Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философские категории и универсалии культуры. Функции философии
Как возникают философские категории? По мнению B.C. Степина, они появляются в сознании человечества в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями - «мировоззренческими универсалиями» (от лат. universalis - общий, всеобщий), или универсалиями культуры. Это такие понятия, которые возникают в культуре раньше философских категорий и фиксируют жизненные смыслы (осознанные или неосознанные), которыми руководствуется человек в своей деятельности («бытие», «время», «человек», «свобода» и т.д.). Именно они определяют шкалу человеческих ценностей, обеспечивают понимание мира, его переживание и осмысление. В них можно выделить три уровня смыслов: общечеловеческий, фиксирующий отличие человека от остального мира; особенный - выражающий специфику смыслов конкретно- исторической эпохи; групповой и личностный -соответствующие смыслам индивидуального опыта или социальной группы. Очевидно, что эти уровни связаны между собой, не существуют независимо друг от друга. Универсалии культуры выполняют в обществе следующие основные функции: задают способы селекции человеческого опыта, отбора того, что достойно включения в «культурный багаж»; образуют категориальную структуру сознания людей определенной эпохи; создают в своей взаимосвязи целостный образ мира, выражающий отношение человека к природе, обществу, духовному миру. Статус и роль философии в современном обществе и его культуре конкретизируется в следующих основных функциях: -- мировоззренческой - задает интегральный образ мира, формирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества; методологической - выступает всеобщим методом мышления, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теоретической деятельности, предлагает научному познанию и социальной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегрирует новое знание в духовную культуру; оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оценивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм. 5. Генезис философии. Социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
Основные концепции генезиса философии: мифогенная - философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму; гносеогенная - философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения; гносеогенно-мифогенная - синтетическая концепция, которая называет три источника генезиса философии - совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мышление. Духовным источником возникновения философии может рассматриваться переход от мифа к логосу, т.е. рациональному и достоверному знанию. Теоретическая (философия, физика и математика) мысль, согласно Аристотелю, возникает там и тогда, где и когда были изобретены искусства, обеспечившие удовлетворение потребностей человека, там, где некоторые люди стали иметь досуг - свободное время. Философствование, утверждает Аристотель, это лучшая форма времяпрепровождения, тем более, что стремление к мудрости добродетельно. Философия возникает в определенных социокультурных условиях: -формирование товарно-денежных (вещных) отношений в экономической сфере жизни обществ; -выделение ремесла из сельского хозяйства; -становление государства и безличного писаного права; -социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»; -отделение умственного труда от физического.
6. Философия Древней Индии: отличительные особенности, ортодоксальные и неортодоксальные школы. Д/и цивилизация–одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии проникли арийские племена. В основе индийской философии лежали «Веды» (знания). Веды структурировались(не совсем верно): 1.Ригведа(XIIв.до н.э.)-сборник гимнов(молитв). 2.Брахманы(Xв.до н.э.)-коменты вед,ритуалы. 3.Упанишады(VIII-VIв.до н.э.)-философские тексты.В упанишаде идеи о субстанции(первопричине)-нематериальном начале,космическое начало-брахма,о круговороте жизни-сансаре,о идеи познания-основывается на интуитивном постижении мира. Даршаны-филосовские школы Все эти школы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными(Ньяя,Вайшешика,Санкхья,Йога,Миманса,Веданта). Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая цель - достижение человеком свободы. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.1Есть путь уничтожения страданий (восмиричный). Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблемы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом. Локаята(школа Чарвака) в ней отвергнуты все древнии ф-ии Индии.Чел-к из 4-ёх эл-ов:земли,воды,огня,воздуха.На их основе-душа.Со смертью тела-кирдык и душе.Сущ-ет равновесие добра и зла.
7. Для китайской философии характерно единство противоположностей:ян и инь. Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала–усин: вода, огонь, земля, металл, дерево. Ф-я была рационально-практической,ориентированной на реальность. Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат–«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.Основа:«Книга перемен»(XII-VIвв. до н.э.).Основные идеи в ней:1.О субстанции(их 8(позже 5-ть):небо и земля,гром и ветер,огонь и вода,горы и озёра),2.Идея о движении,о изменении мира. В основе развития 2-е тенденции: а)улучшение,б)негативные(напр.разрушение),3.о гармонии-она соед. предметы с разными св-ми.4.Обществом упр-ют не боги,а действия людей. В этот период возникло 6 основных философских школ:
1. Даосизм (Лао Цзы)
2. Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций))
3. Моизм (Мо Цзы)
4. Инь-ян-цзя
5. Мин-цзя (школа имен–номиналисты)
6. Фа-цзя (легизм, законники). На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин» и книга перемен «И-цзин»
Date: 2015-07-27; view: 577; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|