Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 14. Государственные внебюджетные фонды РФ
Превращение экономики России из планово-распределительной в экономику рыночного типа привело к децентрализации и ослаблению роли государства в управлении народнохозяйственным комплексом, что потребовало реформирования государственной системы финансирования. Становление рыночных отношений изменило как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого процесса произошла модернизация финансовой системы страны, означавшая, кроме других изменений, образование нового звена российской системы финансов - государственных внебюджетных фондов. Деление государственных финансов на систему государственных бюджетов и на систему внебюджетных специальных фондов со своими источниками и направлениями расходования средств призвано принципиально изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к формированию и использованию финансовых ресурсов. В условиях экономического кризиса в России, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у органов власти возникала необходимость ранжировать общественные потребности по степени их значимости и для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать внебюджетные денежные фонды, тем самым ограждать этим потребности от значительного недофинансирования. В истории развития системы финансов России не было опыта создания целевых внебюджетных фондов. Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в нашей стране в начале переходного периода к рынку на базе закона ''Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР'' от 10 октября 1991 года № 1734-1. В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался следующими законами РФ: ''О местном самоуправлении в РСФСР'' от 6 июня 1991 года, ''Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, органов местного самоуправления'' от 15 апреля 1993 года, ''Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ'' от 12 августа 1995 года; ''О финансовых основах местного самоуправления в РФ'' от 23 сентября 1997 года, Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года; законодательными актами, на основе которых были созданы отдельные внебюджетные фонды. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (статья 6). Отсюда следует, что бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней и внебюджетных фондов (смотри рисунок 2): - первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - третий уровень - местные бюджеты. Необходимо отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственных финансов), не включались в бюджетную систему. Ведущая роль среди внебюджетных фондов принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам. При создании системы социальных внебюджетных фондов ставилась задача ''разгрузить'' бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. То есть главная причина их возникновения состояла в необходимости выделения наиболее значимых для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов. Одновременно с социальными фондами создаются многочисленные иные внебюджетные фонды экономического и научно-технического характера (Дорожный фонд, Экологический фонд и др.). Впоследствии Правительство РФ принимает решение о консолидации их в бюджете, при этом сохраняется их определенная автономность, то есть трансформируются в целевые бюджетные фонды. На сегодняшний день таких фондов в составе бюджетов не осталось. Социальные фонды сохранили статус государственных внебюджетных. В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в 2000 году входили: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ, который с 1 января 2001 года прекратил свое существование. Эти фонды представляют собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, являются одним из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Через систему государственных внебюджетных фондов реализуются конституционные права граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации, а с первого января 2001 года главным образом использования средств в размерах и на цели, строго регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, в основном трансформированных в единый социальный налог, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Государственные внебюджетные фонды имеют четко закрепленные доходные источники. Средства фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней (за исключением части единого социального налога, зачисляемого через федеральный бюджет в Пенсионный фонд РФ) и изъятию не подлежат. Следовательно, возникновение системы государственных внебюджетных фондов в РФ было обусловлено рядом социально - экономических причин, возникших в процессе реформирования системы финансов РФ. Однако, сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие опыта в организации функционирования внебюджетных фондов, отсутствие прозрачности и должного контроля за поступлением и использованием средств фондов, применение недостаточно обоснованных тарифов страховых взносов привели к тому, что в государственных внебюджетных фондах в недавнем прошлом сложилась неблагоприятная ситуация. В России и в настоящее время ведется активное реформирование налоговой системы, создание более совершенного налогового законодательства. Основная задача налоговой реформы – формирование такой налоговой среды, при которой плательщики налогов, взносов и отчислений заинтересованы выйти ''из тени''. Одна же из главных причин ухода предприятий '' в тень'' – это чрезмерная нагрузка на фонд оплаты труда. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды являлись одной из форм начислений на ФОТ (и начислений ощутимых – до 2001 года в размере 38,5% от ФОТ). То есть, очевидно, что налоговая реформа в этом направлении не могла не коснуться и системы государственных социальных внебюджетных фондов. В 2000 году Правительством РФ эти меры были приняты. Ликвидирован Государственный фонд занятости населения, снижен подоходный налог (13 % вместо прогрессивной шкалы ставок), введен единый социальный налог, сокращению подвергся тариф социального страхования с 5,4% до 4%. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2001 года. Единый социальный налог заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Следует отметить, что уплата ЕСН ни в коей мере не отменял страховую природу данных платежей. Следование страховому принципу состоит не в форме платежа, а в порядке расходования накопленных средств. Расходование средств остается за фондами, этот порядок не изменился. Общий принцип этих изменений заключается в том, что собирать налоги должен один орган, тратить средства могут множество по разным принципам и правилам. Ответственность за наполнение бюджетов фондов возложена на Федеральную налоговую службу РФ, а ответственность за их распределение лежит собственно на фондах. Нужно отметить, что с 1 января 2010 г. вместо ЕСН вновь ведены страховые взносы и ответственность за наполнение бюджетов фондов возлагается на Фонды. Как и всякого рода реформы, проведенные изменения вызвали множество споров и разногласий. Однако эффективность этих мер уже подтверждена практикой. Сложная же ситуация, сложившаяся в системе социальных внебюджетных фондов, во многом имела организационный оттенок. Как уже подчеркивалось, недостаточность опыта в организации функционирования фондов, разобщенность и многозвенность в управлении, отсутствие прозрачности и должного контроля за поступлением и расходованием средств фондов – все это в большей степени организационные, чем социальные проблемы. Для понимания экономической природы внебюджетных фондов вообще и государственных социальных внебюджетных фондов в частности, следует рассматривать два аспекта их формирования и функционирования: с одной стороны, внебюджетные фонды – это форма денежных накоплений, с другой – форма концентрации финансовых ресурсов. Денежные накопления выражают собой глубинное содержание рыночных отношений. Они непосредственно связаны с товарным производством и действием закона стоимости. Товарно-денежные отношения позволяют реализовать чистый доход в денежной форме и обособить в самостоятельную категорию - денежные накопления. Непосредственным источником денежных накоплений является прибавочный труд, в результате которого в процессе материального производства создается прибавочный продукт. Прибавочный продукт – экономическая категория, присущая всем общественно-экономическим формациям. Денежным выражением стоимости прибавочного продукта является чистый доход общества. Логическую цепь этого экономического процесса можно представить следующим образом: прибавочный труд – чистый доход – денежные накопления. Отсюда следует, что чистый доход и реализуемые на его основе посредством финансового механизма различные формы денежных накоплений являются стоимостными категориями производства, логически связанными с процессом распределения и перераспределения. Поскольку производство, основанное на труде, суть всякого общественно-экономического строя, постольку прибавочный труд, как труд сверх меры данных потребностей, по мере функционирования производства и жизнедеятельности общества, всегда будет существовать. Деление труда и созданного продукта на необходимый и прибавочный носит объективный характер и складывается исторически, зависит от уровня развития производительных сил и определяется характером производственных отношений. Формами денежных накоплений на современном этапе рыночных отношений в нашей стране является прибыль, налоги, сборы и платежи в бюджет, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и на выручку от ее реализации; отчисления во внебюджетные фонды социального назначения, носящие налоговый характер, занимающие особое место среди них, являясь своеобразной формой денежных накоплений. При неизменной экономической природе, основу которой составляет прибавочный продукт, а в стоимостном выражении – чистый доход, состав и структура денежных накоплений в их современных формах в сравнении с доперестроечным периодом имеют существенные различия. Так, если в дореформенный период денежные накопления включали основные формы – прибыль и налог с оборота, а также прочие доходы, содержанием которых являлся преимущественно фонд социального страхования, то в настоящее время таких форм насчитывается уже пять. В их числе, кроме прибыли, новые по форме и содержанию налоги по обороту, относимые на выручку от реализации продукции (работ, услуг), далее – налоги, сборы и платежи, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), осуществляемые в таком же порядке отчисления в внебюджетные фонды социального страхования, социального обеспечения и на другие социальные нужды, а так же доходы от внешнеэкономической деятельности и других операций. Резко возросли отчисления во внебюджетные фонды социального назначения в связи с созданием в 1991 году в дополнение к фонду социального страхования двух новых фондов – пенсионного и обязательного медицинского страхования. В последующем, по мере воссоздания экономики, роста ВВП и, следовательно, объема чистого дохода их доля в нем, как формы реализации денежных накоплений, при росте суммы постоянно снижается. Каждая из форм денежных накоплений выполняет свое функциональное назначение в процессе производства и социальной сфере. Это в полной мере относится и к фондам социального и другого назначения, образуемых через себестоимость продукции (работ, услуг) путем прямого первичного распределения части вновь созданной стоимости – чистого дохода в виде государственных внебюджетных фондов, то есть параллельно с централизованным фондом государства – бюджетами всех уровней, сводимых в консолидированный бюджет государства. Речь идет также и о внебюджетных фондах, образуемых в ином порядке – путем перераспределения прибыли, доходов и средств уже созданных фондов финансовых ресурсов. Снижение эффективности хозяйствования негативно сказалось и на формировании внебюджетных фондов, как форме денежных накоплений, их неполном соответствии как источника целевого финансирования. Являясь с одной стороны формой денежных накоплений, внебюджетные фонды с другой стороны представляют собой форму концентрации денежных ресурсов. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие упразднялись. Внебюджетные фонды – это один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения и предприятий для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению. В современных условиях они функционируют наряду с бюджетом, имея ряд особенностей и преимуществ: - у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; - строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность и предназначение (решение новых важных задач) требуют особого внимания со стороны государства; - возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо. Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, созданные во многих странах фонды социального страхования предназначены для социальной поддержки определенных групп населения. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. В данном случае речь идет о внебюджетных фондах социального назначения. РАЗДЕЛ 5. СТРАХОВАНИЕ Тема 15. Сущность и значение страхования Страхование является древнейшей формой защиты человечества от последствий различных опасностей. Прообразы современных страховых организаций возникли еще в глубокой древности. История донесла до нас немало интересных примеров объединения людей в целях оказания взаимопомощи. Например, в Древнем Риме получили широкое распространение организации, обеспечивавшие своим членам достойное погребение. Средневековое страхование более известно как гильдийско-цеховое. В профессиональные гильдии объединялись не только купцы, актеры, фехтовальщики, солдаты, но также грабители, воры, нищие и бродяги. Обязательным условием в гильдиях была уплата регулярных членских взносов в общую кассу. На раннем этапе развития страхового бизнеса целью подобных обществ взаимного страхования было уменьшение ущерба или оказание помощи семье погибшего, а не извлечение выгоды. С развитием капиталистического производства, а именно, торговли, промышленности, строительства новых городов, увеличивалась опасность причинения вреда человеку и его имуществу. Ответом на возросшую потребность в защите явилось возникновение большого числа профессиональных страховых обществ, осуществлявших операции по страхованию и получавших от этого прибыль. Страховые компании собирали регулярные страховые платежи и создавали у себя страховые фонды, из которых и производились выплаты пострадавшим. Аккумулируя большие средства, страховщики имели возможность инвестировать их в промышленность, строительство, торговлю, и, таким образом, страховой капитал играл существенную роль в развитии экономики страны. К середине XVIIIв. распространились морское страхование и страхование имущества от огня. Появление прежде не существовавших рисков порождало новые виды страхования, такие как страхование от кражи со взломом, несчастных случаев, финансовых убытков. К этому времени в Западной Европе насчитывалось уже более 100 видов имущественного и личного страхования. В России страхование развивалось гораздо медленнее, чем за рубежом. Только в 1765 г. в Риге было организовано первое общество взаимного страхования от огня, а до этого все страхование осуществлялось иностранными страховщиками. Возникновение национального страхового рынка связывают с появлением большого числа акционерных обществ. Активное развитие страхового дела требовало государственного регулирования, и в 1894 г. был введен государственный страховой надзор за деятельностью страховых обществ. К началу XXв. страховые операции в России проводились как отечественными, так и иностранными страховщиками, чья доля капитала в страховом бизнесе составляла около 25%. Финансы страховых компаний инвестировались в основном в коммерческие банки и государственные займы. После Октябрьской революции 1917 г. страховое дело было национализировано и объявлена государственная монополия на осуществление всех видов страховых операций. Монополия сохранялась до принятия в 1988 г. Закона «О кооперации», позволившего кооперативам создавать страховые общества. Принятый в 1992 г. (27 ноября) Закон РФ № 4015-1 «О страховании» был первым в российской страховой практике законом, который регулировал страховое дело и создал правовую базу для успешного развития национального страхового рынка. Ныне указанный Закон действует в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ под названием «Об организации страхового дела в РФ». Закон определяет страхование как, отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событии (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)». Договор страхования является соглашением между двумя сторонами — страховщиком и страхователем. В соответствии с условиями договора; страховщик должен возместить убытки, возникшие в результате страхового случая, страхователю или лицу, в пользу которого проводится страхование. Обязательством страхователя является уплата страховщику страховых взносов. Осуществляться страхование может в обязательной форме, возникающей в силу закона, и добровольной в соответствии с договором страхования между страховщиком и страхователем. Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» введено обязательное медицинское страхование, входящее в систему государственного социального страхования. Обязательное страхование регулируется федеральными законами. Объектами обязательного страхования являются жизнь, здоровье, имущество граждан и гражданская ответственность. Страхователем становится гражданин, на которого по закону возложена обязанность заключения договора страхования и уплаты страховых взносов. Обязательным в нашей стране является также страхование пассажиров, нотариусов, лиц, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью. За счет бюджетных средств осуществляется обязательное государственное страхование военнослужащих, сотрудников милиции, налоговой инспекции, налоговой полиции, прокуроров, судей, спасателей, работников ядерных установок, космонавтов, депутатов, доноров и некоторых других. Добровольное страхование основывается на Законе РФ «О страховании» и соглашении, к которому пришли страховщик со страхователем. В отличие от обязательного добровольное страхование всегда ограничено сроком действия и осуществляется только при уплате страховых взносов. Нарушение данного условия влечет за собой прекращение действия договора, т.е. страховой защиты. Экономическая сущность страхования заключается в образовании страхового фонда для покрытия различных ущербов, вызванных какими-либо непредвиденными событиями. Следовательно, можно сделать вывод, что риск, т.е. возможность наступления обстоятельств, влекущих за собой материальный ущерб, выступает в качестве основного понятия страхования. Современной страховой практикой выработаны три основные формы организации страхового фонда: государственный централизованный страховой фонд; фонд самострахования; фонд страховой компании. Государственный централизованный фонд формируется государством в натуральной и денежной форме за счет обязательных платежей юридических и физических лиц. Его назначение состоит в социальной защите граждан. Фонд самострахования может быть организован как отдельными гражданами, так и предприятиями в форме денежных средств или натуральных запасов. Такая организация защиты позволяет быстро устранять возникающие проблемы в частной сфере или в процессе производства. Для предпринимателя самострахование наряду с видимыми преимуществами имеет и негативные стороны. Во-первых, средства для создания фонда изымаются из оборота и, следовательно, прибыль предприятия уменьшается; во-вторых, для покрытия крупного убытка денежной суммы фонда может быть недостаточно; в-третьих, поскольку средства фонда должны находиться в ликвидной форме, то процент дохода по таким бумагам будет ниже, чем по долгосрочным вложениям. Фонд страховой компании формируется в децентрализованном порядке и только в денежной форме за счет страховых взносов страхователей, в качестве которых могут выступать юридические и физические лица. Фонд страховщика позволяет обеспечить наиболее эффективную страховую защиту посредством солидарной раскладки ущерба на всех страхователей — создателей фонда. Подобная система организации страховых фондов предполагает разделение страхования на государственное социальное страхование, обеспечивающее гражданам минимальную социальную защиту, и индивидуальное страхование физических и юридических лиц. Побудительным мотивом заключения индивидуального договора страхования является желание каждого человека оградить себя от различных неблагоприятных ситуаций и рисков, которые могут нарушить привычный уклад жизни, лишить материальных ценностей, ухудшить финансовое положение. Заключение договора страхования дает возможность страхователю переложить на страховщика ответственность по риску, т.е. обязательство возместить ущерб, причиненный лично застрахованному или его имуществу. Покупая страховую защиту, страхователь приобретает специфическую услугу страховой компании — обещание страховщика оказать поддержку страхователю при наступлении страхового случая. Договор страхования является необходимым условием для стабильной работы предприятия, гарантией защиты от случайных негативных событий, так как профессионалам в страховом бизнесе гораздо легче справить ся с риском за счет многочисленных страховых взносов, аккумулированных в фонде данной компании. Помимо этого страховщик имеет возможность, используя методы теории вероятности и математической статистики, прогнозировать риски и предпринимать возможные меры для их предотвращения, уменьшения и смягчения вероятных последствий. Страховое событие, каким бы по масштабу оно ни было, всегда затрагивает интересы нескольких лиц. Приняв на себя обязательство компенсировать ущерб, страховщик снимает подобную обязанность с государства, тогда как при отсутствии страхования, особенно крупных рисков, представляющих опасность для людей, именно государство было бы обязано позаботиться об этом. С развитием рыночной экономики потребность в страховании все более увеличивается. Инвестиции страховых компаний в экономику своей страны способствуют укреплению ее экономического положения и финансовой стабильности. Предоставление страховой защиты дает возможность создания и успешного функционирования наукоемких отраслей и отраслей, связанных с повышенным риском, таких как атомная энергетика, космонавтика и т.д. Страхование как самостоятельная экономическая категория имеет ряд характерных признаков, основным из которых является наличие замкнутой раскладки ущерба в пределах отдельного страхового фонда. Это обусловлено тем, что по статистике число пострадавших страхователей всегда меньше общего числа страхователей, а ущерб распределяется среди всех создателей страхового фонда данной страховой компании. Страхованию также присущи денежные перераспределительные отношения, связанные с наличием риска, т.е. непредвиденного события, способного повлечь за собой ущерб и, как следствие, необходимость его компенсации с помощью страхового фонда. Функции страхования. Экономическое содержание страхования как относительно самостоятельной категории финансов находит свое выражение в двух функциях: 1) формирование специализированного страхового фонда денежных средств; 2) целевое использование средств страхового фонда. Виды страхования. Видом страхования называется часть отрасли страхования, объединяющая однородные объекты. В соответствии с российским страховым законодательством выделяют три отрасли страхования — личное, имущественное и страхование ответственности. В личном страховании объектом страхования являются жизнь, здоровье и трудоспособность граждан. В рамках личного страхования различают три вида: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней и медицинское страхование. К имущественному страхованию относят следующие виды: страхование средств наземного, воздушного и водного транспорта, страхование грузов, страхование других видов имущества и страхование финансовых рисков. Объектом страхования выступают имущественные интересы страхователя или выгодоприобретателя (лица, в пользу которого заключен договор страхования), связанные с владением, использованием и распоряжением имуществом. Страхование ответственности разделяется на следующие виды: страхование гражданской ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта, страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств, страхование иных видов гражданской ответственности и перестрахование. Объектом страхования выступает имущественный интерес страхователя, связанный с обязанностью возмещения ущерба, нанесенного им третьему лицу. Данная обязанность гражданина является правовой и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Практикой страхования принято все виды страхования делить на две группы — страхование жизни и иные, чем страхование жизни, виды страхования. Все нормативные документы соответственно выпускаются отдельно для каждой группы. Значительное место на любом страховом рынке занимает такой специфический вид страховых отношений, как перестрахование. Наиболее точное определение перестрахования дано в Немецком торговом уставе, где оно трактуется как страхование риска, взятого на себя страховщиком. Целью перестрахования является защита страховщика от возможных финансовых потерь. В отличие от страхования перестрахование в большинстве стран осуществляется вне рамок писаного законодательства, т.е. не регулируется установленными законом фиксированными правилами. В качестве правовой основы перестраховочного бизнеса используются договор перестрахования — соглашение между страховой и перестраховочными компаниями, а также деловые обычаи и традиции. Неоднократные попытки стандартизировать правила, условия и методы перестрахования не были приняты и использованы на рынке, так как перестраховочное договорное право постоянно изменяется в соответствии с требованиями международного рынка перестрахования. Поскольку рынок перестрахования является международным и разделение рисков происходит на мировом уровне, то ущерб после наступления какого-либо страхового события распределяется между странами — участниками договора перестрахования и не ложится всей тяжестью на экономику одной страны. Российские перестраховщики активно поддерживают отношения с зарубежными партнерами, но, к сожалению, чаще всего в одностороннем порядке. На сегодняшний день больше 2/з перестраховываемых в России премий передается за границу. Небольшие страховые компании пользуются услугами западных профессионалов не только для обеспечения своей финансовой устойчивости, но и с целью привлечения опытных специалистов по управлению риском. Доля получаемых из-за рубежа рисков невысока: приблизительно около 20% принятых в перестрахование премий. Предложения по размещению риска в России поступают в основном из Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении. Российский перестраховочный рынок в данное время ограничен по своей емкости, так как доля иностранных зарубежных перестраховщиков в Северо-Западном регионе — одном из лидеров на российском страховом рынке составляет 48%. Однако эта ситуация должна измениться в лучшую сторону, так как в соответствии с новыми Правилами размещения страховщиками страховых резервов доля иностранных страховщиков не должна превышать 30% от суммарной величины страховых резервов, причем на одного перестраховщика должно приходиться не более 10%. Для успешного развития рынка необходимо объединение страховщиков, что позволит увеличить их инвестиционный потенциал и, следовательно, создаст благоприятные условия для усиления экономических позиций страны. Мировая практика доказала, что страхование является мощнейшим инвестиционным и финансовым институтом. В США, например, на долю таких финансовых посредников, как банковский и страховой секторы, приходится 19% от ВВП. Негативное влияние на страхование как на важнейший элемент социально-экономической системы общества оказывают, безусловно, несовершенство правовой и налоговой политики, общая экономическая нестабильность, а также низкая страховая культура. Серьезной проблемой представляется недоверие населения к страховым компаниям. Большинство граждан до сих пор предпочитают вкладывать свои сбережения в банки или переводить в валюту и хранить дома. Развитие страхового рынка должно оказывать непосредственное влияние и на развитие инвестиционной активности. Так, в развитых странах на долю страховых организаций приходится до 50% накоплений, инвестируемых в развитие производства. Крупные страховые компании, вкладывая свои временно свободные финансовые ресурсы в акции, облигации и другие ценные бумаги, являются важнейшим фактором ускорения инвестиционной и инновационной деятельности и оказывают положительное влияние на регулирование денежной массы. На сегодняшний день в России низкий удельный вес страховых премий в ВВП, как уже отмечалось, не позволяет страховщикам существенно влиять на перераспределение финансовых ресурсов, В целях ускорения развития отечественного страхового рынка необходимо повысить уровень доверия граждан к страховым компаниям, законодательно увеличить минимальный размер их уставного капитала, а также создать более льготные условия для отнесения затрат на страхование по его отдельным видам на себестоимость продукции (налоговые вычеты). Постепенное снижение величины страховых премий за счет увеличения круга страхователей, введение и продвижение на страховой рынок новых страховых продуктов также позволит привлечь на страховой рынок потребителей страховых услуг. Благодаря вышеперечисленным мерам страхование получит мощный внутренний импульс дальнейшего развития, который, безусловно, окажет положительное влияние на экономический рост страны, так как аккумулированные страховыми компаниями финансовые ресурсы могут быть перераспределены по различным каналам в инвестиционный сектор экономики.
РАЗДЕЛ 6. РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Тема 16. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу
Государственное регулирование в развитых странах не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов. Однако действие косвенных элементов регулирования может (и должно) дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития. По мнению ряда исследователей в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы, используемые в процессе финансового регулирования: - налоги и неналоговые платежи в бюджет; - финансовые льготы и санкции; - эксплуатационные расходы бюджетных организаций; - общие и целевые субсидии для государственных заказов; - доходы и расходы внебюджетных фондов; - доходы и расходы государственных предприятий. В мировой практике в зависимости от преобладания той или иной группы регуляторов различают две модели регулирования, названия которых соответствует лежащим в их основе научным концепциям: кейнсианскую и неоклассическую. "Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название "монетаризма". Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования. Моделям регулирования свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это динамичная система, зависимая от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное регулирование - воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла - более характерно для кейнсианского регулирования, тогда как неоклассические концепции провозглашают борьбу с циклом как единым целым. Государственное воздействие на спрос и предложение сегодня чаще используется не в макроэкономическом регулировании, а для регулирования рынков отдельных товаров или услуг. При этом регулирование некоторых рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или создание специфического правового режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение занятости. Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды. Государственные расходы представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства. Государственные расходы делятся на: - трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.; - трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.; - текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций; - производственного направления и социального значения. Государственные доходы - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства. В совокупности государственных доходов выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного потребления, смягчать амплитуду циклических колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельствуют о том, что государственные доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании воспроизводственных параметров. Именно посредством варьирования состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов происходит реализация финансового регулирования. Использование бюджетных финансовых регуляторов имеет две стороны: Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Согласно определению "Экономикс" Макконнелла и Брю, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода. Проведение регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может осуществляться через изменение общих объемов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.) Регулирование через систему бюджетных расходов включает: Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер. Использование системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит производительный характер. Согласно кейнсианской теории, государственные расходы увеличивают совокупный платежеспособный спрос общества как на потребительские, так и на инвестиционные товары и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а следовательно, занятости. "Государственные расходы, также как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством". Сам Дж. М. Кейнс считал, что если государство финансирует организацию общественных работ, пусть даже неэффективных, это "привело бы к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами", так как для организации таких работ необходимо закупить инвестиционные товары (повысив на них спрос), оплатить труд рабочих, занятых на данных работах (а в результате роста доходов рабочих повысится спрос на потребительские товары) и т.д. Однако в современных условиях такая позиция не является бесспорной. Возможный негативный эффект увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счет налоговых поступлений, а за счет роста бюджетного дефицита, в результате чего возникают инфляционные тенденции. Но умеренная инфляция обычно экономике не вредит, и даже наоборот – благоприятствует. Таким образом государственные расходы, представляющие собой положительную компоненту формирования совокупного спроса, непосредственно присоединятся к затратам на потребление и инвестициям и олицетворяют ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех субъектов воспроизводства. С экономической точки зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств общегосударственных денежных фондов, базируется на реальной способности финансов изменять размеры и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину накоплений и структуру совокупного предложения, корректировать распределение суммарного дохода между его членами. Посредством обозначенного вмешательства в производство и потребление общественного продукта оказывается прямое воздействие на динамику воспроизводственных параметров, на формирование соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением, сферой производства и природным комплексом, экономическим потенциалом государства и степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной сферы в целом в стране и в разрезе ее отдельных территорий. Бюджетная политика (включая и налоговую, и расходную политику) может быть сдерживающей и стимулирующей. Достигнуть при помощи бюджетных регуляторов увеличения совокупного спроса можно за счет снижения уровня налогообложения и роста государственных расходов (стимулирующая политика). С одной стороны, это позволяет достигать экономического роста, с другой, провоцирует инфляционные процессы, сопровождаемые хроническим бюджетным дефицитом. Для снижения совокупного спроса и сдерживания роста цен используется повышение уровня налогообложения и политика жесткой экономии бюджетных средств (сдерживающая политика). Это имеет сильный антиинфляционный эффект, однако вместе с инфляцией, как правило, подавляется и экономический рост. Налоговое регулирование осуществляется в процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги. Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, предоставление налоговых каникул, распределение налогов по уровням бюджетной системы. Прямые налоги (налог на прибыль, на имущество и др.) служат целям стимулирования эффективности вложений в хозяйственную деятельность, особенно если речь идет о прямых налогах с предприятий, фискальное значение которых в последнее десятилетие в развитых странах падает, а регулирующее - все более возрастает. Налог на доходы физических лиц, также относящийся в прямым налогам, исчисляется в большинстве стран по прогрессивной шкале, что само по себе содержит регулирующий элемент (действие встроенного стабилизатора). В развитых странах на сегодняшний день из прямых налогов налог на доходы физических лиц является первым по сумме поступлений в бюджет. По этой причине, а также с учетом того, что в развитых странах граждане являются активными участниками инвестиционной деятельности, подоходный налог является действенным косвенным регулятором. Уровень подоходного налогообложения является одним из факторов, определяющих совокупный спрос на товары и услуги (в том числе и финансовые): снижение налога стимулирует совокупный спрос (однако параллельно снижает уровень бюджетных доходов), повышение налога ограничивает совокупный спрос. Поэтому общемировая тенденция - высокий уровень подоходного налога с граждан (это решает фискальную задачу государства), но с условием предоставления налоговых льгот по некоторым категориям долгосрочных финансовых вложений (это решает задачу стимулирования спроса на долгосрочные финансовые активы и развития инвестиционных процессов). В России же политика в отношении данного налога принципиально иная и это является причиной огромного количества дискуссий в СМИ. Эти дискуссии касаются как размера ставки налога, так и ее «плоского» характера, т.е. НДФЛ рассчитывается по одной и той же ставке вне зависимости от размера дохода физического лица. Регулирующий потенциал косвенных налогов (НДС, акцизов) заключается в возможности через них влиять прежде всего на структуру потребления, и через него - на производство. Например, освобождение от НДС отдельных товаров или услуг, выбираемых в соответствии с приоритетами государственной экономической политики - это могут быть социально значимые товары (некоторые продукты питания, товары первой необходимости, лекарства и т.п.), потребление которых производится в основном малообеспеченными категориями граждан, и освобождение таких товаров от НДС служит одной из мер социальной защиты граждан. От НДС могут освобождаться некоторые виды финансовых операций, развитие которых целенаправленно стимулируется государством (например, страхование). Введение акцизов регулирует потребление в сторону уменьшения спроса на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, в том числе товары, затраты на которые являются непроизводительным использованием значительных денежных средств (предметы роскоши, ювелирные изделия), товары, производство или потребление которых несет экологическую опасность (автомобили, бензин и другие нефтепродукты), товары неэластичного спроса (алкоголь, табачные изделия). "Злоупотребление" фискальной стороной косвенных налогов в ущерб регулированию и стимулированию имеет отрицательный социальный эффект. Косвенные налоги по сути являются регрессивными, так как бедный отдает за подлежащие косвенному налогообложению товары и услуги большую часть своего дохода, чем богатый. Сложившаяся в последние годы в развитых странах тенденция роста доли косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений говорит о том, что все большая часть налогового бремени перекладывается на средне- и низкодоходные группы населения. Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: · на спрос (кейнсианская модель), · на предложение (теория предложения). В первом случае при снижении налогов увеличивается совокупный спрос. Во втором случае снижение налогов увеличит совокупное предложение, так как у населения возрастут доходы и сбережения, а у предпринимателей - инвестирование производства. Например, меньший подоходный налог работников увеличит зарплату и усиливает стимулы к труду, что приведет к расширению производства. Кроме того, теория «экономики предложения» показывает, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к сокращению суммы налоговых поступлений, а наоборот, к ее росту за счет расширения налоговой базы - роста национального производства и дохода. Теоретическим доказательством воздействия налогов на инвестиционную деятельность служит разработанная американскими учеными - представителем «экономики предложения» А. Лаффэром зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета. Согласно этой теории рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем рост замедляется, а потом происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о том, что задачу стимулирования экономики, и прежде всего инвестиционной активности, следует решать на путях радикального облегчения налогового бремени. Движущая сила экономики - это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной на рынок экономической деятельности. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. «Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать». По замыслу Лаффэра, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики. По мнению американских ученых, если ставка налогов достигает определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы, расширения производства, падают прибыли и, соответственно, снижаются налоговые поступления в бюджет. Сокращение налогов, понижение предельных норм обложения может иметь очень сильный - троякий по характеру - стимулирующий эффект на экономику, налоговую базу: 1) налоговая база будет расти вследствие увеличения количества труда и капитала, предлагаемых на рынок (в результате изменения относительных цен, повышающего их «чистую» доходность) и расширяющих объем производства; 2) труд и капитал, уже используемые рынком, будут переводиться из низкооблагаемых в сравнительно высокооблагаемые сферы хозяйственной деятельности (при этом улучшится распределение капитала по сферам и в итоге повысится общая эффективность экономики); 3) известная часть экономических агентов может сократить уклонение от налогов, выйдя из «теневой экономики» в легальную, «таксируемую» экономическую деятельность. Эти три эффекта, взятые вместе, демонстрируют простую логику того, как сокращение предельных налоговых ставок может действительно увеличить налоговые поступления. Однако следует иметь в виду, что воздействие налогов на спрос происходит быстрее, чем на предложение. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит немедленно к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет. А воздействие налогов на предложение имеет долгосрочный характер в связи с инерционностью действия факторов предложения - сбережений, инвестиций, стимулов к труду. Личное подоходное налогообложение, помимо фискального значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население с низкими доходами переходит в группу с более высокими, и несколько сокращается социальное неравенство. В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры. В условиях стагфляции, то есть параллельного развития процессов инфляции и падения объемов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается неэффективным. Финансовая система хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования. Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке. Основополагающая цель кредитно – денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Кредитно - денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов. Цель увеличения предложения денег достигается путем экспансии, "политики дешевых денег". Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение нормы резервов. На сокращение предложения денег направлена так называемая "политика дорогих денег" - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера. Преимущества кредитно-денежных методов (на которых акцентировали внимание представители неоклассической экономической школы): позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом; действуют значительно быстрее бюджетных; дают меньший социально-политический резонанс (в случае "непопулярных" мер). К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства. Теперь следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой. Однако устойчивый ежегодный рост доли страховых взносов в ВВП РФ заставляет задуматься о возможности использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредит привлечены уже практически полностью и масштабы их применения в сущности исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не только как косвенного регулятора, но главное - и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его "прямому назначению") используется всего лишь на десятую часть от возможного. В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором. Или другой пример - обязательное страхование ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования - защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, а главное - тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания несколько выше. Но главное - такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др. Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики. Все вышесказанное иллюстрирует, какое значение для рыночной экономики имеет действие финансовых регуляторов. Однако и в рыночной экономике есть сфера применения прямого административного регулирования, создающего нормальные условия использования экономических регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических регуляторов, так как только адекватное развитие правовой базы их применения дает должный эффект.
Перечень методических указаний по дисциплине «Финансы» Направление подготовки специалистов 080100 «Экономика и управление» Специальность 080105 «Финансы и кредит»
Специализация 080105.05 «Финансовый менеджмент»
Зав. кафедрой «Финансы и кредит» _______________________ Р.Г.Сомоев
Методические указания для практических занятий по дисциплине «Финансы» Направление подготовки специалистов 080100 «Экономика и управление» Специальность 080105 «Финансы и кредит» Специализация 080105.05 «Финансовый менеджмент»
|