Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок оформления кредита





В соответствии с установившейся практикой предоставления кредита оформляется пакетом стандартных документов, характеризующих цель, размеры и сроки кредита, а также кредитоспособность клиента.

В состав пакета документов входят: заявление, кредитный договор, срочное обязательство на погашение кредита, срочное обязательство на уплату процентных денег, бухгалтерский баланс предприятия, технико-экономическое обоснование (бизнес-план), договор залога имущества, гарантия третьего лица на погашение кредита, бухгалтерский баланс гаранта, отчет о состоянии имущества предприятия.

Кредитная заявка, принимающаяся в современных коммерческих банках, состоит из следующих разделов:

Раздел I. Информация о предприятии. Состав учредителей и их взносы с указанием доли каждого учредителя. Уставный фонд и общая сумма источников собственных средств. Состав и структура капитала предприятия. Вид коммерческой деятельности и его соответствие зарегистрированному уставу.

Раздел II. Сведения о желаемом кредите, в том числе объект кредитования, суму, сроки, цели, обеспечение и источники погашения предполагаемой валюты ссуды.

Раздел III. Данные о юридических и физических лицах, выступающих в качестве гарантов платежей.

Раздел IV. График движения кредитуемых товарно-материальных ценностей в прогнозируемом периоде.

Раздел V. Прочие данные с отражением количества дней просроченной задолженности по кредитам и иных недостатков в деятельности предприятия за последний год.

Кредитный договор является главным правовым документом, регулирующим кредитные отношения предприятия и банка.

Типовая форма кредитного договора состоит из десяти разделов:

1. Предмет договора – вид, размер, сроки и цель кредита.

2. Обеспечение кредита – конкретные виды имущества (материальные ценности, векселя, акции, облигации, денежные средства) и условия их использования для погашения задолженности по предоставляемой ссуды.

3. Плата за пользование кредитом – процентные ставки по срочным, продленным и просроченным ссудам, порядок начисления и уплаты процентных денег.

4. Обязательства банков – направлены на выдачи ссуд, материальная ответственность за задержку выдачи денежных средств, компенсация упущенной выгоды.

5. Обязательства заемщика – своевременность возврата ссуды, уплата процентных денег, использование полученных средств в соответствии с заявленными целями.

6. Ответственность заемщика за невыполнение договорных условий – досрочное взыскание задолженности, принудительное погашение валютной ссуды и процентных денег, реализация заложенного имущества, обращение денежной выручки от продажи товаров, работ и услуг на погашение задолженности.

7. Прочие условия – изменение содержания договора, продление сроков кредита, введение новых процентных ставок, расторжение договора.

8. Регулирования сторон – порядок передачи возникающих споров на рассмотрение арбитражных и судебных органов, участие в регулировании конфликтных ситуаций вышестоящих звеньев предприятия и банка.

9. Особые условия кредитования – предоставление ссуды в пределах имеющихся ресурсов, возможность задержек выдачи из-за отсутствия ресурсов кредитования.

10.Юридические адреса и реквизиты сторон.

Вопросы для закрепления материала

 

1. Каковы основные принципы кредитования?

2. Каковы основные методы предоставления кредита?

3. В чем состоят отличительные особенности контокоррентного кредита?

4. Какая форма кредитования осуществляется путем списания банком средств по счету клиента сверх остатка средств на его счете?

5. Что является критерием надежности залога.

6. Что такое цессия?

7. Какие факторы влияют на размер процентной ставки?

8. Какие основные разделы содержит кредитный договор?

 

 

7. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИИ

 

Задачи финансового планирования

При переходе российской экономики к рынку многие руководители отечественных фирм стали считать функцию финансового планирования второстепенной и необязательной. Свое мнение они объясняли тем, что ситуация настолько нестабильна, что рассчитывать плановые финансовые показатели просто бессмысленно. Между тем, практика показала, что невозможно эффективно управлять финансовыми ресурсами без составления прогнозов потребности в них и планировании источников их формирования. Это подтверждается и опытом финансового управления в развитых зарубежных странах. Таким образом, неотъемлемой функцией менеджмента на отечественных предприятиях должна быть функция финансового планирования. Необходимо отметить, что при переходе к рынку изменилась логика финансового планирования. Раньше плановые финансовые расчеты базировались на жестко зафиксированных натурально-вещественных показателях планов производства. В настоящее время утверждение любой производственной программы осуществляется только после расчета и анализа прогнозных финансовых показателей.

Главная цель финансового планирования на современном этапе заключается в обосновании стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же в определении необходимого объема финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала.

Задачами финансового планирования являются:

· разработка системы финансовых планов, с выделением оперативных, текущих и перспективных планов;

· определение предполагаемых поступлений денежных средств;

· расчет потребности в финансовых ресурсах;

· определение рациональной структуры и объема источников финансирования;

· определение результативности производственно-хозяйственной деятельности в плановом периоде с точки зрения конечных финансовых результатов;

· балансирование поступлений и расходов денежных средств.

 

Виды финансовых планов, разрабатываемых на предприятии

 

Все многообразие финансовых планов, разрабатываемых на предприятии в зависимости от сроков составления можно разделить на:

Долгосрочные; Годовые; Оперативные.

Долгосрочные (перспективные) финансовые планы разрабатываются на срок более года (как правило на 3 и более лет) и характеризуются укрупненными показателями, определяющими размеры и источники формирования финансовых ресурсов в плановый период времени, основные статьи доходов и расходов. Финансовые показатели планируются, как правило, с разбивкой по годам.

Годовые финансовые планы разрабатывают на основе показателей перспективных планов. В годовом плане детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с долгосрочным планом методы расчета. Финансовые показатели планируются с разбивкой по кварталам и месяцам.

Разработка оперативных (квартальных, месячных, декадных, ежедневных) финансовых заданий и доведение их до исполнителей осуществляется в процессе оперативного финансового планирования.

Состав финансовых планов предприятия в рамках долгосрочного, годового и оперативного планирования представлен в таблице.

 

Таблица 7.1 - Состав финансовых планов предприятия

18 Виды финансовых 19 планов   Содержание
   
1.Долгосрочные финансовые планы 1.1 Прогноз прибылей и убытков     1.2 Долгосрочный план капитальных вложений   1.3 Прогностический баланс активов и пассивов   1.4 Финансовые разделы в составе бизнес-планов   Прогноз на два, три и более лет выручки, затрат, операционных, финансовых и прочих внереализационных доходов и расходов. Прогноз чистой прибыли предприятия   Прогноз на два, три и более лет величины капитальных вложений и источников их финансирования     Прогноз на два, три и более лет величины активов предприятия и источников их формирования по укрупненным статьям   По отдельным инвестиционным проектам составляются прогнозы объемов реализации, прибылей и убытков, денежных поступлений и выплат, прогностический баланс активов и пассивов. Определяется стратегия финансирования и проводится оценка эффективности инвестиционных решений.  
Продолжение табл. 7.1
   
2. Годовые финансовые планы 2.1. Плановый отчет о прибылях и убытках 2.2 План распределения прибыли     2.3 План капитальных вложений     2.4 Плановый баланс активов и пассивов   2.5 Плановый баланс денежных поступлений и выплат     Расчет финансовых результатов деятельности предприятия на плановый год с помесячной разбивкой.   Определение направлений использования прибыли, расчет отчислений на дивиденды и в фонды предприятия.   Годовой план величины и сроков осуществления капитальных вложений, а так же источников их финансирования с помесячной разбивкой   Размер статей актива и пассива баланса на плановый год с поквартальной разбивкой   Годовой план поступлений и расходования денежных средств с помесячной разбивкой  
3. 3. Оперативные финансовые планы   3.1 3.1 Кассовый план     3.2 План налоговых платежей   3.3 Платежный календарь     3.4 План погашения кредита     Квартальный план движения денежных средств через кассу предприятия с более детальной разбивкой   Месячный план налоговых платежей предприятия с более детальной разбивкой   Месячный план движения денежных средств в наличной и безналичной форме с более детальной разбивкой   План по размерам и срокам платежей процентов за кредит и по выплатам основной суммы долга.

Предложенная система планов базируется на данных, полученных путем составления целого ряда смет. На предприятии должны разрабатываться следующие виды плановых смет:

· смета продаж;

· смета производства;

· смета закупки и использования сырья, основных материалов и полуфабрикатов;

· смета закупки и использования вспомогательных материалов;

· смета прямых и косвенных затрат на оплату труда;

· смета капитальных вложений;

· смета амортизационных отчислений;

· смета затрат на рекламу;

· смета общепроизводственных расходов;

· смета общехозяйственных расходов;

· смета коммерческих расходов

· смета производственной себестоимости;

· смета полной себестоимости;

· смета доходов от операционной деятельности;

· смета расходов от операционной деятельности;

· расчет потребности в оборотном капитале.

В настоящее время остро встала проблема разработки методического аппарата финансового планирования на российских предприятиях. Это связано с явным устареванием методик составления долгосрочных, годовых и оперативных финансовых планов, созданных для предприятий, функционирующих в период плановой экономики.

Основное внимание в данных методиках уделялось составлению годового финансового плана и расчету нормативов оборотных средств предприятия. Годовой финансовый план составлялся в форме доходов и расходов и включал следующие разделы: Доходы и поступления средств, Расходы и отчисления средств, Платежи в бюджет, Ассигнования из бюджета.

К оперативным финансовым планам, традиционно составляемым на отечественных предприятиях, относились платежный календарь и кассовый план. Платежный календарь разрабатывался на месяц с более детальной разбивкой, отражал все расчеты предприятия в наличной и безналичной форме и содержал следующие разделы: расходы, поступления, превышение поступлений над расходами, превышение расходов над поступлениями. Кассовый план отражал только поступление наличных денег через кассу и имел следующий состав разделов: источники поступления наличных денег, расходы, расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда, календарь выдачи заработной платы рабочим и служащим по установленным срокам.

При необходимости разрабатывались планы погашения кредита и планы финансирования инвестиционных программ.

Рассмотрим основные проблемы, которые возникают в настоящее время при применении в финансовом управлении методик планирования, разработанных для периода плановой экономики.

Прежде всего, отправной точкой финансовых расчетов в этих методиках является плановый объем производства. В рыночной же экономике планирование на предприятии должно начинаться с составления прогнозов продаж. Нестабильность среды, в которой функционируют современные предприятия, зачастую не позволяет разрабатывать реалистичные финансовые планы на длительные периоды времени. В связи с этим, период долгосрочного планирования сокращается и возникает потребность во многовариантности финансовых расчетов. Это обуславливает необходимость автоматизации задач финансового планирования. Кроме того, требуется разработка методов, учитывающих инфляционные изменения цен на выпускаемую продукцию, а так же на приобретаемые товарно-материальные ценности и трудовые ресурсы.

В связи с отменой государственного регулирования размера нормируемых элементов оборотного капитала предприятия, задача расчета нормативов оборотных средств стала носить внутрифирменный характер и перерастает в проблему определения потребности во всех элементах текущих активах, включая и дебиторскую задолженность и краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

Следует отметить, что методики периода плановой экономики не предполагали разработки финансового плана в форме прогностического баланса активов и пассивов и планового отчета о прибылях и убытках. Между тем, в настоящее время составление данных плановых документов необходимо с целью оценки финансового состояния предприятия в плановом периоде. Формы данных планов должны соответствовать отчетным документам, однако могут содержать более укрупненные статьи.

Особую актуальность для современных предприятий имеет сбалансированность денежных поступлений и выплат, так как просроченная кредиторская задолженность является основным критерием для объявления предприятия банкротом. Однако, годовой финансовый план предприятия в рассматриваемых методиках предлагается составлять в форме доходов и расходов, где учитываются сроки исполнения хозяйственных ситуаций, а не время фактических поступлений и платежей.

В связи с этим на предприятии в рамках долгосрочного и годового планирования целесообразно составлять прогностический баланс денежных поступлений и выплат, а в рамках оперативного планирования - платежный календарь, по форме представленной в таблице.

 

Таблица 7.2 - Платежный календарь

Показатель Декада I Декада II Декада III
       
А. Поступление средств, всего в том числе: - поступления от реализации продукции; - поступления от реализации имущества; авансы, полученные от покупателей;      
Продолжение табл. 7.2
       
- бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование; - безвозмездно; - поступления за счет кредитов; - поступления за счет займов; - дивиденды, проценты по финансовым вложениям; - прочие поступления.        
Б. Расходование средств, всего в том числе: - на оплату приобретенных товаров, работ, услуг; - на оплату труда; - налоговые платежи (по видам); - на выдачу авансов; - на оплату машин, оборудования, транспортных средств; - на финансовые вложения; - на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам; - на оплату процентов и основной суммы по полученным кредитам, займам - на прочие расходы        
В. Текущее сальдо (А-Б). Г. Начальное сальдо. Д. Конечное сальдо. Минимально допустимое сальдо.      

 

При составлении баланса денежных поступлений и выплат необходимо обратить внимание на то, что определяющим является время фактических поступлений и платежей денежных средств, а не время исполнения хозяйственных операций.

Текущее сальдо определяется путем вычитания из плановых поступлений денежных средств за определенный период их расходов за тот же период. Превышение расходов над поступлением свидетельствует о снижении возможностей предприятия в покрытии предстоящих расходов.

Конечное сальдо определяется как сумма начального и конечного сальдо. Отрицательное конечное сальдо указывает на нехватку денежных средств предприятия для выполнения своих обязательств.

В этом случае применяются следующие меры:

1. Не первоочередные платежи переносятся на другой календарный период;

2. Принимаются меры по ускорению взыскания дебиторской задолженности;

3. Анализируется возможность получения коммерческого кредита;

4. Выбираются более рациональные формы расчетов с поставщиками и покупателями;

5. Выискивают резервы к сокращению затрат;

6. Определяются другие внутренние источники увеличения денежных поступлений;

7. Рассматривается возможность получения кредита банка.

Минимально допустимое сальдо - это минимальный размер свободных денежных средств на расчетном счете и в кассе, который должно иметь предприятие. При составлении бюджета потока денежных средств добиваются превышения конечного сальдо над минимально допустимым или равенства этих величин.

 

Методы расчета плановых финансовых показателей

Методы планирования финансовых показателей:

1. Метод прямого счета

2. Расчетно-аналитический;

3. Экспертный;

4. Нормативный;

5. Балансовый;

6. Факторный;

7. Метод процента от продаж.

8. Метод критического объема.

Наиболее точным методом финансового планирования является метод прямого счета, который предполагает использование четко определенных функциональных взаимосвязей между различными технико-экономическими и финансовыми показателями. Данный метод активно используется в оперативном финансовом планировании. Методом прямого счета определяются затраты на производство и реализацию продукции, прибыль от реализации продукции, размер оборотного капитала, потребность в основном капитале, поступления денежных средств от реализации продукции, от операционной деятельности и т.д.

Сущностью расчетно-аналитического метода финансового планирования является расчет финансовых показателей путем умножения их средних значений в базовом году на индекс их предполагаемых изменений в плановом году. Данный метод значительно менее трудоемок по сравнению с методом прямого счета и используется в годовом и долгосрочном планировании объемов реализации, затрат, прибыли, потребности в оборотном капитале и т.д. К недостаткам метода можно отнести сложность достоверного прогнозирования индексов изменений и как следствие недостаточную обоснованность размеров плановых финансовых показателей. Расчетно-аналитический метод тесно связан с методом экспертных оценок.

Метод экспертных оценок достаточно ценен в финансовом планировании, осуществляемом в нестабильной среде. Плановое значение финансового показателя определяется путем опроса и обработки особым способом мнений экспертов. Данный метод используется при прогнозировании объемов продаж, индексов инфляции, объема затрат по новым проектам и т. д. Позволяет снизить субъективизм принимаемых плановых решений.

Сущностью нормативного метода является расчет финансовых показателей путем умножения норм на планируемую величину экономического показателя, относительно которого установлена норма. С помощью нормативного метода планируются отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, определяется потребность в оборотных производственных фондах и запасах готовой продукции на складах, планируются суммы амортизационных отчислений, распределяются доходы на потребление и накопление.

Балансовый метод предполагает расчет плановых показателей на основе сопоставления и взаимной увязки поступлений и расходования финансовых ресурсов. Балансовым методом осуществляют распределение финансовых ресурсов по направлениям использования, определяют потребность во внешнем финансировании. Сводные финансовые расчеты, осуществляемые на основе взаимосвязанной балансовой информации, позволяют анализировать закономерности движения финансовых потоков, их связь друг с другом.

Сущностью факторного метода является расчет финансовых показателей на основе определения зависимости значений данного показателя от ряда факторов. В рамках данного метода активно используются модели корреляционного анализа, экстраполяция. Наиболее широко факторный метод используется при планировании прибыли и рентабельности, однако применим для планирования и расчета любых показателей, характеризующих деятельность предприятия. В основу факторного метода положены следующие принципы:

Прогнозный характер планирования;

Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранного значения;

Полный учет инфляционных изменений;

Использование базовых показателей за предшествующий период;

Строгий отбор факторов, влияющих на планируемый показатель;

Выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов.

В рамках перечисленных методов целесообразно осуществлять многовариантные расчеты с целью оптимизации значений плановых финансовых показателей. Принятию оптимальных решений способствует применение в рамках финансового планирования экономико-матеметического моделирования.

Одним из наименее трудоемких методов расчета плановых финансовых показателей является метод процента от продаж, с помощью которого осуществляют прогнозирование статей актива и пассива предприятия.

Данный метод базируется на следующих положениях:

- текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов;

- процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с техническими условиями бизнеса и учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. д.;

- долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными, нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность продаж) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).

Сопоставляя полученные значения активов и пассивов определяют потребность в дополнительном внешнем финансировании.

Метод процента от продаж имеет ряд существенных недостатков:

Закрепляет сложившуюся структуру активов и пассивов предприятия, что крайне нежелательно для предприятий, имеющих неудовлетворительные показатели платежеспособности и ликвидности;

Переносит на плановый период уровень эффективности использования оборотного капитала;

Не учитывает эффект производственного рычага;

Не учитывает влияние изменения форм расчетов с поставщиками и покупателями на размер дебиторской и кредиторской задолженности.

В тоже время простора расчетов и возможность получения плановой формы баланса активов и пассивов при наличии крайне ограниченной информации делает метод процента от продаж достаточно популярным.

В основе процесса финансового планирования в развитых зарубежных странах лежит практика составления бюджетов, базирующаяся на следующих положениях:

финансовый план является неотъемлемой составной частью общего бюджета предприятия и состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса;

построение форм финансового плана осуществляется на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов и пассивов, доходов и затрат;

разработка финансового плана базируется на данных, полученных в результате построения целого ряда операционных бюджетов, к которым относятся бюджет продаж, бюджет производства, бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду, бюджеты общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов, бюджет полной себестоимости и бюджетный отчет о прибылях и убытках. Система операционных и финансовых бюджетов представлена ниже.

Структура общего бюджета предприятия

 

Операционный бюджет Финансовый бюджет

       
 
 
   

 


Рисунок 7.1 – Система операционных и финансовых бюджетов

 

Финансовое планирование в составе бизнес-планов

В состав финансового раздела бизнес-плана входят:

1. Прогноз объемов реализации;

2. План доходов и расходов;

3. Баланс денежных поступлений и выплат;

4. Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия;

5. Анализ безубыточности;

6. Стратегия финансирования.

Прогноз объемов реализации составляется на основе данных предыдущих разделов бизнес-плана. Он отражает плановые суммы реализации по каждому товару в денежном выражении. Прогноз объемов реализации, как правило, составляется на 3 года, для 1-го года с разбивкой по месяцам, для 2-го года с поквартальной разбивкой, для 3-го года в общей сумме за год.

Для расчетов конечных финансовых результатов составляется таблица доходов и расходов, на основе которой прогнозируется прибыль 1-го года помесячно, 2-го года поквартально и 3-го в целом на год. Зачастую форма таблицы доходов и расходов аналогична форме финансовой отчетности "Отчет о прибылях и убытках".

Цель составления балансов денежных поступлений и расходов – добиться синхронности поступления денежных средств и их расходования. Путем составления данного баланса можно оценить, сколько денег необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени и за счет каких источников будут получены необходимые денежные суммы.

Баланс активов и пассивов отражает состояние имущества предприятия и источников его формирования на определенную дату. Прогнозный баланс составляется как обычный бухгалтерский баланс, где указаны значения активов и пассивов на начало и конец планируемого периода, но с меньшей детализацией статей. При составлении баланса добиваются сбалансированности активов и пассивов, при этом может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.

Анализ безубыточности основан на расчете порога рентабельности проекта и запаса его финансовой прочности.

В заключительной части финансового раздела бизнес-плана отражается стратегия финансирования проекта. В этой части даются ответы на следующие вопросы:

1. Сколько всего необходимо средств?

2. Откуда и в какой форме предполагается получить эти средства?

3. Когда можно ожидать полного возврата заемных средств и получение инвесторами доходов?

4. Каков размер дохода, получаемого инвесторами?

Особое внимание уделяется оценке экономической эффективности реализации проекта.

Вопросы для закрепления материала

1. Каковы задачи финансового планирования на современном этапе?

2. Какие планы составляются в рамках годового финансового планирования?

3. Перечислите состав смет, составляемых на предприятии.

4. Охарактеризуйте оперативные финансовые планы предприятия.

5. Каковы цель и содержание долгосрочных финансовых планов?

6. Раскройте содержание методов расчета плановых финансовых показателей.

7. Определите сущность метода процента от продаж при планировании баланса активов и пассивов.

8. Каково содержание операционного и финансового бюджета предприятия?

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Date: 2015-07-27; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию