Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Января 1976 г. Во время проповеди на юге Ачьютананда и Яшоданандана Свами встречали множество различных искателей духовности
Во время проповеди на юге Ачьютананда и Яшоданандана Свами встречали множество различных искателей духовности, у каждого из которых были свои представления о традиционной ведической сиддханте. Сейчас они хотят в полной мере воспользоваться присутствием Прабхупады, чтобы получить конкретные ответы на вопросы, с которыми они регулярно сталкиваются. Сегодня утром на прогулке они играли роль имперсоналистов и вызывающие разговаривали с Прабхупадой, приводя полный набор аргументов майявади. И все же, как они ни старались, они не смогли противостоять философии вайшнавов, и Прабхупада разбил все их аргументы в пух и прах. Шрилу Прабхупаду также сопровождал во время прогулки господин Шри Г. Гопал Редди, президент местного ротарианского клуба. Он является секретарем комитета, который создал Махамса Свами для помощи в открытии храма в Неллоре. Этот комитет очень активно вербует новых Почетных Членов МОСК и собирает пожертвования для проведения строительных работ. Прабхупада был рад познакомиться с ним и поблагодарил его за помощь. Увидев вдалеке колонию бханги, так называемых «неприкасаемых», господин Редди заметил, что правительство раздает им землю. Он спросил, занят ли МОСК какой-нибудь благотворительной деятельностью, поскольку многие люди спрашивают, приносит ли Общество какую-то пользу. Вместо ответа Прабхупада спросил, что сам господин Редди считает наилучшей благотворительностью. Когда господин Редди ответил, что, по его мнению, это служение бедным и обездоленным, Прабхупада сказал ему: «Каждый человек беден. Есть ли кто-нибудь богатый? Во-первых, надо понять, кто богат?» Прабхупада объяснил, что все люди бедны, поскольку каждому придется встретить болезни, старость и смерть. Можно пытаться изменить эти фундаментальные законы материальной природы, но МОСК создан для другой цели. «Эти вещи делает множество других людей, а мы пытаемся дать людям вечное благо. В больнице, если вы заболели, вам дадут лекарство, но это не значит, что вы больше не будете болеть. Могут ли они обещать: «Я даю вам лекарство - и болезней больше не будет»? Мы даем то лекарство, которое спасет от всех болезней. Это самая лучшая благотворительность. Как только вы покидаете тело - тьяктва дехам пунар джанма найти - вы больше не родитесь вновь. А раз вы не родитесь снова, это значит, что болезней больше не будет. Это наш рецепт. Тьяктва дехам пунар джанма найти мам эти. Это не значит, что вам пришел конец, нет. Вы возвращаетесь домой, назад к Богу. Такова наша программа». На обратном пути один из друзей господина Редди спросил Шрилу Прабхупаду о том, как следует медитировать. Хотя в Индии большинство людей знакомо с концепцией медитации, и многие даже сами практикуют ее, редко кто понимает истинный смысл медитации. Невежество этого человека проявилось в полной мере, когда он сказал, что считал, будто цель медитации состоит в том, чтобы утихомирить ум. Прабхупада сразу поправил его, сказав, что успокоить ум невозможно. Он вспомнил о недавней статье в журнале «Назад к Богу», которая ему очень понравилась. В этой статье его ученица анализировала недостатки такого представления о медитации. Преданная рассказывала, как прочла в книге, что медитация должна «избавить ум от всех мыслей». «Могу ли я избавиться от мыслей?», подумала она. «Ведь я буду думать, что избавилась от мыслей, и это само по себе уже будет мыслью». Поэтому она решила, что это обман, и выбросила книгу по медитации в мусорное ведро. Прабхупада сказал, что главное - думать о Боге. Истинная цель медитации состоит именно в этом, и выше этого нет ничего. Если человек - просто негодяй, и ему нечего сказать, то пусть уж лучше хранит молчание. «Бхагавад-гита ни в коем случае не рекомендует молчаливой медитации. Кришна говорит: сататам киртаянто мам. Он не просит заниматься молчаливой медитацией. Где это написано? Можете ли вы показать такой стих в Бхагавад-гите? Можете ли вы показать стих, где Кришна рекомендует хранить молчание? Или опустошить свой ум? Где это сказано? Ман-мана бхава мад-бхакто: «ум должен погрузиться в мысли обо Мне», ман-мана. Вот что говорит Кришна. Разве Он говорил: «Опустошите свой ум и думайте о ерунде»? Нет, никогда. А когда Он советовал хранить молчание? Никогда. Я идам парамам гухьям мад-бхактешв абхидхасьяти, на ча тасман манушьешу кашчин ме прия-криттамах (Бхагавад-гита 18.68): «Любой, кто пересказывает Бхагавад-гиту - Мой лучший друг». Это Его слова. Так зачем же молчать? Наша главная цель - стать другом для Кришны, а Он никогда не советовал нам «хранить молчание». Нет, Он говорил: «Всегда прославляйте Меня». Где же здесь слово «молчание». Все это - просто выдумки негодяев. Бхагавад-гита вовсе не рекомендует молчаливую медитацию». После утренней прогулки санньяси на несколько минут зашли в комнату Шрилы Прабхупады, желая как можно больше общаться с ним. Отдыхая за столом в ожидании завтрака, Прабхупада сказал, что наша проповедь будет продолжаться лишь в том случае, если мы обретем духовную силу. «У вас может быть внешняя сила», сказал он, «но успех придет только при наличии духовной силы. Проповеднические программы будут действовать только при условии чистоты». Приведя пример одного из своих ведущих духовных братьев в Гаудия-матхе, он указал, что у этого человека столько материальных возможностей - деньги, матхи и пр., но что сделал он для развития сознания Кришны? Прабхупада объяснил, что если просто копить материальные богатства, это не принесет успеха в духовной сфере, так что это нельзя назвать успехом. Он привел пример молока, которого коснулась змея: внешне оно ничем не отличается от обычного молока, но приобретает ядовитые свойства. «Как же сохранить духовную силу?», спросил Прабхупада. И сам же ответил: мы можем остаться духовно сильными, если будем строгими вайшнавами. Нужно строго следовать принципам и не обращать никакого внимания на призывы майи. Майя всегда старается ослабить нас, сказал он, но если мы думаем только о Кришне, то сохраним свою духовную силу. Если же думать о чем-то другом, то мы теряем духовную энергию. Как обычно, Прабхупада подчеркнул важность строгого следования правилам и ежедневного повторения всех кругов. * * * Все члены ВРС обязаны ежемесячно присылать Шриле Прабхупаде отчеты. Сатсварупа Махараджа прислал отчет за декабрь из Санта-круза, штат Калифорния. Он руководит Библиотечной Группой, которая собирает заказы на полные комплекты книг Шрилы Прабхупады в университетах США и Европы. Эта группа добилась потрясающих успехов. Сейчас они собираются обратиться в публичные библиотеки, и в письме Сатсварупа Махараджа описал свой план. Он также сообщил, что собрал у преподавателей высших учебных заведений множество положительных отзывов о книгах. Сатсварупа писал: «Они прославляют ваши книги более изысканным языком, чем способен кто-либо из ваших учеников!! Отзывы из Оксфорда написаны самыми большими авторитетами лингвистики в мире. Все эти удивительные отзывы, несомненно, составляют одну из самых важных задач нашей Библиотечной Групп». Кроме библиотек, его группа также проповедует в районе Санта-круза, где живет много молодежи. В духе сотрудничества с представителем ВРС по западному побережью США, Джаятиртхой, он разрешил одному из членов своей группы, Чару, стать президентом храма в Беркли. Он собирается оставить одного человека и в Санта-крузе, чтобы тот помог в развитии проповеди. «Я считаю, что мы, члены ВРС, должны стараться как можно больше помогать друг другу в разных зонах, и не развивать в себе сектантский дух «моей зоны», особенно если эти зоны граничат друг с другом». На январь и февраль у Сатсварупы запланировано более ста программ только в учебных заведениях в Техасе, и он спросил, можно ли брать с собой в кампусы, где живут студенты, маленькие божества Гаура-Нитай. Он также сообщал о своем собственном растущем интересе к книгам Прабхупады: «Меня все больше и больше тянет читать ваши книги. Поскольку этих книг очень много, а меня, как санньяси и члена ВРС, постоянно просят давать лекции и отвечать на вопросы, я отношусь к чтению книг как к особому служению. Поэтому, я стараюсь читать по меньшей мере три часа в день, и даже более, когда это возможно, хотя и не пренебрегаю другими обязанностями. В ваших книгах и кассетах я нахожу величайшее успокоение. Не слишком ли много времени я трачу на чтение?» В конце он упоминал, что они, при помощи положительно настроенных ученых, возможно, смогут организовать выдвижение Прабхупады на Нобелевскую Премию по литературе. Прабхупада был рад услышать длинный отчет Сатсварупы. Он был особенно доволен успехами в получении заказов на книги и возможностью продавать книги в публичные библиотеки, что назвал «большой победой». Прабхупада также счел очень важными полученные отзывы о книгах. Секретарь Шрилы Прабхупады всегда возит с собой папку с самыми последними отзывами, которые Прабхупада при первой же возможности показывает посетителям. Он также одобрил дух сотрудничества, выраженный Сатсварупой, и ответил ему: «Все нужно делать вместе. «Наше» и «ваше» - это материальные представления, которым нет места в нашем Обществе сознания Кришны. Если члены нашего Общества неспособны сотрудничать, то нам будет очень трудно распространить миссию Господа Чайтаньи». Он не одобрил предложение носить Божества к студентам, поскольку не хотел, чтобы те считали нас фанатиками, и вместо этого рекомендовал приносить с собой большое изображение Гаура-Нитай и вешать его на стену во время лекции. Что касается распорядка чтения книг, Прабхупада всей душой согласился с тем, что описал Сатсварупа. «Да, твой первейший долг как санньяси и члена ВРС - читать мои книги. А иначе сможешь ли ты проповедовать? Чтобы быть стабильным в сознании Кришны, требуется солидная философская основа. В противном случае, все будет основано на сантиментах. Пожалуйста, читай мои книги когда у тебя есть на это время. Вскоре мы введем новую систему экзаменов для тех учеников, кто готов ко второму посвящению, а также к санньясе. В соответствии со своим уровнем, преданные должны будут читать и изучать различные книги. Главное наше занятие - распространение книг. Нет нужды заниматься чем-либо еще. Если распространение книг вести правильным образом, с большим энтузиазмом и решимостью, и преданные в то же время будут духовно сильны, то сознание Кришны завоюет весь мир». Из Лос-Анджелеса пришло письмо Радхабаллабхи даса, который просил совета Прабхупады о новых стандартах издания Шримад-Бхагаватам. Главное, о чем заботится Шрила Прабхупада - практичность. Он посоветовал в первую очередь следить за тем, чтобы книги не были чересчур дорогими. Он не хочет без нужды поднимать цены. Конечно, важно, чтобы ученые оценили эти книги, но еще важнее, чтобы их содержание применялось в реальной жизни. Именно поэтому Прабхупада считает особенно важной книгу «Нектар наставлений», ибо в ней заложен практический смысл. Преданные считали, что эта книга в основном предназначена для распространения внутри МОСК, и потому издали ее небольшим тиражом. Однако Шрила Прабхупада видит ее предназначенной для гораздо более широкой аудитории. В своем ответе Радхабаллабхе он выразил те же чувства, что несколько дней назад Тамал Кришне Махарадже. «Нектар наставлений получился очень хорошо. Это очень важная книга, и все преданные должны немедленно ее прочесть. В ближайшем будущем мы введем обязательные экзамены Бхакти-шастри, как условие для получения второго посвящения, и эта книга станет одной из обязательных для изучения. Любой, кто прочтет ее, сразу же поймет, что из себя представляет сознание Кришны. Один министр в Бомбее недавно спросил меня, как поднять моральные качества студентов, которые живут как бродяги. Если эту книгу начнут изучать в школах и институтах, она даст четкое объяснение того, что такое мораль и нравственность. Это очень важная книга». Прабхупада всегда внимательно осматривает новые книги и сообщает о найденных ошибках и опечатках, чтобы их исправили в следующих изданиях. Радхабаллабха упомянул, что по совету Харикеши ББТ приостановило переиздание Первой Песни Бхагаватам, поскольку Прабхупада был очевидно недоволен работой корректоров. Прабхупада подтвердил эти слова. «Мне нужно самому просмотреть ошибки в пословном переводе, а также то, как вы собираетесь их исправлять. Мне не понравилось, как вы раньше исправляли подобные ошибки. Некоторые изменения я не одобрил. Пусть Нитай исправляет что угодно, но исправленный материал следует отсылать мне для окончательного одобрения. Так что с переизданием книги стоит подождать до тех пор, пока я не проверю и не одобрю все изменения». В другом письме Джадурани даси, главный художник ББТ, прислала несколько набросков картин для будущих томов Бхагаватам. Шрила Прабхупада постоянно получает от художников наброски, прежде чем позволить им рисовать какие-либо сюжеты, хотя во время недавнего издания Чайтанья-чаритамриты он ради ускорения работы позволил делать картины без предварительного одобрения. Теперь, когда все семнадцать томов вышли из типографии, никакой спешки больше нет, и Прабхупада подтвердил, что хочет вернуться к первоначальному графику работы. Быть со Шрилой Прабхупадой - все равно что работать в Главном Штабе. Я с восторгом и пользой для себя наблюдаю, как он внимательно следит за каждым аспектом развития и проповеди в МОСК, особенно за всем, что связано с изданием и распространением книг. * * * В этот же день Прабхупада посетил находящийся в Неллоре храм Ранганатхи. Это внушительное здание было построено в 1070 году нашей эры на берегу реки Пеннар, которую иногда называют Пенаркини. Основали его вайшнавы Шри, последователи Рамануджачарьи. Здесь живет очень большое божество Ранганатхи, Гарбходакашаи Вишну. Мы вошли в храмовый комплекс через массивный Гопурам, сооружение, напоминающее купол храма (ему 110 лет). Храм поднимается в небо примерно на тридцать метров и покрыт различными диорамами, изображающими сотни аватар Вишну. Пройдя через арочные ворота, мы пересекли храмовый дворик, окруженный частными землями, и вошли в сам храм. Прабхупаду тепло приветствовали немногочисленные почетные горожане и священники. Было очень приятно видеть, с каким уважением ему оказывают церемониальные почести. Накрыв его плечи только что сшитой одеждой, его провели по храму в сопровождении оркестра, где солировал шенай. Одним из инструментов в оркестре был надасварам, двухметровый шенай, чей экзотический звук, по традиции, объявляет о прибытии важного гостя. В оркестр входил также тхавил, двухсторонний барабан, по которому с одной стороны били палочкой, а по другой - пальцами, одетыми в металлические кольца. Все это производило звук в ритме стаккато. Высоко, в трех метрах над головой Прабхупады был раскрыт белый шелковый зонт, который указывал любопытным, столпившимся вокруг, кто здесь - главное действующее лицо. Пройдя с левой стороны внутреннего двора, Прабхупаду сначала подвели к маленькому алтарю с Ранга-наяки деви, четырехрукого Божества Лакшмидеви. Затем его привели в комнату с множеством зеркал, которую использовали для проведения различных праздников. В центре стоял установленный в 1930 году бельведер, четыре стороны которого были закрыты зеркалами. На потолке был изображен младенец Кришна, который сосал палец ноги. Под ним располагалось место для Божества. По четырем углам бельведера находились большие стеклянные чаши, которые использовались как подсвечники. Стены комнаты были покрыты зеркалами на два с половиной метра от пола, а остальная часть стен была украшена яркими изображениями Вишну и Кришна- лилы. Основной потолок был покрыт картинами, изображавшими Дашаватару. Хозяева объяснили, что зеркальная комната предназначена для того, чтобы люди могли увидеть Божество, находясь в любой точке комнаты. Из этой комнаты Прабхупаду повели в главное храмовое помещение, интерьер которого сразу внушил всем нам трепет. Его древность подчеркивали неровные полы из черного камня и разноцветных керамических плит. Куски цельного камня на верхних частях восьмидесяти или девяноста одинаковых колонн поддерживали низкий каменный потолок. Колонны были расположены так близко друг к другу, что у меня создалось впечатление, будто я попал в лабиринт. Я ощутил что-то вроде клаустрофобии, а недостаток естественного освещения во внутренних комнатах заставил меня почувствовать себя очень незначительным. После парикрамы по комнате Божества, пуджари, наконец, провели Прабхупаду в святая святых. Сначала мы прошли через древний портал, по краям которого стояли двухметровые мурти стражников Вайкунтхи - Джая и Виджая. Затем мы прошли под небольшой скульптурой Гаджа-Лакшми, изображавшей Лакшми, по сторонам которой стояли слоны, поливавшие ее водой. Мы вошли в массивные двери, украшенные как минимум тридцатью или сорока тяжелыми бронзовыми колоколами, свисавшими с больших металлических колец. Последняя арка из потускневшего серебра несла на себе символы Шри Вайшнава-сампрадаи: Гаруду, лотос, тилаку, раковину и Ханумана. Внутренний свод арки был украшен декоративными змеями. Пройдя через эту последнюю арку, мы, наконец, подошли к трехметровому Божеству Гарбходакашаи Вишну, который лежал на спине, опираясь на ложе из Ананта Шеши. На нем был высокий серебряный шлем, а длинные руки и лотосные стопы были покрыты серебром. На лотосе у Него на груди сидела Лакшми. Своим видом Господь внушал благоговение. На задней стене, из лотоса, растущего из тела Господа, рождался Господь Брахма. У лотосных стоп Господа Вишну стояли Шри и Бху-деви, Его вечные спутницы. Перед главными Божествами находились утсава-мурти (праздничные Божества) Ранганатхи Свами. Рядом с ними стояли прекрасные Божества Шри и Бху, высотой около метра. Прабхупада вошел в комнату Божества, и мы потянулись за ним, желая получить такой сокровенный даршан Господа. Прабхупада стоял без движения, пока пуджари предлагал Господу простое подношение, вращая перед Божеством подносом с горящей камфарой и кокосовым орехом. Затем пуджари одарил всех благословениями Господа, ненадолго одев шлем с миниатюрными сандалиями Господа сначала на голову Прабхупады, а затем и на всех остальных. Мы вышли из центрального храма и обошли двор с другой стороны. Там Прабхупаде показали еще один домик, разделенный на две комнаты. В одной из них стояли различные паланкины для Божеств утсава. Особенно внушительным был золотой паланкин, выполненный в форме Гаруды. Были и другие - в форме лебедя, небесного змея, слона и льва. Во внутренней комнате стояли божества семнадцати Альваров (олицетворения атрибутов Вишну), начиная с Рамануджачарьи. После того, как Прабхупада увидел все Божества, он занял почетное место в закрытой части двора храма. Нас попросили спеть небольшой киртан, и все местные пуджари радостно присоединились к нам. Спустя несколько минут хозяева устроили прекрасный пир. Все было сделано настолько быстро и практично, что впоследствии Прабхупада сказал, что организация в этом храме «на высшем уровне». Он велел нам научиться делать все так же хорошо. Визит удался, и Прабхупада был очень доволен. Однако когда мы вернулись в машину, Тамал Кришна Махараджа все-таки огорчил нас. Он сообщил, что сейчас храм находится в ведении правительства, хотя в нем по-прежнему служат последователи Рамануджи. В собственность правительства перешли все храмы в Андхра Прадеше. Изначально это было сделано для того, чтобы отнять собственность Шри Баладжи, знаменитого Божества из Тирупати, которое, по слухам, получало в качестве пожертвований от благочестивых прихожан не менее одного лакха рупий в день. Махараджа предположил, что это является частью долгосрочного плана постепенного разорения и закрытия храмов. Похоже, Прабхупада согласен с его опасениями. * * * Вечерняя программа прошла очень хорошо, и пандал опять был заполнен до отказа. Прабхупада продолжил начатый вчера разговор об искуплении грехов, прочтя два следующих стиха из Шестой Песни. «Махараджа Парикшит сказал: «Человек способен понять, что греховная деятельность принесет ему страдания, увидев, как преступник навлекает на себя наказание правительства и презрение людей, а также прочтя в священных писаниях и услышав от ученых мужей, что за греховные деяния он в следующей жизни попадет в ад. Тем не менее, даже зная об этом, он вынужден снова и снова грешить, пусть и совершая искупление. Так есть ли смысл в подобном искуплении? Иногда человек, который всегда остается настороже и старается не совершать грехов, все равно снова падает жертвой греховной жизни. Поэтому я считаю процесс постоянных грехов и их искупления бессмысленным. Это ничем не лучше купания слона, поскольку слон, искупавшись и став чистым, снова обмазывает свое тело и голову грязью, стоит ему ступить обратно на берег». Вторая шлока, в которой рассказывается про купание слона - любимый пример Шрила Прабхупады. Он дал прекрасную и живую лекцию слушателям, жадно ловившим каждое его слово. Прабхупада объяснил, что только преданное служение может полностью избавить человека от желаний, которые заставляют его грешить. Чтобы проиллюстрировать этот момент, он рассказал историю охотника Мригари, который ранее испытывал огромное наслаждение от того, что убивал животных не до конца, заставляя их мучиться, но впоследствии, встретив великого святого Нараду Муни и став вайшнавом, боялся даже наступить на муравья. Хотя Прабхупада подчеркивал важность тапасьи, как обязательной составляющей духовного развития, он также признал, что в этот век приходится идти на определенные уступки. «Тапасья начинается с брахмачарьи, безбрачия. Мы понимаем тапасью так: аскеза или добровольный отказ от материальных наслаждений. «Мне не нравится что-либо делать, но я должен это делать ради собственного духовного развития». Конечно, вы можете возразить: «Если я откажусь от всего, к чему привязан, это будет довольно болезненно». Поэтому Бхагавад-гита рекомендует терпение, хотя это и неприятно. Это не больно, но для тех, кто пытается следовать по этому пути, это может быть немного болезненно. Бхагаван, Кришна, советует делать это, даже если мы испытываем неудобства, и быть терпеливым. Иногда, чтобы вылечить болезнь, например лихорадку, приходится пить горький хинин. Но Шри Чайтанья Махапрабху, зная людей этого века, Кали-юги, понимал, что они будут неспособны ради духовного развития терпеть даже такую небольшую боль, и потому рекомендовал харер нама харер нама харер намайва кевалам, калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха». Вечер закончился еще одним вручением книг новым Почетным Членам МОСК. Когда преданные начали петь киртан и показывать фильм, Прабхупада вернулся в машину.
Date: 2015-08-06; view: 324; Нарушение авторских прав |