Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности журналистского текста. Факт в журналистском произведении. Система выразительных средств





Термин «текст» многозначен. В филологии принято троякое его толкование. Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение.

Текст рассматривается как результат взаимодействие плана выражения и плана содержания, как система, предполагающая двух участников – автора и адресата (отправителя и получателя).

Хар-ки текста:

Целостность текста обеспечивается смысловой нитью, которая должна проходить через весь текст. Связность.Текст, рассмотренный вне системы комм-ий, в которых он существует, прерывист. Закреплённость - важнейшее качество пись речи - даёт ей известные преимущества перед речью устной. Информативность – важнейшая ха-ка текста жур произв-ия.

ОСОБЕННОСТИ ЖУР ТЕКСТА:

жур текст несет в себе особый вид инфы – жур инфу, социально актуальную информацию

-актуальность

- связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой

Чем глубже понял эту связь журналист, и чем новее знание, которое он получил в итоге - тем актуальнее будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет.

- диалогичность, полемичность

- в основе текста – конкретная тема, проблема, яркая реальная ситуация, ФАКТ

- большая концентрированность (плотность текста)

ОСОБЕННОСТИ ОРГ-ЦИИ ЖУРТЕКСТА– монтаж и композиция

Г.В. Лазутина предлагает следующие правила монтажа жур\ текста:

1 соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собст границах, Каждый текстовый элемент – микросущность

2 необходимо контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя инфы с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции (чтобы не было одних фактов или одних мнений)

3 следует выдерживать смысловую, стилист, интонац цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.

ПРИЗНАКИ ХОРОШЕЙ КОМПОЗИЦИИ (Лазутина)

1) количество подтем в жур тексте должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач по орг-ции контакта текста 1) ввод в ситуацию; 2) обозначение проблемы; 3) оценки и аргументы; 4) практическая постановка вопроса.

2)Последовательность «композиц подтем» жур текста должна быть согласована с жанровой спецификой материала и подкреплена монтажными приемами.

СОВЕТЫ

1. Разбирайте каждый аспект будущего произ-я в одном месте.

2.Делайте связки между частями текста как можно более естественными.

Жур текст, не продуманный по композиции, легко распознать по обилию в нем всяческих “между тем”, “но” и “однако”.

3. Опровержения должны сразу следовать за обвинениями.

Если в истории есть две конфликт стороны, добивайтесь, чтобы возражения одной стороны стояли как можно ближе к предшествовавшим обвинениям другой.

4. В больших публикациях делайте лид составной частью материала.

5. Опасайтесь тупиков (убирать ту часть композиции, которая никуда не ведет)

6. Если события имеют хронологию, воспользуйтесь ею.

7. Никогда не бойтесь “разжевывать” (разъяснять длинные сюжеты)

8. В длинных публиках пользуйтесь подзаголовками

9. Не излагайте предысторию большими, неудобоваримыми порциями.

10. Осторожно выстраивайте последовательности.

11.Используйте цитаты для смены ритма в длинном отрывке косвенной речи.

Длинный кусок текста, состоящий сплошь из цитат, может быть утомительным и неэффективным, так и затянувшаяся косвенная речь может стать монотонной. Внесите в нее некоторое разнообразие, подключите живой голос – дайте одну-две цитаты, пусть и небольшие.

Признаки хорошо написанного журналистского текста:

Ясность, живой язык, честность, точность, адекватность) адекватность – это соответствие стиля, тона и темпа изложения теме статьи).

По Г. В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста»

Журналистский текст – это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию. Признаки хорошо написанного журналистского текста: ясность, живой язык, честность, точность, адекватность. Выразительные средства как носитель информации и способ организации журналистского текста. В ходе развития журналистики на базе естественного языка постепенно формируется еще один, специфический уровень знаков. Это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. Обозначается этот язык понятием «элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС) (термин Е. И. Пронина), сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария. «Факты», «образы» и «нормативы» – три ряда знаков, образующих язык журналистики. Понятие элементарных выразительных средств журналистики – «строительного материала» для воплощения темы и идеи журналистского произведения, для выражения журналистской информации.


Выразительные средства журналистики:

Факт – средство для выражения описательной информации, полученной журналистом в результате точного установления границ интересующего его «атома действительности». Содержание факта определяют вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Великое искусство для журналиста – научиться «писать фактами».

Фактоид – передает описательную информацию о действительности. Фактоид отображает такую характеристику фрагментов воспроизводимой ситуации, которые поддаются лишь частичной проверке и потому обладает меньшей степенью достоверности.

Эмпирическое обобщение – смысловая единица, напоминающая статистический факт (фрагменты ситуации сообщаются в обобщенном виде), но обобщение не носит строгого характера, делается по собственному опыту журналиста, часто «на глазок».

Фактологический ряд ЭВС – это все вышеперечисленные смысловые единицы: факты, фактоиды и эмпирические обобщения. Фактологический ряд используется прежде всего для материализации описательной информации, отражающей конкретную реальную ситуацию как «молекулу» действительности. Ряд способен также воссоздать облик действующих лиц, обстановку происходящего – характерные детали. Помогает прочертить причинно-следственные связи происходящего, продемонстрировать степень авторской включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий. Фактоиды и эмпирические обобщения могут выступать и как свидетельства участника событий.

Чтобы раскрыть смысл сегодняшних фактов, приблизить их к читателю, помочь ему понять их и оценить, журналистика прибегает к использованию материала культуры, включая его в тексты как специфические смысловые единицы. Они образуют культурологический ряд ЭВС журналистики. Их два вида.

Первый – образы - смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы. Источники образов – исторический материал, художественные фильмы, живопись, литературно-художественные произведения, фольклорные сюжеты, библейские притчи, образные откровения науки, сокровища половиц, поговорок.

Многие из образов восходят к архетипам – крупицам коллективного бессознательного, которые лежат в основе человеческой символики. Журналист ставит факты текущей действительности в контекст таких образов – и в тексте возникает слой оценочной информации. Психологи называют ее рефлективной, «обращенной назад». Так «обращение назад», к прошлому опыту становится «ключом» к пониманию происходящего сегодня. У образа всегда есть возможность неоднозначного прочтения.

Второй – нормативы – служат уточнению авторской позиции. Нормативы обращают нас к установлениям общества, которые в культуре существуют в виде неких директив – законов, правил, норм. Читатель получает возможность увидеть критерии, которыми автор пользуется, когда анализирует поведение участников событий.


Нормативами могут быть положения законодательства, моральные принципы, идеологические доктрины и правительственные документы, но это и технологические инструкции, медицинские рекомендации, правила техники безопасности, правила этикета.

Итак, именно ЭВС передают характер того или иного слоя информации, а синтез ЭВС обеспечивает выражение журналистской информации как таковой, многомерной.

Рассмотрим вопрос отношений между формой и содержанием внутри журналистского текста.

ПЕРВЫЙ ТИП – поверхностные связи, наиболее очевидные, те, которые ограничивают текст от иного и потому доступны наблюдению в первую очередь. Здесь есть «сцепление» микросмыслов – последовательность текстовых элементов, претендующих на то, чтобы восприниматься как целое. Тексты эти отличаются отчетливо выраженным монтажным характером. Монтаж – момент работы, когда из накопленного материала (записанного на пленке, отснятого, зафиксированного памятью) отбирают нужные фрагменты и формируют их в единое целое. Это система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов.

Грамотный монтаж обеспечивается соблюдение трех правил монтажа:

1. соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.

2. необходимость контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.

3. следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.

ВТОРОЙ ТИП внутритекстовых отношений выражают собой глубинные связи. Они возникают между удаленными друг от друга текстовыми элементами, если те ориентированны автором на решение единой задачи. Когда такая задача имеет частный характер, и для ее решения нужны текстовые элементы внутри одного информационного слоя, эти связи проявляют себя как интеграл: из разрозненных микросмыслов они образуют более крупное смысловое образование – микротему. Когда же такая задача усложняется и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней, глубинные связи проявляют себя как интегрально-дифференциальная система. С одной стороны, они объединяют ориентированные на решение общей задачи разноуровневые микросмыслы, создавая внутри пространства текста отчетливо различимые смысловые поля – подтемы. А с другой – отграничивают эти поля друг от друга, предопределяя тем самым последовательность подтем.


Содержание произведения – сущность, выразившая себя (ставшая в ином) через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей (по логике А. Ф. Лосева).

Композиция – алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемых авторским замыслом, микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем.

Правила композиции:

1. Композиционная структура журналистского материала должна быть представлена в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение стоящих перед автором коммуникативных задач.

2. Последовательность «композиционных блоков» журналистского текста может и должна меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.

ТРЕТИЙ ТИП внутритекстовых связей журналистского произведения по функциям сродни рамке: они фиксируют, закрепляют его целостность. Однако проявляются эти связи отнюдь на «рамочным» способом. Это метасвязи (мета – «после, через, между…»), которые обеспечивают тексту качественно новый уровень единства. В результате пересечения в журналистском тексте поверхностных и глубинных связей, в произведении формируется новое образование – некий сверхсмысл. По отношению к тексту он проявляет себя как «метка» - журналистский образ, который автор произведения корреспондирует адресату информации вербально или невербально, через сам «ход» произведения (принцип его организации). «Ход», «ключ», «поворот» - это те профессионализмы, за которыми скрывается дорога к сверхсмыслу: в глубинах творческого сознания журналиста нащупываются метасвязи будущего произведения, идет поиск принципа его организации. В случаях, когда журналистский образ выражен в тексте вербально, он может быть вынесен в заголовок. Впрочем, если материал качественный, выполнен профессионально, его сверхсмысл буде воспринят, даже если не вынесен в заголовную строку (например, «Флажок на карте – не флаг над крышей!»). Журналистский образ – не является «чистой метафорой», хотя содержит в себе ее черты. Он должен рассматриваться как особый вариант символа, поскольку выражает собой синтез смыслов реальности и смыслов культуры.

Предмет отображения журналистского текста: событие, процесс, ситуация, личность. Событие - точно фиксированное в пространстве и во времени узловой момент в жизни общества, могут носить общественный, природный, техногенный характер. Процесс - это последовательность взаимосвязанных событий (демократизация, забастовочное движение, протесты). Событие - предмет отображения информационных жанров, процесс - аналитических. ситуация - определенные соотношения сил и общественных интересов, содержащих в себе социальные напряжения, конфликт или проблемы, требующие неотложного решения. Личность - человеческий индивид. Все 4 предмета отображения могут быть тесно связаны между собой.

Целевая установка журналистского текста:

1.описание факта (его характеристика)

2. выявление причинно-следственных связей

3. оценка предмета отображения - авторское отношение

4. прогноз, развитие - определение перспектив будущего развития события, процесса

5. программирование - формулирование журналистом программы действий и мер, которые позволят решить те или иную проблему.

действительность - журналист - текст - аудитория

Действительность отражается журналистом в тексте и передается аудитории.

Текст - потенциальная информация, так как заранее неизвестно дойдет ли она до аудитории.

Информация становится принятой, а потом реальной (когда она усвоена и переработана), условия эффективности взаимодействия журналистского текста с аудиторией:

1. небанальность (новизна информации)

2. декодируемость (доступность)

3. релевантность (ценность, значимость для аудитории)

Под журналистским текстом следует понимать сложное и разнохарактерное системное знаковое образование. В то же время журналистский текст в силу своей многогранности довольно сложен для рассмотрения в качестве единого объекта.

Немецкий исследователь периодической печати Г. Рагер, отмечая большую методологическую сложность определения качественных параметров журналистского текста, предложил основными считать следующие его признаки: объективность, форму подачи материала, актуальность, релевантность (то есть соответствие между информационными запросами аудитории и полученным ею сообщением) тема, идея.







Date: 2015-07-27; view: 9543; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию