Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы, их сущность, структура и функции





Важным элементом рыночной системы являются финансы. Они обслуживают товарные сделки, стимулируют развитие производства и его отраслей, создают условия для конкуренции, формируют денежные доходы населения.

Финансы – это система, связанная с образованием, распределением и использованием денежных средств (финансовых ресурсов).

Образование финансовых ресурсов связано с хозяйственной деятельностью, в результате которой собираются различные денежные доходы. Полученные таким образом денежные средства используются на воспроизводство, удовлетворение социально-культурных потребностей и другие общенациональные цели.

Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные средства юридических, физических лиц и государства, полученные ими в результате их хозяйственной деятельности. Для оценки финансовой деятельности используют баланс прибыли и убытков.

Финансы населения образуются из доходов, расходов и сбережений населения.

Государственные финансы состоят из бюджетной системы, доходов и расходов бюджета, внебюджетных фондов. Они образуют центральную часть финансовой системы. С помощью государственных финансов осуществляются распределение и перераспределение общественного продукта (ВВП).

Сущность финансов и закономерности их развития определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Сущность и роль финансов проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной, регулирующей, контрольной.

Мобилизационная связана с аккумуляцией денежных средств на государственные нужды. В результате у государства сосредоточиваются денежные ресурсы, которые используются на общественное развитие.

Распределительная функция проявляется в первичном распределении созданного обществом продукта, в перемещении доходов от производителей к потребителям, в другие сферы и сектора экономики. Размер дохода, предназначенного для распределения, определяется правительством и зависит от выбранной модели рыночной экономики. В странах, применяющих кейнсианскую модель, – доля распределяемого НД выше, чем в странах, использующих монетаристскую теорию. Выбор направления экономического развития определяется условиями развития страны.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы в процесс общественного воспроизводства. Для этой цели используются бюджетное регулирование и операции с государственными ценными бумагами.

Объект контрольной функции – использование хозяйственными субъектами государственных ресурсов. Позволяет выявить реальные пропорции в распределении денежных средств, определить экономное и эффективное их использование. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства.

Финансы в рыночной экономике могут быть представлены в виде схемы (рис. 52).

Рис. 52. Финансовая система национальной экономики

Финансы хозяйствующих субъектов удовлетворяют потребность производства в денежных ресурсах, оборотных средствах и инвестициях.

Государственные финансы направляются на развитие социально-культурной сферы, защиту окружающей среды, обеспечение безопасности страны.

Страховое финансирование обеспечивает общественные и личные потребности в защите от неблагоприятных явлений и случаев.

Финансовое кредитование аккумулирует свободные денежные средства, предоставляя их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Финансы всегда являются объектом политического воздействия, которое осуществляется через финансовую политику.

Финансовая политик а – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию ресурсов, их распределение и использование для выполнения функций государства.

Основными формами финансовой политики являются:

· бюджетная политика, направленная на регулирование бюджетных процессов;

· фискальная политика, направленная на регулирование конъюнктуры экономики через государственный бюджет;

· финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, структурной, региональной и экономической политики.

Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, основными элементами которого являются:

· финансовый план;

· бюджет текущего года.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития.

Финансы направляются на формирование максимально возможного объема денежных ресурсов. В период стабильного развития государственная финансовая политика решает задачу обеспечения, сохранения и укрепления существующей государственной системы. В период революционных преобразований финансовая политика направлена на формирование новой системы и проявляется в кардинальном перераспределении финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы являются важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития новых отраслей, структурной перестройки, ускорения НТП, роста благосостояния населения.

2. Бюджетная система как инструмент
регулирования финансов

Центральное место в системе государственных финансов занимает бюджетная система.

Бюджетная система – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения необходимых социально-экономических функций государства.

Бюджетная система отражает движение денежных средств в процессе перераспределения ВВП, направляемого на финансирование хозяйства, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования, обеспечение обороны и управление обществом. Бюджетная система является инструментом государственного регулирования и с ее помощью осуществляется воздействие на экономическое развитие.

Бюджетная система имеет свои особенности:

· является инструментом перераспределения ВВП;

· пропорции бюджетного перераспределения определяются потребностями общественного развития;

· бюджетное распределение является главным инструментом государственного регулирования.

 

Таблица 1

Структура федерального бюджета по годам1

 

Показатели         2013(прогноз)
Доходы 6713,8 6950,0 7455,7 8069,6 9503,5
Расходы 9845,2 9886,9 9389,8 9681,0 11237,9
Дефицит (профицит) -3131,4 -2936,9 -1934,1 -1611,4 -1734,4

1 Источник: www.gks.ru

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет.

Федеральный бюджет – финансовый план, где фиксируются доходы и расходы.

Федеральный бюджет рассчитывается на базе основных параметров экономического развития: темпов роста ВВП, уровня инфляции и т. д. Сущность федерального бюджета проявляется в его функциях: распределительной, контрольной и фискальной.

Распределительная – связана с концентрацией денежных средств в руках государства и их использованием с целью удовлетворения общественных потребностей.

Контрольная – заключается в анализе экономических процессов, связанных с направлениями использования бюджетных средств.

Фискальная – направлена на сбор денежных средств для выполнения государством его функций.

Федеральный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – денежные средства, которые образуются за счет налоговых поступлений и различных платежей от предприятий, организаций и населения. Доходная часть бюджета регулируется посредством налоговых ставок и налоговых платежей.

Расходы бюджета – денежные средства, которые используются на нужды национального хозяйства, играют важную роль в функционировании государства.

В наиболее общем виде структура федерального бюджета имеет вид (табл. 1).

Различают целевое и безвозвратное расходование бюджетных средств. Целевое расходование бюджетных средств означает, что они используются строго на определенные государством цели: капитальные вложения, финансирование оборотных средств и т. д.

Безвозвратное означает, что государственные средства не возвращаются и не возмещаются.

Российская бюджетная система состоит из трех уровней.

1. Федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

2. Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты.

Выделяют также консолидированный бюджет, включающий бюджет федерации и бюджеты субъектов федерации.

Бюджет бывает дефицитным или профицитным. Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами. Профицит – превышение доходов над расходами. Среди основных причин дефицитности бюджета можно выделить следующее:

· рост расходов, вызванный крупными государственными вложениями в развитие экономики;

· увеличение расходов, связанных с чрезвычайными обстоятельствами;

· циклическое падение производства, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию.

Для преодоления бюджетного дефицита применяют следующие меры:

· сокращение бюджетных расходов;

· денежная эмиссия;

· изыскание дополнительных доходов;

· одалживание денег.

Таким образом, бюджет является основой регулирования экономического развития.

С бюджетным дефицитом тесно связан государственный долг.

Государственный долг – текущая и накопленная задолженность, связанная с необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний долг – это долг государства населению и хозяйствующим субъектам своей страны.

Внутренний долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (более 5 лет). Для оценки внутреннего долга рассчитывают отношение между внутренним долгом и размером ВВП. Если долг растет медленнее, чем объем ВВП, то это означает, что величина его сокращается (в 2011 г внутренний долг составлял – 3 трилл. руб.)

Основной причиной внутреннего долга является высокая процентная ставка и выпуск высокодоходных государственных ценных бумаг (ГЦБ), что ведет к следующим последствиям:

· предприятия и население приобретают ГЦБ вместо инвестирования денежных средств в производство, что сокращает основной капитал;

· повышается конкуренция частных и государственных ценных бумаг, что сокращает инвестиции;

· возрастают долговые выплаты государства, что делает эти выплаты невозможными.

Таким образом, внутренний долг государства – это результат повышения процентной ставки без использования мер, направленных на повышение объемов национального производства.

Внешний долг – задолженность государства физическим, юридическим лицам и правительствам других стран (в 2011 г. внешний государственный долг России составлял – 28.1 млрд.дол.; долг российских корпораций – 479.4 млрд. д.). Основными причинами внешнего долга являются:

· прямое заимствование денежных средств у иностранных государств или частных компаний;

· продажа ГЦБ другим государствам, физическим и юридическим лицам.

Последствия внешнего долга более тяжелые, так как государство вынужденно отвлекать часть бюджетных средств для оплаты.

Кроме того, при предоставлении иностранных займов могут выдвигаться различные политические и экономические требования, «неудобные» для страны-заемщика.

Величина внутреннего долга ограничивается законодательно. Для этого используют следующие критерии:

· доля внешнего долга по отношению к ВВП не должна превышать 30%;

· отношение годового объема выплат по внешнему долгу к годовому объему валютных поступлений не должно превышать 25%.

Для погашения внешнего долга осуществляют следующие меры:

· продажа золотовалютных резервов;

· реструктурирование долга;

· перевод краткосрочной задолженности в среднесрочную;

Таким образом, государственный долг – результат внутренних и внешних заимствований, связанных с бюджетно-финансовой деятельностью государства и дефицитностью его бюджета.

Если платежи по внешнему долгу составляют более 30% федерального бюджета, то формируется долговая экономика, что приводит к следующим последствиям:

· сокращается доля бюджетных средств, предназначенных для использования в национальной экономике;

· значительно возрастает доля теневого сектора;

· снижается доля государственных доходов в ВВП и доля потребления населения;

· сокращается приток инвестиций и сдерживается экономический рост;

· увеличивается размер налогообложения, снижается экономическая активность предпринимательства;

· усиливается демонетизация, бартеризация и долларизация экономики;

· происходит перераспределение доходов в пользу богатых.

В этих условиях возникает необходимость управления государственным долгом.

Под управлением государственным долгом понимают действия государства, направленные на погашение государственного кредита, а также на привлечение новых заемных средств.

Погашение государственных кредитов осуществляется двумя путями: из бюджетных средств и через рефинансирование (выпуск новых ГЦБ для расчета с держателями ценных бумаг прошлого выпуска).

Методы управления государственным долгом таковы: конверсия и консолидация.

Конверсия – изменение доходности ГЦБ (увеличение, уменьшение выплат по ценным бумагам). Консолидация – изменение сроков заимствований (превращение краткосрочных обязательств в долгосрочные).

Таким образом, государственный долг – это сложное финансовое образование, для сокращения которого необходим особый механизм, связанный с использованием рациональных методов управления долговыми обязательствами. Продуманная бюджетная политика государства позволяет использовать бюджет как финансовый инструмент регулирования экономики.

3.. Налоговая система: принципы построения и структура.

 


Налоги – форма разнообразных обязательных платежей государству.

Налоги являются одновременно инструментом государственной политики и средством государственного макроэкономического регулирования, так как:

· формируют доходную часть любого бюджета и обеспечивают экономическую стабильность,

· воздействуют на доходы и производство,

· обеспечивают сбалансированность и пропорциональность экономического и социального развития.

Налоги выполняют следующие функции:

· фискальную, связанную с изъятием доходов в государственный бюджет;

· распределительную (макроэкономическую), связанную с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода;

· регулирующую (макроэкономическую), направленную на регулирование совокупного спроса и совокупного предложения, инвестиций, производства, инфляции и безработицы;

· социальную, связанную с регулированием налоговых льгот и налоговых ставок, уменьшением дифференциации доходов населения;

· стимулирующую, направленную на активизацию производства и инвестирование;

· контрольную, обеспечивающую реализацию прав предприятий и государства; реализуется через принудительное подчинение закону.

Основными элементами налоговой системы являются: налоговая ставка, налоговая сетка, налоговая база, методы исчисления налога.

В зависимости от ставки различают следующие виды налогов.

1. Налоги с твердой ставкой – твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (на 1 тонну нефти, газа) и не зависят от размеров доходов.

2. Пропорциональные налоги – средние и предельные налоговые ставки остаются постоянными при изменении размера дохода.

3. Прогрессивные налоги – это такие налоговые ставки, которые возрастают при увеличении дохода. При определении этого налога устанавливают необлагаемый минимум, что позволяет достичь равномерности налогообложения.

4. Регрессивные налоги – такие, которые уменьшаются по мере роста облагаемой базы, что приводит к уменьшению общей налоговой суммы. Доля дохода, уплачиваемого в виде налога, уменьшается по мере роста облагаемой части. Регрессивные налоги усиливают дифференциацию доходов населения в пользу богатых, так как бедные платят больше.

Различают также прямые и косвенные налоги.

Прямые – налоги на доходы или имущество налогоплательщиков (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество). Уплачивается субъектами налогообложения.

Косвенные – устанавливаются на товары и услуги и взимаются с цены (НДС, акциз, таможенные пошлины).

В рыночной экономике применяют различные модели налоговых систем.

В социально-ориентированной экономике, где преобладает кейнсианская модель, налоги используются как источник поддержания жизненного уровня тех слоев населения, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум. В связи с этим решающую роль играет перераспределительная функция налогов, с помощью которой через бюджет страны перераспределяется ВВП.

Монетаристы, напротив, считают, что государство не должно вмешиваться в перераспределение общественного продукта и необходимо опираться только на рыночные механизмы его распределения. Использование монетарных принципов ведет к тому, что большая часть доходов общества распределяется горизонтально, минуя бюджет страны.

При составлении антикризисных и антициклических программ государством используются различные модели налогового регулирования.

Суммарная величина налогового изъятия зависит от размеров налоговой базы, налоговой ставки и методики расчета.

Суммарная величина налогового изъятия имеет свои границы, которые определяются размером налоговой ставки. Зависимость между ставкой налога и его суммарной величиной была исследована американским экономистом А. Лаффером (рис. 54). Он показал, что увеличивать налоговую ставку можно только до определенных пределов (30–50%), за границами которых начинает падать предпринимательская активность и объем собираемых налогов.

 

 

 

Кривая А. Лаффера

 

 

 

 

Рис. 54. Кривая Лаффера

R – объем налогообложения;

К – ставка процента;

Q – точка предельного поступления налогов.

 

Согласно данной кривой (см. рис. 55) увеличение налоговой ставки возможно до точки (Q), за пределами которой происходит сокращение налоговых поступлений. Это связано с уменьшением предпринимательской прибыли, неэффективностью инвестирования производства. Запредельное увеличение налогового бремени ведет к банкротству производителей и сокращению доходов, а следовательно и денежных поступлений в бюджет страны.

В целом, теория налоговых ставок А. Лаффера отражает лишь одно из направлений экономической мысли и является частью теории предложения, согласно которой более низкие налоги активизируют инвестиционную и инновационную деятельность, способствуя росту производства, занятости и доходов населения.

На практике определить оптимальную величину налоговых ставок невозможно, так как этот процесс связан с перспективами экономического развития страны, ее историческими, национальными особенностями и политикой государства.

Таким образом, налоги являются важным инструментом государственного регулирования и предназначены для поддержания стабильного экономического и социального развития.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и налоговых мер, устанавливаемых законом и обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы.

Всеобщность – охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих имуществом и доходами.

Обязательность – все доходы, облагаемые налогом, должны быть обязательно оплачены в установленные сроки.

Равнонагруженность – взимание налогов происходит по единым ставкам независимо от субъекта обложения.

Однократность – недопустимость многократного взимания налога с одного и того же объекта налогообложения.

Стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться.

Простота и доступность для восприятия.

Гибкость – налоги должны стимулировать приоритетные отрасли экономики.

Справедливость. Различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Горизонтальная означает, что налогоплательщики находятся в равном положении и уплачивают равные налоги; вертикальная означает, что налогоплательщики находятся в неравном положении и уплачивают неравные налоги.

Комплексное использование всех принципов предопределяет действенность налоговой системы, повышает ее эффективность.

Для определения эффективности налоговой системы рассчитывают эластичность налоговых платежей (рис. 55) и налоговый мультипликатор
(ф. 50).

N К – коэффициент эластичности налоговой

(налоговая К<1 ставки

ставка)

К=1

К>1

 

Р (налоговая база)

 

Рис. 55. Эластичность налоговых платежей

 

График и коэффициент эластичности налоговых платежей (см. рис. 55) показывают, как изменяется объем налогообложения по мере роста эластичности ставки налогообложения.

При К<1 снижение налоговой ставки меньше чем на 1% приводит к росту производства менее чем на 1%.

При К=1 снижение налоговой ставки на 1% дает рост производства тоже на 1%.

При К>1 снижение налоговой ставки больше чем на 1% дает рост производства более чем на 1%.

Мировая практика свидетельствует, что максимальная величина изъятия не должна превышать 35%. В промышленности России максимальная величина изъятия составляет 65 – 85%.

Эффективность налогообложения измеряется также величиной налогового мультипликатора (Мт), который определяется по ф. 50.

 

Мт=DВВП/DТ

 

где D ВВП – темпы прироста ВВП, %;

DТ – темпы прироста налогообложения, %.

 

Налоговый мультипликатор – это макроэкономический показатель иллюстрирующий рост ВВП в зависимости от величины налогового изъятия. Чем больше масса налогового изъятия, тем меньше прирост ВВП.

Таким образом, налоговая эластичность и налоговый мультипликатор являются важными характеристиками эффективности налогообложения общественного продукта.

Большую роль в повышении эффективности налоговой системы играет ее структура. В настоящее время в России сложилась трехуровневая система (рис. 56).

 

 

Рис. 56. Структура российской налоговой системы

 

Налоговая структура (см. рис. 56) позволяет выявить роль каждого налога и определить его целевую направленность. Кроме того, налоговая структура дает возможность совершенствовать процесс управления налогообложением.

Управление налогообложением осуществляется государством через налоговую политику.

Налоговая политика – это комплекс мер, реализуемых государством по эффективному использованию налоговой системы с целью развития производства и создания финансовых ресурсов для удовлетворения общественных потребностей.

В переходных условиях налоговая политика государства направлена на:

  • повышение эффективности процесса производства;
  • стимулирование развития новых отраслей и реструктуризацию экономики;
  • создание условий для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;
  • рост социальной устойчивости и решение важных социальных задач;
  • формирование эффективного финансово-налогового механизма экономического роста.

Таким образом, налоговая политика является составной частью экономической политики государства и важным инструментом комплексного государственного регулирования национальной экономики.

Date: 2015-07-27; view: 837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию