Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвёртый доклад





Дорнах, 26 декабря 1920г.

Давайте вспомним некоторые факты, которые в эти дни были предметом наших рассмотрений. Я ука­зывал на значительный факт, заключающийся в том, что в рассказе о Мистерии Голгофы появляются, с од­ной стороны, пастухи с их возвещением, то есть люди простой души, и с другой стороны, маги с Востока, то есть по пониманию людей того времени те, кто дос­тигли высочайшей мудрости, которая могла быть дос­тигнута. Магам Мистерия возвестила себя из звёзд и тайн, которые человечество подслушало у них. То же самое возвестило о себе неучёным простым пастухам из определённого рода ясновидения, которое в то вре­мя ещё могло возникнуть из благочестивых сердец. Притом мы указали - так я излагал - на последние ос­татки древних созерцаний человечества, которые в гораздо более ранние времена в известной мере были нормальными созерцаниями, и в то время, когда на­ступила Мистерия Голгофы, они ещё выступали в ви­де последних остатков у избранных людей одного ро­да - учёных, или же у избранных людей другого рода - неучёных. Так что можно сказать примерно сле­дующее: Событие Голгофы наступило на Земле в то время, когда у отдельных людей ещё существовали последние остатки древнего созерцания человечества, которых было как раз ещё достаточно, чтобы осознать сверхчувственное События Голгофы.

А теперь ещё раз охарактеризуем, какими являют­ся эти способы познания у людей. С одной стороны, мы имеем пастухов. То, что происходит в человече­ском мире, они переживали посредством внутреннего наивного, инстинктивного видения. Такое внутреннее видение - я уже обращал на это ваше внимание - про­истекает из того, что силы земной планеты действуют внутри человека. Эти силы земной планеты действуют ведь не только в низших царствах, но они действуют и в человеке. Новое человечество, в особенности совре­менное человечество, во внутреннем уже не пережи­вает непосредственно от тех земных сил, которые оп­ределённым образом поднимаются из земной планеты и затем выступают в видении во внутреннем человека. Но чем дальше мы идём назад в развитии человечест­ва, тем больше находим такие, возникающие во внут­реннем человека видения, которые всей своей конфи­гурацией и своим особым способом различаются в за­висимости от разного климата, от различных террито­рий Земли и так далее. То, что можно при этом открыть внешне, разумеется, часто является обманчи­вым, ибо люди древних времён, кроме того, были не вполне оседлыми. Получаемое ими через силы земной планеты во внутренние способности они развивали на какой-либо территории Земли, затем вследствие пере­селения народов и племён несли это на другую терри­торию и потом распространяли дальше через наследо­вание. Так что не всегда мы можем сказать, что воз­никшее тут как внутреннее видение непосредственно связано с территорией, на которой оно появилось именно благодаря людям.

Как животный мир определённой части Земли имеет определённую конфигурацию - у животных это больше выражается во внешнем развитии, во внешнем формировании, в образе жизни, - так люди, ещё близ­кие силам природы, в отношении своей внутренней конфигурации были связаны с внутренними силами Земли. Конечно, эти внутренние силы Земли в свою очередь не являются полностью независимыми от сил универсума. Человек во время своей жизни между ро­ждением и смертью отдан этим силам Земли. Он отдан им относительно некоторых членов своего человече­ского существа, относительно физического тела и от­носительно эфирного тела. Это не относится к аст­ральному телу и к «Я», но в отношении физического и эфирного тел человек абсолютно отдан силам Земли. Человек своим физическим телом и своим эфирным телом отдан тому, что тут внизу в земном царстве, я бы сказал, действенно. И так как в древние времена человечество гораздо больше было зависимо от физи­ческого и эфирного тел, чем сегодня, то и в сознании человека больше проявлялось являющееся деятель­ным в человеке влияние Земли, и оно содействовало в человеке главным образом определённому инстинк­тивному деятельному бытию души в отношении по­знания самого человеческого мира, в отношении по­знания земной планеты, а также и животного мира.

В древние времена люди знакомились с животным миром, получая от каждого вида животного опреде­лённый образ, определённую имагинацию. От этих, полученных древними, имагинаций о видах животных мы сохранили только абстрактные понятия видов. Мы говорим о виде или роде волков, тигров и кошек и так далее. Это последние абстрактные остатки того, что в древние времена существовало как живые образы, что существовало в созерцании, в инстинктивном созер­цании. Точно так же в древние времена человек в от­ношении другого человека имел не то абстрактное чувство, которое сегодня мы имеем по отношению к нашим ближним, мимо которых мы ведь проходим, едва ли реально узнав их; но благодаря тому, что опи­санным образом жило в силах во внутреннем человека, он, встречаясь с другим человеком, получал, разу­меется через общую карму, через общую судьбу, оп­ределённый, но всё же именно один определённый образ - созерцание своего ближнего, которое появля­ется очень конкретно как наивная имагинация.


Таким же образом в этом древнем человечестве часто жило нечто такое, что имело отношение ко всей земной планете или - по крайней мере у многих наро­дов - к территориям, на которых они жили. Это было внутреннее созерцание в отношении земной планеты, даже в отношении процессов в человеческом мире, которые изживаются в социальной жизни, а также в отношении процессов животного мира. Из этого внут­реннего созерцания потом развилось наше обычное чувственное созерцание. Можно сказать, что то, что внутренне наполняло всего человека для образования созерцаний, внутреннего процесса восприятия, в но­вое время полностью пробилось к поверхности орга­нов чувств человека, и возникло наше созерцание, ко­торому мы сегодня поклоняемся в особенности в есте­ственнонаучном созерцании, где мы только и ценим всё то, что рассудок комбинирует из созерцаний орга­нов чувств. Это чувственное созерцание, это созерца­ние, которым сегодня мы прослеживаем ковёр чувств, есть потомок того, что выступает нам навстречу, когда мы изучаем древние эпохи развития человечества в реальности, а не с иллюзиями современной психоло­гии и антропологии. То, что в древние времена высту­пало нам навстречу как внутреннее видение, сегодня стало прежде всего нашим внешним созерцанием.

Другое, охарактеризованное нам через знание ма­гов с Востока, стало абстрактным. Это то, что пошло теперь противоположным путём. В то время как внут­реннее видение пробилось на поверхность и стало чувственным созерцанием, внешнее созерцание, про­явившееся в имагинативном, инстинктивно-имагинативном знании звёздного мира и его тайн, что выразилось в древнего рода астрономии, которая, конечно, тоже вычисляла при помощи чисел и геометризировала с помощью фигур, если воспользоваться этим выражением Платона (20) - это внешнее созер­цание, которое видело в определённой степени живую математику, осуществлённую во вселенной, в которой каждая звезда была одновременно духовным сущест­вом, приняло противоположное направление (см. ри­сунок 4).

Другое созерцание выходит на поверхность орга­нов чувств и становится тем, что мы сегодня называем нашим внешним созерцанием, нашим эмпиризмом. Но то, что было внешним созерцанием, уходит во внут­реннее человека и становится абстрактной математи­кой, абстрактной механикой или форономией - всем тем, что восходит из нашего внутреннего как матема­тически-механическое знание.

Рисунок 4

Так в том, что сегодня подходит к человеку на од­ной стороне как чувственное созерцание, а на другой стороне как математически-механическое построение мира, мы имеем, разумеется, наследие, абстрактное наследие древних инстинктивных созерцаний челове­чества. Эти последние остатки древних созерцаний по существу исчезли главным образом со времени вступ­ления Мистерии Голгофы, хотя это так недоступно внешней антропологии. У большинства населения Земли они исчезли гораздо раньше, ибо если мы дей­ствительно хотим узнать об этих прадревних способах созерцания человечества, нам необходимо вернуться в очень, очень ранние тысячелетия, в тысячелетия, предшествующие исходу с плоскогорья Туран того, что потом стало египто-халдейской, греческой куль­турой (21) и так далее. Но последние остатки нам ещё выступают в христианской традиции через созерцание пастухов, узнавших благодаря инстинктивному има-гинативному ясновидению о важном событии челове­чества, и через созерцание магов с Востока, увидев­ших то же самое из звёздной мудрости.


Эти древние способы созерцания ведь стали из­вестны нам в своих последних остатках как отчётли­вые знаки внутри развития человечества. Тогда, со времени Мистерии Голгофы, всё больше и больше распространялся новый способ созерцания, впрочем, подготовлявшийся уже в Греции, ибо эти вещи не входят друг в друга резко, а подготовляются и мед­ленно угасают. В Греции подготовлялось то, что стало интенсивным, по сути дела, только в самое последнее время, что особенно проявилось в развитии человече­ства главным образом на европейском Западе с сере­дины XV столетия и достигло затем своей высокой точки только в XIX столетии, но отчётливым стало уже в XVIII столетии. Дело состоит в том, что древ­нее, пронизанное духом, созерцание небесных далей превратилось в абстрактную математику и механику; так что небо мы обозреваем в галилео-кеплеровском духе, как если бы оно было постижимо как большой объект математики и механики; а то, что мы называем восприятиями, надо ограничить лишь тем, что нам со­общают органы чувств; и сила восприятия всего чело­века, инстинктивно существовавшая в древние време­на, перестала быть деятельной.

Мы ведь часто говорили, что человечество снова должно вернуться к развитию видения. Поднимаю­щееся во внутреннем в качестве математики и меха­ники должно снова развиться до имагинации. То, что снаружи применимо только к ковру чувств, обычно приводит к спекулированию и развитию всяких меха­нических теорий по поводу чувственных процессов, где говорят о всяких волновых колебаниях или тому подобном - это снова должно быть подчинено инспиративному видению. Благодаря этому человечество снова соединится со своим собственным истоком, -с духовным, являющимся ведь самым исконным суще­ством человека. Итак, из этих древних времён в каче­стве последних остатков мы получили математическое воззрение и внешнее чувственное созерцание. И что же с этим появилось в развитии человечества?

Давайте-ка посмотрим на XVIII столетие. Пойдём назад до английского философа Локка (22), который приобрёл такое большое влияние на развитие науки. Здесь прежде всего мы находим указание Локка на та­кое познание, которое в настоящее время сообщается через органы чувств, как на единственно возможное.


Математически могло комбинироваться только чувст­венное созерцание, так как внешнее чувственное со­зерцание было только-только получено - особенно на Западе, Восток всему этому противился - и абстракт­но-математическим как раз стало внутреннее созерца­ние.

Во Франции в XVIII столетии выявляются попыт­ки понять человека, дать ответ на вопрос: Что же та­кое человек? Стремятся узнать человека посредством того, что может теперь открыть силой познания сам человек. И возникло такое произведение как «Человек машина» де Ламетри (23). Это произведение возник­ло не из пустой фантазии человека, а возникло оно из всемирно-исторической необходимости развития че­ловечества. В прадревние времена этому соответство­вало бы - постижение человека из всего космоса, из всех знаний, которые древняя астрономия могла полу­чить о небесных явлениях, постижение человека в оп­ределённой степени с помощью качественной матема­тики, являющейся, однако, ничем иным, как древней астрономией, или, пожалуй вы скажете, астрологией; исходя из этого постигали человека. Тут человека по­стигали конкретно, хотя и не с нашими сознательны­ми возможностями познания, но всё же с инстинктив­ными возможностями познания древних.

Что же от этого осталось? Во вселенной предста­вили себе математические, только чисто абстрактно распростёртые линии и силы, как могли их внутренне абстрактно охватить. Человека хотели представить себе как машину. Остроумное сочинение, стремящее­ся представить человека только судя по математиче­ски-механическим силам, затем продолжало обитать в XIX столетии и заполонило все научные воззрения. Против этого протестовали, по крайней мере, теорети­чески. Говорили: "Однако, так это не может быть, тут должно быть действенным в человеке ещё что-то дру­гое". Но ничего другого не прилагали, хотя философско-теоретически и соглашались, что так, как это изо­бражено в произведении «Человек машина», не может быть. Однако для понимания человека не применяли никаких других сил, кроме тех, которые, по сути, применяют также и к пониманию машины. Люди должны были однажды пройти через развитие духа, правда, духа, существующего в абстрактном смысле, который, однако, может постигать только механиче­ски-минеральное, так как является как раз духом только в абстрактном смысле. Вот благодаря этому к человеку и пришло осознание свободы. Пусть в За­падной Европе стремление к свободе проявилось в XVIII веке ещё так беспорядочно, есть внутренняя связь между тем убогим познанием человека, выска­занным в «Человеке машине», и тем стремлением к человеческой свободе, как оно выразилось во Фран­цузской революции. С одной стороны, ужаснейший декаданс познания из внутренних сил, с другой сторо­ны, интенсивное требование человеческого достоин­ства в свободе.

Второе, созерцание, которое человек лелеял во внутреннем, было загнано в органы чувств и поблёкло до внешнего чувственного созерцания. В нём не воз­никало больше ничего из того, что в созерцании ведёт человека к человеку; тут осталось как социальный двигатель только ощущение. И затем в XIX столетии появились главным образом в Средней Европе (в странах Запада даже уже в XVIII столетии) те лично­сти - на Западе Дюпюи (24), потом в Средней Европе такие духи, как Людвиг Фейербах (25) и другие, - ко­торые своеобразно, как всё подобное понималось то­гда в Средней Европе, вспоминали, что человечество в ходе своего развития при выглядывании в макрокос­мос видело духовное, видело богов или, наконец, бога. Но тут выступал сильный инстинкт: когда я выгляды­ваю во внешний мир, ведь тут я имею только чувст­венный ковёр, тут я получаю только то, что дано чув­ственным восприятием. То, что тут сообщается об увиденном когда-то в сиянии звёзд, которые ведь тоже прежде всего являются материальными вещами, о том, что было дано как духовное содержание минерального и растительного мира, это - так говорится - поэтиче­ский вымысел, это всё антропоморфизм, это из своей фантазии люди внесли во внешний мир. Не боги соз­дали людей, а люди создали богов, исходя из своего душевного существа. - Сначала Дюпюи, а затем такие люди, как, например, Людвиг Фейербах, в середине ХIХ столетия поставили это перед людьми.

С другой стороны, потом такой дух как Дарвин и те, кто думали подобным образом, воспользовались тем, что человек в качестве созерцания имеет только чувственное созерцание. Они основали учение, в ко­тором должно было жить только это внешнее чувст­венное созерцание. И тут оказалось: с помощью этого учения нельзя понять человека. Эволюционная теория дана в грандиозном построении идей от простейших организмов вплоть до сложнейших, и человек постав­лен на вершину животного мира. Что же поняли в че­ловеке? Поняли то, что могли созерцать внешне только с помощью чувственного восприятия.

Если во Франции в XVIII столетии вообразили, что человек является машиной, то уже в XIX столетии человека увидели снаружи и как раз не проникли во внутреннее человека. Предлагалась только оболочка человека. Но эта человеческая оболочка находится на вершине животного царства. Однако, то, что охваты­вает эта человеческая оболочка, находится вовсе не на вершине животного царства, а происходит из совсем другого мира, о котором уже не имели никакого пред­ставления, так как имело место только чувственное созерцание, до которого развилось древнее ясновиде­ние, так как существовали только математика и меха­ника, в которые преобразовалась древняя астрономия, бывшая живой духовной наукой. Хотя с помощью внутренней науки могли конструировать человека лишь как машину, с помощью внешней науки вообще не могли конструировать человека, а только его обо­лочку. Постепенно человек затерялся. И, по сути дела, сегодня ведь даже не осознают, насколько именно в познании утрачен человек. Животных препарируют, занимаются их физиологией и потом с некоторыми изменениями переносят на человека. Но сегодняшнее устремление не получает истинного познания. Ныне человек не может добыть никакого осознания челове­ка из того, что он как раз считает наивысшим автори­тетом - из науки. Нашему научному настрою предше­ствовал человек в качестве машины, предшествовало понятие чувственного внешнего мира, внутри которо­го не может быть найден человек.

В одной из новых книг (26) - ведь с тех пор опять уже появилось новое, в конце концов брошюры, которые должны сегодня противостоять антропософии, превратились в целые книги - в предпоследней боль­шой книге против антропософии мы находим, сколь многое в антропософии должно напоминать древнюю мифологию. Однако, в действительности в основе та­кого образа действия лежит только то, что упомяну­тый автор так же вовсе не понимает антропософию. Автор этого сочинения лиценциат теологии, очень учёный господин. Они ведь все учёные господа - это всегда можно говорить как рефрен, если вспомнить известную речь в «Юлии Цезаре» Шекспира (27): "Они все почтенные мужи". Они ведь все учёные гос­пода, и этот учёный господин именно потому, что со­всем не понимает антропософию, обнаруживает что-то совпадающее с древней мифологией.

Мы знаем, что в антропософии речь идет о всеце­ло сознательном понимании мира, о понимании мира, осуществляемом таким сознанием, каким обычно внутренне просматривают действительность только в математике, значит, речь идёт поистине не о мифоло­гических поэтических творениях. Но всё же порой, в то время как наша душа глубоко взволнована, мы именно благодаря антропософии обращали внимание на исполненные смысла древние мифологии, на древ­ние мифологические воззрения. Эти древние мифоло­гии абсолютно не являются поэтическим творением в том смысле, каким нечто поэтическое является сего­дня, но они произошли из наивных имагинаций, соот­ветствующих, однако, определённому содержанию мира. Они только дали образно именно то, что имело в себе это содержание мира. И если позволить действо­вать на себя глубоко значительному этих образов, то в этих древних образах проявляется порой нечто совер­шенно удивительное по надёжности познания. И сего­дня я хотел как раз напомнить о древней индийской поэме (28), которая обращена к Богу Варуне, и кото­рую я хотел бы дать вам примерно следующим обра­зом:

Варуна - простирающий силы во все существа.

Варуна - тот, кто в лесах воздух распространяет.

Варуна - тот, кто в быстроногих животных быстроту вызывает.

Варуна - тот, кто в несущих молоко коровах молоко вызывает.

Варуна - тот, кто в человеческом сердце волю побуждает.

Варуна - тот, кто в водах туч стрелы молний вызывает.

Варуна - тот, кто на небосводе свету Солнца сиять даёт.

Варуна - тот, кто на горе напиток Сома создаёт.

В этом обращении к Варуне мы чудесным образом находим то, что я излагал вам вчера. Если мы сначала постигаем то, что входит в человека из внутренних сил Земли, в его физическое и его эфирное тела - так что тогда только астральное тело и «Я» могут подни­маться в его сознание и изменять его, - итак, если мы понимаем, что тут в сознании действуют земные силы и вызывают то, что тогда, в древние эпохи, стало во внутреннем силами видения, что вообще оживляло внутреннее человека и Земли, то мы найдём осмыс­ленным, когда прежде всего указывается, каков Вару­на, Бог превращений, который даёт блуждать ветру, воздуху по лесам, то есть по Земле, покрытой лесами, как то же самое обладающее силами существо, дейст­вуя из Земли через животных, вызывает быстроту в лошадях, вызывает жизненную субстанцию в сущест­вах, дающих молоко, однако в сердцах людей оно вы­зывает волевые импульсы, из которых приходило как раз то, что было древним внутренним ясновидением. В этом указании, я бы сказал, мы имеем нечто такое, что объясняет нам способ созерцания пастухов в поле. И в том, что следует теперь, мы получаем то, что объ­ясняет нам особый способ созерцания магов с Восто­ка. Ибо Варуна тот, кто позволяет вызвать стрелы молний в водах туч - выглядывают в макрокосмос и находят там силы, которые узнают в способе магов, -Варуна тот, кто позволяет свету Солнца сиять в небе­сах, и кто на горе создаёт напиток Сома, то, что так действует в человеке, что он может обозревать мир.

Конечно, тут надо сделать одно замечание. Поэма происходит из того времени, в котором уже не суще­ствовало в отношении внешнего мира прадревнего чистейшего созерцания, в котором уже не через чисто духовное осуществление дыхания, как это было по­всюду в древнее время, когда через вдыхание стреми­лись всасывать то, что тогда давало созерцание миро­вых далей, но когда - и об этом часто заботились в поздних Мистериях - с помощью известного напитка, приготовляемого из растений, побуждались к созерца­нию вовне; так же как позже, когда было утрачено внутреннее созерцание, стремились внутренне возбудить себя употреблением совершенно определённых субстанций. На Востоке для внешнего созерцания макрокосмоса стремились возбудить себя с помощью определённых растительных соков. На Западе потом появилось то, что стремились возбудить себя с помо­щью внутренних субстанций. В странах Востока на­зывали напитком Сома (29) то, благодаря чему с по­мощью внешнего средства, через принятие чего-то, стремились пробудить способность, проявившуюся через магов в своих последних остатках. В странах Запада вплоть до позднего Средневековья, даже ещё вплоть до нового времени, называли камнем мудрых (30) то, что хотели принимать внутрь, чтобы получить мудрость, вызывающую внутреннее восприятие.

В обычных книгах, которые вы захотите изучить по ориентализму, вы повсюду найдёте указание на на­питок Сома, на сок Сома. По поводу этого обнаружи­ваются всякого рода очень остроумные объяснения, потому что люди никогда не исходили из истинной мудрости посвящения и не обращали внимания на то, чем же, собственно, субстанционально является напи­ток Сома. Точно так же вам указывают во всяких ис­торических книгах, что, конечно, не известно, какая субстанция есть камень мудрых. Я, разумеется, тоже не намереваюсь говорить об этих обеих субстанциях. Я хотел бы только отметить исполненную юмора си­туацию, когда некая учёность указывала, что невоз­можно узнать, чем в действительности является сок Сома, несмотря на то, что большое число людей пьёт литрами этот сок Сома, который, как сообщалось здесь в песне к Варуне, растёт на горе. И так же ука­зывается на то, что существует определённая субстан­ция в качестве камня Мудрых, но в действительности не известно, что понимают под этим камнем мудрых учёные алхимики, хотя люди настоящего времени то­же килограммами сжигают этот камень мудрых. Дело только в том, чтобы эти вещи видеть в правильном свете. Это удивительно, что, по сути дела, чем-то в высшей мере неизвестным часто представляется то, что очень знакомо людям, и это происходит потому, что они не знают, как связан их сегодняшний способ созерцания с тем способом созерцания, который отде­ляет от нашего относительно короткое время.

Но мы должны как раз полностью уяснить себе, что, по сути, мы сегодня смотрим на мир сквозь самые плохие очки и, несмотря на наше научное образова­ние, не знаем значения наиближайшего, не знаем дей­ствия иных субстанций, применяемых в повседневной жизни. Мы находимся внутри этих воздействий, мы их испытываем. Но несмотря на это учёность не знает, чем является напиток Сома, как не знает она, что та­кое камень Мудрых, хотя найдёшь лишь немногих людей, которым мало знакомы упомянутые субстан­ции - они только не знают, каковы они. Точно так же можно сказать: современные люди видят, что во взаи­модействии между банками и промышленными пред­приятиями кое-что происходит и большинство людей стригут свои купоны с соответствующих, получаемых ими ценных бумаг, но они так же мало знают, что, собственно, это значит в единой связи социальной жизни, как не знают они другого, только что приве­дённого. Наш способ созерцания как раз всецело та­ков, что он надевает нам очки, то есть, осуществляется сквозь очки, так что, даже выполняя наши повседнев­ные функции, мы в действительности не узнаём что-либо о внутренней связи мира.

Это удивительно, как сегодня люди стремятся ос­таваться внутри этих, плавающих на поверхности, понятий, как они не хотят, с одной стороны, погружаться в новое внутреннее, а с другой стороны, всплывать и развиваться в направлении нового внешнего знания. Порой из смутных ощущений у человека вырывается наружу то, чего бессознательно уже хочет в действи­тельности большинство людей, но они боятся поднять это желание в сознание.

На днях один наш друг дал мне «Рейнскую музы­кально-театральную газету» (31). Первая статья этой газеты рассказывает кое-что из профессиональных пе­реживаний одного музыканта, значит из непосредст­венного опыта в особом случае жизни. Чрезвычайно интересно то, что некто излагает тут из частного пе­реживания. Я зачитаю из этого только некоторые ци­таты. Например, мы читаем там: "Вместе со всеобщим социальным и хозяйственным переворотом к этой внутренней проблеме музыки теперь приближается внешняя - проблема новой публики, которая подходит к искусству довольно неподготовленной. Какое искус­ство обладает непреходящей ценностью и как соеди­нить искусство и народ? На сегодняшний день оба эти вопроса являются особенно важными".

Надо сказать, что большинство людей ещё даже не­ощутили значения этих вопросов; здесь, по крайней мере, чувствуют значение этих вопросов, ибо эти во­просы существуют, отягощая мир страшной тяжестью. "Многие, очень многие проблемы решались бы лучше и легче, если бы сословие музыкантов было бы организовано. Но у нас ещё нет палаты музыкантов, которая могла бы представлять общие интересы му­зыкантов всех специальностей; реально ещё даже не объединились отдельные группировки".

Тут автор размышляет о соответствующей органи­зации. Теперь он говорит: "Едва ли какой-нибудь из союзов охватывает всех товарищей сословия; но, по­жалуй, самыми сильными являются немецкий союз музыкантов, особенно охватывающий оркестровых музыкантов, далее организации владельцев нотных магазинов, которые ведь имеют общий базис благода­ря своим экономическим целям. Затем с большим от­рывом следуют различные группы академических и неакадемических учителей музыки, учителей пения в школах, органистов, дирижёров и критиков, а также творящих и воспроизводящих музыкантов. Здесь мно­гих изолировали собственное важничанье и соперни­чество. Ещё многого нехватает, чтобы все работники духовных профессий осознали необходимость объе­динения. Всё же происходит так, что в музыкальной области, особенно по всем социальным вопросам, вла­ствуют вовсе не специалисты, знающие, что необхо­димо, но вершат эти дела дилетанты (прежде всего в большом государственном плане, а также и в узком провинциальном общественном управлении) и в наше время - в зависимости от силы партии - политики, проявляющие заботу об искусстве в известной мере только параллельно, часто, наверно, с доброй волей, но всё же часто и без необходимого знания дела и объективности. Так получается, что прежде всего го­сударство оказывается почти полностью несостоя­тельным в отношении справедливых требований му­зыки. Но это явление относится не только к музыке, оно типично для всех культурных дел. Из осознания того, что также и хозяйственными вопросами народа не в состоянии разумно заниматься политически ори­ентированные до сих пор существующие народные представительства, недавно был образован новый «Хозяйственный совет». При примерно 400 местах в нём, искусству было предоставлено едва три места; так скромно оценивают его значение! И если мы даже считаем, что одного-двух голосов недостаточно, что­бы представлять интересы положения немецких му­зыкантов даже в одних чисто хозяйственных вопро­сах, то мы должны всё-таки поставить вопросы: где вообще будут обсуждать культурные интересы наро­да? Существовавшее до сих пор обсуждение в парла­ментах мы отклоняем. Ни один профессиональный музыкант не представляет наше знание в Рейхстаге, и даже будь их десять или двадцать, они всё же не смог­ли бы ничего сделать там, где говорят и голосуют с партийных точек зрения.

Так остаётся только один путь, логичный и ясный, и поэтому однажды вступят на него для блага всего нашего народа. Наряду с политическим парламентом, который управляет правовым положением отдельной личности по отношению к обществу и всего народа -по отношению к интернациональному миру, и наряду с хозяйственным советом, который должен заботить­ся о материальных основах жизни народа, нам нужен совет по культуре, который заботится о духовных вещах и в его задачу входит их продвижение.

Мысль об этой трёхчленности не нова. Но она только недавно точно сформулирована доктором Ру­дольфом Штайнером и теперь пропагандируется кон­торой союза «Трёхчленность соцального организма», Штутгарт, Хампингштрассе 17, от которой дальней­ший материал по этому вопросу может получить вся­кий.

Кто однажды вдумался в этот вопрос, тому трудно снова освободиться от этой мысли, настолько она ясна и так надёжно решает проблемы, над которыми мы безуспешно бьёмся уже длительное время. Осуществ­ление этого приведёт и должно привести жизнь всего нашего народа к выздоровлению!".

Я читаю вам это на том основании, что вы здесь, исходя из одной вполне конкретной специальности, стремитесь к трёхчленности. Однако, тут приходят те, которым именно здесь должно быть отказано, те, ко­торые, собственно, имеют только внешнее политиче­ское воспитание и находят, что эта трёхчленность яв­ляется утопией. Нет, она никакая не утопия, она взята как раз из внугреннейшего ощущения каждой отдель­ной специальности. И каждый отдельный человек, стоящий внутри вполне определённой специальности, во вполне определённой области, как в данном случае тот, кто написал эту статью (а это ответственный ре­дактор газеты; редкость, когда подобным образом ны­не пишут ответственные редакторы газет), каждый отдельный человек, находящийся внутри конкретной, определённой ситуации, может ощутить, как именно практическое рассмотрение жизни может привести к тому, что в конце концов скажешь себе: "Кто однажды вдумался в этот вопрос, тому трудно снова освобо­диться от этой мысли, настолько она ясна и так на­дёжно решает проблемы, над которыми мы безуспеш­но бьёмся уже длительное время. Осуществление это­го приведёт и должно привести жизнь всего нашего народа к выздоровлению!".

Что ж, обозначенное здесь в качестве элемента, который в особенности необходимо было основать, -совет по культуре - был организован и в этом мае этому исполнился год. И этот совет по культуре ист­лел, сегодня он забыт. Меньше всего его поняли те, кто занимал какое-либо высокое положение именно в хозяйственной или в художественной жизни.

Это то, что всё больше и больше должно подчёр­киваться: мы очень сильно нуждаемся в том, чтобы чрезвычайно серьёзно принимать сегодня эти вещи! Люди находят неудобным это серьёзное принятие ве­щей. Они хотят всё снова и снова верить, что дальше уже всё пойдёт своим чередом. Нет, не пойдёт дальше всё своим чередом! Если продолжать жить так, как живётся без импульсов, исходящих из духовного ми­ра, то можно дальше заниматься промышленностью, могут тут существовать банки, могут существовать университеты, в которых изучаются всевозможные науки, могут дальше развиваться другие профессии -всё приведёт к декадансу, к варварству, к нисхожде­нию цивилизации. Кто не хочет встраивать в непо­средственную жизнь то, что приходит из духовной науки, тот, собственно говоря, не хочет восхождения, он хочет нисхождения. И большинство людей сегодня стремится к нисхождению и только обманывает себя, что из нисхождения ещё может прийти подъём.

Это то, что я прежде всего хотел здесь особо под­черкнуть с разных точек зрения в связи с этим празд­ником Рождества. Предоставьте, однако, другим лю­дям и дальше в старом смысле следовать теми при­вычными путями, которые в новое время всегда со­вершались как большая жизненная ложь! Эта жизненная ложь встретилась мне, когда я был моло­дым человеком. В отношении жизни, фактов, правды жизни я весьма хорошо разбирался во всём крайне ин­тернациональном, и во всём том, что поистине не свя­зано тесно с симпатией или антипатией к какой-либо человеческой расе, ибо я долгое время, многие годы был воспитателем в одном еврейском семействе (32). Но каждый год, когда приближалось время Рождества, тут собиралась вся родня, дальние и близкие родст­венники, все удирали - и всё это полностью принад­лежало иудейству, - чтобы купить рождественские подарки, чтобы, в конце концов купить рождествен­скую ёлку. И всё это совершалось именно так, как это делало и другое население, называвшее себя христиа­нами. И всё это совершалось в честь того, кого люди чтят фразой: "Ныне для нас родился Спаситель!" Столь сильно эти вещи стали фразой. Только люди не хотят себе признаться, как сильно эти вещи стали фра­зой, как они перестали иметь содержание! Сегодня и уже давно совсем безразлично - садится к ёлке и кла­дёт под неё подарки тот, кто соединён со Спасителем живым сердечным содержанием, или же кто-нибудь, кто закоснел в каком-либо предписании, отклоняю­щем Спасителя, - безразлично кто садится под рожде­ственскую ёлку и раздаёт под ней подарки! В таких вещах надо видеть реально возникшую ложь челове­чества, действительно ставшую фразой в нашей циви­лизации. Такие вещи необходимо рассматривать серь­ёзно. Сегодня дело не в том, чтобы сказать примерно следующее: Нельзя быть таким радикальным! - ибо не быть радикальным в этом отношении - означает уча­стие в нисхождении человечества с попаданием в опасное положение.

Это то, что по случаю этого праздника Рождества я хотел как раз высказать внутри той территории, в пределах которой теперь действительно совсем ничего нет в старом стиле. Здесь в Гётеануме в нашей архи­тектуре вы ничего не найдёте от старых архитек­турных стилей (33). В том, что кроме этого находится в Гётеануме, в конце концов вы не найдёте также ни­чего из того, что представлено старыми привычками. Поэтому со многих сторон проявляется такая нена­висть к этому Гётеануму, ведь тут как раз нет ничего от старых привычек. Но здесь ничего и не должно быть, ибо по крайней мере сегодня он должен стать местом - даже если его по-прежнему так сильно нена­видят, даже если желают его гибели, - он должен стать местом, которое обращало бы внимание на то, что необходимо сегодня человечеству.

Гётеанум не содержит ничего от прежнего. То, что является наукой гётеанизма, которая здесь культиви­руется, едва ли содержит что-либо от старого. Когда мы основываем что-нибудь для практической жизни, то отклик, идущий навстречу, уже показывает, что именно это тоже не является старым стилем. Что ж, преодолели ли уже всё старое в жизненных привычках все антропософские друзья, об этом умалчивает веж­ливость антропософского докладчика. Но он хотел бы высказать пожелание, чтобы и наши привычки всё больше и больше могли бы входить, вплоть до нашего обхождения с детьми, в то, что мы признаём как необ­ходимость для развития человечества.

Этот год, который мы начинаем этим праздником Рождества, будет нелёгким годом для нашего антро­пософского развития, - он будет трудным годом. Не уменьшатся силы того, что выступает против нас, а будут всё возрастать. Ибо силы, имеющие интерес в разрушении антропософии, очень деятельны и весьма бодрственны, как я уже не раз говорил. И именно се­годня я хотел бы вспомнить об одном: здесь, на этом месте, когда в Дорнахе должно было основываться «Будущее» (34), стоял наш дорогой друг господин Мольт (35) и говорил о том, что должно было непре­менно войти также в практическую жизнь. Он конечно был прав в каждом слове. После него я взял слово и сказал, что за всё то, что необходимо для воплощения антропософских мыслей и идей, и ощущений во внешние практические учреждения, мне не страшно, страшно мне только за одно - так я тогда сказал - найдём ли мы достаточно большое количество людей, которые способны проявить трудолюбие, чтобы таким образом что-либо осуществить.

Это совершенно необходимо - всегда возвращать в мир дельных людей, которые могут развить способ­ности и практически действительно осуществить то, чем может быть антропософия, ибо новые столетия не только несколько притупили человеческое знание, но они фактически оттеснили назад и практические, в сущности, поистине практические способности людей. И надо, чтобы люди пытались из глубочайших подос­нов своего существа - ибо там каждый человек имеет необходимые силы - на самом деле извлечь эти силы. Нам нужно, исходя из глубочайшего внутреннего че­ловека, обновить также и внешние практические силы человечества. Нашему воображению должно пред­ставляться: рождение деловитости стремящейся из глубины человека, в противовес неделовитости, кото­рой сегодня мы можем учиться во внешнем мире. Это рождение должно бы нам представляться во всём том, что мы ощущаем как рождественское настроение.

Возьмите также эти вещи в науке, где они встре­чаются. Несколько дней назад у меня была одна моло­дая изучающая медицину личность и высказалась по поводу различных трудностей своего изучения. Я мог только сказать: Наихудшее, что происходит в настоя­щее время, это то, что именно в самых важных науках вовсе не развивают человеческие мыслительные силы. Возьмите сегодня в руки какую-нибудь книгу по тера­пии или патологии: очень часто органы сердца, лёг­кие, пищеварительный организм и так далее - всё это складывают рядом в соответствии с внешним чувст­венным созерцанием, по возможности исключив мышление. И если приходят к какому-нибудь мышлению, то происходит то, что как раз произошло со мной в книге Курта Лейзе (36), лиценциата теологии. Он говорит: "Чтение штайнеровских сочинений раздра­жает и является непереносимым, так как он приходит к мысли, говорящей о трёхчленности человека, и тут следует представлять себе, что три члена существуют теперь не рядом, а друг в друге". - Это виртуозная пьеса мыслей, считает лиценциат теологии Курт Лейзе.

Того, кто сегодня в наших университетах стано­вится лиценциатом теологии, обучение основательно отучает именно мыслить! Тогда-то он и находит раз­дражающим и невыносимым, если от него требуется -мыслить; кроме того, именно это он находит самым неудобным. Но затем дело доходит до того, что всё, проистекающее у человека из наивнутреннейшего, на­пример даже правдивость, выявляется и среди водите­лей христианства так, как, к примеру, у того пастора, который ведь не говорил о каком-то пьянице, расска­завшем ему, что здесь создаётся статуя Христа, имеющая вверху - он это приводит как точный факт (37) - люциферические черты, а внизу животные при­знаки, но он приводит это как нечто твёрдо известное ему. То есть, совершенно объективную ложь он по­мещает в книгу, с помощью которой собирается ха­рактеризовать антропософию. И люди принимают та­кие вещи, не порицая их и не протестуя против этого. Полагаете ли вы, что может наступить какое-либо со­циальное выздоровление, если между делом в соци­альном порядке возможны такие вещи? Если вы так думаете, то предаётесь ложной надежде. Человеку не­обходимо развивать здравый смысл в отношении того, что является моральным сорняком. Дело вовсе не в том, нападают ли на антропософию или нет, но дело в том, что появилась тут книга, в которой находится не единичная ложь, а она полностью ложь. Кто пишет такую ложь в этой книге, пишет её, конечно, и в своих других книгах. Это привычка. И это, по сути, живёт в том, что преподносится молодёжи. За этим надо зорко следить. Нельзя упускать случая обратить на это вни­мание.

Ибо наконец, если дитя, лежащее в яслях, и долж­но нам что-то сказать, то это вот что: "Необходимо оздоровляющее обновление самого глубочайшего, что живёт внутри человека". Мы должны прийти к новому провозвестию того, что, с одной стороны, возвещалось бедным пастухам в поле, и с другой стороны - муд­рым магам с Востока. Мы должны, исходя из этого основания, суметь понять, что в человеческом разви­тии действительно является целящим, спасительным. Только тогда мы достойны сказать: "Для нас родился Спаситель". - Это нам необходимо. На это я хотел указать ещё раз, прежде чем на совсем короткое вре­мя, мы прервём здесь доклады.







Date: 2015-07-27; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию