Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Овладение зрительным анализом форм и формирование зрительных предвосхищений (А. В. Запорожец)Стр 1 из 3Следующая ⇒ В основу нашего исследования была положена гипотеза, что действие, обозначавшееся указанными авторами как происходящее в уме, в действительности является зрительным ориентировочным действием соотнесения предметов по их форме и что возникает оно в результате предшествующего подбора и совмещения предметов идентичной формы путем практических проб. Для экспериментальной проверки этой гипотезы мы считали необходимым построить такую методику, при которой подбор и совмещение пары предметов определенной формы повторялись бы детьми многократно, вплоть до достижения безошибочного результата, а затем происходил бы переход к подбору и совмещению пары предметов другой формы. Можно было рассчитывать, что если наша гипотеза верна, то, начиная с выполнения задачи чисто практическим путем, в результате многократных повторений, дети смогут вначале установить соответствие формы совмещенных предметов друг другу, а затем, при необходимости, выполнить такое же действие с объектами другой формы — перейти к предварительному обнаружению их соответствия при помощи зрительного ориентировочного действия. Чтобы обеспечить многократное повторение решения задачи на подбор и совмещение, пары предметов идентичной формы в одних и тех же условиях (т. е. без смены форм), мы решили включить эту задачу в контекст другого действия, привычного для ребенка и положительно мотивированного. В качестве такого действия было избрано протаскивание предмета через отверстие соответствующей ему формы по направлению к себе и от себя. Задача протащить к себе или отдать взрослому предмет через отверстие вполне доступна и даже привычна уже для детей второй половины первого — начала второго года жизни, так как они часто, находясь в манеже, протаскивают сквозь прутья барьера лежащие по другую его сторону игрушки или подают игрушки, опять-таки сквозь прутья барьера, по просьбе взрослого. Кроме того, дети порой весьма настойчиво пытаются достать привлекающий их предмет. В наших опытах испытуемый должен был протащить экспериментальный объект через отверстие решетки, помещенной перед ним на экспериментальном столике. Мы применяли 8 типов решетки, различавшихся между собой формой и расположением отверстий (рис. 1). Отверстия имели следующую форму и величину: а) квадрат 12X12 см, б) прямоугольник 6x24 см, в) равносторонний треугольник со стороной, равной 17 см. В качестве экспериментальных объектов служили: а) куб со стороной, равной 10 см, б) призма с квадратным сечением, длина стороны основания которой была 16 см, а высота — 3 см, в) призма с треугольным сечением, длина стороны основания которой была 16 см, а высота — 8 см (рис. 2). В каждой серии экспериментов применялось не более чем два типа объектов и два соответствующих им типа отверстий решетки. Таким образом, испытуемый оперировал лишь с двумя, резко различающимися формами. Это значительно уменьшало трудности, связанные с организацией внимания ребенка. Каждый объект мог быть протянут только через отверстие, соответствующее по форме его стороне, обращенной к испытуемому, и не проходил в отверстие другой формы. Поэтому неадекватное решение задачи исключалось. Она либо решалась правильно, либо не решалась вовсе, и ребенок вынужден был повторять действие вплоть до достижения положительного результата. Объекты были сделаны из картона, окрашены в синий цвет и обтянуты прозрачной полиэтиленовой пленкой. К ним были пришиты шнурки, за которые ребенок мог с легкостью удерживать их и передвигать. Обращенная к ребенку сторона объекта сохраняла, как правило, такое же положение, какое имело соответствующее ей по форме отверстие решетки; это устраняло существовавшее во всех применявшихся ранее методиках объединение двух задач: задачи подобрать и совместить идентичные по форме объект и «контр - объект» и задачи придать им одинаковое положение в пространстве. При проведении эксперимента ребенка сажали за экспериментальный столик, на котором вертикально укреплялась решетка, указывали на лежащую за решеткой пару объектов и предлагали «взять кубик через окошечко» и поиграть с ним. Если ребенок сразу не принимал задания, объекты давались ему на несколько секунд для игры; затем их отбирали и на глазах у ребенка клали за решетку, и экспериментатор снова предлагал «взять кубик». В зависимости от условий каждой серии экспериментов через решетку можно было протащить либо оба объекта, либо только один из них. После того как ребенок выполнял задание, его просили «отдать кубик дяде», а затем вновь предъявляли пару объектов. В другом варианте эксперимента объекты вручались ребенку по одному и его просили «дать кубик дяде через окошечко» (этот вариант применялся только в работе с детьми третьего года жизни). Следует подчеркнуть, что все дети проявляли ярко выраженное положительное отношение к эксперименту как к интересной игре и с удовольствием в нем участвовали. Исследование проводилось в Доме ребенка № 12 Октябрьского района Москвы. (В его осуществлении принимали участие Т. В. Киселева и В. В. Холмовская.). Испытуемыми были дети в возрасте от 7,5 месяцев до 3 лет, всего 27 человек.
|