Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыка и чувства





Дети-сироты должны научиться понимать, сколь разнообразны­ми могут быть человеческие чувства, с какими обстоятельства­ми они связаны, а также сформировать способность к словес­ному описанию своих чувств. Понимая, насколько важно побуждать ребенка к вербальной экспрессии по мере его взрос­ления, психологи стремятся разработать средства рабо­ты, предполагающие определенный игровой элемент и в то же время стимулирующие вербальную экспрессию. Музыкальная терапия пользуется в этом случае различными музыкальными играми или играми, содержащими элементы музыкальной экс­прессии. В этих играх музыка определенного характера делает содержание чувства более понятным для ребенка и стимулиру­ет его к вербальным оценкам эмоционального переживания.

1. «Волшебный салют».

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти, либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!

Совет: Не пугаться, если частички «салюта» попадут на лицо и руки участников, одежду можно постирать.

2. «Радуга».

Продемонстрировать волшебную игру красок, обучая ребенка смешивать цвета, полезно, попросив его нарисовать радугу.

Чтобы хорошо запомнить, как расположены в радуге цвета, расскажите ему считалку: «Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленой), где (голубой) сидит (синий) филин (фиолетовый)» – и вместе с ним прорисовывайте и радугу, смешивая краски.

3.«Самоцветы».

Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

4. «Рисуем музыку».

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку.

Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (желтый, голубой), грустными (зеленый, светло-синий), злыми (темно-красный, темно-синий).

Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятия музыки.

5. «Рисуем настроение» (для детей с 5 лет).

Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение воспитателя, друга, кошки, собаки и т.д.

Психолог наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона это тревожные тона.

6.«Рисуем сказку».

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Предложите ребенку внимательно послушать сказку (любую) и, когда ему захочется, изобразить что-то или кого-то цветом. Пока ребенок смешивает краски и рисует, психолог спокойно ждет, затем продолжает сказку.

Рисунок покажет, насколько эмоционально воздействует сказка на ребенка. Темная гамма будет свидетельствовать о негативном переживании. Светлая гамма - о радостном и легком.

7. «Времена года».

Предложить ребенку на одном листе нарисовать весну, лето, осень и зиму, рассказав, что «у природы нет плохой погоды», что любое состояние души полезно человеку.

Интерпретируя, обратите внимание, грустно или радостно малышу рисовать осень.

8. «Маска удивления».

Закрыть глаза. С медленным вдохом максимально высоко поднять брови, произносить про себя: «Мышцы лба напряжены». Задержать на секунду дыхание и с выдохом опустить брови.

Пауза 15 секунд.

Повторить упражнение 2-3 раза.

9. Упражнение для носа «Возмущение».

Округлить крылья носа и напрячь их, как будто вы очень сильно чем-то возмущены, сделать вдох и выдох. Произнести про себя: «Крылья носа напряжены». Сделать вдох. На выдохе расслабить крылья носа. Произнести про себя: «Крылья носа расслаблены».

Повторить упражнение 2-3 раза.

10. «Маска поцелуя».

Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы, как будто для поцелуя, довести это усилие до предела и зафиксировать его, повторяя: «Мышцы рта напряжены».

На секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить мышцы. Произнести: «Мышцы рта расслаблены»

Повторить упражнение 2-3 раза.

11. «Маска смеха».

Чуть прищурить глаза, со вдохом постепенно улыбнуться настолько широко, насколько это возможно. С выдохом расслабить напряженные мышцы лица.


Повторить упражнение несколько раз.

12. «Маска недовольства».

Со вдохом постепенно сжимать зубы, плотно сомкнуть губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта – сделать маску недовольства, зафиксировать напряжение.

Произнести про себя: «Челюсти сжаты, губы напряжены».

С выдохом расслабить мышцы лица, разомкнуть зубы. Произнести про себя: «Мышцы лица расслаблены». Повторить упражнение несколько раз.

(Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977).

13. «Классификация чувств» (для детей с 5 лет).

Ребенку прелагают разные музыкальные отрывки. К каждому варианту разложить пиктограммы.

Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.

14. "Гнев на сцене".

Этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства.

Когда ребенок злится (или только что испытал злость), предложите ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра.

· В образе кого выступал бы актер, играющий гнев, - монстра, человека, животного, а может быть, бесформенного пятна?

· Какого цвета был бы его костюм?

· Каким он был бы на ощупь - горячим или холодным, шершавым или гладким?

· Чем бы он пах?

· Каким голосом говорил бы?

· Какими интонациями?

· Как бы он двигался по сцене?

При желании ребенок может нарисовать образ своего гнева, а еще лучше, войти в роль этого актера и изобразить гнев "от первого лица", выразительно двигаясь за него и произнося реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как считает нужным.

· Спросите ребенка, с чего начиналось бы выступление гнева?

· Как развивалось бы?

· Чем оно должно закончиться?

Пусть он покажет вам весь спектакль.

Позитивным моментом в этой игре является возможность совмещения ребенком ролей режиссера и актера, играющего гнев, то есть, получая возможность выплеснуть гнев, он в то же время имеет возможность руководить им и в конце концов "убрать" его со сцены.
Примечание. Для ребят постарше задание можно усложнить, попросив их придумать, как вел бы себя гнев на сцене, если бы он был гневом человека из первобытного общества, из рыцарского ордена, из современного цивилизованного мира. Тем самым вы натолкнете ребенка на мысль, что чувство гнева существовало всегда, но нормы его выражения в разные исторические времена и в разных обществах существенно отличаются.

15. "Чувства на сцене".

Эта игра аналогична игре "Гнев на сцене", только ролей может быть столько, сколько чувств. Так что есть, где разгуляться режиссерской фантазии!
Лучше эту игру, как и предыдущую, сделать систематически повторяющейся. Предлагайте в нее сыграть тогда, когда видите, что ребенок действительно испытывает какие-то эмоции. Например, когда он радуется, предложите ему рассказать и изобразить, как выглядела бы его радость на сцене.
Примечание. Фантазируйте вместе с ребенком, задавая дополнительные вопроси, например: "Каким был бы танец радости?" Если мальчик или девочка захотят его исполнить, вероятно, понадобится ваша помощь в выборе музыкального сопровождения этого творческого процесса!







Date: 2015-07-27; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию