Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и основные стратегии постклассической философии -конспект





Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля. В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. В соответствии с этим речь идет не о возможности получения из глубин рафинированного неискаженного сознания универсальных истин, которые затем используются для менторского просвещения массы, а напротив, о прояснении "заброшенного" в наличный мир сознания, испытывающего массированное, репрессивное социальное воздействие. Главное, что волнует неклассическую философию - это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Неклассическая философия задается вопросом, как сохранять при этом совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость индивидуального сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике. Новый тип философствования в качестве предполагаемого адресата создаваемого произведения видит соавтора, полагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно-образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (в философии жизни, волюнтаризме), интуитивным порывам (в интуитивизме), бессознательным актам и установкам (в психоанализе), в условиях постоянного выбора, в "пограничных ситуациях", в процессе непрекращающегося самосозидания и становления (в экзистенциализме).

 

18. Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и значение в истории цивилизации. Эволюция западного марксизма: неомарксизм и постмарксизм.

Философия марксизма возникла в 40-х гг. XIX в» ее основопо­ложниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов. Теоретическими предпосылками марксистской философии яв­ляются:
- классическая немецкая философия: диалектика Г. Гегеля и материализм JI. Фейербаха;
- классическая политическая экономия - трудовая теория А. Смита, Д. Рикардо;
- социально-утопические проекты (от Т. Мора и Т. Кампанел- лы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна).
Естественнонаучные предпосылки:
- эволюционная теория Ч. Дарвина;
- закон сохранения и превращения энергии Р. Майера;
- открытие Шванном и Шлейденом органической клетки.
Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они:
- разработали материалистическую диалектику как фило­софское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении; - открыли материалистическое понимание истории, согласно которому экономические отношения составляют базис всех иных общественных отношений (в этом проявилась определенная абсо­лютизация роли экономики в обществе);
- объяснили закономерности исторического процесса, что на­шло отражение в формационном подходе к развитию человечес­тва. К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности: античную, феодальную и буржуазную, представляющие собой этапы прогресса экономи­ческой общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи: отсутствие эксплуатации человека человеком и противопос­тавления умственного труда физическому;
- превращение труда в первую потребность жизни; всестороннее развитие индивидов, в результате чего «обще­ство сможет написать на своем знамени: «Каждый по способнос­тям, каждому по потребностям» (К Маркс «Критика Готской про­граммы»);
- предложили понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, где господствуют производствен­ные отношения, которые включают в себя: 1) отношения людей к средствам производства (формы собственности); 2) отношения обмена продуктами производства; 3) отношения распределения произведенных продуктов;
- проанализировали проблему «отчужденного труда» как такой деятельности человека, которая, являясь основным услови­ем его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторон­не развивать и удовлетворять свои способности и потребности;
- ввели понятие общественной практики, которая есть ма­териальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структу­ре практики выделяются две стороны: субъектная - человек, его способности, цели и действия; объектная ~ предмет, средства и продукты деятельности.

 

19.Русская философия:осн.темы и тенд. развития

Философская мысль в России стала кристаллизацией духовных интенций русской культуры в целом, уникальность исторического пути которой одновременно определяет особую востребованность русского философского наследия в современном дискурсе. Специ­фика цивилизационного развития в России связана с ее геополи­тическим положением, выступающим как пространство встречи Востока и Запада.
Элементами восточного типа здесь являются:
а) сельская община и невыраженность частного интереса;
б) мощ­ное централизованное государство, основанное не на власти зако­на, но на личном авторитете монарха. Запад конкретизирован в ду­ховном приоритете христианства, акцентировавшего уникальный творческий статус человека в природе, его полномочия на ради­кальную трансформацию действительности. Именно с христианством в его греко-византийском варианте связаны первые философские поиски православно-русской куль­туры. На протяжении практически тысячелетнего развития Руси (Х-Х1Х вв.) философское знание было подчинено религиозной практике. Письменность и грамотность пришли сюда вместе с христианством, что обусловило особый, отличный от западного эталон истины и мудрости. В этот период оформляются базовые ми­ровоззренческие установки, получившие впоследствии теоретичес­кое выражение в системах русской философии.
К ним относятся:
- онтологизм (рассмотрение мира не в его пассивной подчинен­ности человеку, но как сферы осуществления Божественной Пре­мудрости, Софии);
- антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности, акцент на ее подвижническом статусе в мире; подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, но как правда);
- эсхатологизм как установка не столько на мир сущего, сколько должного, обновленного светом Божественной истины и справед­ливости;
- мессианизм («Москва - Третий Рим», хранитель истинной веры и гарант будущего спасения человечества).
Формирование собственно русской философии относится к сер. XIX в., когда, с одной стороны, происходит широкое зна­комство с западной культурой и философией, а с другой - наблю­дается рост национально-патриотического самосознания. Импуль­сом стали «Философические письма» П. Я. Чаадаева,где с прозападных позиций острой критике была подвер­гнута российская история (вневременность, отсутствие прогрес­са) и реальность. Заявив о нашем «темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем», Чаадаев спровоцировал полемику западников и славя­нофилов (40-60 гг.) по поводу исторического своеобразия России и ее статуса в общечеловеческой культуре. Западники призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерали­зации социальных отношений (в первую очередь, отмены крепост­ного права), развития наук и образования как факторов прогресса. Наследниками идеологии западничества стали русские народники и марксисты. Славянофилы критиковали Запад за узкотехническую направлен­ность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсо­лютизации разума, что привело к разрыву органичных связей с жизнью, традицией, обществом. Идеализируя русскую историю, они считали, что Россия как хранительница Православия, Само­державия и Народности (общинности, нравственности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению. Философско-религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в, философии всеединства В. С. Соловьева (1853-1900), которая одновременно стала попыткой соединения Запада и Востока* православия и католицизма, разума и интуиции. Всеединство выступает в качестве базового онтологического при­нципа, основанного на одновременной акцентуации как Божест- венно-единого, так и конкретно-множественного, посредством которого единое себя проявляет. Силой, устремляющей божественное к земному, а земное к божественному, выступает София, символи­зирующая Божественную Премудрость и Любовь. Возвращая мир к Богу, София «собирает Вселенную», приходя на уровне человека к интеграции сущего в мысли, сознании. Вместе с тем подлинное всеединство осуществится не в «царстве» человека, но Богочеловечества, в рамках которого произойдет тотальное преобразование мира в соответствии с высшими эталонами истины, блага и красо­ты. Являясь целью истории, Богочеловечество должно быть обес­печено самими людьми, где в качестве его важнейшего условия выступает «всемирная теократия» (воссоединение церквей) как гарант соборного единения человечества (<соборность - одно из базовых понятий русской философии, предполагающее такой тип общности, в котором не происходит умаление индивидуального, а единство достигается за счет общей темы или дела). Рубеж Х1Х-ХХ вв. характеризуют как «золотой век» рус­ской философии («русский философский ренессанс»). Наибо­лее ярким явлением этого периода стало последующее развитие философии всеединства в творчестве П. А. Флоренского, С. Н. Бул­гакова, Н. О. Лосского, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна и др. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.). Одновре­менно здесь представлены и практически все стратегии мировой философии: феноменология (Г. Г. Шпет, С. Л. Франк), экзистен­циализм (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов), персонализм (А. А. Коз­лов, Л. М. Лопатин), структурализм (Р. О. Якобсон, В. Я. Пропп, Н. С. Трубецкой и др.), позитивизм (А. А. Богданов, П. Л. Лавров, В. В. Лесевич), неокантианство (А. И. Введенский, Г. И. Челпа- нов), марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г. Диктатура пролетариата не нуждалась в полифонии мысли, и по решению большевистского правительства подавляющее боль­шинство философов были высланы из страны, продолжая свою де­ятельность уже в эмиграции. Развитие философии в СССР по пре­имуществу было подчинено идеологии марксизма. Современный этап характеризуется возвратом к богатейшему наследию русской мысли, переинтерпретацией ее содержания в условиях интегративных процессов современности.

 

20.Философская мысль Беларуси
Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами: ~ отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем - ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи); ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока; трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др.); невозможность однозначного соотнесения философских тек­стов с национальным языком, т.к. они долгое время писались пре­имущественно на латинском либо польском языках; отсутствие национальных тем для философского осмысле­ния, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируют­ся понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.; становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, националь­но-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке проблем, способах их обоснования и решения веду­щими белорусскими мыслителями. Поэтому понятие «белорусская философия» в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически- территориальную специфику философствования. Содержательная эволюция философской мысли Беларуси свя­зана со следующими этапами: Первый этап - предфилософский: его истоки усматрива­ют в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого пери­ода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая', т.к. они способствовали распространению христианс­ких идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию» (К. Туровский), что должно был о обеспечить челове­ку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. Позитив­ная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного творчества, формированием комплекса философ­ских, общественно-политических, этических и эстетических идей, обращением к древнегреческим текстам с целью подлинного и глу­бинного понимания Священного Писания. Наряду с официальной христианской культурой, особую заслугу усматривают в народной фольклорной культуре, оказавшей заметное влияние на духовную жизнь людей. Второй этап - гуманистическое и реформационное движение (XVI - первая половина XVII вв.), для которого характерно форми­рование белорусской народности и языка. Данный период пред­ставляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, М. Тиш- кевич, М. Чаховиц, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина трансформирует ее в идею общего блага, которое, по его мнению, достижимо в обществе с помощью закона и права. Реформационное движение, направлен­ное на пересмотр основных догматов католицизма, было связано, в частности, с концепцией антитринитаризма (неприятие догмата о трех ипостасях Бога). Одним из ее теоретиков был С. Будный, который критиковал не только учение о триединстве Бога, но и ут­верждения церкви о божественном происхождении Христа, сущес­твовании загробного мира и т.д. Вместе с тем он писал, что берет основы или начала познания не из философии, а из Священного Писания, а диалектика как метод познания есть дар Божий, вещь, данная человеку от природы, а не изобретение философского ума («Абарона урада»). Третий этап - доминирование схоластической философии (ко­нец XVII - первая половина XVIII вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия, коллеги­умы в ряде городов белорусских земель). Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. Проблемы, традицион­ные для европейской схоластической философии, анализирова­лись в трудах таких мыслителей, как М. Смотрицкий, В. Тылковский, Л. Залусский и др. Наряду со схоластикой в эту эпоху видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевро­пейской философии, оказавшей заметное влияние на белорусских мыслителей (р. Полоцкий). Полной альтернативой схоластике стал атеизм К. Лыщинского. Четвертый этап - господство идей Просвещения в философс­кой и общественно-политической мысли (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.). Белорусская мысль движется в русле ев­ропейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалис­тической философии с ее принципом суверенности разума, благо­даря которому можно не только познать, но и преобразовать мир (природный и социальный). Образование и воспитание - основ­ной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ - физиокра­тов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания), «променистых» (патриотов национальной культуры) и фйлоретов (друзей добродетели), актуализировавших социально- философскую проблематику (права и свободы человека, диалекти­ка личности и общества, пути восстановления государственности и т.д.). Эти значимые для белорусской мысли темы рассматрива­лись в трудах К. Нарбута, И. Стройновского, Я. Чечота, А. Нару- шевича, Б. Добшевича, А. Мицкевича, Т. Зана и др. Пятый этап - национально-демократические идеи в белорус­ской общественной мысли (вторая половина XIX- начало XX вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме националь­ного возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой, интеллигенции (Ф. Богушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.). Философски значимой становится тема национального самосозна­ния и национальной идентичности в работе И. Абдираловича «Ад- вечным шляхам: Дасьледзшы беларускага светагляду» и философ­ском очерке В. Самойлы-Сулимы «Гэтым пераможаш!». Шестой этап - доминирование марксистской традиции в бе­лорусской философии (20-80-е гг. XX в.), в рамках которой прово­дились исследования в области: истории философии (Г. Александров, И. Лущицкий, А. Бирало, А. Майхрович, С. Подокшин и др.); философии и методологии науки (В. Ивановский, В. Степин и др.); -теории диалектики (Д. Широканов, Ю. Харин и др.); социальной философии (Е. Бабосов, Г. Давидюк и др.); философии культуры (Н. Крюковский и др.). В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии бело­русской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской ме­тодологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.


 

Date: 2015-07-27; view: 446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию