Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рунические надписи. 1. Беларусь. 2–3. Россия. 4–5. Польша. 6. Рунический строй из труда Арнкиля, XVII в
В дополнение к теме о поселениях ариев на Русском Севере, следует отметить еще два величайших памятника эпохи неолита – Онежское святилище и Оленеостровский могильник. Открытые в 1848 году онежские петроглифы – около шестисот самых разнообразных знаков, расположенных группами и поодиночке, выполненных кремниевым долотом на отполированных прибрежных скалах – вызвали сенсацию во всем мире. Необычность рисунков (человечки, орудия труда, эпизоды охоты и рыбной ловли, изображения животных и птиц, как реальных, так и фантастических), сложность отдельных композиций, оживляющая изображения игра света и тени, а также тайна происхождения рисунков – буквально все пробуждало интерес ученых. После тщательного изучения исследователями был сделан вывод: «онежские полотна» создавались человеком неолитической эпохи примерно во II тысячелетии до нашей эры. Но самым невероятным было поистине волшебное свойство древних наскальных изображений, связанное с оживлением рисунков под воздействием солнечных лучей. Когда Солнце опускалось за горизонт, на короткое время (буквально 10–15 минут) под его косыми лучами невзрачные и плохо различимые до того наскальные изображения вдруг оживали. Например, рыба виляла хвостом, лебеди покачивались, сидящие в лодке гребцы начинали шевелить веслами, бегущий лось семенил ногами, а разложенный неподалеку костер сверкал искрами. Древний художник умело использовал физические свойства гранита, имеющего зернистую кристаллическую структуру, и способность кристаллов гранита отражать лучи света. Прибрежные скалы получали двойное освещение: прямое от Солнца (снижавшееся к горизонту светило посылало свои лучи под разными углами, поэтому работали то одни, то другие грани кристаллов) и отраженное зеркалом озера, в результате чего получалось смешение световых каскадов, все время меняющихся, колеблющихся и постепенно затухающих. Чтобы добиться такого эффекта, при выборе участка скалы необходимо было учесть наклон и расположение стены, а также ее расстояние от воды. Остается только восторгаться тем, какими знаниями и какой наблюдательностью обладали эти люди! Ученые полагают, что район скал с петроглифами был природным храмом древних – святилищем, куда собирались люди для совершения религиозных обрядов и церемоний, о чем писал известный исследователь онежских наскальных рисунков К. Д. Лаушкин: «В районе петроглифов, являвшемся святилищем, некогда разыгрывались мистерии, рассказывающие о победах благодетельных для человека сил над врагами рода… Наскальные изображения, оживляемые светом заходящего Солнца, автоматически разыгрывали сцены борьбы добрых и злых сил… Неолитические художники создали шедевры, захватывающие дух». По мнению исследователей, древние люди Онеги были приверженцами космического культа, и особенно культа Солнца, о чем свидетельствуют многочисленные изображения дневного светила. Помимо святилища, они имели и родовую усыпальницу. Погребение тоже было подчинено ритуалу: дно ямы обильно посыпалось красной краской (охрой), которая отождествлялась с огнем и должна была отпугивать демонов, в яму клали принадлежавшие умершему при жизни предметы и амулеты. Ученым‑антропологом М. М. Герасимовым был восстановлен облик древнего обитателя тех краев – черты лица его оказались схожими с обликом древнего европейца. Следует также отметить, что остатки мест древних поселений подобного типа были обнаружены не только на берегах Онеги и Ладоги, но и на берегах Белого и Баренцева морей. Однако не только с севера шло заселение евразийского материка, но и с юга. Примером тому Трипольская культура, энеолит Правобережной Украины и Молдовы. Именно с этой культурой ряд ученых связывают появление славянского этноса. Ее ранний этап (4000–3600 гг. до н. э.) указывает на тесную связь трипольцев с народами Балкан, Ближнего и Среднего Востока, о чем свидетельствуют многочисленные находки схожей расписной керамики, украшений, глиняных статуэток и каменных орудий. Отличительной чертой «триполья» среднего этапа (3600–3150 гг. до н. э.) являются огромные протогорода, укрепленные валами и рвами, двухэтажные жилища, мастерские по обработке кремня, есть находки медных орудий. При раскопках трипольских поселений в большом количестве были обнаружены фрагменты керамики с нанесенными на них магическими знаками, связанными с земледельческой культурой древних, в которых, как считают ученые, круги с крестами так же, как и колеса с шестью спицами, указывали на Солнце, полумесяцы служили лунными символами, а знаки в виде большой спирали означали бег времени. Рисунки, выполненные на больших сосудах, трипольцы делили на три части, которые отражали три части мира: в верхней части изображалось скопление воды, в середине помещалось изображение Солнца, Луны и полос дождя, а внизу находились деревья, животные и люди [10]. Столь сложное трехчастное деление орнаментируемой поверхности у трипольцев, вероятно, отражало их представление о делении на три части мира, аналог чего мы находим в древнейших индоевропейских текстах – гимнах Ригведы (ок. II тыс. до н. э.): Свах – верхнее небо с запасами воды, Бхувах – воздушное пространство со звездами, Солнцем и Луной, Бхул – земля.
Date: 2015-07-27; view: 549; Нарушение авторских прав |