Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальное сообщение,выражение отношения» (20мин.)





Цель: активация невербального общения.

Краткое описание: участники образуют 2 круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу. Им предлагается невербально (глазами, позой, руками) сообщить заданную информацию, выразить заданное отношение.

« Вертушка контактов » (10 –15 мин .)

Цель: самопрезентация и более широкое знакомство участников группы.

Краткое описание: члены группы встают по принципу "карусели", т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (расположены лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз ведущий может предлагать участникам разные роли. После упражнения проводится шеринг (обсуждение упражнения с участниками группы).

« Общение в разных позициях » (15 мин .)

Цель: выработка стратегий общения в разных позициях, самопознание.

Краткое описание: члены группы делятся на пары. Им предлагается общаться друг с другом в разных позициях:

- глаза в глаза друг другу;

- спиной друг к другу;

- один сидит, другой стоит (затем меняются местами);

- в закрытой позе (руки и ноги перекрещены). В заключении проводится шеринг.

« Все равно ты молодец, потому что ...» (15 мин .)

Цель: развитие уверенности в себе.

Краткое описание: Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чем-нибудь неприятном, либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...».

« Мы с тобой похожи тем, что ...» (20 мин .)

Цель: осознание участниками группы возможности понимать и принимать друг друга, несмотря на различия.

Краткое описание: Участники выстраиваются в 2 круга - внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например; мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

« Берлинская стена » (30 мин .)

Цель: отработка навыков конструктивного взаимодействия в группе. Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5-7). Краткое описание: Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведения игры в один или два этапа. Т.е. «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, в группе присутствует соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков». Завершив игру, тренер обсуждает стратегию решения проблемы или причину её отсутствия. А также обговаривается с участниками, из- за чего у них возникали проблемы, и какие ещё стратегии могли быть избранны группой.

« Лабиринт » (30 мин .)

Цель: найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих.

Материалы: бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см. Вид поля:

конец поля

+ + + +

+ + +

+ +

+

начало поля

Краткое описание: На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминирована» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники. Задача группы; всем участникам перебраться на противоположную сторону поля. Условия: участникам дается 5 мин. на обсуждение стратегии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле, помечать нужные квадратики на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.). Примечание: если всей группе удается перейти на другую сторону за 10-15 мин., то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода их сложных ситуаций.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цель упражнений – актуализация опыта личной ответственности. Осознание собственного выбора относительно употребления психоактивных веществ.

К этой группе упражнений относятся обычно ролевые игры. Участникам предлагается участие в ситуациях, где требуется умение аргументировано отстаивать свое мнение и навыки отказа.

« Шприц » (30 мин .)

Цель: осознание условий выбора, принятия решения.

Краткое описание: Участники садятся в круг. Им дается задание

придумать 10 вариантов отказа от принятия наркотика и 10 вариантов

предложения его попробовать. Ведущий берет шприц и предлагает

его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять шприц.

Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым.

Время, отведенное на работу пары — 3 минуты.

После этого шприц переходит к участнику, и уже он уговаривает

своего соседа попробовать наркотик.

Обсуждение:

Легко ли было подбирать достойные отказы?

Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными

отказами? Почему?

Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и

отказывающего?

Какие еще формы отказа существуют?

« Обсуждение историй » (45 мин .)

Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций

владеют участники группы; найти наиболее эффективные.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника.

Краткое описание: Предложите участникам написать мини-сочинение

(из 6-7 предложений) на тему:

«Что будет, если... меня попросят пронести наркотики»;

«Что будет, если... мне будет очень плохо»;

«Что будет, если …. я буду очень одинок»;

«Что будет, если …. я серьезно заболею»;

«Что будет, если... класс отвернется от меня»;

«Что будет, если... я не смогу отказаться от наркотиков».

Вся группа пишет сочинение на одну тему. Это даст возможность

более подробно обсудить каждое сочинение.

Обсуждение:

Чем заканчивались истории?

Какие выходы были предложены?

Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй?

(в процентах)

Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации? Какой?

Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?

символизирует то, что потребитель наркотиков не может

контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников - это

возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью

человека.

Обсуждение:

Как себя чувствовали участники во время упражнения?

Как сейчас себя чувствуют?

С чем (кем) труднее было расставаться?

После упражнения обязательно проводится эмоциональная разгрузка

для того, чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст:

«То, что произошло сейчас, было упражнением. Я надеюсь, что это

никогда не коснется Вас и Ваших близких. Я надеюсь, что никто из

Вас не столкнется с такой ситуацией в жизни». После этого

участники делятся пережитыми чувствами.

Если накал эмоций в группе остается высоким, сделайте небольшой

перерыв (5 мин.) или проведите упражнение на снятие тревожности.

« Давление группы » (20 мин .)

Цель: отработка навыков отказа, выбор наиболее эффективных

стратегий отказа.

Краткое описание: Выбирается доброволец для участия в «главной

роли». В инструкции говорится, что будет предложена ситуация, где

тебе необходимо будет отказываться от чего-либо. Отказаться нужно

3-мя способами: агрессивно, уверенно, неуверенно.

Ведущий описывает ситуацию: лидер двора или знакомые просят

приготовить подростка наркотик у него дома, просят сказать

родителям, что какая-то вещь находится у подростка, сосед просит

подержать у подростка дома какую-то вещь, просят купить наркотик.

Обсуждение:

Как чувствовал себя человек в ситуации давления?

Какой вариант отказа оказался более эффективным (мнение группы и

главного героя)?

Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

« История про ...» (1 час )

Цель: анализ действий, совершаемых героями рассказа. Выяснение взглядов участников на данную проблему. Моделирование наиболее оптимальных стратегий действий участников. Материалы: история, лист ватмана, маркер.

Краткое описание: Всех участников методом простой жеребьевки делят на 3-4 команды (расчет на 1-3 или 1-4) Затем зачитывается история из жизни подростков. Участников просят оценить действия и поведение героев по 10-балльной шкале с точки зрения их эффективности и морально-этических норм. Полученные результаты сводят в одну таблицу и анализируют. Каждая из команд зачитывает полученные в групповом обсуждении рейтинги, кратко поясняя, что послужило причиной появления именно этого результата.

«История про Машу»: Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завел Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думал, что ей делать, и в итоге решила рассказать все своей однокласснице Свете, у которой брат недавно погиб под колесами мотоцикла, за рулем которого был наркоман. Света обещала все устроить и решить, проблему. Она рассказывает все классному руководителю, а та директору школы. Родителей Коли вызывают и рассказывают о сыне. Колю кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходит к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больницы, он решил, что наркотики он употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения тоже не собирается.

« Отказ » (40 мин .)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора. Краткое описание: Группа делится на 3 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома;

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи;

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя.

Задание подгруппам: в течение 7 мин. придумать как можно больше

аргументов для отказа в этой ситуации.

После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед

остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего»,

другой - «отказывающегося».

Ведущий прелагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа:

уверенный, агрессивный, неуверенный.

Каждый стиль демонстрирует только один участник.

Комментарий: если ведущий чувствует, что роль уговаривающего

может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может

сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ «НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ»

Эти упражнения помогают участникам определить причины и опасность для человека такого явления, как «зависимость», в том числе, зависимость от наркотика.

« Что такое зависимость » (20 мин .)

Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют понятие «зависимость»; дать определение зависимости. Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.

Краткое описание: Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «зависимость». После чего участники по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать «галочками»). В результате обсуждения, тренер подводит группу к правильному определению понятия «зависимости», раскрывает его смысл.

« Ассоциации » (15 мин .)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу

для более глубоко содержания работы и дискуссий.

Материалы: ручки; листы бумаги на каждого участника.

Краткое описание: В игре обязательно участвует вся группа. В ходе

игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается

задание: «назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы

слышите слова «наркотики», «наркомания», «зависимость».

Игра может быть проведена в 2-х вариантах - устно или письменно.

1 вариант: участники по кругу высказывают 1-2 ассоциации, которые вызывают эти слова.

2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои ассоциации к этим словам.

После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций.

« Провокационные тезисы »

Цель: выяснить, актуальна ли тема наркомании для подростков, и оценить их базовый уровень информированности. Краткое описание: Ведущий предлагает рассчитаться на 1, 2 номера. Обсудить несколько предложенных им высказываний. При этом первые номера высказываются «за», вторые - «против». Провокационные тезисы:

- Проблему наркомании решить нельзя, т.к. нет общества свободного от наркотиков.

- Только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками.

- Наркоманам нельзя помочь.

- Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

- Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

- Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

- Наркотики нужно легализовать.

- Каждый человек хоть раз в жизни пробует наркотик.

- От марихуаны не развивается зависимость.

- «Чистые» наркотики безвредны.

- Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.

- Не сам наркотик, а его запрет приводит к несчастью.

- Человек имеет право осознанно употреблять наркотики. Этим он не приносит вреда окружающим.

- Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам.

« Высказывания » (60 мин .)

Цель: мотивация подростков к получению информации; развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии; формирование навыка высказывать собственное мнение. Материалы: карточки с высказываниями на каждого участника. Краткое описание: Тематическое разнообразие высказываний даст приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактике. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы, спорные моменты. Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями). Дается 10-15 мин., чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники согласны, помечаются. При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым участники затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно информированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказываниями или опровергнуть его. Возможные высказывания:

- Люди, употребляющие наркотики, опасны, т.к. они привлекают других.

- Наркотики - это повседневность для подростков.

- Алкоголь хуже, чем гашиш.

- Алкоголь - это средство, от которого можно стать зависимым.

- Подростки принимают «лекарство», чтобы успокоиться перед «контрольной» или экзаменом.

- Если человек пьет и курит осознанно, в умеренных дозах, то у него не возникнет зависимости.

- Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается возможности стать наркоманом.

- Доводы учителя, который курит, но запрещает курить ученикам, выглядят неубедительно.

- Состояние опьянения - одна из радостей жизни.

- Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании своих друзей и взрослых.

Дискуссия « Мой друг зависим от наркотиков »

(15 мин .)

Цель: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в созависимые отношения с наркопотребителем; дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку. Краткое описание: Ведущий предлагает группе обсудить вопрос «Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?». Участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в корректной форме. Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

« Семья » (45 мин .)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Материалы: для того, чтобы ролевая игра прошла более естественно, можно заранее подготовить некоторые атрибуты для членов семьи. Краткое описание: Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ.

Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию. После этого необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

« Марионетки » (30 мин .)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Краткое описание: Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода -полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. Обсуждение:

- Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»?

- Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?

- Хотелось ли что-либо сделать самому?

« Вопросы » (15 мин .)

Цель: выяснить информированность аудитории, спланировать информационный блок.

Краткое описание: Каждый пишет на листке бумаги вопросы, на которые он хотел бы получить ответ в ходе семинара. Листочки с вопросами отдаются ведущему. Ведущий обдумывает вопросы, которые записывают участники, на их основе планирует информационный блок на 3 дня.

Мозговой штурм « Зачем люди употребляют наркотики ?» (15 минут ).

Цель: выяснить уровень информированности аудитории по данному вопросу.

Краткое описание: Обсуждение предлагается проводить в форме «мозгового штурма». Ведущий просит назвать причины, побуждающие человека употреблять наркотики и фиксирует ответы на листе ватмана. В ходе обсуждения ответов можно обратить

внимание на то, какие потребности человек удовлетворяет с помощью наркотика и есть ли другие способы достижения того же эффекта.

 

РИТУАЛЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

" Рисование своего настроения в технике Пикассо "

Мин.).

Цель: познание себя, раскрытие собственного потенциала. Материал: бумага А4, краски, фломастеры, карандаши, гуашь, маркеры.

Краткое описание: Участники рисуют с закрытыми глазами, не отрывая фломастер от листа, произвольную кривую. Затем с открытыми глазами разукрашивают получившийся орнамент.

Date: 2015-07-27; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию