Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие, изменение и отмена конституции (устава)





 

 

Порядок принятия учредительных актов определяется в зависимости от того, имеет место принятие конституции или устава.

Конституция республики принимается законодательным (представительным) органом государственной власти, если иное не установлено конституцией (п."а" ч.1 ст.5 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации…").

Конституция республики, как уже отмечалось, может быть принята референдумом республики, специально учреждаемым органом, а также смешанным способом (специальным органом и законодательным органом государственной власти).

Принятие конституции на референдуме предусматривают конституции республик Башкортостан, Татарстан, Тыва, Ингушетия, Чечня. В других республиках конституции принимаются законодательными (представительными) органами. В то же время не определяется способ принятия конституции в республиках Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Мордовия.

Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов принимаются только законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ч.2 ст.66 Конституции РФ, п."а" ч.1 ст.5 № 184-ФЗ).

В тех случаях, когда конституция (устав) принимается органом законодательной власти субъекта РФ, данный вопрос решается большинством, не менее двух третей голосов от установленного числа
депутатов (ч.1 ст.7 № 184-ФЗ).

Изменение конституции (устава) производится путем внесения поправок большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (п."а" ч.1 ст.5 и ч.1 ст.7 № 184-ФЗ).

Приведенная норма федерального закона является императивной для принятия поправок к уставу субъекта РФ. В то же время для внесения поправок в конституцию республики эта норма федерального закона рассматривается как диспозитивная.

Поэтому не может быть признано правомерным принятие поправок к уставу субъекта РФ непосредственно гражданами (или иным способом, например, специальным органом) без их предварительного либо последующего утверждения законодательным (представительным) органом государственной власти.

В то же время допускается решение вопроса о поправках к конституции республики на референдуме, если это предусмотрено конституцией соответствующей республики.

Конституции республик в составе Российской Федерации устанавливают возможность изменения их текста. Однако ряд конституционных положений не может изменяться в рамках обычной процедуры.

Например, в Конституции Республики Дагестан установлено, что в случае, если будет инициировано предложение о пересмотре положений, содержащихся в главах, закрепляющих основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, порядок изменения конституции, то созывается специально учреждаемый орган – Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание призвано в указанном случае подтвердить неизменность действующей конституции, либо разработать проект новой конституции. Если будет разработан проект новой конституции, то он должен быть принят Конституционным Собранием или вынесен на референдум.

В усложненном порядке изменяется глава 1 "Основы конституционного строя" и глава 16 Конституционные поправки и пересмотр Конституции Республики Тыва. Принятие поправок к этим главам осуществляется референдумом.

В Уставе Московской области установлено, что положения разделов 2 и 9 (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой. Наряду с этим в данном Уставе закрепляется положение, согласно которому положения разделов 1, 2, 3, 4 и 9 Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Согласно Уставу Смоленской области изменение ст.5, 12, 15, определяющей основы устройства области, означает пересмотр действующего и принятие нового Устава.

Императивный характер нормы № 184-ФЗ, закрепляющей порядок внесения поправок к уставу субъекта РФ, не означает то, что уставами и законами субъекта РФ не могут устанавливаться дополнительные условия.

Так, некоторые уставы, предусматривая возможность принятия поправок двумя третями голосов от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа, допускают проведение:

а) открытого обсуждения поправок в средствах массовой информации (Нижегородская, Самарская области);

б) консультативного референдума (Приморский край, Волгоградская и Орловская области);

в) референдума по вопросу изменения устава (Свердловская,
Ленинградская области);

г) предварительное одобрение поправок и предложений не менее чем 2/3 выборных представительных органов местного самоуправления.

Наряду с этим следует признать конституционными положения уставов, предусматривающие особый порядок изменения основополагающих уставных норм, который означает пересмотр устава и влечет принятие нового устава. Пересмотр устава следует рассматривать не как поправки к уставу, а как его "ревизию", связанную с прекращением действия устава в целом. По сути, такие изменения являются отменительными.

Одной из форм изменения конституции (устава) является приостановление действия отдельных ее (его) положений. Так, в Республике Татарстан Законом РФ от 14 марта 2005 г. № 55-3РТ приостановлено действие положений Конституции Республики, регулирующих выборы Президента Республики Татарстан.

Институт приостановления действия отдельных положений конституции (устава) субъекта РФ не известен конституционно-правовой практике России, осуществляемой на правовом "поле" Конституции РФ 1993 г. Поэтому следует признать, что в Республике Татарстан создан конституционно-правовой прецедент, который может оказать влияние на учредительную и законодательную деятельность в других субъектах РФ.

Отмена действия конституции (устава) субъекта РФ. По общему правилу конституция (устав) прекращают действие с момента принятия новой конституции (устава).

 


 

Date: 2015-07-27; view: 1199; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию