Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Платона






Платон (428—347 до н. э.) — величайший мыслитель, в творчестве которого античная философия достигла своей кульминации. Платон — основоположник объективно-идеалистической философии, положившей начало европейской метафизике. Главное достижение философии Платона — открытие и обоснование сверхчувственного, надфизического мира идеальных сущностей. Досократики не смогли выйти из круга причин и начал физического порядка (вода, воздух, земля, огонь, горячее — холодное, сгущение — разрежение и т. д.), до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного. «Вторая навигация» (по словам Платона) сделала ставку в поисках первоначал и первопричин не на физическую, а метафизическую, интеллигибельную, умопостигаемую реальность, которая, по убеждению Платона, и представляет абсолютное бытие. Любые вещи физического мира имеют свои высшие и последние причины в чувственно не воспринимаемом мире идей (эйдосов), или форм, и только в силу причастности к идеям они существуют. Слова киника Диогена о том, что он не видит ни чашности (идеи чаши), ни стольности (идеи стола), Платон парировал так: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума».

Платон родился в знатной аристократической семье. Отец его имел предков в роду царя Кодра. Мать гордилась своим родством с Солоном. Перед Платоном открывалась перспектива политической карьеры. В 20-летнем возрасте Платок стал учеником Сократа не потому, что его привлекала философия, а чтобы лучше подготовится к политической деятельности. Впоследствии Платон проявил интерес к политике, о чем свидетельствует разработанное им в ряде диалогов и трактатов («Георгий», «Государство», «Политик», «Законы») учение об идеальном государстве и его исторических формах, и активное участие в сицилийском эксперименте по воплощению идеала правителя-философа в годы правления Дионисия I в Сиракузах. Влияние Сократа на Платона было так велико, что не политика, а философия стала главным делом жизни Платона, а любимым детищем — первая в мире Академия, просуществовавшая почти тысячу лет. Сократ преподал Платону не только образец виртуозной диалектики, направленной на поиск точных определений и понятий, но и поставил проблему несоответствия, несводимости понятий к единичным проявлениям. Сократ видел в действительности прекрасные вещи, справедливые поступки, но он не видел в вещном мире непосредственных образцов прекрасного и справедливого самих по себе. Платон постулировал существование таких образцов в виде самостоятельного изначального царства неких идеальных сущностей.
По мнению Платона, идея Блага — причина всего правильного и прекрасного. В сфере видимого она порождает свет и его владыку, а в сфере умопостигаемого она — сама владычица, от которой зависит истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет действовать сознательно в частной и в общественной жизни.
С помощью диалектической триады Единое — Ум — Мировая Душа Платон выстраивает концепцию, позволяющую удержать во взаимосвязи множественный мир идей, объединить и структурировать их вокруг основных ипостасей бытия. Основа всякого бытия и всей действительности — Единое, тесно связанное, переплетающееся, сливающееся с Благом. Единое Благо — трансцендентно, то есть находится по ту сторону чувственного бытия, что впоследствии позволит неоплатоникам положить начало теоретических рассуждений о трансцендентном едином, о едином Боге. Единое как организующий и структурирующий принцип бытия задает границы, определяет неопределенное, конфигурирует и воплощает единство множества бесформенных элементов, давая им форму: сущность, порядок, совершенство, высшую ценность. Единое, по Платону, есть принцип (сущность, субстанция) бытия; принцип истинности и познаваемости.
Вторая основа бытия — Ум — порождение Блага, одна из способностей Души. Ум не сводится Платоном только к дискурсивному рассуждению, а включает интуитивное постижение сущности вещей, но не их становление. Платон подчеркивает чистоту Ума, отграничивая его от всего материального, вещественного и становящегося. Одновременно Ум для Платона не есть какая-то метафизическая абстракция. С одной стороны, Ум воплощен в Космосе, в правильном и вечном движении неба, и небо человек видит глазами. С другой,— Ум есть живое существо, данное предельно, обобщенно, предельно упорядочено, совершенно и прекрасно. Ум и жизнь не различаются Платоном, потому что Ум тоже есть жизнь, только взятая предельно обобщенно.
Третья ипостась бытия, по Платону,— Мировая Душа, которая выступает в качестве начала, объединяющего мир идей с миром вещей. Душа отличается от Ума и от тел принципом самодвижения, своей бестелесностью и бессмертием, хотя и находит свое конечное осуществление именно в телах. Мировая Душа — смесь идей и вещей, формы и материи.
Уяснение структуры идеального мира позволяет понять происхождение и структуру чувственно воспринимаемого физического Космоса.
Эрос и любовная аналитика придают философии Платона не только известный шарм, но и позволяют интерпретировать вечную загадочную устремленность человека к Истине — Добру — Красоте.
Философия Аристотеля
Аристотель из Стагира (384-322 до н. э.) - пожалуй, самый универсальный философ Древней Греции, синтезировавший достижения предшественников и оставивший потомкам многочисленные труды по различным дисциплинам: логике, физике, психологии, этике, политологии эстетике, риторике, поэтике и, конечно, философии. Авторитет
и влияние Аристотеля огромны. Он не только открыл новые предметные сферы познания и разработал логические средства аргументации, обоснования знания, но и утвердил логоцентристский тип западноевропейского мышления.
Аристотель — самый одаренный ученик Платона, и не случайно учитель, оценивая его способности, говорил: «Остальным ученикам нужны шпоры, а Аристотелю — узда». Аристотелю приписывают изречение «Платон мне друг, но истина дороже», которое достаточно точно отражает отношение Аристотеля к философии Платона: Аристотель не только защищал ее в спорах с оппонентами, но и подвергал серьезной критике ее ключевые положения.
В главном философском трактате «Метафизика» (термин «метафизика» появился во время переиздания аристотелевских сочинений Андроником Родосским в I веке до н. э.

10. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА. КИНИЗМ. ЭПИКУРЕИЗМ. СТОИЦИЗМ
Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенным образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, социальные связи и культурные навыки – мнимость. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношению к предмету. Киники – источник стоицизма.

Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Главные произведения: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Эпикуреизм представлял собою в греческой филоcoфии III-I в. до н. э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в принципе сыграл положительную роль. Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает стоическую философию в обширную систему. Стоики характеризовали философию как "упражнение в мудрости". Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие. Скептицизм. В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление - скептицизм. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В элленистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: например, первый подвергает сомнению положения о действительности развития физиологической структуры животных, 2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики, 3 - о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. В общем, они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. философии, где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта философия отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости). 11. Статус философии в средневековой культуре. Апологетика, патристика, схоластика (реализм и номинализм). Принципы средневекового философского мышления. Принципы средневекового философского мышления: -монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, ве­чен и бесконечен; -теогентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия; - креагионизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего; - символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами; - провиденциализм (провидение) - история человечества пони­мается как осуществление Божественного замысла; - эсхатологизм - учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде. В развитии средневековой философии можно выделить следу­ющие этапы: -апологетика(от греч. apolozeomai-защищаю; 1—3 вв. н.э. защищается христианство, раскрываются познавательные возмож­ности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др). О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрос­ти гласит максима Тертуллиана: «Bgpyto, ибо абсурдно»; -патристика (от лат. patres - отцы) - разрабатываются осно­вы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV-VIII вв.). При этом предполагалось отделить подлин­ные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии, чтобы исключить ерети­ческие интерпретации (Аврелий Августин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.). Проблемное поле философии было связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущ­ности Бога как высшего Бытия, его трансцендентной (потусторон­ней) природы и тройственности Божественных ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпретацию, т.к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уве­ровать, но верую, чтобы понимать»; -схоластика (лат, scholasticus - школьный, ученый) - сохраня­ется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остают­ся философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX-XIV вв., «золотым ве­ком» считается XIII в.). Основные теоретики - Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р, Бэкон и др. Своеобразие этого этапа свя­зано с формированием двух систем образования - монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к ло­гике Аристотеля. Великим систематизатором средневековой фило­софии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отличаются методом получения истин, т.к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а фило­софское - опирается на разум и опыт. Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философс­кие подходы: - реализм - общие понятия представляют собой подлинную ре­альность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кен­терберийский, Фома Аквинский и др.); - номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия - лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р.Бэкон и др.). 12.конспект 13. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Эмпиризм и рационализм.

Для эпохи Нового времени (к. ХУ1-ХУН вв.) характерен наукоцентризм - задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки. Этому способствовало:
- развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих разнообразных знаний;
- завершение создания экспериментально-математического ес­тествознания;
- ориентация на научное знание, которое становится автоном­ным от религиозной веры и умозрительных философских концеп­ций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности;
- синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспер­тизу со стороны опыта;
- дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;
- оформление теории познания (гносеологии), которая актуа­лизировала проблему природы и механизмов познания, и форми­рование методологических программ научной деятельности;
- изменение задач философии: ее первоочередной целью ста­новится поиск всеобщего метода научного познания.
Программа эмпиризма (Ф. Бэкон). Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить «в человечес­ком понимании истинный образ мира... А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Орга­нон»). В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы рода и пеще­ры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм раз­вивался в гносеологических концепциях Дж. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753) и Д. Юма (1711-1776).
Программа рационализма (Р. Декарт, 1596-1650). Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. кри­терий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего - других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существо­вании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «...к нашей природе... причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было теле­сная вещь...». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыс­лим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю - следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки - важные составляющие дедуктивно-рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками - «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт «Рассуждение о методе»).
14.конспект
15.конспект

16.Классика и современность в развитии европейской философии – конспект
Переход к современному (неклассическому) типу рациональ­ности был обусловлен:
1) развитием индустриального общества и радикальной трансформацией всех социальных систем;
2) ускоре­нием темпов исторического прогресса при одновременном осоз­нании его катастрофичности для человека (Первая мировая война, революционные движения, «восстание масс»);
3) возникновением альтернативных классике тенденций в духовной культуре (модер­низм и авангард в искусстве, кризис в физике и др.).
В развитии современной философии можно выделить три этапа:
- неоклассический (сер. XIX - нач. XX вв.), характеризуется попытками трансформации классических систем или их отдельных положений в соответствии с новыми потребностями времени (нео­гегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм); неклассический (от к. XIX - нач. XX вв. до 70-х гг.), форми­руются 3 основные исследовательские программы: аналитическая, социально-критическая, экзистенциально-феноменологическая;
постнеклассический (70-е гг. XX - нач. XXI в.), связан с син­кретичным соединением неклассических программ и критическим переосмыслением сложившейся философской и общекультурной ситуации. В отличие от классики, неклассическая философия не имеет единого миро­воззренческого центра, придающего философии типологически- целостный образ. Пожалуй, единственное, что объединяет различ­ные современные течения мысли - это их критическое отношение к идеалам классики. Специфика классического и неклассического типов рациональности представлена в таблице.

Date: 2015-07-27; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию