Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и сущность правопорядка и общественного порядка, их соотношение. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права; 2) возникает в результате реализации данных норм; 3) обеспечивается государством; 4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь; 5) выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
19. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления. Юридические коллизии и способы их разрешения Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они, должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и право фименитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела нa основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конститу-, ции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собст-[венние правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
20. Акты применения права: понятие, структура, виды. Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов. Акт применения права — это такой правовой акт, который со держит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: — исходит от компетентных органов — носит государственно-властный характер; — носит индивидуальный (персонифицированный),, а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; — имеет определенную установленную законом форму. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении но службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); 4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру — на материальные и процессуальные. Отличие нормативных актов от актов применения права Общим между ними является то, что: - л о правовые акты; — они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами; — они выступают властными по своему характеру документами В отличие от нормативного акта правоприменительный акт: 1) применяется именно на основе нормативного; 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям; 3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; 4) не является источником (формой) права и рассчитан только однократное применение; 5) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений
21. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, средства и стадии. Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак). Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования: 1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов); 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов); 4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования); 5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).
|