Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и классификация налогов и сборов





Сущность и роль налогов проявляются в их ФУНКЦИЯХ:

- фискальной – обеспечение государства финансовыми ресурсами;

- регулирующей – воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы.

Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на:

- федеральные;

- налоги субъектов РФ (региональные);

- местные.

 

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, госпошлина, таможенные доходы, подоходный налог с физических лиц и др.

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Налоговым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

- с физических лиц;

- с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;

- смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

В зависимости от того, является ли юридическое лицо плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на прямые и косвенные.

В соответствии с требованиями ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов»: Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления, устанавливающими налоги, предусматрива­ется правовой механизм взимания этого налога (сбора), который состоит из 2-х групп элементов закона о налоге:

Существенные элементы закона о налоге – это те параметры закона, которые обязательно должны присутствовать, и при отсутствии хотя бы одного из них налог (сбор) считается не установленным.

К данным элементам относятся:

1. Субъект налога.

2. Объект налогообложения.

3. Предмет налога.

4. Порядок уплаты налога.

5. Срок уплаты налога.

6. Масштаб налога.

7. Единица налога.

8. Налоговая база.

9. Способ уплаты налога.

10. Метод учета налогооблагаемой базы.

11. Налогооблагаемый период.

12. Налоговая ставка.

13. Метод налогообложения.

14. Порядок исчисления налога.

Факультативные элементы закона о налоге – это те параметра налогового закона, которые могут быть, а могут и отсутствовать в налоговом законе. Их задача – индивидуализация налогового обязательства.

К данным элементам относятся:

1. Налоговые льготы.

2. Налоговая ответственность.

3. Порядок возврата неправомерно удержанные сумм налога (сбора).

Характеристика существенных элементов закона о налоге.

Субъект налога — лицо, с которого налог взимается, на которое законом возлагается налоговое обязательство.

Законодатель определят вначале об­щие признаки субъекта налога:

Юридическое лицо или его филиал (под­разделение), имеющее отдельный баланс и счет; физическое лицо;

В дальнейшем определяются специальные признаки налога - осуществляющие предпринимательскую деятельность, получающие доход, являющиеся собственником опреде­ленных в законе видов имущества, принявшие наследство и т. п.

Объект налогообложения – это те юридические факты (действия, события состояния), которые обуславливают обязанность налогоплательщика заплатить налог (совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценной бумаги; вступление в наследство; получение дохода и т.д.).

Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогового обложения», который обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае – собственность.

Таким образом, предмет налога – предмет реального мира, с наличием которого связано налоговое обязательство и качества которого определяют величину (сум­му) налога. Объектами налога являются отдельные виды имущества, при­быль, доход, оборот товаров (работ, услуг), право пользования и др.

Порядок уплаты налога - это способ, форма и сроки уплаты налога. Уплата может производиться:

1. внесением платежей частями (в том числе авансовых) в течение налогооблагаемого периода в установленные сроки с окончательным расче­том и уплатой суммы налога по окончанию периода;

2. разовой уплатой всей суммы налога;

3. в наличной форме или путем безналичных расчетов;

4. в валюте РФ, если иное не предусмотрено правовым актом.

Сроки уплаты налога - определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, декадами, неделями, днями, а также указанием на событие или действие, которое должно наступить или произойти.

Для того, чтобы произвести исчисление налога, предмет налога необходимо каким-то образом измерить. Перевод теоретического понятия «объект налога» в практическую категорию, которая позволила бы производить отражение объекта в бухгалтерском и налоговом учетах, осуществляется путем оценки предмета налога. Чтобы оценить что-либо, необходимо выбрать соответствующий масштаб.

Масштаб налога – это установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется через экономическую (стоимостную) и физические характеристики: мощность и объем двигателя, площадь земли, количество предметов, общая площадь жилья и т.д. Так, при измерении прибыли стоимости товара или добавленной стоимости используются денежные единицы. При исчислении налога с владельцев автотранспортных средств в разных странах используют различные параметры налогообложения одного и того же предмета: во Франции, Италии и Бельгии – мощность двигателя, в Нидерландах – вес автомобиля, в ФРГ – объем рабочих цилиндров.1

Единица налога - это единица масштаба налога, которая используется для количественного измерения базы налогообложения.

Например, в качестве единицы для измерения мощности автомобильного двигателя используются лошадиные силы. Именно лошадиная сила и является единицей при исчислении налога на владельцев автотранспортных средств.

Выбор единицы налогообложения определяется традициями и практическим удобством её использования. Так, при налогообложении прибыли и доходов используется национальная денежная единица (рубль, доллар США и т.п.), при обложении земель в качестве единицы выбирается квадратный метр, гектар и т.д.

Существуют и безмасштабные налоги, например, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Для уплаты данного сбора не требуется установления ни масштаба, ни единицы, ни базы налогообложения.

в законах об упрощенной системе налогообложения масштаб единого налога выражается в стоимостной характеристике дохода (валовой выручки, а единицей налога является денежная единица - рубль. Для индивидуальных предпринимателей масштабом налога является стоимость патента.

Налогооблагаемая база – это количественное выражение объекта налога. Она выступает основой для исчисления налога суммы налога. При расчете суммы налога (налогового оклада) налогооблагаемая база – это всегда умножаемое, т.е. то, к чему применяется ставка налога. Налогооблагаемая база определяется следующим образом:

Налогооблагаемая база = Единица налогообложения х Число единиц

В ряде случаев «налоговая база» (основа налога), фактически является частью предмета налогообложения, к которой применяется налоговая ставка. Однако это верно только тогда, когда предмет налогообложения непосредственно предопределяет и позволяет применить к себе меру исчисления. Налогооблагаемая прибыль, например, может быть непосредственно выражена и исчислена только в денежных единицах.

Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения).

Объект налога и налоговая база могут как совпадать, так и не совпадать. Например, по налогу на добавленную стоимость объектом налога выступают обороты по реализации продукции (работ, услуг), в то время как в облагаемый оборот включаются и авансы, и налоговые дисконты и другие суммы, полученные в связи с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).2

В связи с тем, что различия между объектом налога и налогооблагаемой базой в налоговом законодательстве России выражены нечетко и противоречиво, в правоприменительной практике распространено отождествление данных понятий, что приводит к неоднозначной квалификации действий налогоплательщика.

Способ учета налогооблагаемой базы: в теории налогообложения выделяют несколько способов определения размера налогооблагаемой базы, некоторые из которых нашли свое отражение и в российском налоговом законодательстве. В частности, выделяют прямой, косвенный (расчет по аналогии), условный (презумптивный) и паушальный.

Основным способом определения размера налогооблагаемой базы является прямой способ, в соответствии с которым определяются реальные и документально подтвержденные показатели налогоплательщика. Прямым способом определяется база по большинству налоговых платежей.

Метод учета налоговой базы. Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства большое значение имеет метод формирования налогооблагаемой базы во времени по конкретному налогу. Традиционно порядок определения налогооблагаемой базы рассматривался как бухгалтерский вопрос. В результате он не нашел отражения в некоторых законах о налогах, что вызывало существенные затруднения при определении налоговых обязательств плательщика.

Существует два основных метода.

Кассовый метод: учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом, например, доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиками в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод называется кассовым, а также методом присвоения, поскольку учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т.п.

Накопительный метод: При применении второго метода важен момент возникновения имущественных прав и обязательств. Так, доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде независимо от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, независимо от того, произведены ли по этим обязательствам выплаты. Этот метод получил наименование накопительный, или метод начислений.

В некоторых случаях закон не устанавливает – какой метод должен применяться при исчислении конкретного налога. Например, метод учета налогооблагаемой базы (по «оплате» или по «отгрузке») для исчисления налога на прибыль, НДС, налога на пользователей автодорог, акцизов и других налогов, которые определяются от выручки, устанавливается самим налогоплательщиком.

Закон «Об упрощенной системе налогообложения» метод учета базы налогообложения не устанавливает: предприятие может применять один из методов учета по своему выбору.

Налоговый период – срок, в течение которого формируется налогооблагаемая база, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Необходимость этого элемента закона о налоге определяется, во-первых, тем, что многим объектам налогообложения (получение прибыли, дохода, реализация товаров и т.п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость. В целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог. Для разовых налогов данный элемент не устанавливается.

Во-вторых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой однократности налогообложения.

Нечеткость в определении налогового периода может послужить причиной серьёзных нарушений прав налогоплательщиков.

Следует различать понятия налоговый период и отчетный период, т.е. срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления и представления в налоговый орган отчетности. В ряде случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) - размер налога, приходящийся на единицу налогообложения. В зависимости от фор­мы (денежная или натуральная) выражения налогооблагаемой базы став­ки бывают:

1. процентные (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.);

2. в твердой денежной сумме (земельный налог, налог с владельцев транс­портных средств и др.);

3. в последнее время она все чаще выражается в определенном размере крат­ности к минимальному размеру оплаты труда,

4. смешанные, в которых сочетаются денежная и процентная формы (на­лог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, подоходный налог с физических лиц);

5. прогрессивные - ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налога.

При применении твердых ставок на каждую единицу налога определен абсолютный размер налога, зафиксированный в денежном выражении.

Процентные ставки характерны для налогообложения прибыли и дохода и устанавливаются в процентах от единицы налогообложения (например, 12% каждого рубля налогооблагаемого дохода).

Метод налогообложения – это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют четыре основных метода налогообложения:

- равное,

- пропорциональное,

- прогрессивное,

- регрессивное.

Равные налоговые ставки соответствуют равному методу налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Фактически в данном случае сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка совпадают.

Примером равного налогообложения выступает подушное налогообложение, при котором каждый налогоплательщик уплачивает налог в определенной сумме, причем имущественное положение плательщика в данном случае практически не учитывается (налог на содержание милиции, налог на благоустройство и др.). Ставка по этим налогам устанавливается в размере, не превышающем 3% установленного законом минимального размера оплаты труда.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка налога не зависит от величины базы налогообложения. С ростом базы налог возрастает пропорционально. Примером пропорционального налогообложения является налог на прибыль предприятий и организаций.

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Например, подоходный налог облагался по прогрессивной ставке (до 01.01.2001г.)3.

Регрессивное налогообложение – в противоположность прогрессивному методу при использовании метода регрессии с ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки. В настоящее время этот метод широкого применения не находит. В экономическом смысле регрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, НДС, таможенные пошлины), которые представляют собой надбавку к цене товара.

Порядок исчисления налога: Обязанность исчислить сумму налога возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо («сборщик налогов», «налоговый агент»).

Подлежащую уплате сумму единого налога субъекты малого предпринимательства исчисляют самостоятельно. Организация определяет сумму налога на основании данных о валовой выручке или совокупном доходе за квартал, а индивидуальный предприниматель исчисляет платеж за квартал в оплату патента в размере 1/4 (25 процентов) от его годовой стоимости.

Исчисление налога в рамках одного налогового периода можно осуществлять различными способами. Существуют два основных способа исчисления налога.

При некумулятивной системе исчисления налога обложение налоговой базы происходит по частям. Такая система проста, так как не требует ведения сложного учета. К недостаткам относятся необходимость перерасчета налогооблагаемой базы по итогам налогового периода и неравномерное поступление средств в бюджет.

Более распространен способ исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивная система). Данный способ состоит в определении налогооблагаемой базы и общей суммы льгот на конкретную дату налогооблагаемого периода.

Налоговым законодательством РФ предусмотрено применение обоих способов, а также их сочетание.

Порядок уплаты налога - технические приемы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Данный элемент закона о налоге предполагает определение следующих вопросов:

- направление платежа, т.е. бюджет или внебюджетный фонд, в который уплачивается налог;

- средства уплаты налога – как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Возможны исключения, которые определяются законодательными актами;

- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.);

Date: 2015-08-06; view: 489; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию