Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая деятельность





Ещё числясь на государственной службе[* 5], Чайковский, до открытия консерватории, с 13 января 1866 г. начал преподавать элементарную теорию музыки и гармонию в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества[30]. Учитывая реальное материальное положение молодого композитора, Н. Г. Рубинштейн предложил Чайковскому поселиться в своей квартире на Моховой улице[* 6].

1 сентября 1866 г. новая российская консерватория была открыта и П. И. Чайковский стал в ней первым профессором по классу композиции. Его коллега, профессор Н. Д. Кашкин писал в своих воспоминаниях, что «безукоризненная добросовестность, ум и знание дела поневоле заставляли его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых, с которыми он мог объясняться прямо примерами из богатого запаса своей музыкальной памяти… Талантливых учеников он всеми средствами старался поощрить к усердной, настойчивой работе»[31]. Ежегодно он преподавал музыкально-теоретические дисциплины 60 — 90 студентам. Недельная нагрузка составляла 20 — 27 часов[32][33]. Вовлечённый в темп консерваторской жизни, он не раз упоминает в письмах, что собственной музыкой занимается только «в свободное время».

До начала 1870 гг. Чайковский активно участвовал в организации консерваторского учебного процесса, в разработке учебных программ и инструкций. Был включён в Совет профессоров. Отсутствие отечественной учебно-методической литературы подтолкнуло П. И. Чайковского к работе над переводами известных трудов зарубежных музыковедов. В его переводах были изданы и стали доступны российским студентам и музыкантам: в 1866 г. — «Руководство к инструментовке» бельгийского композитора Ф. О. Геварта (дополненное обширными примечаниями и примерами переводчика)[* 7], в 1868 г. — «Жизненные правила и советы молодым музыкантам» немецкого композитора Р. Шумана, а в 1869 г. — «Музыкальный катехизис» немецкого композитора И. Лобе.

В 1872 г. Чайковский издал первый отечественный учебник по гармонии «Руководство к практическому изучению гармонии», а через три года переработал его по просьбе протоиерея и профессора Московской консерваторииД. В. Разумовского и выпустил «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России».

Напряжённая и плодотворная деятельность профессора П. И. Чайковского высоко оценивалась современниками, но в денежном отношении её оценка выглядела достаточно скромно. К концу работы в консерватории его годовое жалованье выросло с 1200 руб. до 2700 руб. серебром.

В 1870-е гг. Чайковский, уже автор многих известных произведений, понял, что изнуряющая педагогическая работа в консерваторских классах мешает личной творческой деятельности. Ежегодная субсидия в размере 6000 рублей, назначенная Н. Ф. фон Мекк, позволила композитору сосредоточиться на творческой работе. 6 октября 1878 г. Чайковский провёл последнее занятия в консерватории. Место профессора в классе занял его любимый и талантливый ученик С. И. Танеев.

П. И. Чайковский и после ухода с формального поста профессора заинтересованно относился к поборникам дела российского музыкального образования и к связанным с ним событиям в Московской консерватории. Когда в 1883 г. из-за внутренних конфликтов пост её директора оставил Н. А. Губерт, Чайковский добивался возвращения его в консерваторию в качестве профессора, как «умного, честного и полезного деятеля». В 1885 г. композитор, уже в качестве члена Дирекции Московского отделения Музыкального Общества, на выборах нового директора голосовал за С. И. Танеева. В этом же году Чайковский рекомендовал на место профессора фортепианного класса в Московской консерватории В. И. Сафонова, который при его же поддержке в 1889 г. сменил Танеева на посту директора. 19 мая 1889 г. Пётр Ильич писал Н. Ф. фон Мекк: «Можно предположить, что Сафонов будет дельнейший и хороший директор. Как человек он бесконечно менее симпатичен, чем Танеев, но зато по положению в обществе, светскости, практичности более отвечает требованиям консерваторского директорства».

П. И. Чайковский до смерти не прекращал своей композиторской педагогики — именно такой характер носил его эпистолярный диалог с многочисленными учениками, среди которых были как профессиональные музыканты, так и просто любители музыки.

Date: 2015-07-27; view: 733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию