Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания преподавателю по проведению семинарских занятий
А) Основные цели семинарского занятия Семинар- это один из видов занятий, призванный обеспечить развитие творческого профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условиях. Профессиональное использование знаний предполагает, прежде всего, свободное владение языком учебной дисциплины «История экономических учений». Основными целями семинарского занятия являются: -обучение студентов выступать в роли докладчиков и оппонентов; -формирование умений и навыков постановки и решения интеллектуальных проблем, задач; -формирования навыков и умений отстаивать свою точку зрения, демонстрации достигнутого уровня теоретической подготовки - повторение и закрепление знаний, полученных в холе лекций; -контроль подготовки студентов к занятиям
Б) Общие положения по проведению семинарских занятий Семинарские занятия организуются и проводятся в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины. Семинарские занятия проводятся в составе академической группы студентов. Планы семинарских занятий должны выдаваться заблаговременно (в начале семестра) в каждую учебную группу. За три-четыре дня до семинарского занятия организовать подготовительную работу с каждой учебной группой, которая должна обеспечить активное участие в дискуссии каждого студента и, как правило, включать: - определение проблем и подпроблем, которые будут выноситься на семинарское занятие; -подбор основной и дополнительной литературы для студентов; -распределение функций и форм участия студентов в коллективной работе; -подготовка студентов к роли докладчика (если доклад предусмотрен планом семинарского занятия); -ознакомить студентов с правилами ведения дискуссии. Это позволит студентам уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара. На подготовительном этапе целесообразно определить студентов, которые будут готовить, и выступать с рефератами. Семинарские занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, при этом отрабатывать те вопросы и ситуации, которые отражены в плане семинарского занятия. При проведении семинарского занятия целесообразно придерживаться доверительного тона общения со студентами, проявлять заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, доступность и принципиальность в требованиях. .При подготовке к семинарским занятиям целесообразно ориентировать студентов на необходимость сосредоточения усилий на усвоении не только теоретического, но и фактологического материала. Для качественного усвоения учебного материала преподавателю целесообразно отводить на каждом занятии 15 минут времени для контроля, полученных на предыдущих занятиях знаний. Такой контроль осуществлять с помощью экспресс-опросов, в ходе которых предложить студентам раскрыть то или иное понятие темы.
3. Глоссарий – словарь терминов в алфавитном порядке
Абстракция — метод научного исследования, исключающий из анализа все случайное (частное, второстепенное) и находящий в исследуемом объекте сущностное, постоянное. Бюджетный дефицит — сумма превышения расходов государства над его доходами. Государственное регулирование экономики — вмешательство государства в экономические процессы посредством воздействия на функционирование рыночных механизмов административными (законодательными), экономическими (валютно-финансовыми, денежно-кредитными, бюджетно-налоговьми и др.) методами и рычагами. Дедукция — метод научного исследования, позволяющий обосновать частные явления и процессы на базе общих положений. Демонополизация — устранение государственной или иной монополии, диктующей свои условия рынку Дифференциация продукта — степень взаимозаменяемости соперничающих товаров, возникающая благодаря их особым свойствам и позволяющая покупателю выразить свое предпочтение одному из товаров данного вида; существенный отличительный признак у товара (или услуги) может быть для покупателя как реальным, так и воображаемым. «Догма Смита» — оценка теории воспроизводства А. Смита, сделанная К. Марксом в связи с тем, что смитовская «цена годичного продукта труда» сводится целиком к доходам, т.е. исключает накопление, связанное с необходимостью возобновления воспроизводственного процесса и расширением его масштаба. «Железный закон заработной платы» — вытекает из теории народонаселения Т. Р. Мальтуса и означает, что в силу естественного роста численности населения (соответственно опережающего прироста предложения рабочей силы) и убывающего плодородия земли уровень заработной платы в обществе якобы не сможет расти, неизменно оставаясь на низком уровне. «Закон Кларка» — оценка концепции Дж.Б. Кларка о распределении доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства; в соответствии с этим «законом» стимул увеличения фактора производства исчерпывается по мере того, как цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя. «Закон Сэя»— концепция Ж. Б. Сэя о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта, т.е. бескризисном экономическом росте; в соответствии с этим «законом» при достижении и соблюдении обществом принципов laissez faire производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются благодаря гибкому и свободному ценообразованию на рынке. «Законы Госсена» — главные теоретические принципы маржинализма, одним из предшественников которого являлся Г. Госсен; различают два «закона Госсена», из которых первый гласит, что с увеличением наличия данного блага его предельная полезность уменьшается, а в соответствии со вторым оптимальная структура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ. Индукция — метод научного исследования, позволяющий выявить общие положения и принципы на основе частностей и отдельных фактов. Институционализм — одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е гг. XX в. в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли; главной особенностью его является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институтов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой. Кейнсианство — экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм. Классическая политическая экономия — направление экономической мысли (период с конца XVIII по вторую половину XIX в.), представители которого развенчали протекционистские идеи меркантилизма и заложили научную базу методологических и теоретических исследований рыночных экономических отношений; главной особенностью направления является пропаганда идей «чистой» экономической теории и целесообразности «полного laissez faire», т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь и механизм саморегулируемой экономики. Количественная теория денег — теория, доказывающая: а) по ортодоксальной версии «классиков» зависимость изменения цен на товары исключительно от количества денег в обращении; б) по версии «неоклассиков» возможность корректировки цен на товары в связи со стоимостью денежного материала, непостоянным уровнем скорости обращения денег и количества товарной массы, а также с учетом степени ликвидности денег. Конкуренция монополистическая — рыночная ситуация, при которой степень усиления взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциация продукта», позволяет продавцу контролировать уровень предложения и цены и достичь абсолютной монополии на собственный продукт, но при этом он (продавец) продолжает подвергаться конкуренции других продавцов, обладающих более или менее несовершенными заменителями. Конкуренция несовершенная — рыночная ситуация, при которой малое количество крупных производителей (продавцов) получает возможность влиять на уровень рыночной цены. Конкуренция совершенная (свободная, чистая или полная) — рыночная ситуация со многими продавцами и покупателями однородной продукции, которые не могут влиять на уровень цены на рынке. «Крест Маршалла» — графическое изображение пересечения кривой спроса и кривой предложения, в точке пересечения которых устанавливается равновесие между ними, а также равновесная, т.е. устойчивая, цена. «Кривая Филлипса» — эмпирическая кривая, характеризующая связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем (долей) безработицы. «Кривые безразличия» — эмпирические кривые, отражающие сохранение суммарных полезностей потребляемых товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими. Ликвидность — способность материальных средств, других ресурсов быстро обращаться в деньги; способность предприятия вовремя оплачивать свои обязательства, превращать статьи актива баланса в деньги. Макроэкономика — экономика как целое или ее важнейшие составляющие; раздел экономической теории, изучающий экономику в целом или ее основные составляющие. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) — обобщение идеи и концепций, в основе которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанныхявленийэкономической системы на микро и макроуровне. «Маржинальная революция» — произошедший в последней трети XIX в. переход от ценностей «классической школы» к ценностям (теоретико-методологическим принципам) маржинализма. Меркантилизм — направление экономической мысли (период XVI—XVIII вв.), представители которого отождествляли богатство страны с деньгами и рассматривали их как важнейшее средство экономического роста, а источник богатства видели во внешней торговле, в обеспечении активного торгового баланса; главной особенностью направления является пропаганда идей протекционистской экономической политики государства, т.е. его участия в управлении хозяйственной системой. Металлическая теория денег — теория, трактующая обусловленность ценности денег весом подлежащей государством чеканке монеты. Микроэкономика — раздел экономической теории, изучающий экономические единицы, например фирмы, какие-либо отдельные экономические объекты или явления. Монетаризм — экономическая теория, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, в осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития. Монополия — предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет им контролировать и определять цены; форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями. Монопольная цена — вид цены, устанавливаемой монополией. В зависимости от целей монополия может устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопсония — ситуация, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель. Мультипликатор — множитель; категория, используемая в экономической теории для характеристики и определения различных взаимосвязей, где имеет место мультипликационный эффект. В частности, в кейнсианстве под мультипликатором понимается коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. «Невидимая рука» — понятие, введенное в научный оборот А. Смитом, в соответствии с которым предполагается такое соотношение во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства, когда последнее, не противодействуя объективным экономическим законам, не вмешивается в процесс «естественного», т.е. свободного функционирования рыночного механизма. Нейтральность денег — теоретическое положение «классиков», упрощающее суть денежного товара до некоего технического средства, удобного для обмена, и приводящее к ортодоксальной версии количественной теории денег. «Неоклассический синтез» — термин П. Самуэльсона, используемый «для обозначения... синтеза тех истин, которые были установлены классической политической экономией, и положений, доказанных современными теориями формирования доходов»; более широкая смысловая нагрузка этого термина в экономической литературе свидетельствует о формировании новой универсальной доктрины современной экономической науки. Неоклассическая теория — одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 90-е гг. XIX в. на базе как идей экономического либерализма и «чистой теории», так и принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей и микроэкономического исследования, явившись альтернативой классической политической экономии; с 30-х гг. XX в. теоретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились макроэкономическими исследованиями и проблематикой социальной направленности и государственного регулирования экономики. Неолиберализм — экономическая концепция государственного регулирования хозяйственных процессов на принципах достижения свободной («чистой») конкуренции предпринимателей, свободы рынков и других элементов экономического либерализма; альтернативная кейнсианству концепция государственного регулирования экономики. Номиналистическая теория денег — теория, трактующая обусловленность ценности подлежащих чеканке денег тем номиналом оценки монеты, который устанавливается государством. Общее равновесие — устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребитель максимизирует значение функции полезности, а конкурирующие производители максимизируют получаемую прибыль при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения. Олигополия — господство нескольких крупнейших фирм на рынке. «Оптимум Парето» (общественная максимальная полезность) — понятие, предназначенное для оценки таких изменении, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека; концепция, позволяющая принять оптимальное решение по максимизации прибыли. Политика конкуренции — совокупность законов и государственных мер, направленных на максимально возможную реализацию на практике идеала полной (свободной, чистой) конкуренции. Политическая экономия — термин, введенный в научный оборот А. Монкретьеном, издавшим в 1615 г. «Трактат политической экономии»; наименование экономической науки, призванной решать проблемы: а) государственного хозяйства (меркантилистская версия); б) свободного частного предпринимательства (версия классической политической экономии). Порча монеты — снижение правительством ценности и веса национальной монеты в связи с ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами благодаря своим природным свойствам. Предельная полезность — способность удовлетворять наименее интенсивную потребность; дополнительная полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги. Протекционизм — политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции путем прямого или косвенного ограничения импорта товаров. «Психологический закон» — положение Дж. М. Кейнса, в соответствии с которым «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть». Равновесная цена — цена товара при равенстве спроса и предложения. Склонность к ликвидности — стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских или ценных бумаг. Способ определения суммарной полезности — способ оценки предельной полезности потребляемых благ; способ называется аддитивным, если предельная полезность однородных благе каждой последующей единицей характеризуется с убывающей тенденцией, и мультипликативным, если предельная полезность однородных благ умножается на их количество. «Справедливая цена» — категория экономического учения канонистов, «объяснявшая» правомерность административного (нерыночного) ценообразования и возможности «продавать вещь дороже» во избежание нанесения ущерба как ее «владельцу», так и всей «общественной жизни». «Теория вменения» — теория ценообразования «австрийской школы», суть которой сводится к процессу последовательного вменения доли стоимости (ценности) блага «первого порядка» благам «последующих порядков», использованных при его производстве. Теория издержек производства — одна из затратных трактовок теории стоимости, в соответствии с которой ценность товара обусловлена издержками в процессе производства на факторы «труд», капитал» и «земля». «Теория ожидания» — теория О. Бем-Баверка о механизме происхождения процента на капитал благодаря производительной сущности фактора времени; специфический ресурс «капитал» в зависимости от его размера и времени функционирования, т.е. «ожидания», обеспечивает больший или меньший процент на капитал. «Третьи лица» — понятие, введенное в научный оборот экономистами начала XIX в. в связи с утвердившимся к тому времени методом классового анализа процессов хозяйственной жизни; та часть людей, занятых в общественном производстве, которая наряду с главными производительными классами — собственниками - предпринимателями и наемными рабочими — содействует и созданию, и реализации общественного продукта. Трудовая теория стоимости — один из затратных вариантов теории стоимости, согласно которому ценность товара создается определенным количеством затраченного труда. «Феномен избытка мощности» — положение, выдвинутое Э. Чемберлином в теории монополистической конкуренции; возникает в процессе деятельности продавца-монополиста, стремящегося овладеть «известными частями общего рынка», и поддерживается его патентами, фабричными марками, репутацией, мастерством, особыми дарованиями. Физиократия — в переводе с греческого «власть природы»; течение классической политической экономии (вторая половина XVIII в.) во Франции, представители которого исходили из определяющей роли в экономике и сознании национального богатства земли, сельскохозяйственного производства. Хозяйственная (экономическая) система — концепция В. Ойкена о двух «идеальных типах» экономических систем: централизованно управляемой экономики (экономическая жизнь регулируется исходящими из одного центра планами) и меновой экономики (каждый субъект хозяйства руководствуется собственными планами). «Хозяйство Робинзона» — термин, введенный в научный оборот К. Менгером, используемый для анализа экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (индивида), т.е. на микроуровне, с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма. Хрематистика — термин, использованный Аристотелем при обозначении неестественной сферы деятельности людей; беспечное искусство наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций. Чистая экономическая теория — теоретико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков», свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», т.е. без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе. Экономикс — термин, сведенный в научный оборот А. Маршаллом в работе «Принципы экономике» (1890); наименование экономической науки, которая, по словам П. Самуэльсона, «подразумевает экономию или максимизацию» и посвящена «проблеме оптимального объема, при котором прибыль достигнет максимума». Экономический либерализм (политика laissezfaire) — политика невмешательства государства в экономику; совокупность экономических свобод; свободная конкуренция, свободное предпринимательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.д. Эластичность предложения — реакция предложения на изменение цены. Эластичность спроса — реакция спроса на изменение цены. «Эффект Веблена» — характеристика ситуации, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его «актуальности» либо «престижности» среди населения, и тогда товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти. «Эффективный спрос» — термин из концепции Дж.М. Кейнса о потенциально возможном и стимулируемом государством спросе на инвестиции и средства производства.
Date: 2015-07-27; view: 480; Нарушение авторских прав |