Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методические материалы лекционного курса





Цели и задачи дисциплины

Цель курса заключается в овладении студентами профессиональными знаниями и навыками в области теории и практики статистических исследований и применении статистических методов при экономическом анализе и управлении деятельностью организаций социально-культурной сферы

В процессе изучения курса студенты должны получить представление об организации государственной статистики, изучить методики расчетов показателей, используемых для мониторинга социально-экономического развития страны, региона, отрасли, организации, получить навыки анализа, обобщения и интерпретации итоговых показателей на макро-, мезо- и микро-уровнях.

Курс «Статистика» включает три раздела: теория статистики (темы 1-9, аудиторных занятий - 61 час), макроэкономическая статистика (темы 9-16, аудиторных занятий - 35 часов), статистиками микроуровня (темы 16-18, аудиторных занятой - 16 часов).

 

Темы и содержание лекционных занятий

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики

Определение статистики как науки, как сферы практической деятельности, как массива числовой информации. Цель статистики – исследование закономерностей общественной жизни. Объект исследования – статистическая совокупность. Понятие единицы совокупности. Признаки единиц совокупности, их виды. Этапы статистического исследования: наблюдение, группировка, сводка Таблицы и графики как формы представления числовой информации. Их виды, назначение и правила оформления.

 

Тема 2. Статистической наблюдение: задачи, виды, методика, организация

Понятие и задачи статистического наблюдения. Виды наблюдения по степени охвата единиц совокупности, по срокам проведения, по источникам получения информации, по способам регистрации данных. Требования, предъявляемые к статистическим данным: полнота, достоверность, сопоставимость, своевременность. Виды ошибок наблюдения, способы их выявления, предупреждения, устранения. Программа наблюдения. Организационные вопросы наблюдения. Инструментарий наблюдения. Статистическое наблюдение в практике российской государственной статистики, ведомственной статистики, корпоративной статистики, в организациях.

Тема 3. Статистическая группировка и сводка

Задачи и виды статистических группировок, способы их представления. Понятие и области применения типологической, структурной аналитической группировок. Группировки простые, многомерные. Методические основы группировки. Классификация как особый вид группировки. Основные виды общероссийских классификаторов. Классификаторы и группировки, используемые в статистике социально-культурной сферы. Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при проведении сводки.

Понятие статистической сводки, задачи и порядок ее проведения. Статистические показатели: понятие, принципы построения, математические алгоритмы расчета, исходная информация, интерпретация. Система статистических показателей. Основные категории статистических показателей.

Математический закон больших чисел как предпосылка надежности обобщенной числовой информации. Философские категории случайного и необходимого как теоретическая база познания закономерностей общественной жизни на основе системы статистических показателей. Положения соответствующих отраслевых экономических наук как основа для определения задач группировки и сводки, для формирования системы статистических показателей применительно к конкретной сфере экономики и социальной жизни.

 

Тема 4. Система средних и относительных величин

Понятие относительных величин, их основные виды. Сущность средних величин. Общие правила построения средних величин. Виды средних. Простые и взвешенные средние. Средняя арифметическая и средняя гармоническая. Правила выбора признака – веса во взвешенных средних. Математические свойства средней арифметической. Условия достоверности средней. Роль средних и относительных величин в экономико-статистическом анализе.

Тема 5. Статистическое изучение вариации. Показатели структуры совокупности

Понятие и задачи изучения вариации. Ряды распределения (вариационные ряды, структурные группировки): их виды, правила построения, элементы ряда распределения (варианты, частоты, частости), графическое изображение, интерпретация. Обобщающие показатели вариации: размах вариации, среднее линейное и среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации. Расчет обобщающих показателей вариации по сгруппированы и не сгруппированным данным. Структурные характеристики распределения: мода, медиана, децили, квартили и др. Их аналитическое значение, примеры практического использования. Характеристики структуры совокупности: коэффициенты Джини, Лоренца). Показатели изменения структуры совокупности: среднее линейное и среднее квадратическое отклонение, индексы Гатева, Салаи. Использование показателей вариации в качества исходных данных при расчете других числовых индикаторов (характеристик связи, ошибок репрезентативности выборочных средних и др.)

Тема 6. Методы изучения причинно-следственных связей.

Понятие и виды причинно-следственных связей между переменными величинами. Задачи статистической оценки наличия, направления, формы, силы и тесноты связи. Аналитическая группировка как метод выявления и оценки связи. Обобщающие показатели силы и тесноты связи, рассчитанные на основе аналитической группировки. Правило сложения дисперсий как исходный принцип моделирования силы связи. Понятие о регрессии и корреляции. Линейные и нелинейные связи – их математические функции. Парная и множественная регрессия. Уравнения регрессии. Интерпретация коэффициентов регрессии, порядок их расчета. Использование при расчетах метода наименьших квадратов. Коэффициенты корреляции: понятие, методика расчета, границы числовых значений, интерпретация. Использование компьютерных программ при выполнении расчетов. Оценки значимости уравнений регрессии и коэффициентов регрессии. Методы оценки связи между неколичественными переменными: коэффициент ассоциации, коэффициент контингенции, ранговые коэффициенты связи.

 

Тема 7. Индексный метод в социально-экономической статистике

Понятие индексов, их задачи. Связь индексов с другими видами статистических показателей. Общие свойства и принципы расчета индексов. Значение выбора базы сравнения, виды базисных данных. Виды индексов в зависимости от масштабов обобщения, характера решаемых задач, методов построения. Индивидуальные и общие (сводные) индексы. Системы простых и аналитических (взвешенных) Особенности построения индексов, рассчитанных по методу Ласпейреса, Пааше, Фишера. индексов. Индексный анализ изменения средней взвешенной величины, аналитическое значение индексов переменного, постоянного состава, структурных сдвигов. Аналитические индексы в агрегатной и в форме средних величин. Средний арифметический и средний гармонический индексы. Относительная и абсолютная формы индексов. Цепные и базисные индексы. Примеры использования индексов в отечественной статистике. Методика построения индексов потребительских цен, индексов цен-производителей, индексов-дефляторов.

 

Тема 8. Выборочное наблюдение: методика, организация

Значение и особенности выборочного наблюдения при проведении статистических исследований. Причины использования выборочного метода. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Виды выборочных наблюдений; способов отбора. Понятие ошибок репрезентативности, их отличие от ошибок регистрации. Факторы, влияющие на размер средней и предельной ошибок выборки. Методика расчета ошибок репрезентативности. Методика определения необходимого объема выборочной совокупности на стадии подготовки выборочного наблюдения. Определение вероятности допустимой ошибки выборки. Распространение данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность: определение доверительных интервалов для генеральной средней и генеральной доли. Примеры использования выборочных наблюдений в российской государственной статистике, в маркетинговой деятельности фирм, опросах общественного мнения и пр.

 

Тема 9. Статистическое изучение динамики, моделирование социально-экономических процессов

Понятие и задачи изучения динамических рядов, их виды. Понятие системы динамических рядов; обеспечение сопоставимости динамических рядов разного вида. Графическое изображение динамических рядов и их систем. Показатели динамики: уровни ряда, абсолютный прирост (цепной, базисный), темп роста, абсолютное значение одного процента прироста. Периодизация динамики. Методика расчета средних показателей динамики за период, их аналитическое значение. Понятие экстраполяции и интерполяции в рядах динамики. Задачи и методы изучения сезонности. Прогнозирование на основе динамического ряда.

 

Тема 10. Задачи и организация социально-экономической статистики

Единая система статистики и ее структурные элементы: государственная, ведомственная и корпоративная статистика. Нормативная правовая база статистики. Задачи и структура государственной статистики в России. Федеральные целевые программы реформирования государственной статистики в условиях рыночной экономики. Введение единой системы классификации и кодирования статистической информации. Понятие о статистических регистрах и базах данных.

Тема 11. Статистика населения

Задачи статистики населения, источники информации о населении. Всероссийские переписи населения, текущий учет демографических событий, регистры населения. Метод группировок в статистике населения, классификаторы. Демографические коэффициенты: понятие, виды. Показатели естественного и механического движения населения. Моделирование рождаемости, брачности, смертности (метод демографических таблиц). Интерпретация показателя средней ожидаемой продолжительности жизни. Демографическое прогнозирование. Метод передвижки возрастов. Меры социально-демографической политики и их влияние на демографическую ситуацию.

 

Тема 12. Статистика рынка труда, производительности труда, оплаты труда

Понятие и задачи статистики рынка труда. Источники информации. Показатели уровня экономической активности, занятости, безработицы. Баланс трудовых ресурсов. Система показателей численности, состава, движения и использования наемных работников в организациях разных видов деятельности, в организациях социально-культурной сферы. Баланс рабочего времени на предприятии. Понятие и методы расчета показателей производительности и эффективности труда. Статистическое изучение уровня и динамики оплаты платы Виды оплаты труда. Взаимосвязь производительности и оплаты труда.

 

Тема 13. Статистика национального богатства

Понятие и поэлементная структура национального богатства; задачи статистического изучения национального богатства. Статистика основных фондов: методы оценки, баланс основных фондов, показатели состава, движения, состояния, эффективности использования. Статистика оборотных средств; структура, система показателей наличия, оборачиваемости эффективности использования. Особенности статистики основных и оборотных средств в организациях.

Тема 14. Статистика производства продуктов и услуг

Понятие продукции, ее измерители. Виды стоимостных показателей продукции, методы их расчета. Особенности расчета показателей продукции основных отраслей экономики. Оценка результатов деятельности организаций. Понятие и аналитическое значение индексов физического объема продукции. Издержки производства и издержки обращения, их классификация. Основные показатели эффективности производственной деятельности предприятий и отраслей, организаций.

Тема 15. Статистика уровня жизни населения

Источники информации и система показателей уровня жизни населения. Методы анализа структуры доходов и расходов населения, их динамики. Статистическая оценка дифференциации населения по уровню доходов. Квартальные и децильные коэффициенты дифференциации доходов, коэффициент Джини. Методика построения и аналитическое значение кривой Лоренца.

Тема 16. Система национальных счетов и экономических балансов

Понятие о системе национальных счетов (СНС). Методологические принципы построения счетов, основные счета внутренней экономики и внешнеэкономических связей («остального мира»). Система показателей экономической деятельности на макроуровне: валовой выпуск, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость. Методы расчета валового внутреннего продукта (ВВП), чистого национального дохода (ЧНД). Понятие и аналитическое значение индекса – дефлятора ВВП.

Тема 17. Статистика эффективности деятельности организаций

Понятие эффективности функционирования субъектов хозяйственной деятельности. Принципы и механизмы обеспечения эффективности деятельности организаций разных форм собственности и разного организационно-правового статуса. Методы статистического измерения эффективности функционирования организаций, осуществляющих разные виды деятельности. Критерии оценки эффективности деятельности организаций в условиях расширения сферы применения инновационных технологий. Информационное общество и эффективность экономики.

Тема 18. Статистические методы оценки коммерческих рисков в организациях

Понятие бизнес-рисков. Структура бизнес-рисков в зависимости от организационно-правовой формы субъектов хозяйственной деятельности. Система факторов, определяющих возникновение угроз безопасности предпринимательской деятельности. Классификация угроз. Методы оценки финансовых рисков. Показатели конкурентоспособности предприятия, товара, услуги. Мониторинг коммерческой безопасности предприятия. Методы защиты организаций от внутренних и внешних угроз.

 

 

Темы и содержание практических занятий.

 

Тема 1. Статистическое наблюдение: задачи, виды, методика, организация

Выполнение упражнения на представление в табличной форме массива числовой информации с использованием материалов официальной статистики, характеризующих состояние. Овладение навыками в области техники оформления статистических таблиц. Тренинг по распознаванию различных видов статистических таблиц и интерпретации представленной в таблице информации. Разработка проекта программы статистического наблюдения (самостоятельная домашняя работа).

Тема 2. Статистическая группировка и сводка

Решение задачи по проведению типологической группировки. Ознакомление с некоторыми общероссийскими классификаторами. Упражнение на ознакомление с системой статистических показателей по конкретной проблеме и овладение навыками написания аналитической записки с выводами и рекомендациями.

Тема 3. Система средних и относительных величин

Решение задач на расчет различных видов средних величин. Овладение навыками распознавания простых и взвешенных средних, Усвоение принципов выбора признака-веса. Интерпретация числовых значений средних величин.

Тема 4. Статистическое изучение вариации. Показатели структуры совокупности

Решение задач (индивидуальное домашнее задание) на построение вариационного ряда. Рассмотрение понятия структурной группировки. Расчет системы показателей вариации по сгруппированным и несгруппированным данным, их интерпретация. Построение графика вариационного ряда.

Тема 5. Методы изучения причинно-следственных связей

Решение задачи на построение однофакторной аналитической группировки; расчет эмпирических показателей силы и тесноты связи, их интерпретация. Решение задачи на оценку связей неколичественных переменных. Проведение корреляционно-регрессионного анализа парной линейной связи на примере двух переменных по субъектам РФ (самостоятельная домашняя работа).

Тема 6. Индексный метод в социально-экономической статистике

Решение типовых задач на построение индивидуальных и общих, простых и аналитических индексов. Усвоение техники расчетов агрегатных и средних индексов. Овладение навыками выбора периода веса в аналитических индексах и построения индексов в относительной и разностной формах. Построение системы индексов переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов. Тренинг - интерпретация полученных данных, определение области применения каждого вида индекса. Тестовый контроль знаний по теме.

Тема 7. Выборочное наблюдение: методика, организация

Овладение техникой формирования выборочной совокупности методом случайного отбора и механического отбора. Решение типовых задач на определение средней и предельной ошибок репрезентативности для выборочной средней и выборочной доли, на определение необходимого объема выборочной совокупности при разных видах выборки. Выполнение расчетов по оценке параметров генеральной совокупности на основе выборочных данных.

Тема 8. Статистическое изучение динамики, моделирование социально-экономических процессов

Решение типовых задач на расчет показателей динамики, построение графиков для системы динамических рядов. Обсуждение вопроса о цели и способов проведения периодизации динамики. Выполнение индивидуальных домашних заданий по решению комплексной задачи анализа динамики, включая периодизацию и расчет средних показателей динамики по периодам с использованием фактических исходных данных. Решение типовой задачи на сглаживание уровней динамического ряда методом скользящей средней и методом аналитического выравнивания с целью измерений периодических (сезонных) колебаний. Овладение элементарными методами прогнозирования.

Тема 9. Статистика населения

Решение задач на определение средней численности населения и расчет системы демографических коэффициентов (рождаемости, брачности, разводимости, смертности, миграции). Ознакомление с методикой построения таблиц смертности и продолжительности жизни и содержательной интерпретацией показателей средней ожидаемой продолжительности жизни и коэффициентов дожития. Ознакомление с техникой построения поло-возрастных пирамид и их аналитическими функциями.

Тема 10. Статистика рынка труда, производительности труда и оплаты труда

Решение задач на расчет показателей занятости и безработицы (макроуровень), на построение системы показателей численности, состава, движения и эффективности использования персонала организации, на построение баланса рабочего времени (микроуровень). Решение типовых задач на определение уровня и динамики производительности труда и заработной платы. Письменная интерпретация выводов – написание аналитической записки..

Тема 11. Статистика национального богатства

Ознакомление с классификатором структуры национального богатства. Решение типовой задачи на построение баланса основных фондов; расчет и письменный анализ показателей движения, состояния и эффективности использования основных фондов. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств и эффективности их использования.

Тема 12. Статистика производства продуктов и услуг

Решение типовых задач по определению показателей выпуска продукции (работ и услуг) для отдельного предприятия, расчет систем показателей результатов производственной деятельности: индексов физического объема продукции, прибыли, рентабельности.

Тема 13. Статистика уровня и качества жизни

Решение типовых задач на расчет индексов номинальных и реальных доходов населения, показателей дифференциации доходов (децильный коэффициент неравенства, коэффициент Джини). Изучение методики построения кривой Лоренца. Расчет показателей уровня и динамики бедности населения. Ознакомление с сущностью и техникой расчета индекса потребительских цен.

Тема 14. Система национальных счетов

Ознакомление с СНС РФ, Решение типовых задач на построение счетов внутренней экономики и расчет показателей объема и структуры ВВП и ВРП. Расчет и ознакомление с аналитической функцией индексов-дефляторов ВВП.

Тема 15. Статистика эффективности деятельности организаций социально-культурной сферы

Решение комплексной задачи на построение системы частных показателей эффективности использования ресурсов и эффективности деятельности, на расчет интегрального индикатора эффективности деятельности организации в целом. Тестовый контроль знаний по темам 10, 11, 12, 15.

 

Тема 16. Статистические методы оценки коммерческих рисков в организациях

Решение типовой задачи на определение индикаторов финансовой безопасности на примере организации, приобретение опыта интерпретации полученных показателей, написание аналитической записки.

 

Список рекомендуемой литературы.

 

Основная

1. Васильева Э.К. Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Э.К. Васильева, ВС. Лялин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, - 399 с.

2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник /Под ред. проф. И.И. Елисеевой – 5-ое изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 656.

3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – с 617.

4. Статистика: Учебник /Под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – с 565.

5. Статистика: Учебник /И.И. Елисеева, А.В. Изотов, Е.Б. Капралова и д.р.; Под ред. проф. И.И.Елисеевой. – М.: КНОРУС, 2006. – с. 552.

6. Статистика: Учебник /Под ред. проф. И.И. Елисеевой. – 2-ое изд. – М.: Проспект, 2006. – с. 448.

7. Статистика: учебник / под ред. В.С.Мхитаряна. – М.: Экономистъ, 2005.

8. Статистика финансов: Учебник /Под ред. проф. В.Н. Салина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 816.

9. Суринов Е.А. Доходы населения. М.: Финансы и статистика, 2001.

10. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Г.Л.Громыко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.

11. Экономическая статистика: Учебник /Под ред. Ю.Н. Иванова. – 2-ое изд., доп. М.: Инфра-М., 2004. – с. 480.

 

Дополнительная

1. Васильева Э.К. Выборочный метод в социально-экономической статистике: учеб. пособие / Э.К. Васильева, М.М. Юзбашев. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. – 256 с.

2. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003. – с. 400.

3. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. Основы национального счетоводства: Учебник. – М.: Инфра-М., 2005. – с. 480.

4. Микроэкономическая статистика: Учебник/Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Практикум по социальной статистике: Учебное пособие /Под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 368.

6. Социальная статистика: Учебник /Под ред. проф. И.И. Елисеевой. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003 – с. 480.

7. Методологические положения по статистике, Вып.1,2,3. Госкомстат России. – М., 1996.

8. Сигел Эндрю. Практическая бизнес-статистика.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

9. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие/ Под ред. В.С.Салина, Е.П.Шпаковской. – М.: Финансы и статистика, 2004.

10. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2004 г. Стат. сб. / Росстат. - М.: 2004.

11. Статистика. Учеб. пособие/ А.В.Багат, М.М.Конкина, В.М.Симчера и др.; Под ред. В.М.Симчеры. – М.: Финансы и статистика, 2005.

12. Статистические ежегодники, издаваемые федеральной службой государственной статистики:

a. Демографический ежегодник России

b. Инвестиции в России

c. Регионы России. Социально-экономические показатели

d. Социальное положение и уровень жизни населения России

e. Труд и занятость в России

f. Финансы России.

13. Публикации научных статей в журнале «Вопросы статистики» и других журналах экономического профиля.

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА» (для студентов)

При изучении курса «Статистика» следует иметь в виду, что отдельные темы и вопросы может изучаться студентом самостоятельно в соответствии с программой. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основными методами исследования социально-экономических явлений, уметь самостоятельно определять возможности и границы применения каждого метода, квалифицированно интерпретировать значения показателей, анализировать сложившуюся ситуацию на уровне единицы совокупности, региона, страны в целом, уметь делать международные сопоставления.

В качестве пособия студент может воспользоваться доступными учебниками по теории статистики, по статистике из списка основной и дополнительной литературы. По некоторым темам студентам может быть на практических занятиях предложено самостоятельно поставить задачу исследования, подобрать статистический материал и выполнить решение задачи. Для этой цели рекомендуется использовать фактические статистические данные, публикуемые Федеральной службой государственной статистики в статистических ежегодниках.

Выполнение индивидуальных заданий, а также решение типовых задач возможно с использованием следующих программных продуктов: ЕХСЕL for Windows; StatCraphics plus v. 5.1; Statistica for Windows; SPSS v. 10. for Windows.

 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Учебно-методические материалы лекционного курса.

При изучении дисциплины «Статистика» следует опираться на содержание и структуру лекций, которые полностью отвечают требованиям программы изучения данной учебной дисциплины в СПбГУП, составленной в полном соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и управление на предприятиях». Существующие учебники содержат достаточно унифицированный материал по первому разделу курса – теория статистики. По темам социально-экономической статистики макро- и микроуровней информация в разных учебниках отличается большим разнообразием и только обращение к нескольким учебникам позволит студентам найти материал по всем темам курса. Особенно внимательно следует отнестись к лекциям преподавателя по последним двум темам, которые носят инновационный характер и обычно слабо освещены в учебниках, преимущественно ориентированных на традиционный подход к изучению статистики.

 

Date: 2015-07-27; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию