Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуация





 

Переход от личности к индивидууму есть индивидуация. Человеческая особь не появляется на свет сразу человеком. Для того чтобы сделаться таковым, необходимо пройти целый трансформационный процесс, который позволит реализовать в максимальной степени присутствующие в организме потенции. Динамика подобного перехода и есть индивидуация.

Подчеркивая актуальность данного вопроса, совершим краткий экскурс в историю мысли и обратимся к учениям, чьи интересы обращались к подобной тематике. Система Гурджиева, опираясь на достижения суфийских практик, выделяет в человеческом организме наличие трех центров: физического, эмоционального, интеллектуального. Каждый из них в какой‑то степени автономен и отвечает за соответствующие функции – интеллектуальный думает, эмоциональный чувствует, физический, в свою очередь, реализует потребности инстинктивно‑двигательной сферы.

Однако для того, чтобы организм был способен развиваться нормально и проявлять себя во всех своих потенциях, необходимо наличие четвертого центра – магнитного, такого, который осуществлял бы координацию вышеназванных центров, их гармоническое и сбалансированное сосуществование. Между тем последний не дается с рождением – его предстоит еще сформировать посредством обретения необходимых знаний и психотехник. Магнитный центр, в зависимости от следования той или иной традиции, определяется еще как «астральное тело» или как «душа». Это как раз то, что превращает человеческий организм в человека – и в конечном итоге предоставляет ему возможность бессмертия, ибо полученный вид энергии, как более «тонкий» в отличие от телесного субстрата, не подвергается тлену.

Значит, о человеке именно как о человеке можно говорить осмысленно и обоснованно в том случае, если он обладает душой (магнитным центром). В случае же отсутствия последнего, что в людской популяции далеко не редкость, речь может идти лишь о человекоподобном существе, или – антропоиде. Последний внешне ничем не отличается от человека ни анатомически, ни физиологически, ни социально. Разница лишь в том, что он обусловлен работой только трех центров. При этом очень важно заметить, что слову «антропоид» не придается никакого уничижительного оттенка. Оно лишь с научной объективностью описывает наличие факта. Более того, все мы, и каждый из нас, приходим в этот мир антропоидами. Далее же каждому антропоиду предоставляется шанс стать человеком и тем самым обрести индивидуальное бессмертие.

Т. Лири, предтеча и основоположник трансперсональной психологии, разработал своеобразную восьмикон‑турную карту территории, которую мы называем психикой. Первые четыре контура присущи всем особям как биологически запрограммированным существам.

1. Оральный контур биовыживания – связан с кормлением и безопасностью. Формируется в отношениях «мать – младенец»: сосание груди, прижимание к груди. На поведенческом уровне проявляется в тенденции к зависимости, иждивенчеству, манипулированию путем демонстрации своей «беспомощности». (Оральный тип по 3. Фрейду, рецептивная ориентация по Э. Фромму.)

2. Анальный эмоционально территориальный контур – формируется на этапе, связанном с овладением функциями анального сфинктера, когда, ребенок начинает проявлять активный интерес к процессу дефекации. В этот же период появляется заинтересованность в освоении территории и контроле над ней. В примитивной форме осуществляется борьба за власть и намечается тенденция к доминированию или подчинению. У взрослой особи данный контур проявляется свойствами анального характера в психоаналитическом понимании – стремлением к накопительству, доминированию, властности, авторитарности, чрезвычайной озабоченностью, связанной с собственной территорией и всем тем, что можно назвать «моим». Анальному типу вообще присуща черта присваивать себе что‑либо, выделять границы между собой и миром.

3. Времясвязывающий семантический контур – связан с обучением, символическими системами и знаками, призванными создавать описание мира. Старшие поколения передают потомкам свое представление о реальности, внушая последним, что это и есть истинное знание жизни. Функциями данного контура являются ориентирование в «картах» реальности, обмен информацией, накопление и утилизация опыта.

4. Моральный социосексуалъный контур – организуется в период полового созревания в условиях внутрипсихической конфронтации между напряжением эротического влечения и системой социальных табу в отношении сексуальной жизнедеятельности организмов. Отвечает за формирование половой роли (родительский статус), воспитание потомства, определение «морального» и «аморального».


Следующая группа контуров предполагает наличие способности и возможности выхода за пределы механической заданности. Помимо этого, эта группа обусловливает автоматизацию Эго, переживание и обретение свободы – состояния, в котором происходит становление человека и его самореализация, то есть максимальное проявление себя в реальности.

5. Холистический нейросоматический контур – связан с экстатическим опытом и отвечает за такие состояния, как блаженство, ощущение взаимодействия с телесными энергиями, известными как «ци», «кундалини», к чему, в частности, приводит практика йоги.

6. Коллективный нейрогенетический контур – вызывает нуминозный, мистический опыт, активизацию архетипических структур с выходом на взаимодействие с коллективным бессознательным.

7. Контур метапрограммирования – делает возможным сознательный выбор между туннелями реальности и освоение их в полной мере.

8. Нелокальный квантовый контур – проявляется в возможности переживания внетелесного опыта, способностью к трансперсональным состояниям (непосредственное интуитивное восприятие, предвидения, прозрения).

Апостол Павел, проводник и проповедник Мистической Традиции, развивая эзотерический путь познания, отметил разделение среди людей таким образом: «Душевный человек не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (I Кор. 2:14–15).

Основываясь на имеющихся сопоставлениях и учитывая опыт и обобщение собственной работы, я теперь могу представить «аналитическую трехсекторную – девятиконтурную модель индивидуальной эволюции» особи, ориентируясь на ее бытийное состояние. Тут же обращаю внимание, что данное описание ни в коей мере не является классификацией, но именно – динамической структурой, отображающей процесс перехода от того, кто я есть, к тому, кем я могу быть.

Контур 7. Человек индивидуальный [1]– преодолевший тенденции, обозначенные в предыдущих контурах, и кристаллизовавший свою индивидуацию – целостность. Его основные характеристики – самодостаточность, независимость от мнений, ориентация на внутренние ценности и явления, расположенные вне рамок обыденности. Он в достаточной мере изучил способы проникновения в Бессознательное и довольно эффективно с ним взаимодействует, в силу чего представитель данной группы изжил в себе ложь по отношению к себе самому, а значит, и освободился от собственных проекций по отношению к миру. Таким образом, он склонен брать ответственность за происходящее с ним на себя, ибо понимает, что автором этого происходящего является он сам. Последнее замечание обладает несомненной важностью, так как является чертой истинной психологической и психической зрелости. Синонимичное определение данного представителя еще – человек мистический. Ему открылась таинственная сторона Бытия, и теперь он способен создавать результаты в соответствии со своими намерениями, чего совершенно лишен человек моральный, так как витальная энергия последнего пребывает в рассеянном состоянии и расходуется на нужды – оральные, анальные или же стадные.


Контур 8. Человек экзистенциальный – тот, который осознает и непосредственно переживает свое прямое общение с Бытием. Не убоявшийся собственного индивидуального одиночества и не замкнувшийся на нем, он принял его и тем самым преодолел его, что и раскрыло в нем способность обращения к Миру напрямую, без посредников. Такое подключение фундаментально меняет качества бытия, ибо здесь уже иные возможности, иные знания, иные источники энергии, иные перспективы. Непосредственная связь с мирами – здешним и запредельным – предоставляет возможность довольно свободно ощущать себя и тут, и там. «Странствия по звездам» легко уживаются с решением прагматических задач в реальности обыденной. Это – человек, в отношении которого с полным основанием применима формула – «не от мира сего»; последнее вовсе не означает аутистическую отгороженность, оторванность от реалий земных. Напротив, он может занимать вполне престижную социальную нишу и играть в человеческом театре далеко не последнюю роль. «Не от мира сего» – означает состояние внутренней отдаленности от этого мира, незаискивания перед ним, хотя при этом и чуждое презрительного и уничижительного отношения к последнему, как то бывает у обиженных особей с ущемленными амбициями. Земные радости и блага в экзистенциальном варианте представляют собой ценности, но отнюдь не сверхценности, ибо помимо блага существует еще и блаженство. Это та ситуация, про которую говорят как о «снисхождении благодати». Пережив подобное состояние единожды, хочется пребывать в нем всегда. Если я отведаю из родникового источника, то какой мне после этого покажется вода из‑под крана? Синоним человеку экзистенциальному – человек «астральный», то есть такой, который переживает космизм происходящего непрерывно и жизнь свою осознает как мистический факт.

Контур 9. Человек мистериальный – в развитии своем достигший уровня, предполагающего полное самораскрытие своих потенций. Он становится равноправным участником вселенских мистерий, воплощая в себе наивысший принцип – любви. Изъясняясь в рамках юнговской терминологии, это тот, кто достиг самости и кристаллизовал, говоря языком алхимиков, философский камень внутри себя. Его внутренняя сила, равно как и силы стихий, подвластны ему. Совершаемое им обывателями иногда квалифицируется как чудеса, хотя главное и истинное чудо он содержит в себе. Посвященный в Тайну, он уносит ее в собственное бессмертие. Любовь и счастье – ипостась его жизни. Законы социума на него уже не действуют, хотя он и может обитать в самой гуще социального муравейника. Он уже не пользуется магией, ибо последняя действует в нем сама – на уровне рефлекса. Будучи Мастером, он обрел Путь. Теперь нам остается рассмотреть третий сектор – хотя и с формальными отклонениями арифметической последовательности, но не отклоняясь при этом от последовательности философской.


Даже если машина набирает скорость 100 километров в час за три секунды, она все равно проходит все этапы последовательного ускорения – от 1 м/ч до 100 км/ч, только в чрезвычайно сжатом виде, и для грубого восприятия физиологического анализатора это остается незамеченным и незаметным. Точно так же и в процессе индивидуальной эволюции невозможно перейти от начальных этапов к последующим, минуя промежуточные. По мере развития организма все мы сначала пребываем в – секторе (‑1) и проходим через его контуры, как этого и требует биологическая программа выживания. Но то, что в детстве полагается как норма, способствующая укреплению жизнедеятельности, впоследствии становится торможением и оборачивается угрозой гибели. Например, эгоцентризм младенца по сути своей естествен, в то время как эгоцентризм взрослого инфантилен и подл.

И тем не менее, даже если я и отдаю прекрасно себе отчет в том, как функционирует механика развития, я не могу в мгновение ока перепрыгнуть из сектора (‑1) в сектор (+1). Для перехода, даже если он и будет выглядеть внешне «мгновенным», все равно потребуется прохождение через некую промежуточную зону, которая в нашей системе определяется как нулевой сектор, или сектор 0. Рассмотрим его структуру и содержание.

Контур жертвоприношения (4). Речь здесь идет о жертвоприношении со стороны гордыни своего сознательного ума. Пока личность не признает своего внутреннего поражения, истинное Я остается в парализованном состоянии. Эго продолжает бороться за свое существование и всячески сопротивляется любому трансформационному процессу, и иногда это вызывает реакции весьма болезненные. Машина наших амбиций, работающая на горючем из грез, врезаясь в реальность, рассыпается на осколки. Но такова правда – если мы раньше не проясним для себя реальность и не сориентируемся на ее трассах, то позже обязательно врежемся в нее, и тогда произойдет настоящее крушение.

Совершить жертвоприношение – значит отказаться от собственных иллюзий, тщеславных потуг, осознать свою немощность и, в конце концов, напомнить себе о своей смертности, о собственной смерти, минута которой, кстати, неизвестна и вполне может оказаться следующей…

Жертвоприношение – всегда акция, указывающая на психическую зрелость, и представляет собой символическую смерть. При этом происходит своеобразное крушение мира в миниатюре, ибо отказ от прежних установок, привычек, стереотипов вызывает чувство растерянности в силу образовавшейся пустоты, где весьма легко возникает состояние тревожности из‑за исчезновения знакомых и даже значимых ориентиров. Весьма характерно на данном этапе появление переживания скуки, бесцельности происходящего, неудовлетворенности жизнью и собственными действиями. Порой возникает болезненная реакция на незначительные препятствия или неудачи. И на фоне подобных смут возникает соблазн обратиться вспять, нырнуть в уютное, теплое прошлое, и многие, поддаваясь такому искусу, обнаруживают, что в который раз обманулись. Прошлое – мираж, и страна призраков непригодна для жизни. Поворот назад уводит в глубокую регрессию. А победившее Эго ликует – робот снова оказался сильнее. Душа, приоткрывшая для себя завесу и узревшая животворящий свет, снова оказалась погруженной в темницу. Чтобы этого не произошло, находясь в контуре жертвоприношения, стоит сделать ставку на реальность, выбрать силу, развитие, жизнь. О том, как это сделать, поведано на предыдущих страницах. Достаточно изучить карту с опознавательными знаками ловушек, снарядить себя собственным намерением и отправиться в добрый путь, пройдя по нему с наименьшими потерями, да и так, что каждая из них неизбежно обернется обретением.

Данный контур является поворотным пунктом к более высоким и наивысшим измерениям человеческого бытия, так как именно жертвоприношение представляет первый шаг к трансформации, без которого последняя невозможна. Поэтому здесь рекомендуется обратить пристальное внимание на главный механизм рассматриваемого процесса – Покаяние.

Это слово, употребляющееся сейчас достаточно часто, безусловно, считается понятием популярным. Но сколько мне при этом ни приходилось расспрашивать тех, кто им пользуется, о его значении, вразумительного ответа я не получил. Предлагались различные версии, которые в конце концов сводились к мазохизму – это нечто вроде самообвинения, самобичевания, самонаказания – и совершенно оказывались некорректными для истолкования его первичного значения, которое вплетается в контекст Жертвоприношение – Покаяние – Посвящение.

Однако, если обратиться к этимологии понятия, можно выявить его четкую суть. Индоевропейский корень ke(i)‑: koi– тот же, что и общеславянский сепа, означает «почитать», «ценить», «бояться». Авестийская основа kay – «воздавать», «искупать», «каяться». Греческое poine – «покаяние», «выкуп».

Соотнесение приведенных значений органически выводит на формулу Исаака Сирина: «Покаяние – прошение Бога об оставлении прошедшего и моление о сохранении будущего». Иными словами, покаяние – это наше осознанное разтождествление с тем, чем мы не являемся на самом деле: стереотипами, установками, концепциями. Это – отказ от служения иллюзиям. С другой стороны, данное действие предполагает апелляцию к некой более могущественной Силе – как источнику творения и всего сущего. И здесь покаяние становится акцией поистине мистической. Уже зачастую во время самого процесса покаяния, если последнее исполняется с полным осознанием его исконного смысла и не формально, человек начинает испытывать необыкновенный подъем сил и переживать необычайно интенсивное состояние глубокого жизненного пробуждения.

Внутренняя установка проходящего через данный контур: «Я оставляю прошлое. Я оставляю прошлое прошлому. Я знаю, что только тогда, когда старое умрет, новое вступит в свои права. Потому я с готовностью принимаю идеи смерти моей собственной личности, из праха которой произрастет индивидуальность. И пусть Эго мое погибнет ради жизнеутверждения моего Я. И я осознанно и охотно свершаю жертвоприношение и на жертвенный алтарь возлагаю гордыню, амбиции, личность, эго, зависимость от мнения окружающих и заискивание перед ним. Настало время освободиться от хлама. Я свободно и легко освобождаюсь от хлама». Прошедший успешно через данный контур вступает в Контур инициации.

Контур инициации (5). Инициация означает – посвящение и знаменует собой переход в новое качество, новую ступень в движении по лестнице – жизни ли, карьеры ли, знания ли… При этом нетрудно заметить, более пристально вглядываясь в историю Традиции, что всякое посвящение адепта неизбежно соседствовало с определенным жертвоприношением. И это совершенно не случайно, ибо одно неотделимо от другого.

По сути дела в данном контуре осуществляется сакрализация жизни личности, происходит переход ее от профанического существования запрограммированной машины к полноценному состоянию подлинного бытия индивида.

Посвящение. Двухосновное слово, состоящее из приставки по‑, родственной латинскому ропо «кладу», «ставлю», «устанавливаю», и индоевропейского корня k'ueni, содержащего значения «праздновать», «святить», «священный», литовское sventas – «священный», готское hunsl– «жертва» – от корня k'un‑s‑lo. Для более глубокого понимания данной темы рекомендуется отсылка к теме «Покаяние – Жертвоприношение», без которого, в сущности, истинное Посвящение немыслимо.

Инициация, или Посвящение, неизменно связывается с функцией Мистического и Священного, и как термин, она имеет двоякое значение, хотя и цельно проявляющееся в едином контексте. Посвятить, с одной стороны, – осведомить о чем‑нибудь тайном, не всем известном, сделать причастным к чему‑либо. Здесь, например, можно говорить о секретах мастерства, или недоступной многим другим информации. Таким образом, при этом подразумевается некая приобщенность к тому, что сокрыто от большинства, предполагающее наличие критериев отбора, избирательность в отношении кандидатуры, выбранной из остального числа претендентов на посвящение, где всякий фактор случайности, разумеется, исключен. Выбор осуществляется на основе необходимых данных, главными из которых, несомненно, являются наличие таланта, способностей, предрасположенности к той деятельности, в которой предполагается совершенствование и продвижение ученика, то есть призванности – призвания, его готовности к тому, чтобы эволюционировать и развиваться на данном поприще. С другой стороны, посвятить – возвести в какое‑либо звание, сан с соблюдением определенных ритуалов. В мистической Традиции требования, предъявляемые кандидату, равно как в первом случае, так и во втором, совпадают. Ибо здесь внешнее соотносится с внутренним. И когда дело касается инициации, в отношении кандидата неизбежно возникают три вопроса: Соответствует ли он тому? Достоин ли того? Готов ли к тому? Три индикатора: Соответствие – «Достойность» – Готовность. Только их единство и согласованность обусловливают надлежащий успех.

Принцип соответствия определяется теми характеристиками, которые очевидно проявляются в показателях обратной связи со стороны реальности. Предположим, атлет заявляет о том, что может поднять штангу весом X кг, однако при этом он не обладает адекватной силой, недостаточно тренирован, а стало быть, и не соответствует своему заявлению. Поэтому, даже если кто‑то полагает, что он достоин звания чемпиона, и сам спортсмен выражает полную к тому готовность, он, тем не менее, не окажется «посвященным» в статус победителя, потому что не соответствует таковому – его умение, сила, навыки не отвечают требованиям, необходимым для того, чтобы поднять штангу весом в X кг.

При наличии должной подготовки, гарантирующей способность осуществить подъем рекордной тяжести, последний достоин призового места, но при отсутствии у него самого подобной готовности результата не последует – хотя бы по причине того, что он вообще может отказаться от состязания. И наконец, возможен вариант, когда претендент на почетный титул проявляет и соответствие, и готовность, в то время как судья обнаруживает в его действиях нарушения правил игры и результат не засчитывает. (К примеру, признается факт применения допинга.)

И какой бы контекст, обыденный или спиритуальный, мы ни взяли для рассмотрения закономерностей инициации, неизменно заявляет о себе триада необходимых условий: быть соответствующим – быть достойным – быть готовым. Соответствие, как уже говорилось, проявляет себя в наличии адекватной степени способностей, знаний, умений. Готовность проявляется наличием собственной устремленности и желания. Менее понятно, кто или что определяет меру, согласно которой претендент является достойным (данное качество здесь выражается термином «достойность») или не является таковым, чтобы быть посвященным.

Вместе с тем, если проявить наблюдательность и элементарную логику, кажущиеся затруднения бесследно исчезают, и на деле все оказывается довольно просто. Тот, кому мы передаем свои полномочия в отношении квалификации наших действий и чьему суждению безоговорочно доверяем, тот и становится нашим Определяющим. Каждый ученик сам выбирает себе наставника, вверяет себя в его распоряжение и руководствуется его предписаниями. Наставником может быть человек, или группа людей, или идея, или система представлений, или собственное подсознание, мир, в конце концов, в общем все что угодно. Именно поэтому мною и введено такое понятие, как «Условный Мастер», которое предполагает не только человеческое участие в качестве Мастера.

Если кто‑то передает свои полномочия толпе, тот и определяется ее мнением, для того она становится мерилом и судьей, как для большинства артистов, чья карьера зависит от настроения публики. Обыватель, как правило, руководствуется моральным кодексом и отношением соседей, которых зачастую втайне ненавидит. На пути индивидуации, духовной эволюции обычно появляется личный наставник, индивидуальный Мастер. Согласно эзотерической мудрости, «когда ученик готов, приходит Учитель». Но что значит «ученик готов»? А именно то, что он:

• соответствует;

• достоин;

• готов к подобной встрече.

Если же приведенные условия не выполнены, то либо встреча не состоится, либо она окажется бесполезной, а в некоторых случаях и разочаровывающей или даже шоковой для ученика, ибо зачастую Учитель шокирует. Из этого вытекает, что, перед тем как приблизиться к Учителю, вызвать его расположение и начать с ним сотрудничество, Ученику следует уже быть в какой‑то степени задетым харизмой инициации, что достигается посредством самопознания и самопостижения. Учитель – не педагог и не воспитатель, он не занимается заведованием духовного детсада, а потому с инфантильными незрелыми амбициями на территории Духа появляться небезопасно. Это то же самое, что посадить четырехлетнего младенца в кабину испытательного самолета, выполняющего головокружительные виражи.

Первый шаг к психическому взрослению и освобождению от разрушительных детских комплексов заключается в принятии субъектом ответственности за все то, что с ним происходит, осознавание того, что происходящее с ним есть результат его собственного выбора. Вместо иждивенчества – осознание случающегося или случившегося как факта личного выбора, вместо самооправдания – ответственность. Посвящение – это Приобщение. Быть готовым к Посвящению означает, прежде всего, быть Ответственным.

Контур индивидуации (6). Окончательный отказ от прежних стереотипов, разтождествление с прошлым, личностью, эго. Машина ума занимает надлежащее место – обслуживания. Робот перестает быть внутренним управителем, его власть сходит на нет. Переживание свободного парения в пространстве жизни. Ощущение свободы и приближения к целостности. Окончательный выход из лабиринта обыденной логики и переориентирование на логику бытия. Сюда относятся слова апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы бытъ мудрым» (I Кор. 3:18). Стирание личной истории. Переживание текущего момента как стартовой точки, с которой начинается Путь. Ощущение собственной жизни как мистического факта. Окончательный выбор в сторону дальнейшей эволюции.

 







Date: 2015-07-27; view: 268; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию