Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первый доклад
Die Suche nach der neuen Isis, der gцttlichen Sophia Vier Vortrдge, gehalten in Basel am 23. Dezember 1920 und in Dornach vom 24. bis 26. Dezember 1920 GA 202 РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР Поиск новой Изиды, Божественной Софии. Четыре доклада, прочитанных: в Базеле 23 декабря 1920 г. и в Дорнахе с 24 по 26 декабря 1920 г. GA 202 «Мост между духовностью мира и физическим человека» Первый доклад 1920 г. Во время трёх годовых праздников Христианский мир вспоминает о том Существе, Которое даёт им смысл в земной жизни и из Которого излучается сильнейшая сила этой земной жизни. Из этих трёх праздников праздник Рождества предъявляет наибольшие требования к нашему ощущению; он хочет некоторым образом наше ощущение как можно больше запечатлеть в душе. Праздник Пасхи предъявляет наибольшие требования к тому, что мы называем человеческим разумом, человеческим осознанием, праздник Троицы - к человеческим желаниям. И собственно говоря, люди постигают то, что должно быть заключено в Мистерии Рождества, только через запечатление, через углубление ощущения, представляющего нам всё наше человеческое существо, нашу ценность и наше достоинство как человека. И только правильно и достаточно глубоко ощутив то, чем человек является во вселенной, люди воздадут должное тому настроению, которое должно быть истинным настроением Рождества. Только полностью осознав чудо, содержащееся в пасхальной Мистерии, чудо воскресения, они отдадут должное этой пасхальной Мистерии; и только увидев в празднике Троицы нечто, означающее силу для развития наших волевых импульсов и возвышающее нашу волю над одними только земными инстинктами, они в правильном свете увидят то, чем должен быть праздник Троицы. Христос Иисус находится в отношении с отцовскими принципами вселенной - это представляет нам праздник Рождества. Христос Иисус находится в отношении с тем, что стало привычным называть принципом Сына - это представляет нам пасхальная Мистерия. С тем, что в качестве Духа пропрядает мир и струится сквозь него, Христос находится в такого рода отношении, как нам это представлено в Мистерии Троицы. Глядя вокруг себя на внешнюю природу, мы видим, как во внешнее физическое бытие и человек вступает благодаря силам этой природы. Из всего пришедшего к нам из духовной науки, мы знаем, что эту природу мы рассматриваем в ошибочном смысле, если смотрим на неё, судя только по её физически чувственной формальной стороне. Мы знаем, что божественные силы выткали природу, и мы в правильном смысле слова осознаем своё происхождение из природы только тогда, когда сможем смотреть на это Божественное, пропрядающее природу и струящееся сквозь неё. В таком случае мы с восхищением поднимаем взор на принцип Отца природы. Всё, что как Божественное пропрядает природу и струится сквозь неё, в смысле древних религий, а также в смысле правильно понятого христианства для нас является принципом Отца. Заметили ли мы, как на лугу растёт цветочек, заметили ли мы, как из облака гремит гром, и молния, сверкая, стремглав устремляется вниз, видим ли мы двигающееся по небу Солнце и сияющие звёзды, слышим ли мы шум родника и многоводной реки - если мы в этих внешних откровениях природного бытия обнаружили таинственно проявляющийся первоисточник всякого становления, то мы заметим также и то, что нас самих встраивают в этот мир через мистерию физического рождения. Но в отношении существа человека эта мистерия физического рождения всегда остаётся чем-то необъяснимым, если мы не можем связать её с тем, что мы переживаем благодаря сердечному ощущению, вспоминая о Мистерии Рождества, памятуя о младенчестве, вошедшем в человечество через мальчиков Иисусов (1). О чём говорит нам существование этих мальчиков Иисусов? Оно говорит нам ни о чём ином, как о недостаточности быть только рождённым для полного человеческого бытия, следовательно, присутствовать в мире только через те силы, которые в качестве физических сил рождения ведут в бытие всех существ, а также и человека. Эта святая Мистерия Рождества при созерцании детства Христа свидетельствует нам, что истинное человеческое бытие не может быть просто рождено в нас, но оно должно родиться заново в глубинах души, и что человек в ходе своей жизни внутри своего душевного бытия должен испытать нечто, что только и делает его полным человеком. И то, что он должен тут испытать, он может претерпеть, только пережив это в совместной жизни с тем, что в младенчестве вступило в земное развитие на праздник мирового Рождества. Глядя на детство Иисуса, мы должны себе сказать, только благодаря тому, что это Существо в ходе развития человечества выступило среди людей, человек уже в полном смысле слова способен быть человеком, то есть, полученное через рождение связать с тем, что он может ощутить через себя самого благодаря чувству беззаветной любви к Существу, спустившемуся с духовных высот, чтобы через великую жертву связать себя с человеческим бытием. Для многих людей первых христианских столетий было большим переживанием - созерцать вхождение в земное развитие Существа Христа. В определённой мере благодаря этому для них стало очевидно двойное происхождение человека: его физическое и его духовное происхождение. Одно рождение - это то, через которое проходит Иисус. На земнорождённое дитя взирает Христос, глядя на Иисуса во всемирное Рождество, однако, Он говорит себе: Тут рождено другое Существо, чем остальные люди, Существо, благодаря которому другие люди смогут получить именно то, что они не могут получить лишь через физическое рождение. И наше восприятие углубляется, если мы слово понимаем в правильном смысле и с подлинной любовью: мы должны быть дважды рождёнными -один раз через силы природы и другой раз рождёнными снова через силы Христа Иисуса. Наше единение со Христом Иисусом - это то, что через Христа Иисуса приводит нас уже к полному осознанию нашей человеческой ценности и нашего человеческого характера. И извлекая урок из развития столетия, мы должны спросить себя: всегда ли одинаково глубоким оставалось это восприятие в отношении рождения Христа Иисуса? Осматриваясь в мире, мы не можем сказать, что мы и в нынешнее время обладаем той глубиной ощущения в отношении Мистерии Рождества, которая существовала в Европе ещё 5-6 столетий тому назад. Посмотрите, рождественская ёлка есть нечто прекрасное, нечто очень привлекательно говорящее нашей душе. Но рождественская ёлка не является чем-то древним, её возраст - едва ли два столетия. Она сравнительно быстро вошла в обычай в европейских странах, но всё же только в новое время она возродилась для украшения праздника Рождества. Что всё-таки в действительности она представляет нам? Она представляет нам красивую, любезную, симпатичную сторону того, что в новом развитии человечества предстаёт перед нашей душой также и по-другому, менее симпатичным, менее привлекательным образом. Вероятно, импульсы, из которых, собственно, появилась в новое, в последнее время рождественская ёлка исследуют ещё глубже и найдут только таинственные ощущения, из которых возникло рождественское дерево. Но все эти таинственные ощущения склоняются к тому, что в рождественской ёлке мы должны всё же видеть нечто вроде символа райского дерева. О чём же это нам говорит? Это нам говорит о том, что люди становились всё более и более чуждыми тому, что предлагалось их ощущению, когда это ощущение направлялось к яслям, к Мистерии Рождения Христа Иисуса, к тому, что произошло в начале нашего летоисчисления; что новое человечество некоторым образом утратило в душе это возрождённое становление человека, и это новое человечество от дерева Христа, представляющего собой Крест, хочет оглядываться на тот источник, который о Христе ещё ничего не знает: на исток самого земного человечества, на начало становления человечества, от Христа назад к раю, от празднования дня Рождества, 25-го декабря, к празднованию праздника Адама и Евы, 24-го декабря. То, что здесь установилось, стало прекрасным, потому что ведь происхождение человечества так же прекрасно, как и происхождение рая, но это отклонение от подлинной Мистерии рождения Христа Иисуса. Это взирание на рождественскую ёлку сохранило всю глубину и сердечность ощущения. И это созерцание рождественской ёлки, каждый год выступающее из глубины человеческой души у тех, которые обладают доброй волей, утешает по поводу другого - того, что теперь в новое время менее симпатичным образом отклонилось от Мистерии Христа и ведёт к изначально-природным силам происхождения антропогенеза. Христос Иисус выступил среди народа, почитающего Ягве, Иегову, того бога Ягве, который связан со всем тем, что является природным бытием, который живёт здесь в молнии и громе, живёт в ходе облаков, звёзд, живёт в шумящем источнике, в потоке, в росте растений, животных и человека. Ягве - это тот бог, который, если связать себя только с ним, никогда не сможет дать человеку полной человечности. Ибо он даёт человеку осознание его природного рождения, разумеется, с его духовным элементом сил, являющихся не только природными, однако, он не даёт человеку осознания его второго рождения, которое он должен себе приобрести с помощью кое-чего, что ему не может быть дано через природно-чувственно-физические силы. Итак, мы всё же видим, как новое человечество отклонилось от Христа Иисуса, для которого полностью отсутствует различие классов, народов и рас, для которого есть только одно человечество; мы видим, как мысли и ощущения нового человечества отклонились к тому, что уже было преодолено через Мистерию становления рождения Христа Иисуса - к тому, что только и лежит в основе природных сил происхождения человечества, связанных с дифференциацией человечества на классы, народы и расы. И если был один Ягве, которого почитал иудейский народ, когда пришёл Христос Иисус, то современные народы вернулись ко многим Ягве! Ибо то, что почитают народы из современных национальных принципов - хоть и не обозначается уже древними именами то, что они так почитают, чтобы разделиться на национальности и как нации враждовать друг с другом, - это суть многие Ягве. И мы переживаем, как народы борются друг с другом в кровавых войнах, и как каждый при определённых обстоятельствах ссылается на Христа Но в действительности тот, на кого в таком случае ссылаются народы, не Христос. Это только Ягве, не единый Ягве, а один Ягве. Люди только вернулись к нему. Люди забыли, какой прогресс заключён в том, что продвинулось вперёд от принципа Ягве к принципу Христа. Это другое. Прекрасно ведёт нас рождественская ёлка назад к истоку человека, безобразно ведёт нас назад овладевающий народами принцип Ягве. Это факт, что они часто вследствие внутренней лживости называют Христом то, что является только Ягве, значит, по сути дела злоупотребляют Именем Христа. В настоящее время плодотворно злоупотребляют именем Христа, и мы не найдём истинного углубления чувства, которое сегодня нам необходимо, чтобы снова правильным образом почувствовать в себе Мистерию Рождества, если ясно не осознаем, как мы должны снова искать путь, чтобы найти это чувство в отношении Христа Иисуса. Мы нуждаемся в новом понимании того, что дошло до нас и в отношении рождения Христа Иисуса. В праздник Мирового Рождества возвещается о Христе, об Иисусе людям двоякого рода, представляющим собой, конечно, то же самое одно человечество: необразованным бедным пастухам в поле, которые в себя ничего не восприняли, кроме наивного человеческого разума и наивной человеческой души, и сообщается о Нём мудрецам с Востока, то есть из страны мудрости. Сообщается им о Нём через высочайшее восхождение к их мудрости - к чтению по звёздам. Итак, о Христе Иисусе возвещается простым душам пастухов и возвещается о Христе Иисусе через высочайшую мудрость трёх магов-мудрецов с Востока. Глубочайший смысл покоится в этом противопоставлении возвещения о Христе Иисусе, с одной стороны, наивным пастухам, и с другой стороны, мудрейшим мира. И как же даёт о себе знать Христос Иисус наивным, бедным пастухам в поле? Они созерцают душевным взором светлого ангела. Пробуждается их видение, пробуждается их яснослышание. Они слышат глубокие слова, которые должны стать для них смыслом земной жизни в будущем: Открывается Бог в высях, и установится мир на Земле среди людей, которые могут быть людьми доброй воли. - Из душевных глубин поднимается та способность, благодаря которой на Рождество бедные простодушные пастухи, без восприятия какой-либо мудрости, переживают то, что открывается миру. То же самое откровение является мудрецам Востока, волхвам, из точнейшего наблюдения хода звёзд, из совершенства той мудрости, которая была в состоянии достичь даже Мистерии Голгофы - то же откровение! Одни, бедные, наивные пастухи, читают его в человеческом сердце и проникают вплоть до глубочайшей точки человеческого сердца. Тут они становятся ясновидящими, тут сердце из силы своего видения открывает им приход Спасителя человечества. Другие смотрят на весь обширный небосвод. Им известны тайны пространственных далей и развития времён, они достигли мудрости, благодаря которой могут почувствовать и отгадать эти тайны далей пространства и развития времён. Тогда им раскрывается Мистерия Рождества. Нам указывается, как из одного и того же источника проистекает то, что живёт во внутреннем человека и в далях пространства. И то и другое в том виде, как это развилось до Мистерии Голгофы, уже находится в состоянии отмирания. У пастухов, на которых указывается как на тех, которыми воспринято провозвестие, было ещё достаточно сильным ясновидение, исходившее из оживлённого человеческого сердца, чтобы воспринять голос: Открывается Бог в высях, в небесах, и на Земле устанавливается его мир среди людей, имеющих добрую волю. - Я бы сказал, у пастухов, которых карма, судьба, привела к тому месту, где был рождён Христос, благодаря их внутреннему благочестию ещё существовали последние остатки такого возникновения ясновидения. А из той древней святой мудрости, которая в послеатлантическое время расцвела сперва в древней Индии, затем главным образом в Персии, потом в свою очередь в Халдее, которая распространялась, и её последние остатки имелись также ещё среди тех, у которых мы должны искать трёх магов с Востока, - вот из этой древней святой мудрости, обошедшей мир в пространстве и во времени, снова открылась эта Мистерия Рождества, когда представители этой мудрости достигли наивысшего подъёма. Но для нас и то и другое теряется в пятой послеатлантической эпохе. Для всего человечества уже не является живым и деятельным то, что привело к ясновидению бедных пастухов, что привело мудрецов Востока к прозрению тайн пространства и времени. Мы должны были обрести человека, рассчитывающего на самого себя. Как человечество мы должны были пройти через оставленность Богом, чтобы обрести свободу в этой оставленности и в одиночестве человеческого существования. Но мы должны снова прийти к соединению с тем, что, с одной стороны, стало высочайшей мудростью у магов Востока и что, с другой стороны, возвещено пастухам в поле через углублённое сердечное созерцание. Все силы продолжают развиваться. Чем стало сегодня то, что благодаря развитию ещё ясновидящего рассудка знали мудрецы Востока как свою астрологию, как их род астрономии? Мы не поймём развития человечества, если не заглядываем в такие вещи. Сегодня это превратилось в мёртвую математику и геометрию. Мы рассматриваем сегодня абстрактные образы, получаемые нами в школе в геометрии и в математике: это последние остатки того, чем в живом блеске в космическом свете овладела та древняя мудрость, которая привела к Христу трёх магов с Востока. Внешнее созерцание стало мышлением пространства и времени. В то время как маги Востока были способны, созерцая, вычислить из разгадывания пространственных тайн, что в эту ночь рождается Спаситель, наши астрономы, преемники тех астрологов, вычисляют разве только ещё будущие солнечные и лунные затмения или подобное этому. И в то время как бедные пастухи в поле из глубины своего сердца поднялись к созерцанию того, что непременно было связано с ними, к созерцанию рождественской Мистерии и к слышанию небесного провозвестия, современному человеку осталось лишь созерцать внешнюю чувственную природу. Созерцание внешней чувственной природы представляет собой наследие наивности пастухов так же, как наши расчёты будущих солнечных и лунных затмений представляют собой наследие мудрецов Востока. Пастухи в поле были вооружены углублённым сердечным чувством, благодаря чему они в своём ясновидении пришли к созерцанию Мистерии Рождества. Наши современники вооружены телескопом и микроскопом. Ни телескоп, ни микроскоп не приведут к пониманию того, что решает глубочайшую загадку человека, как это совершило сердце пастухов в поле. Никакое предвидение, осуществляющееся с появлением расчётов солнечных и лунных затмений, не приведёт к пониманию человеком, необходимого хода мира как это смогла сделать мудрость, звёздная мудрость магов Востока. Как всё дифференцированное сливается в человечестве в единое человеческое ощущение, когда мы говорим себе: Пережитое пастухами в поле через благочестие своих сердец безо всякой мудрости - это то же, что двигало высочайшей мудростью магов с Востока! Оба факта удивительно поставлены рядом друг с другом в Христианской традиции. В сущности, в новое время мы утратили оба пути, на которых человечеству открывается понимание рождения Христа. Мы вернулись от ясель к рождественской ёлке, к райскому дереву; мы вернулись от Христа, принадлежащего всему человечеству, к народным богам, которые как раз и являются многими Ягве, но не Христом. Ибо так же, как истинно то, что в глубочайшем существе человека обнаруживается общее для всех людей, истинно и то, что открывающееся через все дали пространства и через все тайны времён есть равным образом общее для всех людей. В глубине человека есть нечто, говорящее ни о чём другом, как только о человеческом бытии, которое упраздняет всякое человеческое разделение. А уж в этой глубине находят Христа. И есть мудрость, превышающая всю остальную, которую можно обнаружить в отдельных частях мирового бытия - та мудрость, которая охватывает мир в его единстве и в пространстве и во времени. Но в то же время - это та звёздная мудрость, которая ведёт ко Христу. Мы снова нуждаемся в новой форме того, благодаря чему нашли путь ко Христу Иисусу, с одной стороны, пастухи в поле, и, с другой стороны, маги с Востока. Другими словами, мы нуждаемся в углублении нашего внешнего созерцания природы с помощью того, что может развить человеческое сердце в духовном созерцании природы. Мы должны снова искать, обращаясь к тому, ради чего в новое время, мы имеем только микроскопы, телескопы, рентгеновские аппараты и тому подобное, и приучать себя снова смотреть с помощью тех сил, которые приходят из благочестия человеческого сердца. Тогда нам будут говорить не только равнодушно растущие растения, шумящий поток и источник, молния и гром из облаков, тогда из всего того, что говорят на поле цветочки, из всего того, что говорят из облаков гром и молния, из всего того, что говорят сияющие звёзды и сияющее солнце - из всего этого, словно результат всякого наблюдения природы, в наши глаза, в наши уши, к нашим сердцам устремятся слова, которые, однако, ничего другого и не возвещают, как: Открывается Бог в небесных высях, и должен быть на Земле мир среди людей, которые являются людьми доброй воли. Должно прийти время, когда наблюдение природы вырвется из лабораторий и клиник сухого, рассудочного, нечеловеческого типа, и будет пронизываться лучами такой жизни, благодаря которой то, что больше не может возникать для нас так, как у пастухов из Вифлеема, будет возникать для нас через голоса, говорящие нам из растений, из животных, из звёзд, из источников и потоков. Ибо вся природа возвещает то, что говорит ангел провозвестия: Открывается Бог в небесных высях, и может установиться на Земле мир среди людей, которые хотят быть людьми доброй воли. Нам нужно то, что открылось магам через внешнее наблюдение звёзд, нам нужно это через пробуждение нашего внутреннего. Как мы должны вслушиваться в природу и определённым образом из внешнего существа природы снова слышать пение ангела, так мы должны быть в состоянии из глубин человека через имагинацию, инспирацию и интуицию получить астрономию и решение мировых загадок. Для нас должна возникнуть духовная или тайная наука, которая почерпнута из глубин человека. Мы должны познать собственное существо человека. И собственное существо человека должно рассказать нам о становлении мира через тайны Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры и Вулкана. Мы должны в своём внутреннем ощутить возникновение вселенной. Со времени Мистерии Голгофы вывернулось то, что может происходить с человеком в отношении его созерцания глубочайших тайн мира. Есть старый способ изображать небесные сферы; он был присущ уже персидским магам. Они смотрели на небо и физически видели в Зодиаке созвездие, называемое Девой, а духовно усматривали в этом созвездии то, что физически можно заметить только в созвездии Близнецов. Эта мудрость, которая жила в человеке так, что он мог услышать, заметить созвучие между созвездием Девы и созвездием, находящимся в квадранте, под прямым углом к ней - созвездием Близнецов, сохранялась. Это изображалось так, что на месте созвездия Девы изображалась Дева со связкой колосьев, но также и с младенцем, являющимся лишь представителем Близнецов, представителем мальчиков Иисусов. Это было астрологическим созерцанием особенно в персидскую эпоху. Пришло другое время - эпоха египто-халдейского развития. Тут таким же образом смотрели в направлении созвездия льва, как в персидскую эпоху смотрели на созвездие Девы. Но теперь в квадранте Льва был дан Телец, и возникла религия Митры, почитание Тельца, так как в созвездии Льва увидели созвездие Тельца. И пришло время Греко-латинской эпохи, в которую Рак играл ту же роль, что и Дева среди персов, и увидели стоящим в квадранте к созвездию Рака созвездие Овна. Тут имел место поворот, и дело пошло по другому пути. Вплоть до Греко-латинской эпохи, до Мистерии Голгофы астрономия была чем-то таким, чего надо было достигать как внешней науки; человеческое познание было таким, что заглядывали в пространство и обнаруживали тайны звёздных миров, тайны пространства и времени, таким, что вживались в человеческое внутреннее и через облагораживание сердца приходили к созерцанию внутренних тайн. В Греко-латинскую эпоху это положение перевернулось. То, что раньше могло быть пережито внутренне, всё больше должно было переживаться через созерцание внешней природы. Мы должны стать такими же благочестивыми, какими были в своём сердце пастухи в отношении откровений природы. Как они пришли к духовному видению в своём внутреннем мире, так и мы должны прийти к духовному видению в природе. И с другой стороны мы должны также совершить путь Рака. Мы должны прийти к астрономии внутреннего, чтобы из созерцающих сил суметь во внутреннем человека воскресить ход мира через эпохи Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры, Вулкана: астрономия из внутреннего, как прежде астрономия из внешнего; благочестие в наблюдении природы, как раньше благочестие в духе пастухов в поле. Если мы сможем углубить то, что сегодня в наблюдении природы выступает в нас так бездуховно, если, с другой стороны, мы творчески осуществим то, что сегодня так серо переживается в голых математически-геометрических образах, если путём внутреннего переживания мы снова возвысим математику до той славы, которую имела древняя астрономия, если углубим наблюдения природы до той сердечной глубины и того благочестия, которое переживали пастухи в поле, если внутренним путём мы переживём то, что маги переживали из звёзд, если во взгляде на внешнюю природу мы станем такими же благочестивыми, какими были пастухи в поле, - тогда мы будем переживать во внешнем наблюдении природы благодаря благочестию, а во внутреннем - благодаря исполненному любви наблюдению мировых событий; тогда мы снова найдём путь к Мистерии Рождества подобно тому, как нашли путь к яслям пастухи в поле, став внутренне благочестивыми, и маги с Востока, ставшие мудрецами через внешнее. Должен быть снова найден путь к Мистерии Рождества. Мы должны стать в отношении природы такими же благочестивыми, какими в своих сердцах были пастухи. Мы должны в нашем внутреннем созерцании стать такими мудрыми, какими стали маги при наблюдении планет и звёзд в пространстве и во времени. То, что маги развивали во внешнем, мы должны развить во внутреннем. То, что наивные пастухи в поле развили в своих сердцах, мы должны развить в нашем общении с внешним миром, - тогда мы найдём путь, истинный путь к глубокому ощущению Христа, к исполненному любви пониманию Христа. Тогда мы найдём путь к Мистерии Рождества. Тогда мы сможем с правильными мыслями и с правильным чувством рядом с первоначальным деревом из рая поставить ясли, говорящие нам не только о том, как человек вошёл в мир через природные силы, но как уже через новое рождение он может осознать себя в своём полном человеческом бытии. Тот, кто говорит сегодня о Мистерии Рождества, должен перед человечеством поставить требование, обращенное к будущему. Мы живём в те серьёзные времена, когда нам необходимо уяснить себе, что мы должны сперва стать людьми в истинном смысле. Мы ещё не достигли того, что полностью запечатлело бы в душе мудрость магов, что позволило бы благочестию пастухов всецело течь во внешний мир. Необычайно требовательно стоит перед вратами человеческого бытия социальный вопрос. В последние годы он принёс ужасное; и он становится всё более и более угрожающим, и только спящие души могут не замечать это угрожающее. Европа готовится стать руинами культуры. Из своего хаотического состояния она не поднимется иначе, как только благодаря тому, что люди найдут возможность в совместном социальном бытии снова развить неподдельное истинное человеколюбие. Они не разовьют его иначе, чем через углубление и запечатление в душе своих чувств благодаря тому, что в рассмотрении природы смогут стать такими же благочестивыми, какими были пастухи в поле, когда через их внутренние силы ангел возвестил им об откровении богов в высях и о мире на Земле внизу. И с социальной жизнью справятся только с этими силами и только тогда, когда созерцаемое в далях пространства и в ходе времён войдёт во внутреннее так, что человек увидит истинное Существо мирового Духа точно так же, как китаец, американец, а в середине между ними - европеец, видят одно и то же Солнце. Было бы смешно, если бы одним Солнцем пользовался китаец, одним - русский, другим - средний европеец, ещё другим - француз и следующим - англичанин! Как Солнце является одним единственным, так и Солнечное Существо, несущее людей, - одно единственное. Посмотрим в дали мира: мы обнаружим требование к единению человечества. Заглянем во внутренние глубочайшие тайны человека: мы увидим требование к единению человечества. То, что тут является снаружи, даже самое духовное, говорит не о дифференциации человечества, не о раздорах; то, что говорит в глубочайшем внутреннем, говорит не о дифференциации человечества, не о раздорах. Пастухам в поле тот голос, который они услышали слухом своего сердца, возвестил, что из далёких явлений вселенной открывается Божество, и что через принятие Божества в собственные души может наступить мир среди людей, являющихся людьми доброй воли. Это должно возвещаться новому человечеству из всего окружения природного бытия. Тайны звёзд сказали магам с Востока, что здесь на Земле родился Христос Иисус. Это должно возвеститься новому человечеству из наблюдения того, что может раскрыться, выявляясь в его внутреннем. Нам нужен новый путь. К нам снова проникнет голос: Измените сознание (2), по-новому посмотрите на ход мира! - И если правильно смотреть на ход мира, если рассматривать ход человечества, к которому принадлежим мы сами, то найдёшь путь к той тайне, которая открылась как пастухам, так и развившимся мудрецам, и которая откроется нашему внутреннему созерцанию мира и нашему внешнему созерцанию мира. Когда мы, если сможем, достаточным образом углубимся во внешнее и во внутреннее созерцание мира, когда найдём внутреннюю мудрость магов, направляющую нас так же, как вела мудрецов с Востока внешняя мудрость магов, когда мы найдём внешнюю мудрость, ведущую нас к благочестию так же, как благочестие вело пастухов в поле, - тогда мы снова с правильным внутренним ощущением будем смотреть на то, что заключено в Мистерии: то, что стало потом, Христом, рождено для всякого - без различения того, как этот всякий обычно проявляет себя среди людей -ставит ли себя в человечестве внешним образом, или замыкается внутри. Мы должны снова найти тайну Рождества Иисуса. И найти её мы должны, заботясь в себе обо всём том, о чём сегодня должны были говорить. В себе самих мы должны найти свет Рождества, как пастухи в поле - свет ангела. И мы должны, как маги с Востока, найти звезду с помощью силы истинной духовной науки. Тогда нам откроется некоторый путь к тому, что содержит тайна Рождества. Мы должны снова её познать: она напомнит нам о втором рождении человека. Если мы работаем над тем, чтобы возродить среди людей тайну Рождества, то мы овладеем в правильном смысле и тайной второго рождения существа человека. Это то, о чём нам своеобразно говорят в одном, не признанном церковью Евангелии (3), где рассказывается, что особенностью одного мальчика Иисуса было то, что он сразу же после своего рождения обратился к своей матери с определёнными словами. Несомненно, в правильном роде мы подходим сегодня к младенцу, лежащему в яслях, если слова, которые он хочет нам сказать, мы слышим правильно: Пробудите в себе рождественский свет, и свет Рождества во внешнем мире тоже предстанет вам, вместе с вашими ближними, в правильном смысле. Date: 2015-07-27; view: 284; Нарушение авторских прав |