Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фактор культуры в современном мире
В современной России сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, научно-технический прогресс активно нивелирует регионы, стираются границы и различия между относительно развитыми и относительно неразвитыми районами, с другой стороны, явно нарушено существовавшее ранее социально-экономическое, политическое, идеологическое и иное равновесие между центром и периферией. Переплетение этих процессов и определяет специфику современного развития регионов России. В то же время эта специфика является следствием исторического развития. Теоретически можно говорить о единых процессах исторического развития отдельных этносов и регионов при определенном этническом однообразии той или иной территории. Именно в этом случае этническая история и история регионасовпадают. Однако подобная ситуация складывается в истории крайне редко, она характерна для закрытых сообществ, изолированных в силу объективных причин. Чаще всего в регионах исторически формируется полиэтническая среда. Поэтому можно говорить лишь о частичном совпадении истории этноса и истории региона. В то же время в этнологии (как одной из исторических наук) существует понятие историко-этнографической (или историко-культурной) области, под которой понимаются территории (регионы) проживания нескольких этносов, обретающих вследствие обитания длительное время в сходных природных условиях и взаимообщения аналогичные черты традиционной культуры. Складывающаяся в "различное время историко-культурная область сохраняется и при переходе в промышленную стадию развития, что позволяет использовать это понятие для характеристики современной этнографической ситуации. Типология историко-культурных областей (лучше – историко-этнографических областей – ИЭО) на территории Российской Федерации разработана еще недостаточно. Принято выделять три большие историко-этнографические провинции: Восточно-Европейскую, Сибирскую и Дальне-Восточную. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд регионов. Например, Восточно-Европейская провинция делится на Центрально-Русскую, Балтийско-Беломорскую, Северную, Волж-ско-Камскую и Кавказскую историко-этнографические области. К Центрально-Русской ИЭО примыкает Южно-Русская этнографическая подобласть, к Волжско-Камской – Южно-Уральская. Протяженность Сибири от Урала до Чукотки заставляет делить Сибирскую провинцию на две территориально неравные части, водоразделом для которых служит Енисей. В Западно-Сибирский регион входят Ямало-Ненецкая, Средне-Обская, Верхне-Обская, Тобольско-Иртышская, Алтайская историко-этнографически области. Восточно-Сибирский регион составляют Восточно-Енисейская, Якутская, Чукотская, Эвено-Корякская, Верхне-Ленская, Тувинская и Бурятская ИЭО. Дальне-Восточная провинция условно делится на Русско-Амурскую, Нижне-Амурскую и сахалинскую историко этнографические области. В нижне Амурской можно выделить Эвенкийско-Нанайскую (левобережный Амур) и Удэгейско-Орочскую (правобережный Амур) подобласти. Таким образом, региональная история обычно складывается как результат взаимодействия ряда этносов, традиционно проживающих в данном регионе, генетически родственных и не родственных, вырабатывающих за длительный период совместной жизнедеятельности немало общих элементов в хозяйственной деятельности, в материальной и духовной культуре, общественном и семейном быте, .характерных для всего региона как историко-кулътурной области. Далеко не случайно региональная историография выдвинулась на первый план. Идет оформление региональных научных школ. Дело в том, что некоторые проблемы, традиционно относимые к местным, региональным, на практике имеют общероссийское (и даже мировое) значение. Например, история освоения Сибири (подобно освоению дикого запада Америки) является отнюдь не региональной тематикой. Ее разработка возможна в общегосударственном плане и только на базе глубоких региональных исследований комплексного характера с применением традиционных и современных методик. Такие академические исследования истории регионов должны быть многоуровневые. Первый уровень – низовое звено, исследование малого региона (село, район, город). Второй уровень – изучение среднего региона (республика, край, область). Третий уровень – осмысление истории крупного региона. Изыскания на каждом уровне дополняют друг друга. В совокупности более общие подходы к региональной исторической реальности со временем позволяют оформить концепцию региональной истории. Пример тому "Историческая энциклопедия Кузбасса" – многотомный труд большого коллектива (250 человек) ученых-историков, прежде всего краеведов, специалистов разных областей знаний, объединившихся под эгидой Кемеровского государственного университета и областной Администрации Кузбасса. Одно из актуальных направлений региональной историографии – региональная культура. Здесь три суперпроблемы: исследование регионального менталитета (политического, социально-экономического, духовного); выявление роли региональных культурных центров в структуре общественных отношений; анализ источников формирования и особенностей творческой деятельности провинциальной интеллигенции. К последнему немаловажно добавить актуальную проблему общественно-политической активности интеллигенции. Проводимые исследования показывают, что, с одной стороны, в культурной жизни региона, в частности Кузбасса, находят воплощение общекультурные закономерности: формируется и начинает активно действовать новая элита и, дистанцируясь от нее, пробуждаются самобытные формы народной культуры, освобожденные от жестокого идеологического диктата; общечеловеческие, культурные наднациональные ценности и идеалы находят свое воплощение и развитие в культуре различных народностей, проживающих в кузбасском регионе. С другой стороны, возникают и функционируют культурно-региональные особенности: форймируется и доминирует «городское» видение культурных процессов; образуется двухполосная поляризация и централизация (Кемерово, Новокузнецк) со своим культурным противопоставлением; расширяется религиозная сфера в культуре за счет строительства новых храмов, усиления религиозной тематики не только в искусстве, но и в науке и образовании; активизируются процессы гуманитаризации в культурно-образовательной сфере благодаря становлению систем непрерывного и многоуровнего образования; повышается активность молодежной субкультуры по отношению к соседним регионам (спорно?!), главное – игнорируются исторические корни бытовой жизни, а отсюда – дискретность (раздельность) обычного сознания и бытовой культуры, их антикультурность, сиюминутность, прерывистость, маргинальность. Это лишь основы концептуального ведения региональной истории и культуры. Глава 3. История культурологических учений
Date: 2015-07-27; view: 300; Нарушение авторских прав |