Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность системы права. Соотношение системы права и системы законодательства





. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтог., подотраслей и отраслей права

Системное устройство права означает, что оно представляем собой целостное образование, состоящее из множества элементом..* находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Черты системы права:

—ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, пои

отрасли, отрасли;

- ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаи­моувязаны, что придает ей целостность и единство;

— она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими*
факторами;

— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по
чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понят) • «правовая система». Последнее шире по своему объему и вклнэт в себя помимо системы права юридическую практику и господа! ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный

акт;2)если система права выступает в качестве содержания, то сис­тема законодательства — в качестве формы;3)если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законо­дательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законода­теля;4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный (первая служит исходной базой для второй);5)если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федера­тивное, иерархическое);6)система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах,
и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, назва­ния разделов, глав, статей и т.п


13. Понятие и признаки государства. Государство — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков: 1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. 2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти. 3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подраз­делений и членов, тогда как нормативные акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства. 4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных при­датков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей со­вокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять. 5. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения. 6. Государство – единственная в политической системе орга­низация,котораярасполагает правоохранительными(каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. 7. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность. 8. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства. 9 тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизо­ванному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране

14. Нормативно-правовые акты: понятие, виды.

Нормативный правовой актэто правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия,рассчитан­ные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Норма­тивный акт является официальным документом, носителем юриди­чески значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов);

2) федеральные конституционные

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, по­литической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ

2) постановления и распоряжения Правительства РФ

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственных комитетов

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственного управления;

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­ганов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и
организации (например, правила внутреннего трудового распо­рядка


15.. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законода­тельством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помо­щью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре пос­леднего выделяют такие элементы:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы, и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным.

Общий статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения опре­деленных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнес­менов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и пред­ставляет собой совокупность персонифицированных прав и обязан­ностей личности.


Date: 2015-07-27; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию