Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джон Остин





 

Джон Остин (1790-1859) друг и последователь И. Бентама. Главная его работа «Определение предмета юриспруденции» были издана в 1832, а уже после смерти автора в 1861. (Austin J. The Province of Jurisprudens determined, being the first part of a series lectures on jurisprudence, or the philosophy of positive law. L.,1861 – Далее ссылки на это издание даются в тексте). Однако, в последствии Остин был признан как один из отцов основателей юридического позитивизма. Он стремился ограничить предмет юриспруденции от предмета других смежных наук и проанализировать право как совершенно самостоятельное явление, т. е. изучать право таким, какое оно есть, а не таким, какое оно должно быть – это кредо юридического позитивизм по сей день.

 

Слова право употребляется в различных значения, полагает Остин, в разнообразных значениях. В самом широком смысле право представляет собой совокупность норм, которые регулируют поведение людей. Однако это очень широкое понимание права, оно объемлет разные по своему происхождению, сущности и направленности нормы. Поэтому классифицировать нормы следующим образом. Прежде всего, следует отделить нормы, которые называются правом в надлежащем и ненадлежащем значении. В последнем случае это употребление слова закон по аналогии или даже в метафорическом смысле, например, применительно к животным, растениям и т. д. В надлежащем смысле речь должна идти о Божественных и о человеческих законах. Поэтому право в общем и надлежащем значении этого слова Остин определяет: «как правила, установленные одним разумным существом для другого разумного существа» (The Province of Jurisprudens. P. 3).

 

Законы установленные Богом часто называют законами природы или естественным правом. Это вводит в заблуждение, полагает Остин и предпочитает говорить о «божественном праве» и, разумеется, не включает его в предмет юриспруденции.

 

Законы установленные людьми подразделяются на два вида. Первый – это те законы, которые устанавливаются людьми, обладающими политической властью, т. е. сувереном. Это право Остин называет позитивным. Другой вид законов устанавливается людьми, не обладающими политической властью над другими. Все эти нормы Остин называет позитивной моралью. Они очень разнообразны: правила, устанавливаемые в клубах, модой, честью, сюда же Остин относит международное и конституционное право. Дело в том, что эти нормы не содержат санкций и поддерживаются исключительно общественным мнением. Право и мораль в данном случае объединяет лишь то, что они рассматриваются такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть. Поэтому позитивная мораль также как и божественное право исключается из предмета юриспруденции. Предметом юриспруденции является право в строгом смысле этого слова, т. е. право позитивное, нормы которого принципиально отличаются от всех других социальных норм. Кроме того, что своим источником они имеют волю суверена, они облекаются в особую форму и обладают специфическим действием.

 

По мнению Остина, любая норма или правило является командой, в которой выражается какое-либо желание одного лица по отношению к действию или воздержанию от действия другого лица. Однако для того, чтобы команда рассматривалась как правовая норма этого не достаточно. Норма становиться правовой только в том случае, если устанавливающий ее субъект способен причинить вред не исполняющему ее требований. Таким образом, правовая норма носит обязывающий характер. Содержание обязанности определяется желаниями и целями того, кто устанавливает норму. Он же устанавливает и санкцию за нарушение нормы. Поэтому «команда, обязанность и санкция неразделимо связанные термины, каждый из которых по - своему выражает одну и ту же идею» (Ibid. P. 9). Кроме того, Остин подразделяет нормы на команды частного и общего характера. Частные команды обращены к конкретным лицам или группам лиц, общие обращены ко всему обществу и к определенной разновидности поступков. Общие команды эффективны тогда, когда члены общества имеют привычку подчиняться тому, кто эти команды отдает. Тот, кому люди привыкли подчиняться, и является сувереном. Сам же суверен не подчиняется никому. Верховенство и независимость - основные его признаки. Суверенитет может принадлежать одному человеку или органу, состоящему из нескольких человек. В отличие от народа носители суверенитета не имеют привычки подчиняться, в противном случае они не являются таковыми, а суверен тот, кому они подчиняются. Поэтому нормы, устанавливаемые ими отличаются от всех прочих, существующих в обществе. Они являются высшими по отношению ко всем остальным. Наличие суверенной власти в обществе превращает его в политическое и независимое общество. Иными словами в - государство, которое характеризуется отношениями власти и подчинения. Отношения между государствами (независимыми политическими сообществами) регулируются нормами международного права, которые, как мы знаем, в точном смысле словами правом не являются, ибо в межгосударственных отношениях нет суверена, способного принудить к их исполнению.

 

Таким образом, право представляет собой совокупность приказов суверена, носящих общий характер, накладывающих обязанности на неограниченный круг лиц и снабженных санкцией за их нарушения. Следует отметить, что у Остина речь идет и об актах парламента и о судебных прецедентах. Итак, «предметом юриспруденции является позитивное право, право в простом и надлежащем смысле этого слова, или то право, которое установлено политически господствующим для политически подчиненного» (Ibid.P.1.).

 

Остин стремится четко разграничить право и мораль. Хотя позитивное право и позитивная мораль частично связаны друг с другом. Ведь нормами позитивной мораль Остин объявляет все нормы, поддерживаемые общественным мнением. Поэтому в том случае, когда мы избегаем оценок существующих норм, не рассматриваем их с точки зрения порочности или беспорочности, то тогда мы имеем дело с той части морали, которая близка к праву. Это, например, международное право, нормы которого могут все же изучаться по аналогии с правовыми. Но в отличие от юриспруденции, которая занимается действующим правом, таким, какое оно есть, этика – наука о морали занимается изучением должного, а не существующего. Иначе ее можно назвать деонтологией, т. е. наукой о должном, как называл ее И.Бентам. Этика связана с позитивным правом и позитивной моралью, в том смысле, что она действует в качестве теста для них. В связи с этим этика состоит из двух частей. Первая имеет отношение к позитивному праву и называется наукой законодательства, вторая - к позитивной морали и называется наукой о нравах.

 

Мораль поэтому должна быть решительно отделена от правоведения, у которого свой ограниченный предмет исследования. «Наука юриспруденция (или просто и коротко юриспруденция) имеет дело с позитивными законами, не принимая во внимания их достоинства или недостатки» (Ibid. P.114).

 

Date: 2015-08-06; view: 670; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию