Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания преподавателю по проведению семинарских занятий





А) Основные цели семинарского занятия

Семинар- это один из видов занятий, призванный обеспечить развитие творческого профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условиях. Профессиональное использование знаний предполагает, прежде всего, свободное владение языком учебной дисциплины «История экономических учений». Основными целями семинарского занятия являются:

-обучение студентов выступать в роли докладчиков и оппонентов;

-формирование умений и навыков постановки и решения интеллектуальных проблем, задач;

-формирования навыков и умений отстаивать свою точку зрения, демонстрации достигнутого уровня теоретической подготовки

- повторение и закрепление знаний, полученных в холе лекций;

-контроль подготовки студентов к занятиям

 

Б) Общие положения по проведению семинарских занятий

Семинарские занятия организуются и проводятся в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины.

Семинарские занятия проводятся в составе академической группы студентов.

Планы семинарских занятий должны выдаваться заблаговременно (в начале семестра) в каждую учебную группу. За три-четыре дня до семинарского занятия организовать подготовительную работу с каждой учебной группой, которая должна обеспечить активное участие в дискуссии каждого студента и, как правило, включать:

- определение проблем и подпроблем, которые будут выноситься на семинарское занятие;

-подбор основной и дополнительной литературы для студентов;

-распределение функций и форм участия студентов в коллективной работе;

-подготовка студентов к роли докладчика (если доклад предусмотрен планом семинарского занятия);

-ознакомить студентов с правилами ведения дискуссии.

Это позволит студентам уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара.

На подготовительном этапе целесообразно определить студентов, которые будут готовить, и выступать с рефератами.

Семинарские занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, при этом отрабатывать те вопросы и ситуации, которые отражены в плане семинарского занятия.

При проведении семинарского занятия целесообразно придерживаться доверительного тона общения со студентами, проявлять заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, доступность и принципиальность в требованиях.

.При подготовке к семинарским занятиям целесообразно ориентировать студентов на необходимость сосредоточения усилий на усвоении не только теоретического, но и фактологического материала.

Для качественного усвоения учебного материала преподавателю целесообразно отводить на каждом занятии 15 минут времени для контроля, полученных на предыдущих занятиях знаний. Такой контроль осуществлять с помощью экспресс-опросов, в ходе которых предложить студентам раскрыть то или иное понятие темы.


 

3. Глоссарий – словарь терминов в алфавитном порядке

 

 

Абстракция — метод научного исследования, исключающий из анализа все случайное (частное, второстепенное) и находящий в исследуемом объекте сущностное, постоянное.

Бюджетный дефицит — сумма превышения расходов государства над его доходами.

Государственное регулирование экономики — вмешательство госу­дар­ства в экономические процессы посредством воздействия на функционирова­ние рыночных механизмов административными (законодательными), эко­номическими (валютно-финансовыми, денежно-кредитными, бюджетно-на­логовьми и др.) методами и рычагами.

Дедукция — метод научного исследования, позволяющий обос­новать ча­стные явления и процессы на базе общих положений.

Демонополизация — устранение государственной или иной мо­нополии, диктующей свои условия рынку

Дифференциация продукта — степень взаимозаменяемости со­перничаю­щих товаров, возникающая благодаря их особым свойст­вам и позволяющая покупателю выразить свое предпочтение одно­му из товаров данного вида; существенный отличительный признак у товара (или услуги) может быть для покупателя как реальным, так и воображаемым.

«Догма Смита» — оценка теории воспроизводства А. Смита, сде­ланная К. Марксом в связи с тем, что смитовская «цена годичного продукта труда» сводится целиком к доходам, т.е. исключает накоп­ление, связанное с необхо­димостью возобновления воспроизвод­ственного процесса и расширением его масштаба.

«Железный закон заработной платы» — вытекает из теории наро­донасе­ления Т. Р. Мальтуса и означает, что в силу естественного роста численности населения (соответственно опережающего прироста предложения рабочей силы) и убывающего плодородия земли уро­вень заработной платы в обще­стве якобы не сможет расти, неиз­менно оставаясь на низком уровне.

«Закон Кларка» — оценка концепции Дж.Б. Кларка о распреде­лении до­ходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства; в соответствии с этим «законом» стимул уве­личения фактора производства исчерпывается по мере того, как цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предприни­мателя.

«Закон Сэя»— концепция Ж. Б. Сэя о беспрепятственной и полной реа­лизации общественного продукта, т.е. бескризисном эконо­мическом росте; в соответствии с этим «законом» при достижении и соблюдении обществом принципов laissez faire производство (предложение) будет порождать адек­ватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на ко­торые эти товары и услуги свободно реализуются благодаря гибко­му и свободному ценообразованию на рынке.

«Законы Госсена» — главные теоретические принципы маржинализма, одним из предшественников которого являлся Г. Госсен; различают два «закона Госсена», из которых первый гласит, что с увели­чением наличия данного блага его предельная полезность уменьшается, а в соответствии со вторым оптимальная структура потребления (спроса) дости­гается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.

Индукция — метод научного исследования, позволяющий выявить общие положения и принципы на основе частностей и от­дельных фактов.

Институционализм — одно из современных направлений эконо­мической мысли, которое сформировалось в 20-30-е гг. XX в. в ка­честве альтернативы неоклассическому направлению экономичес­кой мысли; главной особенно­стью его является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институтов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообуслов­ленности и в ис­торическом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой.

Кейнсианство — экономическое учение о необходимости и зна­чимости государственного регулирования экономики посредством широкого исполь­зования государством фискальной, денежно-кре­дитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

Классическая политическая экономия — направление экономи­ческой мысли (период с конца XVIII по вторую половину XIX в.), представители ко­торого развенчали протекционистские идеи мер­кантилизма и заложили на­учную базу методологических и теорети­ческих исследований рыночных эко­номических отношений; глав­ной особенностью направления является пропа­ганда идей «чистой» экономической теории и целесообразности «полного laissez faire», т.е. аб­солютного невмешательства государства в деловую жизнь и механизм само­регулируемой экономики.

Количественная теория денег — теория, доказывающая: а) по ор­тодок­сальной версии «классиков» зависимость изменения цен на товары исключи­тельно от количества денег в обращении; б) по вер­сии «неоклассиков» воз­можность корректировки цен на товары в связи со стоимостью денежного материала, непостоянным уровнем скорости обращения денег и количества товарной массы, а также с учетом степени ликвидности денег.

Конкуренция монополистическая — рыночная ситуация, при ко­торой степень усиления взаимозаменяемости соперничающих то­варов, т.е. «дифференциация продукта», позволяет продавцу кон­тролировать уровень предложения и цены и достичь абсолютной монополии на собственный про­дукт, но при этом он (продавец) про­должает подвергаться конкуренции дру­гих продавцов, обладающих более или менее несовершенными заменителями.

Конкуренция несовершенная — рыночная ситуация, при которой малое количество крупных производителей (продавцов) получает возможность влиять на уровень рыночной цены.

Конкуренция совершенная (свободная, чистая или полная) — рыночная ситуация со многими продавцами и покупателями одно­родной продукции, которые не могут влиять на уровень цены на рынке.

«Крест Маршалла» — графическое изображение пересечения кривой спроса и кривой предложения, в точке пересечения которых устанавливается равновесие между ними, а также равновесная, т.е. устойчивая, цена.

«Кривая Филлипса» — эмпирическая кривая, характеризующая связь ме­жду ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном вы­ражении и уровнем (долей) безработицы.

«Кривые безразличия» — эмпирические кривые, отражающие сохранение суммарных полезностей потребляемых товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних ком­бинаций перед другими.

Ликвидность — способность материальных средств, других ресурсов бы­стро обращаться в деньги; способность предприятия вовремя опла­чивать свои обязательства, превращать статьи актива баланса в деньги.

Макроэкономика — экономика как целое или ее важнейшие со­ставляю­щие; раздел экономической теории, изучающий экономи­ку в целом или ее основные составляющие.

Маржинализм (маржинальная экономическая теория) — обобще­ние идеи и концепций, в основе которого лежит исследование пре­дельных экономиче­ских величин как взаимосвязанныхявленийэкономической системы на микро и макроуровне.

«Маржинальная революция» — произошедший в последней тре­ти XIX в. переход от ценностей «классической школы» к ценностям (теоретико-методо­логическим принципам) маржинализма.

Меркантилизм — направление экономической мысли (период XVI—XVIII вв.), представители которого отождествляли богатство страны с день­гами и рассматривали их как важнейшее средство эко­номического роста, а источник богатства видели во внешней тор­говле, в обеспечении активного торгового баланса; главной особен­ностью направления является пропаганда идей протекционистской экономической политики государства, т.е. его уча­стия в управлении хозяйственной системой.

Металлическая теория денег — теория, трактующая обусловлен­ность ценности денег весом подлежащей государством чеканке мо­неты.

Микроэкономика — раздел экономической теории, изучающий экономи­ческие единицы, например фирмы, какие-либо отдельные экономические объ­екты или явления.

Монетаризм — экономическая теория, основанная на определя­ющей роли денежной массы, находящейся в обращении, в осуще­ствлении политики ста­билизации экономики, ее функционирова­ния и развития.

Монополия — предприятие или группа предприятий, за­нимающая доми­нирующее положение на рынке, что позволяет им контролировать и опреде­лять цены; форма рынка, контролируемо­го одним или несколькими предпри­ятиями.

Монопольная цена — вид цены, устанавливаемой монополией. В зависи­мости от целей монополия может устанавливать монополь­но высокие и мо­нопольно низкие цены.

Монопсония — ситуация, когда на рынке действует масса мел­ких продав­цов и один-единственный покупатель.

Мультипликатор — множитель; категория, используемая в эко­номиче­ской теории для характеристики и определения различных взаимосвязей, где имеет место мультипликационный эффект. В частности, в кейнсианстве под мультипликатором понимается ко­эффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

«Невидимая рука» — понятие, введенное в научный оборот А. Смитом, в соответствии с которым предполагается такое соотно­шение во взаимодейст­вии хозяйствующих субъектов и государства, когда последнее, не противо­действуя объективным экономическим законам, не вмешивается в процесс «естественного», т.е. свободно­го функционирования рыночного механизма.

Нейтральность денег — теоретическое положение «классиков», упрощаю­щее суть денежного товара до некоего технического средства, удобного для обмена, и приводящее к ортодоксальной вер­сии количественной теории де­нег.

«Неоклассический синтез» — термин П. Самуэльсона, использу­емый «для обозначения... синтеза тех истин, которые были установ­лены классической политической экономией, и положений, дока­занных современными теориями формирования доходов»; более широкая смысловая нагрузка этого термина в экономической лите­ратуре свидетельствует о формировании новой универ­сальной док­трины современной экономической науки.

Неоклассическая теория — одно из современных направлений экономи­ческой мысли, которое сформировалось в 90-е гг. XIX в. на базе как идей экономического либерализма и «чистой теории», так и принципов систем­ного анализа маржинальных (предельных) по­казателей и микроэкономиче­ского исследования, явившись альтер­нативой классической политической экономии; с 30-х гг. XX в. тео­ретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились ма­кроэкономическими исследованиями и про­блематикой социальной направленности и государственного регулирования экономики.

Неолиберализм — экономическая концепция государственного регулиро­вания хозяйственных процессов на принципах достижения свободной («чистой») конкуренции предпринимателей, свободы рынков и других эле­ментов экономического либерализма; альтер­нативная кейнсианству концеп­ция государственного регулирования экономики.

Номиналистическая теория денег — теория, трактующая обуслов­лен­ность ценности подлежащих чеканке денег тем номиналом оцен­ки монеты, который устанавливается государством.

Общее равновесие — устойчивое состояние конкурентной эко­номики, при котором потребитель максимизирует значение функ­ции полезности, а конку­рирующие производители максимизируют получаемую прибыль при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения.

Олигополия — господство нескольких крупнейших фирм на рынке.

«Оптимум Парето» (общественная максимальная полезность) —

понятие, предназначенное для оценки таких изменении, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благососто­яния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека; концепция, позволяющая принять оптимальное решение по максимизации прибыли.

Политика конкуренции — совокупность законов и государст­венных мер, направленных на максимально возможную реализацию на практике идеала полной (свободной, чистой) конкуренции.

Политическая экономия — термин, введенный в научный оборот А. Монкретьеном, издавшим в 1615 г. «Трактат политической эко­номии»; на­именование экономической науки, призванной решать проблемы: а) государ­ственного хозяйства (меркантилистская версия); б) свободного частного предпринимательства (версия клас­сической политической экономии).

Порча монеты — снижение правительством ценности и веса на­циональ­ной монеты в связи с ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами благодаря своим природным свойствам.

Предельная полезность — способность удовлетворять наименее интен­сивную потребность; дополнительная полезность, которую получает потре­битель от дополнительной единицы товара или ус­луги.

Протекционизм — политика, направленная на защиту нацио­нальной экономики от иностранной конкуренции путем прямого или косвенного ог­раничения импорта товаров.

«Психологический закон» — положение Дж. М. Кейнса, в соот­ветствии с которым «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает по­треблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Равновесная цена — цена товара при равенстве спроса и предло­жения.

Склонность к ликвидности — стремление откладывать часть денег в за­пас в виде банковских или ценных бумаг.

Способ определения суммарной полезности — способ оценки пре­дельной полезности потребляемых благ; способ называется аддитив­ным, если пре­дельная полезность однородных благе каждой после­дующей единицей харак­теризуется с убывающей тенденцией, и мультипликативным, если предельная полезность однородных благ умножается на их количество.

«Справедливая цена» — категория экономического учения канонистов, «объяснявшая» правомерность административного (неры­ночного) ценообра­зования и возможности «продавать вещь доро­же» во избежание нанесения ущерба как ее «владельцу», так и всей «общественной жизни».

«Теория вменения» — теория ценообразования «австрийской школы», суть которой сводится к процессу последовательного вме­нения доли стоимо­сти (ценности) блага «первого порядка» благам «последующих порядков», использованных при его производстве.

Теория издержек производства — одна из затратных трактовок теории стоимости, в соответствии с которой ценность товара обу­словлена издерж­ками в процессе производства на факторы «труд», капитал» и «земля».

«Теория ожидания» — теория О. Бем-Баверка о механизме про­исхожде­ния процента на капитал благодаря производительной сущ­ности фактора времени; специфический ресурс «капитал» в зави­симости от его размера и времени функционирования, т.е. «ожида­ния», обеспечивает больший или меньший процент на капитал.

«Третьи лица» — понятие, введенное в научный оборот эконо­мистами начала XIX в. в связи с утвердившимся к тому времени методом классового анализа процессов хозяйственной жизни; та часть людей, занятых в общест­венном производстве, которая наря­ду с главными производительными клас­сами — собственниками - предпринимателями и наемными рабочими — со­действует и созда­нию, и реализации общественного продукта.

Трудовая теория стоимости — один из затратных вариантов тео­рии стоимости, согласно которому ценность товара создается опре­деленным ко­личеством затраченного труда.

«Феномен избытка мощности» — положение, выдвинутое Э. Чемберли­ном в теории монополистической конкуренции; возникает в процессе дея­тельности продавца-монополиста, стремящегося овла­деть «известными час­тями общего рынка», и поддерживается его патентами, фабричными мар­ками, репутацией, мастерством, осо­быми дарованиями.

Физиократияв переводе с греческого «власть природы»; тече­ние клас­сической политической экономии (вторая половина XVIII в.) во Франции, представители которого исходили из опреде­ляющей роли в экономике и соз­нании национального богатства зем­ли, сельскохозяйственного производства.

Хозяйственная (экономическая) система — концепция В. Ойкена о двух «идеальных типах» экономических систем: централизованно управляемой экономики (экономическая жизнь регулируется исхо­дящими из одного центра планами) и меновой экономики (каждый субъект хозяйства руководствуется собственными планами).

«Хозяйство Робинзона» — термин, введенный в научный оборот К. Мен­гером, используемый для анализа экономических отноше­ний и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (индивида), т.е. на микро­уровне, с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.

Хрематистика — термин, использованный Аристотелем при обо­значении неестественной сферы деятельности людей; беспечное искусство наживать со­стояние посредством крупных торговых сде­лок и ростовщических операций.

Чистая экономическая теория — теоретико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков», свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», т.е. без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе.

Экономикс — термин, сведенный в научный оборот А. Маршал­лом в ра­боте «Принципы экономике» (1890); наименование эконо­мической науки, ко­торая, по словам П. Самуэльсона, «подразуме­вает экономию или максимиза­цию» и посвящена «проблеме опти­мального объема, при котором прибыль достигнет максимума».

Экономический либерализм (политика laissezfaire) — политика не­вмеша­тельства государства в экономику; совокупность экономи­ческих свобод; сво­бодная конкуренция, свободное предпринима­тельство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.д.

Эластичность предложения — реакция предложения на измене­ние цены.

Эластичность спроса — реакция спроса на изменение цены.

«Эффект Веблена» — характеристика ситуации, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудше­ние его качества или утрата его «актуальности» либо «престижнос­ти» среди населения, и тогда товар перестает пользоваться покупа­тельским спросом, а в обратной ситуа­ции, напротив, объем поку­пок с ростом цены может возрасти.

«Эффективный спрос» — термин из концепции Дж.М. Кейнса о потенци­ально возможном и стимулируемом государством спросе на инвестиции и средства производства.

 

 


Date: 2015-07-27; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию