Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика и особенности формирования процесса социализации студентов в современном информационном обществе
Автором термина "социализация" применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге "Теория социализации" употребил его в значении, близком к современному, - "развитие социальной природы или характера индивида", "подготовка человеческого материала к социальной жизни" [47]. Написание книги было связанно с повышением интереса к отношениям "человек - культура", а также с началом систематического исследования противоречий между практикой воспитания и требованиями общества [17]. К данному понятию стали обращаться в социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей, подростков, молодежи, но и взрослых представителей различных социальных групп [52]. В широком смысле слова термин "социализация" применяется для обозначения процесса, в ходе которого человек с определёнными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе [57]. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Социализация в социологическом контексте рассматривается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, общность или социальное пространство в целом [50]. Социальное пространство интегрирует как социальные структуры, то есть самих субъектов и их объединения разного рода и уровня общности, так и социальные движения, допустимые в данное социальное время. В этом случае в социальном пространстве конструктивно могут быть определены возможные одобряемые или наказуемые формы социального поведения, а также траектории движения личности, которые характеризуют индивидуальные особенности жизненного пути, гражданскую и профессиональную карьеру субъекта [15]. В частности, это означает, что субъект в течение, своей жизни проходит через множество различных социальных систем (таких как общности, институты, движения, объединения), со своей структурой, узлами, элементами и нормами отношений [51]. Специфические черты социализации студенческой молодежи в целом связаны с особенностью возрастного этапа социализации, который включает в себя завершение ее первичной стадии и начало вторичной. Основу первичной социализации, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, составляет интернализация
Современные исследователи рассматривают определение понятия социализации, основываясь на разных методологических принципах. Основываясь на классическом определении понятия "социализации", Абрамовой была предложена схема, отображенная на рисунке 2 [2].
На рисунке 2 показано, как социум или общество транслирует ценности, знания и нормы индивиду, которые тот усваивает, находясь под влиянием определенного средового воздействия (воспитания или стихийных процессов). Присвоив ценности, знания и нормы общества, индивид оказывается вовлеченным в жизнь социума, становясь его полноценным членом. Однако в связи с глобализацией российского общества и появлением в нём информационных технологий жизнь индивида изменилась, перейдя на качественно новый уровень. Анализируя предложенную выше схему, попробуем представить, где и как информационные технологии непосредственно воздействуют на индивида, способствуя его дальнейшей социализации. В настоящее время влиянию информационных технологий подверглись все факторы социализации. Но, прежде всего, изменилось само общество. Оно стало "информационным" или "информатизационным". Информационное (информатизационное) общество - "новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания" [29].
Исследователи различных профессиональных и научных отраслей: специалисты по коммуникациям, психологи, социологи отмечают рост влияния современных информационных и коммуникационных технологий, включая Интернет, на социализацию [4].
Применяя возможности глобальной телекоммуникационной сети Интернет, индивид становится не только потребителем и пользователем информации, но и получает возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. Поэтому информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько её общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности [23], [25]. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности. Поэтому, социализационные процессы в современном обществе являются, с одной стороны, преемниками прошлых моделей, с другой стороны, включают в себя характерные черты, связанные с новой общественно - политической, экономической, образовательной, информационной средой жизнедеятельности человека. И тем самым, социализация современного студенчества представляет собой актуальную тему социологического исследования, имеющую свою специфику и возрастную особенность.
23. Негативное влияние информационной среды на социализацию молодежи. Date: 2015-07-27; view: 751; Нарушение авторских прав |