Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперименты с детьми первого и второго года жизни





Проводя эксперименты с детьми первого и второго года жизни, мы ставили перед собой задачи, выяснить: 1) может ли ребенок, протаскивая через отверстие решетки экспериментальные объекты, научиться учитывать форму объектов и брать только те из них, которые пролезают в данное отверстие; 2) может ли он, выполняя то же действие, научиться учитывать форму отверстия и протаскивать объекты только в то отверстие, в которое они проходят; 3) может ли ребенок (на данном этапе развития) научиться учитывать одновременно как форму объекта, так и форму отверстия и протаскивать каждый из экспериментальных объектов через нужное отверстие. При этом мы стремились проследить, достигается ли такой результат на основе предварительной зрительной ориентировки в условиях выполнения действия или он возникает лишь в итоге успехов и неудач самого практического действия, и улавливает ли ребенок взаимное соответствие формы объекта и отверстия.

Для разрешения этих задач было проведено три серии экспериментов.

В первой серии экспериментов перед ребенком ставилась решетка 1, все отверстия которой имели форму квадрата. За решеткой помещались попарно экспериментальные объекты 1 и 2 (квадрат hj прямоугольник)1. При каждом.предъявлении объекты менялись местами с целью предотвратить закрепление реакции на определенную сторону.

В эксперименте принимали участие 6 детей в возрасте от 7,5 месяцев до 1 года и 7 детей в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 8 месяцев.

Все испытуемые в начале эксперимента брали любую из предъявленных фигур. Однако каждому из них было достаточно проделать некоторое количество удачных и неудачных действий, чтобы попытки протаскивания прямоугольнику, не пролезающего сквозь решетку, совершенно прекратились.

Детям первого года жизни, для того чтобы научиться совершенно безошибочно выбирать из двух фигур положительную (квадрат), потребовалось от 5 до 29 предъявлений, детям второго года жизни — от 1 до 4 предъявлений.» Результаты этой серии экспериментов показали, что дети первого и второго года жизни сравнительно быстро и легко овладевают умением учитывать форму экспериментального объекта как положительный или отрицательный стимул для действия с ним. Интересно отметить, что многие испытуемые, уже научившиеся безошибочно выбирать квадрат, при следующих предъявлениях клали руку на прямоугольник и иногда даже начинали подтаскивать его к решетке, но затем оставляли и решительно тащили квадрат.

Во второй серии экспериментов перед детьми попеременно ставились решетки 5 и 6, так что квадратное отверстие при каждом предъявлении менялось местами с прямоугольным. За решеткой попарно клались одинаковые объекты — квадраты.

Эксперименты проводились с 7 детьми в возрасте от 1 года до 1 года 4 месяцев.

Задача учитывать при выполнении действия форму отверстия решетки оказалась для детей неизмеримо труднее, чем задача учитывать форму объекта (возникавшая в предыдущей серии). Из семи детей четверо оказались не в состоянии с ней справиться.

У этих детей в результате упражнений появлялся и закреплялся стереотипный порядок действий: несмотря на то что «положительное» и «отрицательное» отверстия при каждом предъявлении менялись местами, ребенок неизменно брал объект, находящийся с определенной стороны, и только в том случае, если обнаруживалось, что он не пролезает, брался за другой объект. Остальные три ребенка сумели овладеть избирательным протаскиванием объектов в отверстие квадратной формы, но для этого им потребовалось значительное количество упражнений (20, 24 и 50).

Можно предположить, что большая трудность задачи учитывать форму отверстий по сравнению с задачей учитывать форму объектов объясняется разной ролью объекта и решетки в выполнении действия. Получение объекта занимает в действии структурное место цели, и естественно, что его признаки выделяются в первую очередь.

В результате упражнений действие выполнялось следующим образом: ребенок брал объект, находящийся против квадратного отверстия, и вытаскивал его. Затем он передвигал к квадратному отверстию и вытаскивал второй объект.

Третья серия экспериментов проводилась в двух вариантах: в одном варианте для детей, ранее участвовавших в экспериментах первой серии, и в другом — для детей, участвовавших в экспериментах второй серии.

Первый вариант опытов. Четырем испытуемым — детям второго года жизни, которые наиболее быстро научились учитывать форму экспериментального объекта при необходимости протащить его через решетку 1 с квадратными отверстиями, предлагалось выполнить действие с теми же объектами при решетке 2, имевшей только прямоугольные отверстия. Никто из этих детей не обратил внимания на смену решетки, упорно пытаясь вытащить квадрат. Таким образом, выбор объекта определенной формы, достигнутый в экспериментах первой серии, у этих детей никак не был связан с улавливанием соответствия формы объекта форме отверстия решетки.

Только настойчивые указания экспериментатора («Возьми другой кубик») привели к тому, что дети начали протаскивать через решетку прямоугольник. После закрепления выбора прямоугольного объекта решетка 2 снова заменялась решеткой 1 и снова начиналось «переучивание». Многократная смена решеток привела к отказу детей от выполнения действия. Ни один из них не научился действовать, учитывая одновременно форму объекта и отверстия.

Второй вариант опытов. Трем детям второго года жизни, овладевшим умением учитывать форму отверстия при протаскивании через решетку квадратных объектов (во второй серии), предлагалось при тех же типах решетки (5 и б) протащить пару прямоугольных объектов. Все дети настойчиво пытались протащить их через квадратное отверстие. Следовательно, и в этом случае дети не уловили соответствия формы объектов форме отверстий. Достигнутый ими во второй серии выбор отверстия определенной формы находился вне всякой связи с формой объектов.

Для того чтобы перейти к протаскиванию объектов в прямоугольные отверстия, детям потребовалось от 2 до 11 упражнений. Многократная смена объектов разной формы привела к тому, что два ребенка отказались от выполнения действия. И только одна девочка — Ира Ч. (1 г. 4 мес.) после третьей смены объектов перешла к правильному действию с любой парой объектов.

Подводя итоги экспериментов с детьми первого и второго года жизни, можно констатировать, что возможности предварительной зрительной ориентировки в процессе подбора и совмещения предметов идентичной формы у этих детей крайне ограниченны. Практические действия носят неупорядоченный характер. Их успешность или неуспешность приводит к тому, что неадекватные попытки постепенно оттормаживаются и в восприятии выделяются различия между «положительным» и «отрицательным» объектом («положительным» и «отрицательным» отверстием). Установления соответствия между формой объекта и отверстия в этом возрасте, как правило, не происходит'.

Date: 2015-07-27; view: 200; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию