Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История менеджмента (управления)





Первый период – древний (9000 лет до н.э. – 1550 год н.э.)
Первая управленческая революция – религиозно – коммерческая (9000 лет до н.э. – 1750 год до н.э.)
Время Место, источник, автор Нововведения, основные положения
9000 лет до н.э. Первобытные люди Старейшины и вожди племен олицетворяли собой руководящее начало для всех видов деятельности
7000 лет до н.э. Ближний восток Переход от присваивающего хозяйства (охота и т.д.) к производственной экономике.
5000 лет до н.э. Шумерская цивилизация Появление письменности, регистрация фактов.
3000 лет до н.э Египет Создание государственного аппарата. Превращение касты жрецов в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров.
Вторая управленческая революция – светско – административная (1792 – 1750 гг. до н.э.)
ок. 1759 г. до н.э. Вавилон, «Кодекс Хаммурапи» 282 закона о власти, полномочиях, регистрации, минимальной оплате труда, контроле исполнения.
18 век до н.э. «Предложения Ипусера»Египет, . Положения о власти первых профессиональных менеджеров – визиря, десятников, сотников и т.д.
12 век до н.э. Китай, «Конституция Чоу» Выделение функций организации, специализации, кооперации, контроля, оценки эффективности  
     
Продолжение таблицы 1.1.
Третья управленческая революция – производственно строительная (600 лет до н.э. – 15 век н.э.)
600 лет до н.э. Навуходонор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату.  
400 лет до н.э. Сократ. Формулировка принципа универсальности менеджмента.
5 вк до н.э. «Домострой»,Сократ Изложение идей об экономике, хозяйствовании, рационализации, потреблении и накоплении
450 лет до н.э. Индия, «Артхашастра», Каутилья Классификация форм государственного управления, разграничение функций органов управления.
380 лет до н.э. Платон Классификация форм государственного управления, разграничение функций органов управления.
350 лет до н.э. Александр Македонский Теория и практика управления войсками. Создание штаба.
2 век до н.э. Земледелие», Катон, Рим Систематизация правил проведения земледельческих работ: приоритет рабочей силы, интенсивность труда, задание, нормирование, дисциплина, принуждение
Около 1015 года н.э. «Правда Ярослава». «Устав Мостников» Основы феодального права пользования, владения, распоряжения, судебные решения и штрафы
Около 1122 года Поучение», Владимир Мономах Свод требований по руководству подчиненными, профессиональной подготовке и ответственности руководителей подчиненных
Около 1377 г., Суздаль   «Лаврентьевский кодекс»   Договорное право, причинно-следственный учет и анализ выработки, принятия и реализации решений
1513 год,Флоренция «Государь». Н. Макиавелли Государственное устройство, принципы вертикально интегрированных структур
Второй период – индустриальный (1700 – 1880 гг.)
Четвертая управленческая революция – отделение управленцев от собственности на средства производства; зарождение профессиональных управленцев
 
Окончание таблицы 1.1.
1767 год «Принципы политической науки», Д. Стюарт, Англия Обоснование административного выделения управленческого персонала организации
1801 год «Александру I», В. Н. Карамзин, Россия Целевая программа реформ системы управления экономикой по принципу «сверху вниз»
1850 год   «Опыт фабричного управления», Р. Оуэн, Англия Основы современного менеджмента, руководство персоналом, единоначалие, администрирование
Третий период – период систематизации (1881 – 1970 гг.) Пятая управленческая революция – бюрократическая
1881 год Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
1900 год Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент, системный подход, исследование рабочего времени
1916 год Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции менеджмента, принципы менеджмента
1919 год Моррис Л. Кук Различные области использования менеджмента
1927 год Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
1943 год ЛинделлУрвик Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента
1949 год Норберт Винер Разработка системного анализа в теории информации
Четвертый период – информационный (1960 год по настоящее время)
             

 

 


Решение и его роль в деятельности менеджера. Сущность и содержание управленческих решений.

 

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек сталкивается либо с новым объектом выбора, либо с обстановкой, в которой совершается выбор.

Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому – либо выводу и необходимым действиям. Так, решением является какой – либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого – либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых (единичных) результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой – либо деятельности. Не всякий результат мыслительной деятельности приводит к решению.

Понятие «решение» трактуется трояко:

· Как процесс;

· Как акт выбора;

· Как результат выбора;

Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов (подготовка, принятие и реализация). Второй этап – принятие решения – можно рассматривать как акт выбора, который осуществляется лицом, принимающим решение (ЛПР) или группой лиц по определенным правилам. Решение как результат выбора есть предписание к действию (план работы, варианты проекты и т. д.).

Решение является одним из видов мыслительной деятельности человека и проявлением воли человека. Решению присущи следующие признаки:

· Возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, значит, нет и выбора, а нет выбора, то нет решения;

· Наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

· Необходимость волевого акта ЛПР через выбор решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Лица, разрабатывающие решения – специалисты (проектанты, разработчики, конструкторы, менеджеры, модельеры и т. д.). Работники, которые эти решения оценивают – эксперты. Большую роль в разработке и реализации отдельных сторон решений играют консультанты, которых приглашают на постоянной или временной основе в организацию из консультационных фирм или ведущих компаний. Они обладают более глубокими знаниями по отдельным вопросам данного решения.

Субъекты решения – лица, наделенные правом инициировать решения или их реализовывать. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (должностные лица: директор, главный экономист и др.). Исполнители решений – объекты решения.

Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой – либо деятельности. На подготовку и реализацию решений оказывают влияние множество факторов, в том числе личностные качества человека.

Особенности современных условий формирования решений:

· Усилился динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, отведенного на подготовку решений;


· Увеличилась сложность обработки информации при подготовке

· решений;

· Возросла цена возможных отрицательных последствий от решений.

Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной.

Техническая система включает станки, оборудование, компьютер и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого решения и его выполнение. Так, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а плохой – испортить информационную и техническую базу компьютера. Набор решений в технической системе ограничен, а их последствия обычно предопределены.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений). В таких системах необходимы разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие методы разработки решения и выбирать лучшее из альтернативных решений.

Социальная (общественная) система характеризуется пребыванием человека в окружении взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров таких систем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы существенно опережают биологические по богатству возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления выступает человек как личность, которой присуща относительно высокая скорость (по сравнению с биологическими системами) изменения сознания, а также широта нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Люди – самая большая ценность организации; в то же время они наименее предсказуемы в поступках, реакциях, решениях. Перечисленные виды систем обладают различным уровнем непредсказуемости (риска) в результатах реализации решений (рис. 1.1).

Уровень непредсказуемости результатов решения %

 

 

 

 

Техническая Биологическая Социальная

Область принятия решений


Рис. 1.1 Тенденции изменения непредсказуемости результатов реализации решений в различных системах

 

 


Социальная система может включать в себя биологическую и техническую системы, а биологическая – техническую.

В зависимости от условий реализации решений в социальной системе, руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и противостояния. Профессионализм специалиста, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для выполнения решения. Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями.

Принятие решения в узком смысле
Что делать?
Перспективное планирование
Как делать?
Текущее планирование
Организация
Мотивация
Операции
Контроль, учет, анализ
Координация, регулирование
Изменение планов

Рис. 1.2 Цикл управления

Принятие решений в управлении – это систематизированный процесс. Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру. В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис.1.2).

Принятие решений в организации представляет собой сознательный выбор из изменяющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений включает множество разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения целей организации. Принятие решений – это центр, вокруг которого вращается жизнь организации.

Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле – это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов – решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной. Место решения в процессе управления представлено на рис. 1.3.

Процесс управления
Решение в управлении
Распределение полномочий по решениям
Централизация и делегирование
Процесс принятия решения
Степень структурированности решения
Риск по решению
Математические инструменты

Рис. 1.3.Место решения в процессе управления

Таким образом, принятие решений отражается на всех аспектах управления, и этот процесс является частью ежедневной работы управляющего (менеджера). В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формальный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

Проблема принятия управленческих решений занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают ее деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Рассмотрим главные отличия управленческих решений от повседневных.

Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер (особенно высокого ранга) выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.







Date: 2015-07-27; view: 699; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию