Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и д), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Образовательная область «Физическое развитие»
Достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи: 1. Развитие физических качеств
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья:
Задачи: 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Задачи
Группа
раннего
возраста
(2 -3г)
По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
· воспитание интереса к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице
· создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
· осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.);
· учить сохранению правильной осанки в различных положениях;
· воспитывать потребность в правильном выполнении движений, получать удовольствие, радость от двигательной активности;
По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; координации, ловкости, быстроты, гибкости;
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
· реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр
· согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность
· развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности;
· учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога;
· учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить);
· учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;
· развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;
способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:
· оптимизировать факторы, способствующие адаптации ребёнка к ДОУ и минимизировать факторы, замедляющие её, мешающие адекватному приспособлению к новым условиям;
· осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня;
По формированию культурно-гигиенических навыков:
· совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом
· способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления;
· приучать есть разнообразную пищу, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию
· развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;
· воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
· развивать умения и навыки называть свое имя; выражать свои потребности и интересы в речи
· воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения
2 младшая
группа
(3-4г.)
По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
воспитание интереса к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице
развитие потребности ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, развитие умений самостоятельно использовать физкультурный инвентарь и простейшее физкультурное оборудование
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
· осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.);
· учить сохранению правильной осанки в различных положениях;
· воспитывать потребность в правильном выполнении движений, развивать умение оценивать их красоту и выразительность, получать удовольствие, радость от двигательной активности
· помогать осваивать культуру использования спортивного оборудования, инвентаря, воспитывать аккуратность, бережливость.
По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; равновесия при выполнении разнообразных движений; координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости;
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
· кататься на санках, трехколесном велосипеде, лыжах, реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр;
· согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность
· развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность в подвижных играх, в ходе совместной и индивидуальной двигательной деятельности детей
· развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности;
· формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;
· учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога;
· учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить);
· учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;
· развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;
способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения.
По формированию культурно-гигиенических навыков:
· совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом
· формировать умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания; навык правильно есть без помощи взрослого (Труд, Социализация);
· развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям
· воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
· развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи; интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья), человека (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека
· обогащать представления о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, доступном ребенку предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования
· поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я молодец и т.д.);
· воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
· развивать умения переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого.
Средняя
группа
(4-5 лет)
По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
· поддерживать интерес и самостоятельность в двигательной деятельности, ее различных формах, активизировать творчество детей;
· создавать условия для самостоятельной активности детей с использованием физкультурного оборудования и инвентаря в подвижных играх в группе и на улице;
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
· совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать умения их самостоятельного применения и использования детьми;
· развивать умения согласовано ходить, бегать, соблюдая красоту, легкость и грацию движений, демонстрируя пластичность и выразительность, свои двигательные возможности
· осваивать различные варианты ползанья и лазанья, прыжков, метания и бросания предметов вдаль, ловли, технику выполнения движений;
· продолжать формировать правильную осанку;
· обогащать опыт подвижных игр у детей, развивать детскую самостоятельность в них, инициативность;
По развитию физических качеств: ориентировки в пространстве, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и пр.
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
· расширять кругозор детей в области спортивных игр, обогащать представления об их разнообразии
· учить катанию на двухколесном велосипеде, ходьбе на лыжах, построениям и перестроениям на месте и в движении;
· развитие инициативности, активности, самостоятельности, произвольности во всех формах двигательной деятельности, умений сотрудничать и помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх;
воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их
По формированию культурно-гигиенических навыков:
· развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей; помогать взрослому в организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
· развивать и закреплять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях его здоровья; правилах здоровьесообразного поведения в обществе; формировать умения элементарно описывать свое самочувствие; привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;
· обогащать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения; атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы;
· способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию самостоятельности детей
· воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
· развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения
Старшая
группа
(5-6 лет)
По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
· повышать уровень осознанного выполнения движений детьми, потребности в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками
· поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр, спортивных упражнений и игр на прогулке и в помещении, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования;
· поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке физкультурной среды группы и зала к занятиям физической культурой воспитывать стремление организовывать и участвовать в играх-соревнованиях, играх-эстафетах;
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
· совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия;
· продолжать формировать правильную осанку;
· продолжать воспитывать у детей потребность в красивом, грациозном и ритмичном выполнении упражнений, сочетая движения с музыкой, демонстрируя культуру освоения основных движений);
По развитию физических качеств:
· совершенствовать физические качества во всех видах двигательной активности;
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
· поддерживать интерес детей к различным видам спорта, продолжать обогащать представления о них, спортивных достижениях нашей страны, олимпийских победах
· продолжать совершенствовать умения в катании на санках, велосипеде и самокате, ходьбе на лыжах;
· обучать спортивным играм (городки, бадминтон, элементам футбола, хоккея, баскетбола);
· продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность во всех формах двигательной деятельности
· продолжать развивать умения сотрудничества, кооперации в совместной двигательной деятельности, умений помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх, поддерживать достижения сверстников, переживать за общие победы в соревнованиях и эстафетах;
· воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их;
поддерживать и развивать творчество старших дошкольников в двигательной активности
По формированию культурно-гигиенических навыков:
· развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, ополоснуть их после еды, обтираться (с помощью взрослого), вымыть уши, причесать волосы и т.д.) без напоминания взрослого
· формировать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры (при участии взрослого)
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
· закреплять и усложнять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях его здоровья; необходимости соблюдения правил здоровье сообразного поведения в обществе; навыки элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;
· совершенствовать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения; атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы;
· способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровье сберегающей деятельности;
· развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов и бережном отношении к ним
· поощрять желание и стремление детей разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Подго-
товительная группа
(6-7 лет)
По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:
· поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;
· воспитывать потребность в аккуратном обращении со спортивным инвентарем, физкультурным оборудованием, следить за его состоянием
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
· побуждать к самостоятельной двигательной активности, создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки, в семье;
· продолжать совершенствовать культуру движений, технику их выполнения;
· способствовать переводу умений двигательной деятельности в навыки, развивать качество навыков и качество движений;
· совершенствовать основные движения: соблюдение заданного темпа в беге и ходьбе, перестроениях, лазанье и ползанье, сочетание движений друг с другом в выполнении более сложных упражнений и игр, точное выполнение упражнения и движения в разном темпе и ритме, сохраняя равновесие, координацию и ориентацию в пространстве
· совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;
· продолжать учить самостоятельно играть в разнообразные подвижные игры, игры-соревнования, оказывать детям помощь в комбинировании подвижных игр, придумывании новых, непосредственной игре в них;
По развитию физических качеств:
· поддерживать самостоятельность детей в их развитии во всех видах двигательной деятельности;
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
· углублять интерес к спортивным играм и упражнениям, занятиям в спортивных секциях и группах;
· воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России, за победы на Олимпиадах;
· продолжать обучать играм в городки, бадминтон, элементам баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса;
· продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность, выдержку, настойчивость, смелость, организованность, самоконтроль, самооценку, двигательное творчество;
поддерживать социально-нравственные проявления детей в двигательной деятельности, активно развивать их средствами данной деятельности
По формированию культурно-гигиенических навыков:
· развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены; определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела;
· совершенствовать культуру приема пищи
· развивать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
· развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней; о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, в природе, обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
· формировать и закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы; умения одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес; различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки; правильно вести себя на воде, на солнце
· воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом; продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его
· поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать как субъекта здоровье сберегающей деятельности и поведения
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
Задачи: 1. Развитие игровой деятельности
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Задачи: 1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения
3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
Формирование положительного отношения к труду
Задачи: 1. Развитие трудовой деятельности
2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
ЗАДАЧИ
Группа
раннего
возраста
(2-3 г.)
По развитию игровой деятельности
· Формировать начальные навыки ролевого поведения в сюжетно-ролевой игре, самостоятельно воспроизводить разнообразные игровые действия с игрушками
· По показу воспитателя включаться со сверстниками в игру с общей игрушкой; стимулировать появление игровых сюжетов и использование предметов-заместителей Побуждать к игре рядом и вместе друг с другом спокойно играть;
По приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
· Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками
· Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым. Побуждать желание пожалеть другого человека, если он обижен, огорчен, расстроен
По формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
· Формировать представление о членах своей семьи, о сверстниках и взрослых, об особенностях их внешнего вида
По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
знакомить с помещениями группы детского сада, с правилами пользования предметами обихода во время бытовых и игровых процессов
продолжать учить детей элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья (например, при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки, при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги, не брать в руки острые предметы и т.д.)
По развитию трудовой деятельности:
· продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя, учить узнавать и называть некоторые трудовые действия, привлекать к выполнению простейших трудовых действий формировать представления о способах обращения ко взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания, умения выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности; По воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
· приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам
· поддерживать желание помогать взрослым в хозяйственно-бытовом труде
По формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
· дать первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, выделение его направленности на заботу о детях и близких им людях
воспитывать уважение к людям любой профессии, подчеркивать значимость результатов их труда
2 младшая
группа
(3-4г.)
По развитию игровой деятельности:
· стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть побуждать в играх и повседневной жизни самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.);
· развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу» и др.; играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов с 2-3 детьми, к которым испытывает симпатию, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и др. выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил ее, уложил спать и др.), используя соответствующие предметы и игрушки; в театрализованных и режиссерских играх последовательно отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности - мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.)
По приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):
· развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду;
· формировать умение общаться - откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении; выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, салфетки, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.
· привлекать к участию в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку; сдерживать себя, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.);
· формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.;
· развивать нравственно-ценный словарь («хорошо» - «плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый» - «злой» и др.);
· формировать умение в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.);
По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:
· формировать представления о личных данных (имя, возраст в годах), о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада
· формировать положительную самооценку;
· формировать представления о своей (и других людей) половой принадлежности и элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.)
· формировать представления о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов, заботе членов семьи друг о друге
· развивать интерес к жизни детского сада, учить называть работников детского сада по имени и отчеству, здороваться и прощаться с ними и детьми
· стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам, растениям, животным
· развивать ориентировку в помещении и на участке детского сада;
· побуждать ребенка задавать вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился, что произойдет в ближайшем будущем и др.;
· формировать представления о названии города (села) и страны, в которых живет
· побуждать рассказывать о том, где гуляли (в парке, сквере, на даче и др.)
· воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны, мира (в дни праздников, событий).
По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
· формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.) формировать первичные представления об основных источниках опасности на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой) (формировать первичные представления об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоемы) (Познание, Социализация);
· формировать представление о мерах предосторожности в обращении с домашними животными
По формированию основ безопасности окружающего мира природы:
· стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к природе
· учить (не запугивая при этом детей) быть осторожными при встрече с незнакомыми людьми, прививать осмотрительность в незнакомых и сложных ситуациях, способствовать развитию осторожности и осмотрительности
· дать представление о том, как вести себя дома в отсутствии взрослых, об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном поведении дома По приобщению к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:
· формировать первичные представления о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить при напоминании взрослого их выполнять (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор)
· учить безопасному поведению: не дотрагиваться до горячих предметов, аккуратно обращаться с острыми предметами, не сидеть на подоконнике раскрытого окна, не перевешиваться через перила балкона, не вставлять в розетки предметы, не разговаривать с незнакомыми взрослыми По передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства:
учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение сигналов светофора, понимать правила поведения пешеходов и пассажиров
Средняя
группа
(4-5 лет)
По развитию игровой деятельности:
· побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками (с 3-4 детьми) игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов
· учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью воспроизводить в играх по указанию взрослого или самостоятельно некоторые образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов), выполнять разнообразные роли (мать, отец, ребенок, врач, больной, парикмахер и его клиенты и др.), взаимодействуя с другими действующими лицами); устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации (Коммуникация); в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию
По приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):
· развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости
· развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);
· учить инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности
· формировать умение выполнять некоторые просьбы и поручения взрослых (например, «Помоги Анне Олеговне накрыть на стол», «Полей вместе со мной цветы» и др.); развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»)
· формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необходимости – помогать, считаться с интересами и желаниями партнеров и др.);
· развивать некоторые нравственные чувства и эмоции (стыд, любовь и др.);
· формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.); умение приводить соответствующие примеры из жизни, мультфильмов, литературы и др.;
· развивать нравственно-ценный словарь: «жадность», «щедрость», «помощь», «помощник», «взаимопомощь» и др.;
· формировать умение в практике общения и взаимоотношений по просьбе взрослого и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия (например, поделиться чем-либо, помочь одеться и др.)
3-4 года
По развитию трудовой деятельности:
· обеспечить освоение основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
· обеспечить освоение отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к приему пищи – расставить хлебницы, в уборке групповой комнаты - расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место, в уборке участка – собрать мусор, подмести дорожки)
формировать умения выполнять отдельные трудовые процессы в труде в природе при участии взрослого (по уходу за растениями – поливать, протирать крупные листья, мыть поддоны; по уходу за животными в уголке природы и на участке – кормить, менять воду) формировать представления об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно не задевая других пронести его к месту (от места) выполнения трудовой деятельности) формировать представления о способах обращения ко взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания, умения выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности; По формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
· формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах (хозяйственно-бытовой труд дома и в детском саду – приготовление пищи, мытье посуды, вытирание пыли, мытье полов, чистка ковра, мытье окон и др.)
· помогать вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о детях и близких им людях обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся (Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик и др.) развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения (безопасные способы постановки лестницы дворником, установки новогодней ёлки и т.д.), о соблюдении безопасности в детском саду (как безопасно укреплены лестницы, перила, гимнастические стенки)
· формировать бережное отношение к результатам труда, благодарное чувство к взрослым за работу
· продолжать знакомить с профессиями (медсестра, повар, воспитатель), обращая внимание на трудовые действия и их результат, учить беречь то, что сделано людьми
По воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
· поддерживать положительное отношение к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду взрослых
· стимулировать ситуативные проявления желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности
· учить детей рассказывать о знакомых трудовых процессах, называть все компоненты и устанавливать связи между ними учить совместно со взрослым оценить качество полученного результата и исправить ошибку; предложить и оказать помощь сверстнику
Средняя
группа
(4-5лет)
По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:
· продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)
· развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!», «У меня получается хорошо рисовать динозавров!» и др.;
· развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др.
· формировать представление о своей половой принадлежности, проявлениях гендерных ролей (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых, женщин, детей, стариков; женщины заботливые, ласковые; мальчикам нельзя обижать девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т.д.);
· формирование представлений о семье как обо всех тех, кто живет вместе с ребенком, ее составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры, дядя, тетя и др.) и своей принадлежности к ее членам; формировать представление об обязанностях всех членов семьи и самого ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т. п.)
· формирование представлений о себе как члене группы детского сада, обогащать представления о детском саде и его сотрудниках, привлекать к поздравлению сотрудников детского сада с днем рождения, праздниками, к праздничному оформлению групповой комнаты и детского сада, совместному празднованию, звонить заболевшим детям и хорошо знакомым взрослым и др.;
· формирование представлений о собственной национальности, национальности родителей
· формирование представлений о собственном адресе (страна, город (село) и улица, на которой живет);
· закреплять умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада
· формирование первичных представлений о столице России, ее президенте и флаге государства, государственных праздниках («День флага» и др.)
· знакомить с Российской армией, некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.п.), с некоторыми историческими событиями
· воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города (села), с его красивыми местами, достопримечательностями.
По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
· формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных)
· формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (не включать кран горячей воды в отсутствие взрослого, не играть вблизи работающей кухонной плиты, использовать по назначению столовые приборы, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора рядом с взрослым или держа его за руку и др.), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой) приобщать к способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого учить обращаться за помощью к взрослому в стандартной ситуации
· стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям
По формированию основ безопасности окружающего мира природы:
· формировать первичные представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека) и некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (лесные пожары, вырубка деревьев)
· расширять и уточнять представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и добиваться их ситуативного выполнения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнем без взрослого)
· поощрять проявления осторожного и осмотрительного отношения к природе приучать ребенка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учить предвидеть возможную опасность и находить способы избегать ее.
· дать знания об усвоении правил безопасного поведения, дома, в детском саду и на участке, в лесу (до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие предметы могут представлять собой опасность); о правилах общения с незнакомыми людьми (не входить с незнакомыми в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя) познакомить с мерами предосторожности в отношении с домашними животными.
· приучать соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток), дать понять к каким несчастным случаям приводит неправильное поведение на воде;
· дать сведения об опасных предметах (колющих, режущих, лекарственных средствах) и пользовании ими только в присутствии взрослых (Труд, Здоровье);
· познакомить с правила поведения при угрозе пожара..
По передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства:
дать элементарные представления о том, чем опасна дорога, обучать правилам поведения на улице при переходе дорог и перекрестков
По развитию трудовой деятельности:
· обеспечить самостоятельное и качественное выполнение процессов самообслуживания (без помощи взрослого одеваться и раздеваться; складывать и вешать одежду, обувь, контролировать качество полученного результата, с помощью взрослого приводить одежду и обувь в порядок - почистить, просушить) обращать внимание ребенка на непорядок во внешнем виде и учить самостоятельно его устранять;
· поощрять стремление оказать помощь другому при выполнении процессов самообслуживания
· под контролем взрослого обеспечивать поддерживание порядка в группе и на участке (выполнять необходимые трудовые действия по собственной инициативе или включаясь в инициативу сверстника) учить самостоятельно выполнять трудовые процессы, связанные с дежурством по столовой, контролировать качество, стремиться улучшить результат обеспечить самостоятельное выполнение доступных трудовых процессов по уходу за растениями (поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листья, мыть поддоны) и животными в уголке природы и на участке (насыпать корм, менять воду, чистить клетку)
· стимулировать активное включение в более сложные, выполняемые взрослым трудовые процессы (пересадка комнатных растений, высадка рассады в грунт), учить соотносить их со своими возможностями помогать ребенку планировать самостоятельную и коллективную трудовую деятельность, учить организовывать ее, контролировать процесс выполнения действий, оценивать результаты;
· учить соблюдать инструкцию взрослого при выполнении трудовой деятельности с опасными инструментами (ножницами, клеем), формировать знания и представления о соблюдении безопасности в сложных видах трудовой деятельности, связанных с использованием острых инструментов (грабли, тяпки, лопатка) учить замечать опасные ситуации в быту при выполнении различных видов труда
· формировать представления о способах общения и взаимодействия в процессе коллективной деятельности; развивать способы общения со сверстниками на различных этапах трудового процесса (общаться по поводу распределения трудовых поручений, материалов и оборудования и т.д.));
По формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
· формировать представление о ряде более сложных профессий, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества (помощник воспитателя, повар, врач, водитель, продавец др.), трудовых операциях и механизмах, первичные представления о мотивах труда людей формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящей пользу людям и описанных в художественной литературе, учить сравнивать профессии, в прочитанных художественных произведениях по степени их значимости, видеть средства описания людей героического труда в художественных произведениях);
· научить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат
· познакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями (спасатель, пожарники и т.д.) По воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
· поощрять и закреплять желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых, проявления настойчивости в преодолении препятствий
· воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться; привлечь внимание к значимости труда
формировать начала ответственного отношения к порученному заданию; приучать самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате
Старшая
группа
(5-6лет)
По развитию игровой деятельности:
· продолжать развивать интерес к совместным с другими детьми играм
· учить самостоятельно воспроизводить и творчески интерпретировать образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.) в играх
· учить организовывать игры, самостоятельно предлагая несколько сюжетов на выбор («Если не хочешь играть в «Золушку», давай играть в «Белоснежку»), вариативно использовать соответствующие игре игрушки, атрибуты, предметы (например, если не хватает какой-то куклы – заменить ее похожим предметом и др.), распределять их между детьми в соответствии с ролями, делиться и обмениваться ими при необходимости с другими детьми
Старшая
группа
(5-6)
· формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний договариваться с другими детьми о последовательности совместных действий, согласовывать их организовывать театрализованные и режиссерские игры по сказкам, стихотворениям, песням, ситуациям из жизни; передавать эмоциональное состояние героев, используя некоторые (2-3) средства выразительности (интонация, мимика, жест, движение и др.), выступать перед детьми, воспитателями, родителями;
По приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):
· развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, учить инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры, занятия со стороны других людей; взаимодействовать с ними в различных видах деятельности;
· формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. в коллективных играх и занятиях на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и др.)
· развивать нравственные чувства и эмоции (любовь, ответственность, гордость, стыд);
· формировать представления о нормах и правилах поведения, отражающих основные моральные понятия (3-4), умение приводить соответствующие примеры (2-3) из жизни, кино, литературы и др.; формировать соответствующую морально-оценочную лексику (например, «справедливо» - «несправедливо», «смелый» - «трусливый», «вежливый» - «невежливый» («грубый») и др.);
· формировать позитивное отношение к требованиям выполнения основных норм и правил поведения;
· формировать умения, необходимые для выполнения поручений и просьб взрослых и детей в детском саду (дежурства, поручения типа «Отнеси книгу, пожалуйста», просьбы типа «Помоги, мне, пожалуйста, у меня не получается!» и др.) и для выполнения некоторых семейных обязанностей и участия в семейных традициях (собрать игрушки, полить цветы, протереть пыль, принять участие в украшении новогодней елки, вместе с папой подготовить подарок маме к 8 марта и др.)
· формировать умение в повседневной практике общения и взаимоотношений по просьбе взрослых и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия и поступки;
· побуждать совершать положительный нравственный выбор как в воображаемом плане, так и реальный (например, отказаться от чего-то приятного или выгодного в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.);
По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:
· продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах), умение называть их в типичных ситуациях;
· развивать положительную самооценку на основе выделения собственных некоторых достоинств («Я научился кататься на велосипеде») и перспектив в собственном развитии («Зимой буду учиться кататься на лыжах вместе с папой»);
· формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности (мальчик-девочка, мужчина-женщина), гендерных ролях людей (например, мужчины всегда работают, обеспечивают своих родных и близких, служат в армии, в случае войны – защищают родину, женщины – рожают детей, заботятся о близких и т. д.) формировать представление о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети, двоюродные братья и сестры), своей принадлежности к ней, родственных связях и зависимостях внутри нее (например, «Я сын для мамы, а для бабушки я – внук», «Тетя Катя – дочь моей бабушки Оли»), профессиях и занятиях родителей и родственников; привлекать к рассматриванию фотографий родственников, акцентировать внимание на внешнем сходстве ребенка с родителями и другими родственниками
· формировать умения, необходимые для участия в выполнении некоторых семейных обязанностей (например, умение сервировать стол, кормить рыбок в аквариуме и др.) и в семейных традициях (изготовление елочных украшений к празднованию Нового года, подготовка подарков к дням рождения членов семьи и др
· формировать представление о собственном адресе (страна, город (село), улица, дом, квартира)
· формировать представление о себе как члене группы детского сада, участвующем в совместных с другими детьми играх и занятиях и др.;
· привлекать к мероприятиям, организуемым в детском саду (спектакли, праздники и развлечения, выставки детских работ и др.);
· совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада
· формировать уважительное отношение к детям и работникам детского сада;
· развивать чувство гордости за собственные успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких людей, друзей и др. людей, живущих в России;
· расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках
· формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; показывать на карте Россию, ее моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города
· формировать представление о символах государства (флаг, герб), в котором живет; о столице нашей Родины – Москве, о некоторых выдающихся людях страны (писатели, композиторы и др.);
· расширять представления о Российской армии, о почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность, о воинских сражениях прадедов, дедов, отцов для защиты страны от врагов; знакомить с военными, ветеранами, рассматривать картины, репродукции, альбомы с военной тематикой
· продолжать формировать интерес к «малой Родине», представления о достопримечательностях, культуре, традициях и некоторых выдающихся людях родного края
· формировать представление о некоторых странах и государствах (Россия, Украина, Белоруссия, Германия, Англия, Америка и др.) и их населении
По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
· расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе
· расширять и уточнять представления о способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной) обеспечить освоение способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и использование их без напоминания взрослого
· обучать способам обращения за помощью к взрослому в стандартной и нестандартной опасной ситуации
· поощрять предложение помощи другому в стандартной опасной ситуации поощрять осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям формировать у детей понимание важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм при действиях с травмоопасными предметами, правила поведения во время прогулки на природе и т.п.
· учить детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными
· знакомить с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми, с больными);
· формировать установку на то, что принимать пищу можно только в специально предназначенных для этого местах;
· формировать представление об опасности сбора неизвестных растений;
· инициировать знание ребенком адреса своего места жительства и умения при необходимости обратиться за помощью к сотруднику милиции; научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера служб спасения, воспитывать умение использовать знания в различных ситуациях
· учить соблюдать технику безопасности, дать знания о том, какую опасность представляет собой неправильное обращение с бытовыми приборами, познакомить с некоторыми способами оказания первой медицинской помощи;
По формированию основ безопасности окружающего мира природы:
· расширять и уточнять представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления - гроза, наводнение, сильный ветер) (Познание, Социализация);
· расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары));
· расширять и уточнять представления о способах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить выполнять их без напоминания взрослого (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом) поощрять осторожное и осмотрительное отношение к природе
По приобщению к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения
· учить детей правилам поведения на улице и в транспорте, умению ориентироваться на дорогах, при переходе улиц и перекрестков
По развитию трудовой деятельности:
· обеспечить самостоятельное, быстрое и аккуратное выполнение процессов самообслуживания (одеваться и раздеваться, складывать одежду, без напоминания по мере необходимости сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью) (Социализация, ФК);
· учить самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, бережно относиться к личным вещам (Социализация);
· поощрять проявление готовности помочь другому (Социализация, Коммуникация);
· обеспечить самостоятельное поддержание порядка в группе и на участке, выполнение обязанностей дежурного по столовой, по занятиям, по уголку природы (Социализация);
· помогать в осознании зависимости цели и содержания трудовых действий ребенка от потребностей живого объекта (Социализация, Безопасность);
· учить контролировать и оценивать качество полученного результата, мотивировать оценку (Социализация);
· обучать некоторым видам ручного труда, подбирая их в соответствии с предпочтениями ребенка (см. «Художественное творчество»);
· помогать замечать и осознавать влияние половых и индивидуальных особенностей детей на их трудовую деятельность (Социализация);
· приобщать к коллективной трудовой деятельности (выдвигать цель, обосновывать ее, планировать, организовывать, контролировать основные этапы и результаты, включаться в труд как исполнитель, соотнося и координируя свои действия с действиями других) (Социализация, Коммуникация);
· способствовать умению помогать другим людям в процессе выполнения трудовой деятельности (Социализация, Коммуникация);
· требовать от других детей соблюдения техники безопасности при выполнении трудовой деятельности; формировать умения использовать различные безопасные способы выполнения собственной трудовой деятельности, объяснить другому ребёнку о соблюдении правил безопасности в процессе совместного труда (Безопасность);
· формировать представления о формах высказывания собственной точки зрения (предложить свой вариант, способ выполнения) другим детям в процессе выполнения различных видов труда, способы общения для привлечения к сотрудничеству других людей при выполнении трудовой деятельности (Коммуникация, Социализация);
По формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
· расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости, о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека продолжать формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы расширять представления о людях разных профессий, о труде взрослых, показывая его общественную значимость; где и кем работают их родители, в чем ценность их труда; о роли труда взрослых в жизни современного общества дать первоначальные представления о роли машин, современной техники в трудовой деятельности взрослых
По воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
· поощрять устойчивую самостоятельность, настойчивость, ответственность при выполнении трудовых процессов
· стимулировать проявления отзывчивости, взаимопомощи разделять с ребенком чувство удовлетворения от процесса индивидуального и коллективного труда, чувство гордости, поддерживать стремление получить от взрослого и сверстников положительную оценку результата и своих качеств, проявленных в труде
· учить доводить начатое дело до конца, формировать ответственность за выполнение трудовых поручений
учить наиболее экономным приемам работы, оценивать результат
Подго-товитель-ная группа
(6-7 лет)
По развитию игровой деятельности:
· формировать умение организовать совместные с другими детьми сюжетно-ро
mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию