Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принятие, изменение и отмена конституции (устава)
Порядок принятия учредительных актов определяется в зависимости от того, имеет место принятие конституции или устава. Конституция республики принимается законодательным (представительным) органом государственной власти, если иное не установлено конституцией (п."а" ч.1 ст.5 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации…"). Конституция республики, как уже отмечалось, может быть принята референдумом республики, специально учреждаемым органом, а также смешанным способом (специальным органом и законодательным органом государственной власти). Принятие конституции на референдуме предусматривают конституции республик Башкортостан, Татарстан, Тыва, Ингушетия, Чечня. В других республиках конституции принимаются законодательными (представительными) органами. В то же время не определяется способ принятия конституции в республиках Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Мордовия. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов принимаются только законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ч.2 ст.66 Конституции РФ, п."а" ч.1 ст.5 № 184-ФЗ). В тех случаях, когда конституция (устав) принимается органом законодательной власти субъекта РФ, данный вопрос решается большинством, не менее двух третей голосов от установленного числа Изменение конституции (устава) производится путем внесения поправок большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (п."а" ч.1 ст.5 и ч.1 ст.7 № 184-ФЗ). Приведенная норма федерального закона является императивной для принятия поправок к уставу субъекта РФ. В то же время для внесения поправок в конституцию республики эта норма федерального закона рассматривается как диспозитивная. Поэтому не может быть признано правомерным принятие поправок к уставу субъекта РФ непосредственно гражданами (или иным способом, например, специальным органом) без их предварительного либо последующего утверждения законодательным (представительным) органом государственной власти. В то же время допускается решение вопроса о поправках к конституции республики на референдуме, если это предусмотрено конституцией соответствующей республики. Конституции республик в составе Российской Федерации устанавливают возможность изменения их текста. Однако ряд конституционных положений не может изменяться в рамках обычной процедуры. Например, в Конституции Республики Дагестан установлено, что в случае, если будет инициировано предложение о пересмотре положений, содержащихся в главах, закрепляющих основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, порядок изменения конституции, то созывается специально учреждаемый орган – Конституционное Собрание. Конституционное Собрание призвано в указанном случае подтвердить неизменность действующей конституции, либо разработать проект новой конституции. Если будет разработан проект новой конституции, то он должен быть принят Конституционным Собранием или вынесен на референдум. В усложненном порядке изменяется глава 1 "Основы конституционного строя" и глава 16 Конституционные поправки и пересмотр Конституции Республики Тыва. Принятие поправок к этим главам осуществляется референдумом. В Уставе Московской области установлено, что положения разделов 2 и 9 (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой. Наряду с этим в данном Уставе закрепляется положение, согласно которому положения разделов 1, 2, 3, 4 и 9 Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Согласно Уставу Смоленской области изменение ст.5, 12, 15, определяющей основы устройства области, означает пересмотр действующего и принятие нового Устава. Императивный характер нормы № 184-ФЗ, закрепляющей порядок внесения поправок к уставу субъекта РФ, не означает то, что уставами и законами субъекта РФ не могут устанавливаться дополнительные условия. Так, некоторые уставы, предусматривая возможность принятия поправок двумя третями голосов от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа, допускают проведение: а) открытого обсуждения поправок в средствах массовой информации (Нижегородская, Самарская области); б) консультативного референдума (Приморский край, Волгоградская и Орловская области); в) референдума по вопросу изменения устава (Свердловская, г) предварительное одобрение поправок и предложений не менее чем 2/3 выборных представительных органов местного самоуправления. Наряду с этим следует признать конституционными положения уставов, предусматривающие особый порядок изменения основополагающих уставных норм, который означает пересмотр устава и влечет принятие нового устава. Пересмотр устава следует рассматривать не как поправки к уставу, а как его "ревизию", связанную с прекращением действия устава в целом. По сути, такие изменения являются отменительными. Одной из форм изменения конституции (устава) является приостановление действия отдельных ее (его) положений. Так, в Республике Татарстан Законом РФ от 14 марта 2005 г. № 55-3РТ приостановлено действие положений Конституции Республики, регулирующих выборы Президента Республики Татарстан. Институт приостановления действия отдельных положений конституции (устава) субъекта РФ не известен конституционно-правовой практике России, осуществляемой на правовом "поле" Конституции РФ 1993 г. Поэтому следует признать, что в Республике Татарстан создан конституционно-правовой прецедент, который может оказать влияние на учредительную и законодательную деятельность в других субъектах РФ. Отмена действия конституции (устава) субъекта РФ. По общему правилу конституция (устав) прекращают действие с момента принятия новой конституции (устава).
Date: 2015-07-27; view: 1228; Нарушение авторских прав |