Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально-региональный компонент 3 page





Комплексно-тематическое планирование в старшей группе

  Физическое развитие (физиче-ская культура, здоровье)   Социально-коммуникативное Познавательное и -речевое развитие (познание, чтение художественной литературы, коммуникация) Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество)
Альметьевск, Татарстан  
  С ходьбой: «Ловишки», «Карусель», «Уголки», «Найди»,«Дети и петух», «Кошка и мыши», «Мы веселые ребята»,«Лиса и куры», «Рыбы», «Зайцы и лиса», «Воробей», «Букет цветов», «Я прячусь», «Платок». С прыжками: «Удочка», «Кто лучше прыгнет?», «Волк и зайцы», «Не оставайся на полу», «С кочки на кочку», «Прыжки по следам». С ползанием и лазаньем: «Медведь и пчелы», «Пожарные», «Кто первый».   Беседы. «Самые красивые места, достопримечательности родного города» «Мы не одни живем на земле» «Шурале попал в беду» (противо-пожарная безопас-ность) Обзорная экскурсия по музею в ДОУ   Дид.игра «Составь узор» Беседы. «О названиях улиц на которых живут дети», «Двор, о котором мечтаю во сне», «Они защищали наше Отечество».   Тематика занятий по обучению детей татарскому языку по проекту: «Уйный-уйный үсәбез» Малые формы фольклора: «С добрым утром…», пер. В. Башировой и Э. Блиновой; «Лисонька…», «Даут с петушком»,пер. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина; «Шутка», пер. И. За- конова. Сказки: «Глупый волк», пер. Р. Ахмета; «Лиса, еж и ежиха», пер. Л. Замалетдинова; «Три дочери», обр. С. Гильмутдиновой. Литературные сказки: Р. Батулла «Лесные разбойники»,пер. Э. Умерова; А. Гаффар «Червяк идет в гости»; Г. Галеев «Петух и часы», пер. Л. Файзуллиной. . Поэзия: Г. Тукай «Осень» (отрывок), пер. А. Ахматовой; Р. Валеева «Тюбетейка и калфак», пер. Е. Муравьева; Э. Шарифуллина «Хочу быть шофером», пер. Е. Муравьева; Р. Корбан «Больнее было бы…», пер. С. Махотина; Дж. Тарджеманов«Зима», пер. М. Ивенсена; Р. Миннуллин «Стою я на посту»,пер. С. Малышева; Ш. Галиев «Воспитанный», пер. В. Баширова и Э. Блиновой; Р. Миннуллин «Люблю гостей», перС. Малышева; Ф. Карим «Скоро весна», пер. Т Музыка. ИЗО деятельность. Лепка. «Лабиринт сказок» (герои сказок А. Алиша) «Друзья для Нечкэбиль» (украшение калфака) Лепка. «Я слепил бэлеш» Аппликация. «Орнаментация каймы» (Тюбетейка, калфак). Аппликация. «Украшение полотенца». Рисование. «Поспешим на помощь краскам» (Украшение платка для эби) «Украсим Айсылу платьице». «Роспись блюда». Праздник. “Белем бәйрәме” Драматизация по произведениям А. Алиша (силами детей) Праздник. «Сюмбеля» Лепка. «Любимые герои стихотворений М. Джалиля» Аппликация. «Тюбетейка для дедушки». Рисование. «Украшение фартука». Праздник. «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы ИЗО деятельность. Лепка. «Путешествие в сказочной стране» (герои сказок Г.Тукая) Аппликация. «Ичиги для мамы» Рисование. «Кукла в национальном костюме». Праздник. «Тукай безнең белән» Слушание музыки Государственный гимн Республики Татарстан, муз. Р. Яхина; «День чудесный», муз. А. Монасыйпова; «Уммегульсум»,татарская народная мелодия в обраб. Ф. Фаизовой; «Вальс»,муз. С. Сайдашева; «Шурале», муз. А. Ключарёва; «Марш Тукая», муз. З. Яруллина; «Рассвет в деревне» (из цикла «Деревенские картинки»), муз. Л. Батыр-Булгари; «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки»), муз. Л. Батыр-Булгари; «Сабантуй», муз. Л. Батыр-Булгари, сл. Г. Зайнашевой,пер. С. Малышева. Пение «Это – я», муз. Л. Тагировой, сл. Р. Ураксина; «Петух», муз.Дж. Файзи, сл. М. Джалиля, пер. Ю. Лопатина; «Осень», муз.и сл. Л. Хисматуллиной; «Первый снег», муз. А. Батыршина,сл. З. Нури, пер. В. Коркина; «Пришла весна», муз. Дж. Файзи,сл. Ф. Карима, пер. С. Малышева; «Жеребенок в городе
  С метанием: «Охотники и зайцы», «Попади в обруч»,«Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Школа мяча», «Серсо». Эстафеты. Игры с элементами соревнования:«Кто быстрее?», «К флажку!», «Кто выше?»,«Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Кто первый». Татарские народные игры: «Колечко», «Так, да и нет…»,«Маляр и краски», «Летели, летели…».     Беседы. «Традиции и культура татарского народа» «Старые виды ремесла: плетение и ткачество”     Беседы. «Татарский растительный орнамент», «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй», «Как жили наши предки» Беседы. «Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы) «Татарская вышивка», «Витамины нашего края укрепляют организм»   . Стрешневой. Проза: Р. Фахруддин «Воспитанный ребенок», пер. Р. Ахмета; А. Алиш «Чем занимаются люди?», пер. Г. Каримовой;М. Хасанов «Потеплело», пер. М. Зарецкого; И. Нафиев «Радость Аделины»; Ф. Зариф «Сладкое лето», пер. Н. Бурсаковой; А. Алиш «Как я училась считать», пер. Л. Файзуллиной. Для заучивания наизусть Г. Тукай «Наша семья», пер. В. Лунина; А. Кари «Дедушка Мороз», пер. Е. Муравьева; Р. Валеева «Поздравляю тебя, мама», пер. Р. Валеевой. Дополнительная литература Для чтения в лицах: Р. Миннуллин «Сын и мама», пер.С. Малышева; Г. Тукай «Малыш и Мотылёк», пер. В. Лунина;З. Нури «Письмо другу», пер. С. Малышева. Поэзия: Ш. Галиев «Кто играет на курае?», пер. Э. Блиновой и В. Баширова; Г. Зайнашева «Спички – не игрушка»,пер. С. Малышева; Ш. Галиев «Купили снег», пер. Р. Кожевниковой Р.Мингалим «Если есть друзья», пер. Э. Блиновой;Р. Кутуй «День варенья»; Р. Миннуллин «Умный цветок», пер.С. Малышева. Проза. Литературные сказки: Г. Баширов «Нитка и иголка»; А. Алиш. «Огненное яйцо», пер. Г. Каримовой; М. Амир«Плут-теленок», пер. С. Радзиевской; А. Хасанов «Ландыши»;М. Хасанов «Мостик», пер. М. Зарецкого; С. Гильмутдинова«Котенок, который любил ходить в гости».     », муз.М. Шамсутдиновой, сл. Ш. Галиева, пер. С. Малышева. Музыкально-ритмические движенияУпражнения: «Юные физкультурники», муз. А. Бакирова; «Встаньте в круг», татарская народная мелодия в обраб.Р. Тимершиной; «Тэймэ», татарская народная мелодия в обраб.А. Фаттаха;«Соловей-голубь», татарская народная мелодия в обраб. М. Музафарова; «Сыгылу», татарская народная мелодия в обраб. Л. Шигабетдиновой; «На празднике урожая», муз.Л. Хамиди; «Вальс», муз. Р. Яхина. Хороводы: «Кария-Закария», татарская народная песня, пер. С. Малышева; «Голубой цветок», муз. Ф. Шаймардановой, сл. народные; «Веселая игра», татарская народная мелодия в обраб. Р. Сабитова. Музыкальные игры: «Передача платочка», татарская народная мелодия в обраб. В. Валиевой; «Найди себе пару», татарская народная мелодия в обраб. Ф. Залялютдиновой; «Свободное место», татарская народная мелодия в обраб. Ш. Монасыпова; «Разноцветные платочки», башкирская народная мелодия в обраб. А. Кубагушева; «Игра парами», удмуртская народная мелодия; «Уступи свое место», марийская народная игра. Игры с пением: «Элчи-бэлчи», татарская народная мелодия в обраб. Л. Тумашева, сл. Л. Яхнина; «Малика», муз.Ф. Шаймардановой, сл. народные; «Юрта», башкирская народная мелодия в обраб. Ю. Тугаринова; «Горелки», удмуртская народная мелодия в обраб. Л. Тумашева, сл. И. Мазнина; «Гусь плывет», удмуртская народная песня в обраб. Г. Матвеева; «Ласточка», чувашская народная игра; «Сорока», муз. В. Алексеева, сл. С. Чевайна (марийская игра). Инсценировки: «В саду поет Наза», муз. Р. Еникеева,сл. Дж. Дарзамана, пер. С. Малышева. «Часы», муз. Ф. Ахметова, сл. М. Джалиля, обраб. А. Гарифуллиной, пер. С. Малышева; «Что ты рано встаешь, петушок?», муз. Л. Батыр-Булгари,сл. Б. Рахмата, пер. Е. Муравьёва. Танцевально-игровое творчество: «Танец», татарская народная мелодия в обраб. Л.Шигабетдиновой; «Кошечка», татарская народная мелодия в обраб. Р. Зарипова; «За водой», та-тарская народная мелодия в обраб. Р. Еникеевой;«Волк и козлята», татарская народная мелодия в обраб.А. Монасыйпова. Праздники: «Сабантуй».  
Башкортостан
сентябрь-май Игры. «Липкие пеньки», «Юрта» Беседы. «Традиции и культура башкирского народа» «Достопримечательности столицы Башкортостан -Уфы». «Как рубашка в поле выросла», «Гостеприимные башкиры» Сказки. «Медведь и пчелы» «Алп-батыр» «Сказка о курае» «Егет, звавший на помощь нужду»   Музыка. Слушание башкирских народных мелодий. Знакомство с башкирским музыкальным инструментом: «Курай». Пение «Кыш бабай». ИЗО деятельность Лепка. «Путешествие в сказку» (герой башкирских сказок) Аппликация. «Украшение башкирской национальной одежды». Рисование. «Башкирский ковер» Праздник. «Яңа ел»
Россия
сентябрь-май   Игры. «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гори, гори ясно!» «Как у дядьки Трифона», «Золотые ворота», «По малину»     Беседы.   «Традиции и культура русского народа» «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»; «Русские народные промыслы» Дидактические игры. «Русский наряд для куклы», «Сложи узор», «Дымковское лото», «Русское лото». Словесно-дидактические: «Летает, не летает» «Кто любит?» «Закончи пословиц» Сказки. «   Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сивка- Бурка», «Царевна- лягушка», «Хаврошечка».     Музыка. Заучивание колыбельных песен. Пение русских народных песен: «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Ты скажи, скажи, воробышек», «Ворон», «Андрей- воробей». Слушание гимна России. Знакомство с музыкальным инструментом «Трещотка». Игра на них. ИЗО деятельность.Рисование. «Косынка для куклы» (дымковская роспись), «Узор на полосе» (городецкая роспись), «Голубое чудо гжели» Аппликация. «Украшение кокошника для русской красавицы» Лепка. «Сказочная птица» (дымковская игрушка) Праздник. «Деревенская ярмарка». Развлечение. «Встреча со сказкой» (инсц-ка д).
Чувашия
Март Игры. «Хищник в море», «Тили-рам?», «Рыбки», «Сирелер» («Расходитесь») Беседы. «Традиции и культура чувашского народа» Сказки. «Почему сосна и ель вечно зеленая» пер. С. Шуртакова «Вот будет здорово!» «Красавица Плаги» «Приметливый портной» Музыка. Пение: «Әнилэр бәйрәме», «Яз килә». Знакомство с национальным инструментом «сарпай» - волынка. ИЗО деятельность.Лепка. Чувашское национальное блюдо-хуплу. Аппликация. «Чудо-чудное, диво-дивное» (украшение салфетки). Рисование. «Разные-разные сурпаны». Праздник. «Щеварни» (Масленица)«Навруз»  
 
           
Республики Поволжья  
Май Игры.   «Тюбетей-ка»     Беседа.   «Край мой - Татарстан»       Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Б.Рахмат «На сабантуе» Для заучивания наизусть Х.Халиков «С добрым утром!» Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям»     Лепка.   «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник. «Венок дружбы»
                         

Подготовительная группа.

(от 6 до 7 лет)

Задачи воспитания и обучения:

Воспиты­вать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, к родному языку; желание разговаривать па родном языке.

Продолжать знакомить детей с музыкой, живописью, литературой, искусством народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Башкортостан, Удмуртия, Марий Эль, Мордовия)

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)  
  ОО физическое развитие Здоровье Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать сенсомоторную координацию на уровне крупной, средней, мелкой моторики. Добиваться активного выполнения перекрестных движений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия. Укреплять мышечный корсет ребенка, формировать рефлекс правильной осанки. Обеспечивать оптимальную двигательную активность посредством участия детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу (селу). Осуществлять закаливание детского организма, учитывая при этом тип и вид учреждения, имеющиеся условия, наполняемость группы, особенности состояния здоровья и развития детей, а также климатические и сезонные особенности региона. Расширять представление детей о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления детей о рациональном питании (не переедать, не злоупотреблять сладкими, мучными, жирными продуктами). Познакомить с мучными национальными изделиями, которые подаются к чаю: губадия с яйцом, рисом и изюмом, кабартма, баурсак, талкыш-калеве, чак-чак, кош теле («птичьи язычки»). Предоставить детям возможность познакомиться с известными за пределами республики лечебно-профилактическими здравницами и санаториями («Васильевский», «Сосновый бор», «Крутушка», «Бакирово», «Санта» и др.). Формировать умение варьировать татарские подвижные игры. Стимулировать желание участвовать в национальных играх-состязаниях: «Перетягивание палки», «Перетягивание каната», «Бой с мешками» и др. Формировать представление о значении спорта в жизни человека. Познакомить с национальным видом спорта «борьба на поясах» (куряш). Поддерживать определенные достижения в области спорта.
  ОО физическое развитие Физическая культура Закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию игры народов Поволжья. Развивать в подвижных играх такие двигательные качества, как сила, ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость. Поощрять умение справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к народным играм.
  ОО Социально-коммуникативное развтие Способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию себя как гражданина родного города (села), республики, страны, уважительно и с гордостью относящегося к символике города, республики, страны (флагу, гербу, гимну). Воспитывать положительное отношение к окружающим, терпимость (толерантность) к детям и взрослым (независимо от их социального происхождения, расовой принадлежности, языка, вероисповедания, пола и возраста), уважение к чувствам, мнениям, желаниям, взглядам других людей, развивать умение аргументировать несогласие, убеждать и т. д. Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов. Поощрять инициативу в общении на родном языке, расширять круг общения ребенка, формировать способы контактов с учителями школы, ветеранами войны, гостями, готовность разговаривать в доброжелательной форме, поддерживать тему разговора, отзываться на просьбу, предложение. Формировать представления о своем месте в ближайшем социуме, принадлежность к той или иной группе людей (член группы детского сада, кружка народного танца, ученик спортивной школы, будущий гимназист и др.). Формировать интерес к истории семьи (прадедушка, дедушка, прабабушка, бабушка). Развивать чувство гордости за семью, обращать внимание на их достижения, награды. Способствовать творческому использованию в сюжетно-ролевых и режиссерских играх представлений об окружающей жизни, о литературных произведениях народов Поволжья, художественных и мультипликационных фильмах. Поощрять самостоятельный выбор сказок народов Поволжья, стихотворений, песен, народных танцев для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.Использовать в театрализованной деятельности разные виды театра (бибабо, пальчиковый, театр кукол, картинок и др.). Развивать интерес к сценическому искусству. Поддерживать проявления коллективных словесных игр. Обогащать игровой опыт играми народов Поволжья
  ОО Социально-коммуникативное развитие Труд Продолжить формирование представлений о трудовой деятельности посредством татарских народных сказок («С ремеслом не пропадешь, без ремесла не проживешь», «Добрый совет», «Золотые песчинки» и др.). Познакомить детей с татарским народным юмором о труде («Два лентяя», «Ответ иголки» и др.). Обучать некоторым видам ручного труда, подбирая их в соответствии с предпочтениями ребенка. Показать разные способы вышивки (тамбурный шов, шитье бисером), помочь детям в изготовлении подарка близким в национальном колорите. Дать детям возможность участвовать в совместных с взрослыми делах, направленных на заботу о природном окружении:посадить деревья во дворе (на участке детского сада), разбить клумбу с цветами, поливать, устраивать зимой кормушки для птиц. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников, торжеств, к выполнению постоянных обязанностей по дому, по хозяйству.
  ОО Социально-коммуникативное развитие Безопасность Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Закреплять умение соблюдать правила поведения в детском саду, дома, общественном месте; требовать от других людей выполнения этих правил. Научить в случае необходимости самостоятельно набирать номер телефона вызова экстренной помощи. Формирование безопасного поведения на дорогах Учить детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки – указатели движения, планы, схемы маршрутов. Учить ориентироваться в окружающем мире по знакам и символам; поощрять придумывание своих знаков (символов) и их использование в играх. Показать карту движения транспорта; формировать представление о расписании движений. Развивать умение использовать моделирование в качестве средства познания скрытых связей и отношений, планы-схемы – для прохождения простых безопасных маршрутов в своем микрорайоне («Кто быстрее найдет дорогу из детского сада к ближайшей остановке?», «Покажи дорогу из дома в школу», «Найди место происшествия» и др.). Совместно с родителями, используя макеты, мелкие игрушки, конструкторы, разрабатывать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада (больницы, аптеки и др.) и обратно. Познакомить с ближайшими остановками. Поощрять умение детей задавать вопросы по картам, схемам, маршруту, расписанию, неизвестным дорожным знакам. Развивать любознательность, желание получить (или самостоятельно добыть) ответ на интересующую информацию. Учить безопасному хождению по улицам и дорогам в дождь, снегопад и туман. Показать, как правильно держать зонтик, не загораживая обзор. Продолжить знакомство с запрещающими знаками: «Поворот направо (налево) запрещен», «Движение запрещено»,«Движение пешеходов запрещено», «Въезд запрещен», «Остановка запрещена» и др. Поощрять отражение дорожных знаков в детском рисунке. Познакомить с предписывающими знаками: «Движение прямо», «Движение налево (направо)», «Круговое движение» и др. Помочь понять смысл общепринятых символических обозначений. Познакомить с информационно-указательными знаками: «Дорога с односторонним движением», «Въезд на дорогу с односторонним движением», «Дорога для автомобилей» и др. Развивать знаково-символическую функцию мышления. Предоставить детям возможность самостоятельно определить назначение знаков сервиса: «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пост ГИБДД», «Место отдыха» и др.; познакомить с их характеристиками (форма, цвет), местом установки, особым значением для водителей-дальнобойщиков. Создавать условия для изучения дорожных знаков в реальных условиях. Стремиться к увеличению объема внимания и памяти. Совершенствовать технику езды на двухколесном велосипеде: с разной скоростью, с изменением темпа; по кругу, по дорожке. Учить реагировать на дорожную ситуацию, вовремя притормозить, остановиться в обозначенном месте. Познакомить с понятием «тормозной путь». Познакомить с правилами катания на самокате (на правой и левой ноге, по прямой, по кругу, с поворотами), скейтбордах, роликовых коньках, со средствами защиты (шлем, перчатки, наколенники, налокотники). Доставлять детям радость от движения. Познакомить с правилами поведения в экстремальных ситуациях: как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения (полицию, скорую помощь). Посредством игры развивать представления о средствах связи и передвижения по земле, воде, воздуху, под землей («Речной (морской) порт», «Автовокзал», «Аэропорт», «Вокзал», лото «Транспорт на земле, в воздухе, в воде», «Путешествие в дальние страны» и др.). Предоставлять возможность самостоятельно определять содержание сюжетно-ролевых и режиссерских игр, поддерживая развитие сюжетных линий («Пешеходная прогулка по историческим улицам города», «Перекресток», «Мы едем за город, на дачу», «Инспектор ГИБДД и водители» и т. д.). Продолжать знакомство с детской художественной литературой и поэзией, акцентируя внимание детей на наиболее значимые для обучения правилам дорожного движения ситуации. Совместно с детьми разрешать такие проблемно-игровые ситуации типа: «Что ты будешь делать, если на противоположной стороне дороги с несколькими полосами движения ты увидел человека, которого давно ищешь?», «Что ты будешь делать, если, переходя дорогу, ты видишь, как бабушка рассыпала грибы из корзинки?» и т. д. Учить детей выявлять причины дорожно-транспортных происшествий. Стимулировать развитие навыков самоуправления в решении проблемно-игровых задач, проблемных ситуаций на дорогах, способности к самооценке и самоконтролю в деятельности. Поощрять конструирование знакомых объектов (здания мосты, транспортные средства, улицы) по фотографии, рисунку, схеме, а также по собственному замыслу. Учить встраивать в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т. п., использовать созданные конструкции в играх. Познакомить детей со строительством дорог, с техническими машинами со специальным назначением, с трудом взрослых. Учить детей замечать происходящие изменения и их отражение на безопасности движения автомашин и пешеходов(от качества дорог зависит безопасность движения). Побуждать детей к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. Подготовить к дальнейшему, более осознанному изучению азбуки дорожного движения Формирование предпосылок экологического сознания Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе родного края, заранее предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства, формировать непотребительское отношение к природе, первые навыки природопользования.
  ОО Речевое развитие Чтение художественной литературы Расширять круг детского чтения изданиями художественного, познавательного, энциклопедического характера. Познакомить с основными признаками сказки, рассказа, стихотворения. Развивать стремление понять прочитанное, оценить действия и поступки литературных героев, придумать свои версии происходящего. Учить эмоционально передавать содержание некоторых прозаических текстов и выразительно читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации татарских сказок. Используя сказки народов Поволжья, развивать формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа. Проявлять интерес к малым фольклорным жанрам. Приобщать к словесному искусству, стимулируя проявления детьми собственного литературного опыта, сохраняя при этом основные особенности стиля и жанра. Познакомить с татарским народным юмором. Развивать чувство юмора.
  ОО Познавательное развитие Продолжить знакомство с прошлым и настоящим республики, ее расположением, природой, климатом, жизнью людей. Познакомить с достопримечательностями своего города(села), народными промыслами, национальной кухней, языковой культурой народов Республики Татарстан. Способствовать овладению этикой межнациональных отношений. Учить называть и показывать на карте родной город, республику, столицу, крупные города РТ (Альметьевск, Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Зеленодольск и др.). Познакомить с жизнью древних городов, их историей, культурой, бытом (Биляр, Булгар). Учить сравнивать быт людей в городе и на селе. Обратить внимание на особенности одежды, жилища, домашней утвари двух народов. Развивать умение видеть позитивные изменения, происходящие в родном городе (строительство детских садов, открытие спортивных комплексов, театров и др.). Рассказать о том, что Казань – это большой промышленный и торговый центр, а татарский народ испокон веков занимался земледелием, животноводством, кожевенным производством, торговлей и т. д. Продолжить изучение символики родного города, других городов, способствовать осознанию принадлежности к своему народу. Приобщать к прошлому и настоящему национальной и мировой культур. Познакомить с жизнью и творчеством выдающихся деятелей музыкального и театрального искусства: композиторы (С. Садыкова, С. Сайдашев, Ф. Яруллин и др.), певцы (Ф. Шаляпин, И. Шакиров и др.), режиссеры театра (М. Салимжанов, К. Тинчурин и др.), актеры театра (В. Качалов, Г. Камал и др.). Вызвать интерес к их жизни и деятельности. Познакомить с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей науки (Н. И. Лобачевский, К. Ф. Фукс, И. М. Симонов,Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, А. Е. Арбузов и др.). Удовлетворять познавательный интерес, помочь в поиске информации о преподавателях и выпускниках Казанского государственного университета. Рассказать о подвигах национальных героев Великой Отечественной войны (М. Джалиль, Г. Гафиатуллин, М. П. Девятаев, П. М. Гаврилов, Н. Г. Столяров и др.). Привлечь родителей к рассказу детям о воинских наградах прадедушек, прабабушек. Воспитывать уважение к защитникам Отечества (возлагать цветы к обелискам, памятникам и др.). Расширять знания детей о природоохранительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе родного края, предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства, формировать ресурсосберегающее отношение к ней, навыки рационального природопользования. Рассказать о правилах сбора ягод и растений. Продолжить знакомство с государственными заповедниками, их обитателями, представителями флоры и фауны, занесенными в Красную книгу РТ. Довести до сознания детей необходимость бережного отношения к редким представителям животного и растительного мира. Познакомить с обитателями рек и озер Татарстана. Рассказать о значении рек, родников в жизни человека. Вызвать желание содержать в чистоте водные ресурсы республики. Обращать внимание на красоту природы родного края, богатство ее форм, красок, запахов. Развивать умение детей замечать изменения в природе.  
  Музыка Приобщать к музыкальной культуре татарского народа. Познакомить с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой музыки. Развивать умение определять настроение, характер музыки, поддерживать беседу о ней.Вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыкальных произведений С. Сайдашева, Ф. Яруллина,Р. Яхина, Н. Жиганова и др. Закреплять умение определять жанр музыкальных произведений татарских композиторов, узнавать звучание знакомых музыкальных инструментов в оркестре народных инструментов и симфонической музыке. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации. Развивать чувство гордости. Продолжать работу над формированием певческих навыков детей на основе национального репертуара, добиваться чистого звучания, правильного произношения, музыкально выразительного пения. Расширять объем основных и танцевальных движений:«пружинистый ход», «первый ход», «апипа», «прыжковая цепочка», «борма», «бишек», «носок – пятка», «пятка – носок»,«дробь», «основной ход», «ход с каблука» «простой шаг»,«мелкая дробь», «волчок», «тройной притоп», «кружение парами» и др. Совершенствовать технику исполнения татарского танца. Учить танцам народов Поволжья, развивать эмоциональное общение в них. Развивать музыкально-двигательную импровизацию в сюжетных этюдах, способствовать созданию развернутых композиций, побуждать к активным самостоятельным действиям в художественно-творческой деятельности.
  Художественное творчество Рисование Продолжить знакомство с элементами национального орнамента. Рассмотреть с детьми образ «древа жизни». Обратить внимание детей на характер композиции (асимметричный), на цветочный букет, в котором одновременно могут использоваться мотивы разных цветов. Приобщать детей к декоративной деятельности: показать способы рисования асимметричного букета, представляющего собой изящно изогнутую ветку, стебли которой щедро усеяны элементами бутонов, цветов, плодов, листьев, завитков. Познакомить со способами планирования узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема). Поддерживать поиски приемов изображения (включая приемы рисования без кисти).Развивать чувство композиции. Придумывать узоры для декоративных тканей, головных уборов, обуви, полотенец в зависимости от формы предмета, его назначения, материала. Поощрять проявления творчества. Создавать условия для освоения новых и комбинирования знакомых техник. Предоставлять возможность использовать разные материалы, объединять разные способы изображения реальных и сказочных образов (включая героев сказок народов Поволжья). Учить передавать исторические образы посредством изображения характерных предметов быта, интерьеров, костюмов. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций. Поощрять детскую инициативу, самостоятельность, умение начатое дело доводить до конца. Поощрять умение передавать в рисунках яркие события из общественной жизни республики. Рассматривать вместе с детьми работы и побуждать к рассказу о том, что нарисовано. Содействовать расширению тематики детских работ. Лепка Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (соленого теста, пластилина). Создавать условия для отражения полученных в музее впечатлений в детской художественной лепке. Совершенствовать умение лепить посуду ленточным способом, путем вытягивания и моделирования частей, используя стеку для передачи характерных черт (кумган, кувшин, ваза и т. д.). Совершенствовать технику рельефного изображения. Учитывая характерные особенности натуры, развивать умение лепить трилистник, правильно передавая пропорции. Развивать умение лепить с натуры актюбинские и шеморданские игрушки, передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, объединенные в несложные сюжеты: «На Сабантуе», «Чаепитие», «Конные скачки» и др. Стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление передавать выразительность поз, движений. Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений народов Поволжья. Развивать творчество, инициативу. Аппликация Развивать интерес к искусству аппликации, усложняя его содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Поощрять применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезывания, разнообразных способов прикрепления деталей на фон, техник накладной и обрыв- ной аппликации. Побуждать детей к коллективному созданию орнаментальных аппликаций (панно, фризы, коллажи), к использованию разнообразных материалов для создания выразительного образа. Совершенствовать способы объемной аппликации для создания композиции из цветов георгина, пиона, астры. Поощрять стремление дополнить композицию деталями, обогащающими изображение (птицы, пчелы, бабочки и т. п.). Активизировать самостоятельный выбор сюжетов, отражающий события общественной жизни родного города (села).Содействовать расширению тематики детских работ в согласовании с содержанием других образовательных областей. Приобщение к изобразительному искусству Продолжить знакомство детей с произведениями Г. Тукая и видами искусства, отражающими его творчество (балет «Шурале» Ф. Яруллина, «Водяная» А. Бакирова, симфония «Кырлай» Н. Жиганова, скульптурные и живописные произведения Б. Урманче, И. Казакова, Б. Альменова, Ф. Аминова и др.). Формировать положительное отношение к искусству. Создавать условия для полноценного восприятия произведений изобразительного искусства. Продолжить знакомить детей с произведениями живописи Музея изобразительных искусств Татарстана: И. Е. Репин «Читающая девушка», Н. И. Фешин «Портрет Вари Адоратской», И. И. Шишкин «Полянка», Х. Якупов «Перед приговором», И. Казаков «Маленький Тукай» и др. Развивать художественное восприятие произведений. Поощрять самостоятельную оценку произведений.Познакомить детей с древнейшим искусством – художественной обработкой металла. Организовать посещение Музея национальной культуры НКЦ «Казань», где сохранились предметы домашней утвари: серебряные подносы, блюда, медночеканные кувшины, кумганы, бронзовые замочки в форме фигурок домашних животных; декоративные композиции, украшающие интерьеры и экстерьеры общественных зданий.Учить при посещении музея бережно относиться к культурным ценностям и правильно вести себя. Рассмотреть старинные ювелирные украшения: кольца, серьги браслеты («бэлязэк»), накосники («чулпы»), шейнонагрудные украшения («яка чылбыры»), перевязки («хэситэ»)и др.Познакомить с творчеством современных художников-ювелиров (И. Фазулзянов, С. В. Ковалевская, В. О. Ковалевский и др.). Обратить внимание детей на национальное своеобразие ювелирных изделий. Рассказать о золотошвейном искусстве как самостоятельном художественном промысле татарского народа. Рассмотреть с детьми расшитые тюбетейки, женскую бархатную обувь, кисеты, калфаки и др. Обратить внимание на наиболее популярные композиции – «золотое перо» («алтын каурый»), мотивы букета, птиц, пшеничного колоса, звезд и полумесяцаи др. Формировать интерес к предметам искусства. Продолжить знакомство детей с архитектурой родного города (села): соборных мечетей, храмовой архитектуры (соборная мечеть Кул Шариф, Раифский Богородицкий мужской монастырь).Развивать умение замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. Закреплять знания о книжной иллюстрации. Познакомить детей с творчеством художников, проиллюстрировавших образ Шурале в детской литературе (Ф. Аминов, Б. Алменов, В. Булатов, Ю. Валиахметов, А. Тамергалина, Б. Урманче, Н. Хазиахметов, Р. Шамсетдинов и др.). Обратить внимание на выражение отношения художников к этому сказочному персонажу. Вызвать интерес к рассматриванию книжных иллюстраций, желание задавать вопросы.
  Коммуникация Развивать устойчивый интерес к татарскому языку. Посредством использования информационно-коммуникационных технологий, аудио-, видеозаписей, учебно-методического комплекта активизировать в речи слова, обозначающие предмет, его признак, действие, создавать необходимый для элементарного общения запас лексических единиц. Формировать элементарные навыки построения несложных повествовательных и вопросительных предложений. Способствовать умению составлять небольшие рассказы (3–5 предложений) про себя, по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картинке, из личных наблюдений. Поощрять стремление использовать татарский народный фольклор, наиболее употребительные слова и выражения в детских видах деятельности. Формировать умение прислушиваться к речи собеседника, говорящего на татарском языке, стремиться понять (или догадаться), о чем он говорит, вступать в диалог и поддерживать его, достигать коммуникативной цели при ограниченном владении языком. Поощрять применение знаний в реальной языковой среде. Подготовить детей к дальнейшему, более осознанному изучению татарского языка в начальной школе.

Комплексно-тематическое планирование

Date: 2015-08-06; view: 716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию