Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Люди Древней Месопотамии





Ещё в самое древнее время, пока не было больших храмов, там существовали священные хранилища зерна. Их запасала община на случай неурожая и других бедствий. Почему помещение считалось священным - понятно: хлеб - это жизнь. Ему поклонялись. Около этого священного хранилища совершали важные обряды. А они были в первую очередь связаны с урожаем, с хлебом, с началом сева и сбора урожая и т. п. Охранять хлеб и способствовать обильным урожаям должны были божества. Но божествам надо было приносить жертвы и молиться.

Храмы всегда играли не только религиозную, но и хозяйственную роль. Деятельность городских храмов была очень многообразна. Храмам принадлежали огромные пастбища, стада скота и поля. Храмы вели караванную и морскую торговлю с ближними и дальними странами. Они проводили разные финансовые операции. Выдавали под проценты ссуды (серебром или зерном), скупали и перепродавали недвижимость, сдавали внаём и арендовали дома и сады. При храмах находились различные мастерские. Храмы были культурными и просветительскими центрами. Там находились архивы и библиотеки, а также школы. Вся жизнь общества зависела от жрецов, которые обладали не только авторитетом, но и огромными богатствами. Цари никогда не посягали на храмы, поэтому и сохранилась преемственность, несмотря на то, что хозяева народов менялись. Завоеватели свергали царскую власть, а храмы, как правило, не трогали.

В Двуречье было множество богов, которые по представлениям народов Междуречья олицетворяли великие силы природы и царили над миром. Каждый город Передней Азии выделял из множества богов своего главного владыку. У шумеров и аккадцев это был Энлиль, у вавилонян - Мардук, у ассирийцев - Ашшур. В Вавилоне культ Мардука слился с культом Энлиля (Бела) и Бел-Мардук стал главой вавилонского пантеона, состоявшего из семёрки богов.

По представлениям народов Междуречья боги и богини правили миром, но иногда и над богами была грозная и неумолимая сила судьбы и рока.

Человек Древней Месопотамии существовал в мире, в котором мир богов и мир людей находились в неразрывной и постоянной взаимосвязи, представляя части единого целого. Боги постоянно присутствовали в различных областях жизни древневосточного человека, в большинстве проявлений его жизненной активности.

Характеризуя отношения людей и богов в Древней Месопотамии, обратим внимание на феномен «личной религии», самые ранние проявления которой относятся к началу II тысячелетия до н.э.

«Личная религия» это особое религиозное состояние, пребывая в котором человек воспринимал себя находящимся в тесной непосредственной связи с богом, рассчитывая на его помощь и руководство свыше в своих шагах. Страшась божественного гнева, суровой кары за свои прегрешения, человек в то же время питал стойкую веру в божественное участие, надеясь на прощение при искреннем раскаянии.

В представлении человека Древней Месопотамии, личный бог являл непосредственного хранителя благополучия того, кто его почитает, воплощая силу, движущую личным успехом. Выступая божественной силой, обитающей в человеке и способствующей его успеху, бог активным образом содействовал и решающему жизненному свершению - рождению сына. В случае бездетности, при отсутствии сыновей жизнь лишалась смысла. Ребенку даровалась жизнь благодаря личному богу и личной богине, которые воплотились в отце и матери.

Для человека Древней Месопотамии не существовало различия между божеством и его изображением. Последнее воспринималось как подлинный, живой бог. Если изображение выносилось из святилища, то считали, что это означает и уход бога. Изображениям богов были свойственны человеческий образ и пропорции. В понимании древневосточного человека, изображение являлось живым существом, которое требует еды и питья, слышит и видит, пребывает во сне и бодрствовании.

Шумеры и вавилоняне, рассматривая общество изменчивым, зыбким, неустойчивым, представляли судьбу как божественную, непостижимую силу, которая определяет как отдельные события, так и всю жизнь людей.

Смерть, в представлении жителя Древней Месопотамии, означая окончательную разлуку с жизнью и живыми, воспринималась как абсолютное зло. Загробный мир являл страшное место даже для богов. «Ничто не дорого, (кроме) сладостной жизни». На загробные радости никто не надеется. Награды, наказания свершаются на земле. Смерть устанавливала предел земного существования.

Для человека Древней Месопотамии была характерна «посюсторонняя» ориентация. Основополагающее значение приобретало признание жизни высшей позитивной ценностью, которой жестко противопоставлялась смерть как явление отрицательное. Жизнь делалась осмысленной и драгоценной благодаря земным радостям. Необходимым условием хорошей жизни выступало материальное благополучие.

Что касается труда, то, судя по всему, он не наделялся привлекательностью. Физический труд рассматривался как удел социальных низов, для которых он представлял не более чем необходимость.

К значимым позитивным ценностям причислялись скромность, кротость, смирение, которым противопоставлялись в качестве отрицательных высокомерие, гордыня, строптивость.

Вавилонянами чтились правда, справедливость, правый суд, верность слову.

При всей практичности, обращенности к земному, жители Древней Месопотамии, тем не менее, существовали в мире, где все, в их представлении, установлено богами. Отход от правовых, ритуальных, моральных норм отождествлялся с грехом как следствием нарушения воли божества. В соответствии с вавилонскими представлениями о божественном возмездии болезни, несчастья настигали человека, являя божественную кару за грех - нарушение богоустановленных норм.

«Своя» страна представлялась серединой мира и средоточием сакральности. Не случайно, что на шумеро-вавилонской «карте мира» земля выступала в образе омываемого Мировым океаном круга, в середине которого находилось Двуречье. Кстати, отметим, что к наиболее распространенным пространственным символам следует отнести круг, квадрат, которые подчеркивали упорядоченность, организованность, законченность пространства, в них заключенного.

Как в Вавилонии, так и в Ассирии все дни года относились к «благоприятным» или «неблагоприятным». Разрешенное в один день или месяц находилось под запретом в другой. Разную оценку получало дневное и ночное время. Законами из Эшнунны (XX в. до н.э.) за преступление, совершенное днем, устанавливался штраф. Преступление, совершенное ночью, влекло смертную кару.

Человеку Древней Месопотамии была присуща ориентированность на прошлое. В отличие от современного человека шумеры, вавилоняне, смотря вперед, видели прошлое. Будущее находилось у них как бы за спиной.

Жизнь человека приобретала полноту и совершенство при условии, что он становился мужем хорошей жены и отцом нескольких детей. Ценностью высокого порядка считалось наличие детей, наследников, занимая в иерархии ценностей следующее место после долголетия, здоровья. Просьбы о долгой жизни и наследниках неизменно присутствовали в обращениях к богам, в молитвах. В соответствии с законами Хаммурапи брак представлял разновидность договора, который, как правило, заключался родителями жениха и невесты. Статья 128 законов гласила: «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена». Допускался брак свободного с рабыней. Раб дворца мог связать себя брачными узами со свободной женщиной. Дети от таких браков рассматривались в качестве свободных. Женщина располагала правом на оставление мужа, на развод, правом возвратиться к отцу, забрав приданое, при условии, что муж вел разгульный образ жизни, унижал жену, а та себя берегла и не совершала греха. Жена обладала правом уйти к другому, если ее муж оказался в плену, оставив ее без средств к существованию. Но с возвращением мужа из плена жена должна была подчиниться обязанности вернуться к нему, а детям долженствовало следовать за своими отцами.

Дома возводились из кирпича-сырца и тростника. Дерево стоило дорого. Деревянные двери рассматривались в качестве движимого имущества. Так, арендатор появлялся в снятом доме, привезя с собой двери. Простую входную дверь выкрашивали в красный цвет, с тем чтобы уберечься от злых духов. Обстановка в домах отличалась простотой.

Уже в III тысячелетии до н.э. в Южном Двуречье грамотность получила широкое распространение. В Нововавилонский период абсолютное большинство деловых документов на глиняных табличках написано не профессиональными писцами, а обыкновенными людьми, принадлежавшими к различным слоям общества.

Безусловно, создание клинописной системы со всем основанием можно отнести к значительнейшим достижениям древнемесопотамской цивилизации.

Люди Древней Месопотамии достигли впечатляющих успехов в развитии права, в архитектуре, искусстве, медицине, математике, астрономии, литературе. С цивилизацией Древней Месопотамии связано появление библиотек (наиболее известна библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), архивов, художественной литературы (Эпос о Гильгамеше, Поэма об Адапе, Поэма об Этане) и др.

Date: 2015-07-27; view: 2251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию