Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Логико-графические методы разработки управленческих решений





Общие вопросы

Рассмотрим общие вопросы разработки вариантов решения, т. е. нескольких альтернатив, каждая из которых способна разрешить возникшую проблему или задачу. Сразу же может возникнуть вопрос: «А насколько необходимо разрабатывать несколько вариантов решения, может быть, более рационально ограничиться одним и не тратить драгоценное время сначала на разработку, а затем на оценку вариантов?»

Однако можно привести целый ряд аргументов в пользу необходимости разработки именно вариантов решений. Для начала вспомним одно древнее изречение, которое гласит: «Если кажется, что имеется только один путь к достижению чего-либо, то этот путь скорее всего ошибочен!» Вполне понятны причины, которые часто приводят к без альтернативности решения. Например, человек, обладающий определённым опытом, неоднократно принимавший приемлемые решения в условиях дефицита времени, будет склоняться к принятию первого же пришедшего в голову решения. И наоборот, человек, не обладающий достаточным опытом и знаниями, часто просто не в состоянии оценить всей сложности и много аспектовости возникшей проблемы и принимает решение, так сказать, лежащее на поверхности. Однако эффективные менеджеры и специалисты хорошо знают, что судить о преимуществах и недостатках решений можно только путём их сравнения друг с другом. Только в этом случае уточняются, а то и появляются новые критерии, возникает возможность комбинировать из изменяющихся альтернатив новые, включающие их преимущества. Только при таком подходе повышается вероятность найти лучшее решение, а не просто приемлемое.

В идеале желательно выявить все возможные варианты решений. Надо ли говорить, что это вряд ли возможно. Ещё Г. Саймон, один из видных классиков научного менеджмента, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1978 г., считал невозможным принятие людьми полностью рациональных решений, в частности из-за неспособности выработать все осуществимые альтернативы. Но увеличение числа вариантов всё же повышает вероятность найти среди них более рациональное. Кроме того, поиск вариантов решения сложных проблем, особенно когда поначалу их не видно вовсе, развивает изобретательность, творческое мышление, инициативу, предприимчивость, т. е. качества, которые крайне необходимы людям, особенно менеджерам на любом уровне управления. Поэтому умение находить альтернативы является таким же полезным делом, как м способность затем правильно выбрать одну из них.

Однако, как это довольно часто бывает на практике, руководитель редко располагает достаточными знаниями, умениями и временем, чтобы сформулировать и оценить достаточно большое количество альтернатив. Как правило, он ограничивает число вариантов решений для серьёзного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые, по его мнению, позволят снять проблему. Некоторые специалисты также считают, сто не стоит слишком увлекаться поиском вариантов, вполне достаточно иметь для сравнения хотя бы три альтернативы. Это позволит, по их мнению, сэкономить время и всё же иметь некоторый материал для сравнения.

Представляется всё же, что стремление к поиску максимально возможного количества вариантов решений нужно всячески приветствовать, поскольку из большого количества сделать меньшее можно всегда. А при ограниченном количестве вариантов с самого начала повышается вероятность неблагоприятных последствий, и соответственно о которых говорилось выше.

Но каким образом можно увеличить количество вариантов, если мы решили, что это целесообразно? Для этого можно использовать следующие способы.

1. Личные творческие усилия лица, принимаемого решение. Умение находить разные подходы к решению проблем и задач всегда считалось одним из важнейших качеств руководителя. В современный период работодатели часто стремятся принимать на работу сотрудников, обладающих креативным мышлением, т.е. умением генерировать идеи, придумывать оригинальные подходы, изобретать новые способы привлечения клиентов и т. п.

2. Поиск решений, которые уже принимались в организации и оказались успешными. Как говорилось выше, повторное использование ранее принимавшихся решений часто бывает несостоятельным. Но использовать их в качестве одного их возможных вариантов вполне оправданно.

3. Рассмотрение решений, которые принимались в других организациях. Так же как и в предыдущем случае, эти решения не должны быть единственными, и тогда они могут сыграть положительную роль.

4. Использование предложений работников организации. Разумеется, решением специфических проблем должны заниматься квалифицированные руководители и специалисты, которых можно считать экспертами в соответствующей области. Но в каких-то случаях может оказаться полезным привлечение всех работников подразделения или даже организации к поиску идей и предложений, хотя это и потребует больше времени и усилий по выявлению рациональных зёрен в предложенных альтернативах.


5. Мозговой штурм. Это довольно хорошо известный метод коллективного творчества. Главной его особенностью является поощрение участников вносить самые разные предложения по обсуждаемой проблеме, включая совершенно невероятные и даже абсурдные в первого взгляда, и запрет негативной критики высказываемых идей. Все высказанные предложения фиксируются, а затем проводится их анализ. В результате часто высказанные идеи преобразуются в весьма эффективное решение. Результативность использования этого метода зависит от подготовки проведения мозгового штурма. Необходимо отобрать участников, наиболее способных к выдвижению идей, подобрать подходящую кандидатуру ведущего, заранее придумать и предложить для начала какие-то альтернативы.

6. Комбинирование вариантов. С помощью этого приёма, во- первых, их количество увеличивается. И во-вторых, за счёт комбинации сильных сторон предложенных вариантов могут появиться более перспективные.

7. Морфологический анализ. Он состоит в выделении всех наиболее существенных характеристик возможных путей рассматриваемой проблемы и разработке вариантов, включающих различные или даже все комбинации этих характеристик. Разумеется, в результате появляется какое-то количество нереалистичных вариантов решений, но зато достигается поставленная цель-выявление достаточно большого количества альтернатив для последующей оценки и выбора.

Таблица 2.1







Date: 2015-07-27; view: 413; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию