Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сказка о щите Ратибора, Трезвости и чистых помыслах





Некоторым царством, некоторым государством царь, лёжа на печи, правил, и потому ни ума, ни добра никому не прибавил. Люди простые трудились от зари до зари, да сыты не каждый день бывали. А царь и тому рад был, что соседи на такую бедность войной не идут.

У царского кузнеца сын подрастал – Ванька семилетка. Как-то раз уважил Ваня царских мудрецов (не то учёных?) загадкой. Нашёл он у подножия заброшенной дозорной башни серебряную круглую вещицу стопудовую. Песком она была присыпана, да Ване-то на глаза краешек и покажись после ливня. Ваньке такое колесо неподъёмное зачем? А царь, как положено, к себе диковину затребовал.

Только не нашлось ни телеги, ни лошадки подходящей, чтобы вещицу к нему доставить. Мудрецы (недоученные?) находку поразительную на месте осмотрели, три дня лбы морщили, царю доложили:

«Явление это науке неизвестное,

Круглое и плоское, каменьями облепленное,

С узорами особого назначения –

Требует многолетнего нашего изучения».

Царь долго ждать не стал, сына кузнеца к себе позвал: «Сумел диковину найти, сумей и знаки на ней прочитать, найди и того, кто её к башне положил! А не то, сам знаешь, мой меч – твоя голова с плеч».

Малец бегом в кузницу, к бате. Крепкий был мужик его батя, только тяжёлая работа его раньше времени согнула. Бровь черна, а голова уж с проседью. Как сыну помочь не знает. День, ночь думал, наутро сказал: «За Гром-горой, за Туман-рекой, за Шатун-лесом живёт твой дед, мой отец. Может, он что слыхал про диковину эту стопудовую».

Извилистой дорогой долго шли отец с сыном. Ваня ни на шаг от отца не отставал. Полем, лесом, вдоль реки, да поперёк горы – вот на открытом месте и дедовы хоромы. Удивился Ваня, какой дом просторный, высокий, как сработан ладно! Наличники резные, на них птицы да кони сказочные! А невдалеке богатырь балуется: руками деревья из земли тащит, рядочками укладывает.

Это Ванин дед место под пашню готовит. Вот ухватил он крепкую сосну – только крона у могучего дерева дрогнула. Тогда Ванин отец навалился – покачнулась сосна. Ваня-семилетка упёрся ногами в землю покрепче, плечом, что есть силы, на ствол надавил, – пошла сосна. Аккуратно бросил её дед в сторонку.

Обнялись родные, в дом пошли. А в доме новое для Вани удивление: вся утварь у деда цветами, узорами изумительными глаз радует!

За чаем с пирогами рассказал Ванин отец о царской задачке. Дед недолго думал, сказал твёрдо: «За Свет-горой, за Лазурь-рекой, за Синь-лесом живёт мой отец, надо вам к нему за советом идти».

Без дорог, нехожеными тропами долго шли Ваня с отцом, котомки их совсем опустели. Наконец расступился густой лес, открылась поляна широкая. На краю её дом стоит, и выше, и краше первого. А невдалеке богатырь, играючи, сплеча камни на другой край леса отбрасывает. Это Ваниного отца дед место под пашню готовит. А, как ближе подошли путники, разглядели, что камни-то не меньше Вани!

Вот примерился богатырь к необхватному камню, плечом на него надавил, а камень только дрогнул. Тут Ванин отец плечо подставил, все силы напряг – покачнулся камень. Ваня-семилетка упёрся покрепче в землю, поднатужился, как только мог, – тронулся камень. Вместе они откатили его с борозды.

Богатырь, косая сажень в плечах, как кедр крепкий, только седой весь, обнял дорогих гостей, ясно, лучисто, внимательно им в глаза посмотрел, в дом повёл. А там и утварь, и даже стены дивными птицами, цветами, травами, да конями тонко расписаны!

Тут повёл Ванин прадед такую речь: «Знаю, милые, зачем пожаловали. Ждал я вас, чтобы слова былинные о Ратиборе-богатыре передать. Ждал я того, кто его щит волшебный найдёт и тому щиту несокрушимую силу вернёт. Тебя, Ваня, ждал, ведь находка твоя – чудесный щит Ратибора и есть!»

Гусельцы зазвенели, запел старик: «Как соколик высоко взлетал, как заря ярко загоралась, так Ратибор-богатырь Русь беречь поднимался. Богатырский острый меч всегда в ножнах был, щит серебряный узорами самоцветными как огонь сиял. От любой беды этот щит людей закрывал, а по знакам на нём люди жили правильно, в радости и согласии. Невесть откуда беда подкралась, стали люди вместе редко песни петь. Прочным было полотно, из тонких нитей сотканное, да рассыпалось... Корысть людей разделила. Забыли люди, как знаки на щите Ратибора читать – непобедимый щит волшебную силу потерял. Где соколик наземь упал, как заря погасла, где голову сложил Ратибор-богатырь, – никто не знает».

Опять ясно, приветливо взглянул прадед на Ваню: «Кто щит Ратибора найдёт, тот и знаки на нём прочитает, а ключ к разгадке при нём и будет, да не в руках...»

Смолкли гусельцы.

Ваня-семилетка в дороге много удивительного повидал, о многом уже призадумался. Да и чудные картинки, знаки, на щите увиденные, у него в памяти перед глазами стояли.

Вдруг просиял Ваня, звонко голос его зазвучал: «В середине щита солнце – всего светлого, доброго знак, солнце ведь всем светит и каждому! Ближе к солнцу знаки на деревья похожие, с кроной и корнями – это мы с вами, род людской, жизнь сама! По всему краю щита, по кругу – будто воины за руки взялись, это того знак, что люди вместе родную землю берегут, за дела добрые сообща берутся! Ведь как просто всё!»

Тут Ванин отец плечи развернул, заговорил радостно: «Живёт, зеленеет дерево, пока корни ветви питают, пока старики мудрость внукам передают. Выходит, в самих людях волшебная сила щита: чем больше людей понимают его знаки, тем сильнее щит Ратибора. Только что же помешало людям знаки читать, хорошо, по совести жить? Что им головы затуманило? Почему от солнца, от Добра отвернулись?»

Тут вспомнил Ваня дом родной, матушку, уют, лад семейный. Вспомнил вдруг, как иногда у соседей в доме слёзы лились, и тогда матушка родная говорила ему с тревогой и любовью: «Смотри, сынок, береги Трезвость свою. С ней ты счастливую жизнь проживёшь, а в трезвой головушке твоей всегда чистые помыслы будут!»

И только Ваня вслух об этом сказал, как прадед его взволнованно продолжил: «Вот какой ключ к разгадке у Вани не в руках был, а в его светлой головушке – Трезвость его, чистые помыслы! Сила щита Трезвость и есть, от всех бед защита!»

С гордостью на сына глядя, отец произнёс: «А ведь только трезвые люди могут рука об руку, вместе вокруг Добра встать! Ведь по краю щита знаки – люди трезвые!»

Пока шли Ваня с отцом знакомыми местами домой, они всем о волшебном щите Ратибора-богатыря рассказывали, а щит несокрушимую силу набирал.

А до царя людская молва раньше них долетела. Куда он и его мудрецы недоученные сбежали, никто не знает, да и незачем.

Советно, сообща люди решили: быть Трезвости, быть Добру, быть жизни!

 

Урок Трезвости № 2 (для первоклассников)

Тема: «Зёрнышко Трезвости»

Цели: закрепление определения Трезвости, закрепление вывода - в основе добрых качеств человека лежит Трезвость.

План урока:

1. Закрепление определения Трезвости.

2. Повторение. Выводы предыдущего занятия через вопросы по сказке «Щит Ратибора»

3. Составить список добрых качеств человека «Домик добра». Сделать вывод: Трезвость – основа Добра.

4. Заключение. «Зёрнышко Трезвости». Подумаем о том, что вырастет из полученных знаний о Трезвости.

Материальное обеспечение: определение Трезвости, щит Ратибора (плакаты), программирующий на самоотравление материал, рассчитанный на детей.

Ход урока. Повторение определения Трезвости. Похвалить за ясные, краткие, точные ответы: «Трезвость – это Добро». Вспомнить определение, которое даётся в Трезвом движении: «Трезвость – естественное, творческое состояние человека, семьи, общества».

Вопросы по сказке «Щит Ратибора»:

Вы на прошлом занятии назвали доброго героя сказки Ваню-семилетку. А почему, объясните, его можно считать добрым? (Потому что сделал доброе дело – вернул щиту силу, прочитал знаки на нём, и люди вернули себе Трезвость).

Какой ключ к разгадке у Вани при нём был, да не в руках? (Трезвость. Его светлые, чистые помыслы).

Вспомните, пожалуйста, что означают знаки на щите Ратибора? (Солнце – Добро, буква Ж – род людской, связь поколений, сама жизнь, люди, взявшиеся за руки – сообща охраняют Добро, Жизнь. Важное добавление к прочтению знаков, вывод самих ребят: «Только трезвые люди могут видеть Добро и сообща, вместе делать добрые дела»).

Почему волшебную силу в сказке имеет именно щит, а не меч? (Потому, что для утверждения Добра ничего не надо разрушать, его нужно защищать. В сказке это удалось сделать, в ней нужен только щит, а в жизни бывает нужен и меч для защиты Добра).

Ребята, обратите внимание. Главный герой сказки это мальчик, семилетка, такого же возраста, как и вы. Для чего в сказке нужны моменты, когда Ваня присоединяет свои усилия к усилиям отца, деда, прадеда? (Чтобы показать, что в общем деле даже небольшой вклад очень важен, даже необходим. И для дела, для победы, и для самого Вани! Так и ваш, ребята, вклад в дело утверждения и сохранения Трезвости кажется небольшим, но он очень важен).

А теперь я попрошу вас назвать хорошие качества характера, которые в вас воспитывают учителя, родители. (На доске лучше не делать список “Домик Добра”, так как первоклассники не все хорошо читают. Их лучше только опросить, а затем повесить уже готовый такой список, попросить зачитать его. Обычно дети первым добрым качеством сразу называют Трезвость, ведь это тема урока.

Преподаватель даёт объяснение, почему Трезвость помещена на рисунке в основание «Домика Добра»).

Посмотрите, Зло отнимает у людей саму основу Добра, главную ценность – Трезвость! Иногда еще люди ведут себя беспечно, не замечают это данное природой каждому человеку естественное состояние, теряют Трезвость.

Давайте вместе ответим на вопросы, зачем и как Зло отнимает у людей Трезвость.

ЗЛО - зачем? (деньги) – как? (доступность и обман, злая реклама).

(Можно в небольшом объёме показать программирующий материал, рассчитанный на детей, с яркой отрицательной эмоциональной окраской).

Не сам человек теряет свою Трезвость, Зло подталкивает к этому! Как же защитить свою природную естественную Трезвость? Нужны знания, правда о Трезвости. Зло бессильно перед правдой. Вы теперь уже знаете, что Трезвость – естественное, природой данное состояние. А знания сделают ее убежденной Трезвостью. И посмотрите еще раз на наш список добрых качеств человека. Его дети часто называют “Домиком Добра”. А его еще можно назвать “Преимущества трезвой жизни”!

Наши уроки Трезвости дают вам, ребята, знания для защиты Трезвости, всех преимуществ Трезвости.

Ребята, скажите, пожалуйста, когда родители воспитывают в детях, например, трудолюбие (из списка Добра, на выбор) – они личный пример трудолюбия показывают? Да. А личный пример Трезвости, к сожалению, не все родители могут показать детям. Это не их вина, их горе. Значит, вы им покажете этот пример и со временем сможете, имея уже достаточно знаний о Трезвости, убедить их восстановить свою Трезвость.

Ребята, глядя на вас – можно с уверенностью смотреть и в будущее. Ведь дети – все трезвые!

Как вы понимаете пословицу: “Что посеешь, то и пожнешь”? (Добро даст хорошие всходы, буквально хлеб посеял – получишь урожай хлеба).

Можно ли сделать живое дерево? Представим себе, что мы – ученые, в нашем распоряжении лаборатории, мощные компьютеры, нанотехнологии – сможем из каких-то материалов, кусочков “собрать” – живое дерево? Например, берёзку, кедр? А природа решает эту задачу легко и красиво! Из зернышка!

Так же и мы с вами. Все вместе хотим, чтобы наладилась счастливая жизнь, хотим утвердить в стране Трезвость. Значит, сеем зернышко Трезвости. Делаем добрые дела, пусть небольшие. Вот сегодня у нас уже прошел урок Трезвости – мы посеяли зернышко Трезвости. Давайте, пофантазируем, какие всходы будут, что вырастет? Что изменится в человеке, семье, обществе, вокруг нас, если утвердится в жизни Трезвость?

(На доске при активном участии детей появляется рисунок: зёрнышко и дерево. Около веток дописываются слова: здоровье, красивый чистый город, счастливая крепкая семья, Трезвые друзья, хорошая работа, мир, спокойствие, лад в семье, чистые помыслы, крепкая Родина. Вариант: магнитами перед уроком преподаватель закрепляет у веток зелёные листья, а теперь по очереди дети снимают их и зачитывают написаные на обороте слова).

Если позволяет время, можно выполнить задание: на листочках нарисовать своё «Зёрнышко Трезвости». Рассуждения о зёрнышке Трезвости относятся к области абстрактно-логического мышления, развивают его.

План-конспекты уроков Трезвости

(2-4 классы начальной школы)

 

Date: 2015-08-06; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию