIDI-октавы, а си третьей MIDI-октавы. А вот если поступить наоборот— аналогичным образом поменять не содержимое списка Rootkey (сохранить Rootkey = С), а содержимое списка Project Root Key, — то как раз и получим до-диез четвертой MIDI-октавы. На этом "заморочки" еще не заканчиваются. Если содержимое одного из списков не менять, а во втором попробовать поочередно перебрать все 12 нот, то обнаружится, что начиная с некоторой ноты происходит "двухступенчатое" транспонирование: очередной шаг приводит к смене знака числа в поле ввода Transpose, а тональность части смещается не на полтона, а на полтона плюс/минус октава. Чтобы систематизировать сказанное, приведем две таблицы, полагая, что в исходной части записана единственная нота до четвертой MIDI-октавы. Таблица 6.3 получена при условии, что неизменным сохраняется содержимое поля Project Root Key (полагаем, что Project Root Key = С), а осуществляется перебор значений в поле Rootkey. Таблица 6.4 получена для случая, когда Rootkey = С, а изменения касаются поля Project Root Key.

Скачкй на октаву можно объяснить только тем, что разработчики, вероятно, в основном предназначают рассматриваемые инструменты для транспонирования аудиочастей.

Дня MIDI-ноты транспонирование означает всего лишь изменение ее номера. И такое преобразование выполняется абсолютно точно.

Таблица 6.3. Логика транспонирования при Project Root Key = С

Содержимое поля Rootkey Содержимое поля Transpose Полученная нота (числа означают номера MIDI-октав)
С   С4
С#   ВЗ
D   А#3
DU   A3
Е   G#3
F   G3
F#   F#3
G   F4
G# -4 Е4
А -3 D»4
А» -2 D4
В -1 С#4
Таблица 6.4. Логика транспонирования при Rootkey = С
Содержимое поля Project Root Key Содержимое поля Transpose Полученная нота (число означает номер MIDI-октавы)
С   С4
С# -1 СЙ4
D -2 D4
Dtt -3 D84
Е -4 Е4
F -5 F4
F# -6 F84
G   G4
GB   G#3
А   A3
А#   Att3
В   ВЗ
       

А вот транспонированию выстоы тона аудиоданных соответствует очень сложный алгоритм, основанный на численных (приближенных) методах расчета. Причем погрешность вычислений увеличивается с ростом интервала транспонирования, а значит, и становятся более заметными на слух искажения звука. Поэтому при преобразованиях звуковых данных стараются избежать изменения высоты тона в больших пределах. Октава — слишком большой интервал. Транспонирование в пределах 5-7 полутонов представляется приемлемым компромиссом.


Осталось рассмотреть еще одно средство транспонирования — Transpose Track. По сравнению с теми инструментами, о которых только что мы говорили, освоение Transpose Track не вызывает непонимания и затруднений. В принципе, здесь мы также имеем дело с инструментом реального времени, средством неразрушающего редактирования, аналогичным опции Transpose секции MIDI Modifiers панели инспектора. Существенное отличие только одно. В поле Transpose секции MIDI Modifiers панели инспектора вы задаете интервал транспонирования, постоянный для всего выбранного MIDI-трека. А на треке Transpose Track строится график, описывающий изменение интервала транспонирования в различных точках шкалы времени проекта.

Для создания Transpose Track выберите команду Project > Add Track > Transpose главного меню. Затем в окне Cubase 5 Project выберите инструмент (Draw) и щелкните им в секции треков напротив созданного Transpose Track. Появится "полубесконечная" часть, начинающаяся в позиции щелчка. После этого тем же инструментом создайте в нужных позициях сообщения о транспонировании. Пока они являются формальными, т. к. по умолчанию имеют нулевые значения параметра транспонирования. Ими разграничиваются отдельные части трека транспонирования. В качестве примера на рис. 6.43, а представлены MIDI-трек и трек транспонирования. В левой области рисунка видна панель инспектора Transpose Track.

Для того чтобы придать сообщениям о транспонировании нужные значения, следует сменить инструмент^ (Draw) на инструмент [ч^] (Object Selection).

Дальше все совсем просто: щелкаете этим инструментом на полях пустых сообщений о транспонировании и, перемещая указатель мыши вверх/вниз, устанавливаете необходимые значения и одновременно строите график транспонирования (рис. 6.43, 6).


Секция атрибутов трека транспонирования и его инспектор содержат одинаковые наборы инструментов. Поясним их назначение.

Если нажата кнопка [In] (Mute Transpose Events), то при воспроизведении проекта сообщения о транспонировании не считываются с трека, никак не влияя на высоту тона.

Если нажата кнопка | Ttl | (Keep Transpose in Octave Range), то транспонирование будет циклическим — в пределах одной октавы. Математики сказали бы, что пересчет номеров MIDI-hot выполняется по модулю двенадцать. Например, при транспонировании ноты си четвертой MIDI-октавы вверх на 3 полутона получится ре четвертой MIDI-октавы. Если кнопка [tif) не нажата, то в пределах 128 полутонов транспонирование будет линейным. Например, при транспонировании ноты си четвертой MIDI-октавы вверх на 3 полутона получится ре пятой MIDI-октавы.

Кнопка ГТ1/Г®1 (Toggle Timebase between Musical and Linear) переключает способ привязки сообщений о транспонировании к временной шкале:: 71 — сообщения привязаны к тактовой сетке, | © 1 — к обыкновенному времени, отсчет которого ведется от начала проекта. Состояние данной кнопки имеет существенное значение, когда после создания Transpose Track вы изменили общий темп композиции, либо темп отдельных ее участков. Если собираетесь изменять темп, то заранее переключите кнопку Toggle Timebase between Musical and Linear в состояние F~J~|. Тогда транспонирование в любом случае будет сихронизировано с тактами и долями, а значит, получится ожидаемый результат, а не нелепые скачки высоты тона там, где они совершенно не нужны.

Наконец, кнопка (ЪI (Lock) делает сообщения, имеющиеся на Transpose Track, недоступными для редактирования, что позволяет предотвратить случайные ошибки.

Трек Transpose по сути относится к регуляторам реального времени. Сообщения о транспонировании не изменяют номера нот, записанных в MIDI-части, а лишь модернизируют их при воспроизведении проекта. Зафиксировать изменения на MIDI-треке можно командой Merge MIDI in Loop или Freeze MIDI Modifiers. Только случайно не нажмите кнопку [1гГ] (Mute Transpose Events) на треке Transpose!

И в том, и в другом случае к выделенным MIDI-частям будут применены преобразования номеров нот, содержащиеся в сообщениях на Transpose Track. После выполнения любой из этих команд позаботьтесь о том, чтобы избежать нежелательного многократного транспонирования: либо удалите трек Transpose, либо заглушите его кнопкой | m ].

Напомним, что если в окне Key Editor нажата кнопка [пГ] (Indicate Transpositions), то при транспонировании средствами трека Transpose в окне Key Editor отпечатки клавиш будут отображаться не на тех позициях, которые они занимают фактически, а на тех, которые они заняли бы после транспонирования.

В проекте возможен единственный трек Transpose Track. При попытке создать второй трек транспонирования программа сообщит, что это запрещено. Вот такое воплощение известного армейского принципа единоначалия. Да только ли армейского? Два трека транспонирования — все равно, что два дирижера. Как должны были бы вести себя оркестранты, получая от них по ходу исполнения пьесы противоречивые указания?







Date: 2015-08-06; view: 883; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию