Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологии в интегрированном обучении⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
13. Сущностью технологии, использующей внутрипредметные связи (внутрипредметное сжатие информации), является укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на выбор учителем-экспериментатором и прохождение учащимися полного, сокращенного или углубленного вариантов обучения в рамках одного учебного предмета. При этом учителем осуществляется сжатие учебной информации в различном (по усмотрению учителя) временном параметре обучения. Определяющим фактором здесь является фактор познавательных возможностей учащихся на уровне зоны ближайшего развития. Сжатие учебной информации предусматривает различный временной "заброс" в будущее. Это может быть и "опережающий" метод обучения (С.Н. Лысенкова), и метод "погружения" (М.П. Щетинин), и блочный метод (П.Н. Эрдниев), и собственно технология модульного обучения (В.Ф. Шаталов). 14. Существующие виды обучения: Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
Концепция проблемного обучения получила широкое распространение тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.
15. Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог,А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ иПлатон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи. Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. 16. Поэтому общеучебными (межпредметными) умениями и навыками являются: Основные учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникационные знания, умения и навыки группируются в три группы по каждому году обучения: 17.(16) Обучение в школе представляет собой взаимосвязанную деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учения). Деятельность учения состоит из способов учебной работы по освоению школьной учебной программы. То есть учебная деятельность представляет собой совокупность умений и навыков учебного труда. 18. «Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. «Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны. Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Дифференцированное обучение - это: Дифференциация обучения (дифференцированный подход) - это: Виды и формы дифференцированного обучения. В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации. 1.Внешняя дифференциация. 2. Внутренняя дифференциация. Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: 19. Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих научных обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов- новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К.Д. Ушинский, И.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советского периода (С.Т. Шацкий, В.Л. Сухомлинский. А.С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого -педагогической практики науки. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей той или иной мере входящую во многие современные педагогические технологии. Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики: • по уровню применения — общепедагогическая технология; • по философской основе — гуманистическая; • по основному фактору развития - комплексная: био-, социо- и психогенная; • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация; • по ориентации на личностные структуры — всесторонне гармоничная; • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая; • по тину управления: система малых групп: • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная; • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная; по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая; • по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и воспитания. В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями). В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: 1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи: • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; • отказ от прямого принуждения, как метода, не дающего результатов в современных условиях; • новую трактовку индивидуального подхода; • формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов, в идее свободного выбора Р. Штайнера, в «опорных сигналах» В.Ф. Шаталова, в «опережении» С.Н. Лысенковой, в «крупных блоках» П.М. Эрдниева, в «интеллектуальном фоне класса» В.А. Сухомлинского, «развитии личности» по Л.В. Занкову, к «способностях творческих и исполнительских» И.П. Волкова, в «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского и др. 3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции технологий воспитания в современной школе: • превращение школы Знания в школу Воспитания; • актуализация личности школьника; • гуманистическая ориентация воспитания, формирование с человеческих ценностей; •развитие творческих способностей ребенка; • возрождение национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; • постановка трудной цели. Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования. 4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение среди других институтов воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. На первый план выдвигаются идеи компетентного управления школой, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства. 20. Технология воспитания - это строго обоснованная система педагогических средств, форм, методов, их этапность, нацеленность на решение конкретного воспитательного задачи Каждое задание имеет адекватную технологию воспитания Изменение заданием ния ведет к изменению технологииії. Воспитание – процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание – это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности – одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания – в придании воспитанности характеристик: - цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения; - активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права; - гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей. Подлинно воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и умеет это делать, а тот, кто вести себя иначе не может. Целью воспитания и выступает формирование такой воспитанности, а задачами – формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни. Воспитанность – интегральный продукт стихийных и целенаправленных педагогических воздействий. Педагогика исследует последние и разрабатывает пути превращения стихийных в регулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и ответственные задачи воспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием и развитием личности. воспитание – это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Возникнув в Древнем Египте, они постепенно распространились по миру.Мы выяснили, что развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.При воспитывающем обучении достигается взаимосвязь между приобретением знаний, умений и навыков и формированием личности обучающихся. В процессе воспитывающего обучения осуществляются основные задачи воспитания и выявляются полноценность или неполноценность социальной ситуации развития, существенно влияющей на процесс развития личности.
Date: 2015-07-27; view: 747; Нарушение авторских прав |