![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Организационная структура и функции управления предприятием
Функции: проектирование, создание и совершенствование организационных структур, четкое разграничение функций, распределение организационных задач, обязанностей, прав, ответственности структурных подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязи между ними, строгое соблюдение правил организационного поведения, принятия управленческих решений. Организационная структура управления – упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. Выделяют горизонтальные (одноуровневые) и вертикальные(связи подчинения) связи. Типология организационных структур: · Традиционные · Дивизиональную · Матричную · Комбинированную На заре машинного производства появилась простая организация, содержащая только вертикальные связи управления – линейная. В ней работы однотипны, она используется в армии, в учебных заведениях, в мелком бизнесе. Линейные структуры характеризуются четким единоначалием – каждый руководитель и каждый рабочий подчинен только одному вышестоящему лицу. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных подразделений. Каждый руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом и обладать разносторонними знаниями. Линейная структура не обеспечивает решения сложных задач и в чистом виде применяется очень ограниченно в стадии развития бизнеса. Функциональные структуры. В связи со специализацией, существующей традиционно в производстве с начала 20 в., на фирме выделяют основные блоки деятельности: маркетинг, производство, финансы, кадры. В зависимости от важности выполняемых задач функциональные подразделения могут быть основными и вспомогательными. К основным относятся те подразделения фирмы, которые связаны с реализацией главной цели предприятия. Преимущества функциональной структуры: 1.глубокая специализация по направлениям деятельности 2.высокая централизация при принятии решений 3.сосредоточение ресурсов в центре для оперативного применения. Все это обеспечивает наилучшие условия для выработки единой производственной, технологической, маркетинговой, финансовой политики и т. д. Функциональная структура не походит для организаций с широкой номенклатурой продукции, при работе предприятия на многих рынках. Бюрократические тенденции в этой структуре тормозят внедрение НТП, освоение новой продукции и рынков. В чистом виде функциональная структура практически не применяется, т. к. в ней нарушается основной принцип построения организации – единоначалие: каждый исполнитель может одновременно получать указания по нескольким каналам от разных руководителей. Функциональная структура часть сочетается с линейной, образуя линейно-функциональную структуру. Преимущества линейно-функциональных структур: 1.стимулируют деловую и профессиональную специализацию 2.уменьшают дублирование усилий и потребление материальных ресурсов функциональных областях 3.улучшают координацию в функциональных областях. Недостатки линейно-функциональных структур: 1.отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями. 2.в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной. В линейно-функциональных структурах переплетается выполнение узко специализированных функций с линейной системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач по исследованию, производству и финансированию продукции. Многолетний опыт функционирования этих структур до 70-х гг. 20 в. показывает, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяемые функции и задачи. Эти структуры не обладают достаточной гибкостью в быстро меняющейся внешней среде. В 50-х гг. в мире индустриальную эру сменила информационная эра, для которой характерны быстрое развитие сферы обслуживания, информационных услуг, гибких технологий, диверсификация деятельности, ориентация на меняющийся спрос при небольших и нестабильных рынках. В этих условиях громоздкие бюрократические структуры оказались малоэффективными. Передовые предприятия отказались от конвейерной системы, от узкой специализации трудовых операций и перешли к всесторонней интеграции на основе совмещения профессий и быстрой смены видов деятельности. Линейно-функциональная структура не отвечала новому способу хозяйственной деятельности. Основа крупных фирм – не гигантские заводы, а система мелких и средних предприятий, деятельность которых была организована по-новому. Новая структура получила название дивизиональной и в ней деление по подразделениям происходит уже не по функциям, а: - по видам товаров – дивизиональная продуктовая - по территории – территориальная дивизиональная (рыночная) - по группам потребителей – дивизиональная потребительская. Но функциональная структура в дивизиональной не исчезла, она как бы оказалась спущенной этажом ниже, где ее используют средние и мелкие предприятия. В результате повысилась автономность подразделений (статус фирм, бизнес-центров). В условиях дивизиональной структуры фирма несет в себе определенную сумму функциональных структур. Сама фирма приобретает положение «центра прибыли». Центры наделены правом принимать решения в области маркетинга, производства, поставок и т. д. На базе цехов (участков) создавались «центры издержек производства», которые самостоятельно определяли внутризаводские цены на базе экономических расчетов. В дивизиональной структуре общие организационные функции сосредоточены в штаб-квартире. В результате усиливаются стратегические аспекты в деятельности фирмы. Дивизиональная структура имеет 3 разновидности: 1.в продуктовой структуре – отделения, связанные с выпуском новой продукции, полномочия по производству и сбыту каждого продукта в руках одного руководителя, руководители вторичных функциональных служб (маркетинговой, производственной, технической) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. 2.в территориальной структуре – отделения полностью отвечают за разработку, производство и сбыт продукции на однородной территории, используется для физически рассредоточенных предприятий. 3.в рыночной (потребительской) структуре – ориентация на определенные рынки (потребителей). В особо крупных и сильно диверсифицированных фирмах используется холдинговая структура. Отделения в ней имеют неограниченную свободу деятельности, являются самостоятельными фирмами с собственными названиями, но они жестко привязаны к центру финансовой зависимостью, т. к. контрольный пакет акций принадлежит головной фирме. Разновидность дивизиональной структуры – инновационная. Все предприятия фирмы такой структуры делятся на 2 группы: - предприятия, выпускающие высокоприбыльную традиционную продукцию - предприятия, осваивающие принципиально новую продукцию, требующую огромных предварительных затрат и связанную с убытками в течение продолжительного времени. Эти фирмы внимательно отслеживают нововведения на рынке, чтобы вовремя освоить новые товары, то есть критерий деятельности – не прибыль, а освоение в короткий срок новых технологий. Группирование подразделений вокруг «результата» разрешило ряд организационных проблем: 1.произошел сдвиг внимания к конечному результату (продукции, потребителю, рынку), что повлияло на качественные характеристики продукции, следовательно, на увеличение прибыли; 2.оператиный уровень управления, концентрирующийся вокруг конкретного продукта, был отделен от стратегического, отвечающего за развитие организации в целом; 3.улучшилась координация функционального обслуживания, меньше конфликтов, больше сплоченности персонала; 4.повысилась ответственность руководителя продукта, что привело к децентрализации, к развитию инициативы. Недостатки дивизиональной структуры: 1) «продуктивизм» - противопоставление целей продукции общим целям организации 2) дублирование в работе – увеличение численности – неэффективное использование ресурсов 3) трудность контроля сверху 4) рабочий выполняет много ролей и обязанностей – растет стресс. Дивизиональная структура сохранила недостатки бюрократической: высокую степень разделения труда, развитую иерархию управления, наличие многочисленных норм и правил поведения персонала, подбор кадров по профессиональным критериям. В результате утрачивалась гибкость деятельности фирмы, ее способность генерировать новые идеи, откликаться быстро на конъюнктуру рынка – уже в конце 70-х гг. в условиях огромного темпа изменений в технике, технологии, рынках бюрократическая структура фирмы сковывала ее прогрессивное развитие. Чтобы реагировать на изменения окружающей среды и успешно отвечать на вызовы конкурентов, были созданы адаптивные организационные структуры, которые могли быть модифицированы в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий организации. Такие структуры назвали органическими. Началось их развитие с проектных структур. Проектная организация – временная структура, создаваемая для решения конкретных проектов. Смысл – собрать в одну «команду» самых квалифицированных сотрудников для выполнения сложного проекта в установленные сроки с заданным качеством. Команду возглавляет руководитель проекта, который несет всю полноту ответственности за результаты работы. После завершения работы команда распускается. Проекты в чистом виде – самостоятельные организации, но для их создания требуются большие ресурсы, что не всегда под силу мелким организациям. Проекты обладают высокой результативностью, поэтому в 50-е гг. американскими авиакосмическими фирмами была придумана матричная структура. Ее члены подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям подразделений. Руководитель каждого проекта обладает властью, ресурсами в рамках проекта и полностью отвечает за его результаты. Главное преимущество матричной системы – высокая способность к адаптации (к изменению среды), гибкое использование кадров, высокая результативность. Недостатки матричной структуры: 1)система двойного подчинения – источник конфликтов (снижается исполнительность, оценка рабочих с 2-х сторон вызывает стресс); 2)структура очень сложна во внедрении, требует высокой организационной культуры и специальной подготовки рабочих; 3)группы не являются устойчивыми подразделениями, люди постоянно перемещаются (трудно управлять персоналом). Матричные структуры создаются, когда стратегия фирмы ориентирована на: - получение высококачественного результата - большое число проектов - область высоких технологий - настолько сложные проекты, что недостатки перевешивают преимущества структур - производства, в которых необходим централизованный контроль за расходованием, получением средств на проекты. В матричной структуре выделяют функциональную и проектную часть структуры. Функциональная часть – обеспечение проекта ресурсами. Проектная часть – использование ресурсов для установленных целей и их реализации.
Планирование, его сущность и виды. Система планирования на предприятии включает три подсистемы: стратегическое, текущее и оперативное планирование. При стратегическом планировании определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение главных целей, рассчитанных на 10 – 15 лет. Стадии: определение цели, указание сфер деятельности; определение положения фирмы на основе портфельного анализа; выработка целей для существующих и новых сфер деятельности; разграничение и детальный анализ рынков по сферам деятельности, определение целевых групп – сегментов и основной концепции сочетания элементов маркетинга (продуктовая стратегия, коммуникационная, ценовая, распределительная); планирование оперативных мер и бюджетирование; маркетинговый контроль. Текущее планирование состоит в разработке плана развития и бизнес-плана. Разделы текущего планирования: план по производству продукции; план по маркетингу; план НИОКР; план инвестиций и капитального строительства; план по внешнеэкономической деятельности; план по материально-техническому обеспечению; план по труду и кадрам; план по издержкам производства и реализации продукции; финансовый план; план природоохраны и экологических мероприятий. Начало деятельности предприятия предваряет важный документ – бизнес-план. Разделы: цели и задачи предпринимательской сделки, обобщенное резюме с основными параметрами и показателями, характеристики продуктов, анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта и спроса, программа действий и организационные меры, ресурсное обеспечение, эффективность. Важное значение имеет не только содержание, но и оформление бизнес-плана. В основе системы оперативно-производственного планирования лежит разработанная в текущем плане или в бизнес-плане и принятая к исполнению производственная программа выпуска готовой продукции на год, квартал, месяц. Этапы: объемное планирование (годовая программа распределяется для каждого цеха по кварталам, месяцам; сопоставляются ресурсы), календарное планирование (детализация и дифференциация выпуска продукции по срокам, уточнение предыдущего плана), оперативно-производственное планирование (окончательно уточняются задания и организуется их выполнение).
Date: 2015-07-27; view: 886; Нарушение авторских прав |