Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматика и синтаксис языка схематизированных изображений





Отдельные элементы языка схематизированных изображений могут соединяться друг с другом (по аналогии со словосочетаниями в обычном языке). При этом синтезируются как графические изображения, так и значения, которые стоят за каждым из символов. Кроме того, варианты прочтения синтетической схемы на уровне ее значения, зависят от того, как был осуществлен синтез графических изображений.

Мы имеем два базовых компонента языка: геометрическую фигуру и стрелочку. Рассмотрим возможные типы соединений между ними на графическом уровне (формальный синтез).

Геометрическая фигура имеет несколько типовых точек для подсоединения стрелок:

· Центр симметрии фигуры;

· Точки пересечения вертикальной оси симметрии фигуры с границами фигуры:

· Точки пересечения горизонтальной оси симметрии фигуры с границами фигуры (см. сх. 3)

Стрелка также имеет типовые точки для возможности синтезирования с геометрическими фигурами:

· Начало стрелки;

· Середина стрелки;

· Конец стрелки (см. сх. 3).

Таким образом, можно получить несколько вариантов синтеза фигуры и стрелочки. Стрелочку можно соединить с геометрической фигурой в различных точках.

Возникает вопрос, а как различные варианты соединений отразятся на уровне синтеза значений? Равноправны ли точки между собой или нет?

Точки на границе фигуры равноправны между собой, т.е. присоединение стрелочки к любой из точек пересечения осей симметрии с границами фигуры имеет одно и тоже онтологическое значение (см. сх. 4, часть а). Также равноправны между собой точки внутри фигуры.

Различие между этими точками может задавать сам разработчик, если ему нужно подчеркнуть неравноправность горизонтальных и вертикальных отношений, или лево- и правосторонних отношений (например, в иерархических кооперациях). Также равноправны между собой и все остальные точки на границе фигуры. Присоединение стрелочки не к точке пересечения оси симметрии с границей фигуры (см. сх. 4, часть б), а к другой точке на границе фигуры может выражать какой-то нюанс в мысли разработчика, который лучше дополнительно пояснить, или его смысл можно понять из общего контекста схемы. Все эти тонкости должны оговариваться специально. Если никаких указаний на неравноправность точек соединения нет, то все точки соединения фигуры и стрелочки считаются равноправными и не стоит искать большого смысла, если стрелочка нарисована присоединенной не к главной точке, а где-то чуть-чуть сбоку.

Но кроме вариантов синтеза, которые не имеют особого значения, существуют такие варианты синтеза, которые имеют особое значение и отражаются не только на уровне соединения геометрических изображений, но и на уровне соединения значений, стоящих за каждым изображений.

Рассматривая различные варианты синтеза, изображенные на предлагаемой схеме (см. сх. 5), можно предложить следующие варианты их значениевого прочтения:

а) вывод из внутреннего пространства объекта чего-либо;

б) ввод во внутреннее пространство объекта чего-либо;

в) воздействие на объект чего-либо (в общем случае среды);

г) воздействие объекта на что-либо (в общем случае, на среду).

 
 

В этом случае ведущим элементом при синтезе, т.е. таким элементом, который определяет контекст прочтения, выступал объект (геометрическая фигура). Теперь рассмотрим вариант, когда ведущим элементом является процесс (см. сх. 6). Характеристика приоритетности графически задается «жирным» изображением ведущего элемента.

а) Начало, исходная точка изменения состояния объекта;

б) Промежуточная точка процесса изменения состояния объекта;

в) Окончание, конечная точка изменения состояния объекта.

 
 

В случае, когда мы будем иметь объект и процесс как два равноправных элемента, то процедура синтеза даст нам следующие варианты (см. сх. 7).

а) Движение, процесс, направленный от объекта;

б) Движение, процесс, идущий вне зависимости, «параллельно» объекту;

в) Движение, процесс, направленный к объекту.

Точки, которые находятся внутри фигуры, и точки, находящиеся на линии, ограничивающей фигуру, не равноправны. Если мы присоединим стрелочку к точке внутри фигуры (см. пп. а) и б) на сх. 5), то мы будем иметь факт пересечения границ объекта извне внутрь или изнутри вовне. Если же мы присоединим стрелочку к границе, то оснований для таких выводов у нас нет.

Отношения между геометрическими фигурами реализуются только через линии. Геометрическая фигура не может непосредственно примыкать к другой геометрической фигуре. Такое формальное соединение не имеет онтологической интерпретации (см. сх. 8).

 
 

 
 

Особенности зарисования иерархических отношений объектов задается так, как показано на следующей схеме (см. сх. 9).

а) Объект О1 предопределяет бытие объекта О2. На графическом уровне это определяется тем, что граница объекта О1, соприкасается с границей целостности, объединяющей оба объекта. Таким образом, объект О1 предопределяет бытие целостности, а через нее и бытие объекта О2.

б) Объект О2 предопределяет бытие объекта О1.

в) Объект О1 и О2 находятся во взаимоотношениях, образуют единую целостность и равноправны во взаимоотношениях внутри этой целостности.

Зарисование множественности, количественных характеристик объектов осуществляется мультиплицированием изображения объекта (см. сх. 10).

Единицей или предложением в языке схематизированных изображений выступает схема. Схема должна обладать свойствами целостности, структурности и подразумевать возможность ее онтологизации, рассмотрения как объекта.

Рисование схемы начинается с системообразующего элемента (в иерархических объектах) либо с зарисования границ объекта. После этого вводится следующий по значимости (для иерархических объектов) или первый в процессуальной последовательности элемент объекта (с которого начинает работать устройство объекта). Между элементами устанавливаются отношения и т.д.

В случае схематизации развивающихся объектов первым зарисовывается наиболее простое (наименее развитое состояние объекта, либо то, с которого начинается рассматривание развития объекта). В последующем поэлементно вводятся усложнения, стоящие далее в генетическом ряду.

В схеме подразумевается возможность изображения трех «планов» бытия объекта: объекта как такового, актуального состояния объекта и проявления актуального состояния объекта (см. сх.11)


Схема 11. Общая структура схемы.

При зарисовании конкретных схем не всегда требуется введение всех трех «планов», аналитик может ограничиваться только одним или двумя, но всегда подразумевается возможность ввода всей полноты бытия объекта.

Так как схема компонуется из этих элементов и отношений, и число операций комплектования нельзя предписать заранее достаточно определенно, то требуется ввести знак окончания комплектования, свидетельствующий о полноте введенной структуры схемы (по аналогии с точкой в конце предложения). Практически вместе с введением этого знака, структура может трактоваться как «целое». Самостоятельная значимость знака окончания комплектования может быть определена как возможность рассмотрения окончательного вида структуры как окончательного составного элемента (сведение целого к части). В этом случае знак окончания комплектования – суть знак целостности композиции элементов и отношений. Как компонент языка он не отличается от элемента, но рисуется в виде окружности большего диаметра, охватывающей полученную структуру.

Знак целостности четко отделяет то, что относится к содержанию схемы, и что является вне нее. На схеме «Общая структура схемы.» все, что находится внутри большого круга, относится к объекту, а все, что находится вне него, не относится к объекту, составляет для него внешнюю среду. Стрелка, с одной стороны, прикреплена к объекту, имеет с ним общую точку, а с другой стороны, нарисована вне объекта как принадлежность среды. Такое зарисование и позволяет трактовать ее как что-то принадлежащее объекту проявленное во внешнюю для объекта среду – в данном случае проявленность состояния.

Очень часто при зарисовании после введения границ объекта становится необходимым ввести такое усложнение прежнего, которое просто графически не помещается в отведенные границы объекта. Поэтому для удобства зарисования вводится прием рисования вне объекта того, что предполагается внутри него. Но так как онтология требует сохранения целостности объекта при каждом шаге изменения или усложнения, то вводится специальный прием включения нарисованного во вне внутрь объекта за счет охватывающей линии, отходящей от элемента, изображающего целостность объекта (см. сх. 12).

 

Date: 2015-08-06; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию