Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущности и явления в морали
Исследование бытия общечеловеческого в духовной сфере предполагает рассмотрение общечеловеческого в морали, так как мораль занимает особое положение в структуре человеческой духовности. С. Анисимов, в частности, считает, что «Нравственность – первоценность, первооснова духовной жизни людей… является абсолютно необходимым условием всей человеческой духовности, более того, она – единственное абсолютно необходимое ее условие»[2]. Ведь человек может отличаться любыми отрицательными качествами, но лишь аморальность ставит под сомнение его принадлежность к человеческому роду. Можно сказать, что проблема общечеловеческого в отечественной философии была поставлена, прежде всего, как проблема общечеловеческого и классового в морали. Эта проблема оказывалась и в центре ряда дискуссий в советской философии, особенно с конца 50-х гг. XX в. Акцентирование на проблеме общечеловеческого связано с особенностями морали. Мораль – сложное, многомерное образование, единого понятия морали в этике нет (О. Дробницкий). Существуют различные концепции морали в зарубежной и отечественной этике, что затрудняет исследование общечеловеческого в морали. В философской этике одни отождествляют мораль и нравственность, другие – Г. Гегель, О. Дробницкий – различают. В последнем случае к нравственности относят нравственные действия и нравственные отношения, с моралью связывается моральное сознание. В целом же мораль представляет собой единство указанных трех составляющих, однако в отечественной (советской) этике выделялись различные подходы к пониманию нравственных отношений. Мораль – это одна из форм общественного сознания, способ духовного существования личности, один из рычагов духовного развития общества. Мораль можно рассматривать как духовно-практическое освоение мира. Моральное сознание нельзя рассматривать как отражение общественной реальности. Оно одновременно творит этот мир, задавая нормы, эталоны и идеалы нравственных действий. В нравственных нормах, требованиях, ценностях в концентрированной форме запечатлен опыт человечества, моральное сознание содержит в себе всеобщее начало, но общее и всеобщее в морали имеет, как представляется, более глубокую и сложную природу. Так, в этике отмечается всеобщность нравственных норм и требований, в самой структуре нравственного требования содержится отнесение ко всему человечеству. Давая моральную оценку или предъявляя моральное требование к другому человеку, люди относятся к нему не как к гражданину или субъекту политики и права, а как к члену человеческого рода вообще, «социально-исторический субъект выдвигает свои требования не от собственного лица, а от имени человечества». Общечеловеческое, таким образом, содержится в морали.
Date: 2015-08-06; view: 814; Нарушение авторских прав |